Коррупция как социально- экономическое явление: методы и система противодействия ей А.Н.Мальцев.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Коррупция 1) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями, коммерческий подкуп либо.
Advertisements

Правовые акты по вопросу противодействия коррупции.
Коррупция как социально- экономическое явление: методы и система противодействия ей.
Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Внедрение антикоррупционных стандартов, регламентирующих вопросы противодействия коррупции,
По вопросам противодействия коррупции СЕМИНАР. Тема семинара: Обзор действующего законодательства о противодействии коррупции 1.Основные понятия и принципы,
МБОУ СОШ 3 г.Павлово Директор Гусева Н.Е.. Коррупция должна быть не просто незаконной. Она должна стать неприличной. Д.А. Медведев.
1 Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в Главном управлении Минюста России по Ставропольского края. Внедрение антикоррупционных.
Построение системы противодействия коррупции в органах местного самоуправления Пермского края.
ПАМЯТКА ГОСУДАРСТВЕННОМУ ГРАЖДАНСКОМУ СЛУЖАЩЕМУ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РК ОБ ОСНОВАХ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Государственному гражданскому (муниципальному) служащему об основах антикоррупционного поведения ПАМЯТКА.
Г. Москва 01 апреля 2014 г.. 2 Нормативно - правовые акты, регламентирующие обязанность представления федеральными государственными служащими сведений.
Основные направления деятельности органов государственной власти Пермского края по противодействию коррупции.
По вопросам противодействия коррупции СЕМИНАР. Тема семинара: Обзор действующего законодательства о противодействии коррупции 1.Основные понятия и принципы,
Система мер по обеспечению соблюдения федеральными государственными служащими ограничений, запретов, требований к служебному поведению, общих принципов.
21 июля 2010 года N 925 УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ"
О выполнении мероприятий, предусмотренных Планом противодействия коррупции в Алтайкрайстате на гг.
Злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование.
ФОРМИРОВАНИЕ НЕГАТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДАРЕНИЮ ПОДАРКОВ ГРАЖДАНСКИМ СЛУЖАЩИМ В СВЯЗИ С ИХ ДОЛЖНОСТНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ ИЛИ В СВЯЗИ С ИСПОЛНЕНИЕМ ИМИ СЛУЖЕБНЫХ.
Злоупотребление служебным положением Дача взятки, получение взятки Злоупотребление полномочиями Иное незаконное использование физическим лицом своего.
«О мероприятиях, направленных на противодействие коррупции в министерстве финансов Ставропольского края в 2010 году» Пиценко Галина Викторовна 25 марта.
Транксрипт:

Корруопция как социально- экономическое явление: методы и система противодействия ей А.Н.Мальцев

Понятие коррупции Корру́опция (от лат. corrumpere «растлевать») термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите.лат.властныхправзаконодательствуморальнымбюрократическомуэлите Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинского слова.семантику 2

продолжение Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). ресурсов чиновник депутат судья правоохранительных органов администратор экзаменатор врач Главным стимулом к коррупции – не только индивидов, но и организаций – является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором риск разоблачения и наказания.риск 3

(продолжение) Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его нанимателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти (глава 30 Уголовного кодекса РФ).конфликт выборного общества мошенничеству Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, корруопция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования в любой стране.макроэкономическим полит экономическим 4

Типы и уровни коррупции Бытовая корруопция порождается взаимодействием рядовых граждан с чиновниками, должностными лицами организаций и учреждений. В неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. К этой категории также относится кумовство.семьи кумовство Государственно-административная корруопция характеризует алчно-вымогательское и расхититель свое поведение государственных и муниципальных служащих разных уровней. Элитно-политическая корруопция – корруопция в среде лиц, замещающих государственные и муниципальные должности. Коммерческий подкуп – тип коррупционного поведения, распространенный в бизнесе. 5

Характеристики рынка бытовой коррупции в Российской Федерации в 2001, 2005 и 2010 гг. Характеристика 2001 г г г. Коррупционный охват, % Риск коррупции, % Готовность давать взятки, % Интенсивность коррупции 1,19 0,882 0,761 Средний размер взятки, руб Средний нормированный размер взятки, % Среднегодовой коррупционный взнос, руб Объем рынка бытовой коррупции, млн. руб Нормированный объем рынка бытовой коррупции, % 0,95 0,60 0,42 6

Доли суждений респондентов об изменениях в коррупционной ситуации за гг. (% от всех опрошенных). Индикатор роста коррупции: разность ответов «коррупции стало больше» и «коррупции стало меньше» (в п.п.) Мнения о переменах стало ситуация не стало затрудняюсь Индикатор роста в уровне коррупции больше изменилась меньше ответить коррупции Вузы: поступление, перевод, учеба Ситуация с автоинспекцией Бесплатная медицинская помощь Дошкольные учреждения Получение работы, продвижение по службе Услуги ЖКХ: ремонт, эксплуатация жилья Средняя школа Жилплощадь: получение, оформление, приватизация Земельный участок: приобретение, оформление Призыв на военную службу Обращение в милицию Регистрация сделок с недвижимостью Обращение в суд Регистрация, получение паспорта и т.д Оформление, перерасчет пенсий Оформление, перерасчет социальных выплат

