Основные изменения розничных рынков в 2014 году и перспективы Москва 20 ноября 2014 г. Райсих Александр aer@npgp.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Эталонный сбыт. Видение гарантирующих поставщиков Невмержицкая Наталья Председатель Правления НП ГП и ЭСК Сочи Октябрь 2014.
Advertisements

Установка и эксплуатация приборов учета в многоквартирных домах: требования и варианты реализации.
«Порядок осуществления расчетов за электроэнергию, порядок определения и применения гарантирующими поставщиками предельных уровней нерегулируемых цен»
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Постановление Правительства РФ от г. 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном.
О Росте цен на электрическую энергию (мощность) для различных категорий потребителей на розничном рынке Октябрь 2013 г. Москва.
Новый порядок расчета объема потребления и размера платы за коммунальные услуги (Постановление Правительства РФ от г 354) Новый порядок расчета.
Основные положения проекта методических указаний по расчету тарифов на электроэнергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов.
Заключение с потребителями «прямых» договоров оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности).
Регулирование энергосбытового сектора после принятия ПП 442 октябрь 2012.
Начальник отдела тарифообразования, Калиниченко Е.К. Методические указания по расчету сбытовых надбавок ГП. Применение сбытовых надбавок в 2013 году.
Г. Москва октябрь 2012 Федеральная служба по тарифам К рассмотрению вопроса: «О методике по установлению сбытовой надбавки энергосбытовым компаниям – гарантирующим.
Изменения правил розничных рынков электрической энергии 2012 г. Москва.
Новое в Правилах предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением правительства