Корруопция (из 273-ФЗ) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами 8

Основные проявления коррупции Взятка принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) или какая-либо имущественная выгода или услуги за действие (или наоборот бездействие), в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения.деньги Действия по передаче и приёму взятки в России и др. странах противозаконны и подпадают под действие Уголовного кодекса. Разновидностью взятки является так называемый откат, заключающийся в том, что должностное лицо при выборе поставщика товаров или услуг выбирает определённое предложение, и за это получает от поставщика вознаграждение в виде фиксированной суммы или процента от суммы сделки Уголовного кодекса откат 9

Взятки чиновников В роли незаконного вознаграждения могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера, под которыми понимаются оказываемые без- возмездно, но подлежащие оплате услуги, например, пре- доставление санаторных и туристических путевок, производство ремонтных, строительных и других работ. При этом особого внимания заслуживает ст. 575 «Запреще- ние дарения» Гражданского кодекса РФ, легализующая дарение подарков должностным лицам стоимостью до трех тысяч рублей: «1. Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей: …». Однако приведенная норма касается только случаев после- дующего вознаграждения служащих, поэтому предвари- тельное получение подарка или факт вымогательства рассматриваются как преступление. 10

:34 В Москве задержан помощник члена Совета Федерации по подозрению в финансировании организованных преступных группировок это 45-летний Михаил Беридзе. Чьим помощником он работает, не уточняется. По данным МВД, Беридзе используя служебное положение, предлагал услуги по трудоустройству на должности помощников и советников, получая вознаграждение от 150 до 200 тысяч долларов. Часть средств он брал себе, а остальные пересылал в Грузию для финансирования местных группировок. «Эхо Москвы» 11

Всероссийский выставочный центр незаконно сдает в аренду помещения в павильонах, которые являются объектами культурного наследия По данным Генпрокуратуры, руководство выставочного центра за последние три года получило не меньше миллиарда рублей, не заплатив ничего в федеральный бюджет. Представление с замечаниями прокуратуры также направлено в Росимущество

Совещание по вопросам исполнения поручений Президента РФ Д.А.Медведева 29 октября 2010 года, 15:00 Москва из доклада начальника контрольного управления Администрации Президента РФ К.Чуйченко: «Вами было издано поручение принять необходимые меры для исключения неэффективных бюджетных расходов в сфере закупок … у различных госзаказчиков разброс цен даже на так называемые биржевые товары доходит до 30 процентов. Например, средняя цена закупки 92-го бензина по результатам аукционов у различных госзаказчиков находилась в диапазоне от 18 до 26 рублей за литр.. более 33 процентов». 13

(продолжение) «если до проверки 64-срезовые компьютерные томографы приобретались в среднем по цене 77 миллионов рублей, то в июле–октябре текущего года – по 49 миллионов рублей, или на 28 миллионов рублей дешевле. На 16-срезовые компьютерные томографы средняя цена составляла 32 миллиона рублей, сейчас – около 25 миллионов рублей. По нашим расчётам, экономия средств федерального бюджета по торгам, состоявшимся в июле–октябре 2010 года, только на компьютерный томограф составила более 650 миллионов рублей» 14

(продолжение) Д.МЕДВЕДЕВ: То, что томографы подешевели, конечно, хорошо, потому что это прямая реакция на ситуацию, когда пришлось мне лично в это вмешиваться. Но проблема-то заключается не только в этих томографах и совсем не только в медицинской технике. Только что начальник Контрольного управления сказал, что возможная экономия – по самым скромным расчётам, триллион рублей. Что это означает, если выражаться простым русским языком? Объём воровства можно снизить на триллион рублей, по самым консервативным расчётам. То есть мы уже сейчас понимаем, что в этой сфере гигантские суммы присваиваются чиновниками, а также недобросовестными коммерсантами, которые в этой сфере работают. Сколько у нас в год контрактов заключается? 15

(продолжение) К.Чуйченко: 10 миллионов. Д.Медведев: 10 миллионов контрактов. И значительная часть из них содержит откаты, «спиливаются» деньги постоянно с них. Поэтому, конечно, оптимизация работы здесь необходима очень и очень системная. Медицинская техника – только лишь, может быть, капля, в которой сконцентрирована часть проблемы, хотя это достаточно показательная ситуация. 16

О хищении $4 млрд в «Транснефти» при строительстве ВСТО: блогер Навальный Против власти и менеджмента компании «Транснефть» играет одно ключевое обстоятельство – засекреченность отчета Счетной палаты о проверке строительства ВСТО, имеющего гриф «для служебного пользования». «Транснефть» – это компания, в которой нет ничего частного. Все государственное

Крупнейшая взятка в России 21 января 2011 г. Арестован генерал-лейтенанта МВД Александр Боков по подозрению в мошенничестве. По версии следствия, Боков с сообщниками вымогали. $46 млн. в 2005–2006 гг. у предпринимателя А.Чегодаева, обещая помочь ему получить контрольный пакет акций ОАО «Волготан- кер». 18

Ответственность за взятку (уголовная) Мера наказания за получение/дачу взятки определяется судом с учетом всех фактических обстоятельств дела, тем не менее, законом очерчены нижний и верхний пределы ответственности. Так, наказание взяткополучателя за незаконное вознаграждение колеблется от штрафа в сто тысяч рублей до лишения свободы на срок до двенадцати лет с одновременным штрафом до одного миллиона рублей. 19

Злоупотребление полномочиями Дискреционными – правом распределения каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению Разрешительными Контрольно надзорными Незаконное присвоение или использование бюджетных средств, государственного или муниципального имущества

Место России в международном рейтинге восприятия коррупции Год БаллыМесто из из из из из из из ,4143 из из

Общие условия, способствующие коррупции в РФ Резкое «падение нравов» в 1990-е годы, организованное и поощрявшееся радикально-либеральными властями Низкий уровень правосознания и законопослушания населения как производное от «беспредела властей» и криминализации общества Высокий уровень терпимости к коррупции и широкое распространение «низовой» («бытовой») коррупции Неразвитость государственного регулирования «дикой» рыночной экономики РФ при избыточности «административных барьеров» Глубокая коррумпированность чиновников, имеющих доступ и право распоряжения общественными ресурсами, в том числе высокопоставленных руководителей Далеко зашедшая коррумпированность силовых структур Почти полная безнаказанность коррупционеров, сложившаяся с начала 1990-х годов и усиливавшаяся до недавнего времени ( гг.) 22

Правовая основа противодействия коррупции в РФ (основные правовые акты) 1. Указ Президента РФ от г. 815 «О мерах по противодействию коррупции» 2. «Национальный план противодействия коррупции», ут- вержденный Президентом РФ (Пр-1568 от г.). 3. Федеральный закон 273-ФЗ от г. «О проти- водействии коррупции». 4. Указ Президента РФ 1065 от г. N 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представ- ляемых гражданами, претендующими Указ Президента РФ от 1 июля 2010 г. N 821 «О комис- сиях по соблюдению требований к служебному поведе- нию федеральных государственных служащих и урегули- рованию конфликта интересов» 23

(продолжение) 6. Федеральный закон 8-ФЗ от г. «Об обеспече- нии доступа к информации о деятельности государствен- ных органов и органов местного самоуправления». 7. Федеральный закон Российской Федерации от г. N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». 8. Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. N 460 «О Наци- ональной стратегии противодействия коррупции и Нацио- нальном плане противодействия коррупции на годы». 9. Указ Президента РФ от 1 июля 2010 г. N 821 «О комисси- ях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулирова- нию конфликта интересов». 24

(продолжение) 10. Указ Президента РФ от N 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции». 11. Указ Президента РФ от г. N 233 «О некото- рых вопросах организации деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по про- тиводействию коррупции» 12. Федеральный закон от г. N 230-ФЗ «О кон- троле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». 13. Указ Президента РФ от N 310 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещаю- щих государственные должности, и иных лиц их дохо- дам». 25

(продолжение) 14. Федеральный закон от N 79-ФЗ «О запрете от- дельным категориям лиц открывать и иметь счета (вкла- ды), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами терри- тории Российской Федерации, владеть и (или) пользовать- ся иностранными финансовыми инструментами». 15. Указ Президента РФ от N 613 «Вопросы про- тиводействия коррупции (вместе с «Порядком размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязатель- ствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предо- ставления этих сведений общероссийским средствам мас- совой информации для опубликования»). 26

Основные направления государственной политики в сфере противодействия коррупции (из Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом РФ года) совершенствование системы и структуры государственных органов, оптимизацию и конкретизацию их полномочий; разработка системы мер, направленных на совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы и стимулирование добросовестного исполнения обязанностей государственной и муниципальной службы на высоком профессиональном уровне; 27

(продолжение) сокращение категорий лиц, в отношении которых при- меняется особый порядок производства по уголовным делам и ведения оперативно-разыскных мероприятий; введение антикоррупционных стандартов, то есть ус- тановление для соответствующей области социальной деятельности единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на преду- преждение коррупции; обеспечение справедливой и равной для всех доступ- ности правосудия и повышение оперативности рассмо- трения дел в судах; развитие процедур досудебного и внесудебного разре- шения споров, прежде всего между гражданами и госу- дарственными органами. 28

Система противодействия коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. 29

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер: 1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; 2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов; 3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами; 30

продолжение 4 ) установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы либо для применения в отношении его иных мер юридической ответственности за непредставление им сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; 31

продолжение 5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении; 6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. 32

Из Указа Президента РФ от 21 июля 2010 г. N 925 Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в 2-месячный срок разработать, руководствуясь настоящим Указом, и утвердить перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и перечни должностей муниципальной службы, предусмотренные статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". 33

Из N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" Статья 9. Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений 1. Государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. 2. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего. 3. Невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. 34

Из 79-ФЗ статьи 19. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе 5. Для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой … образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов 35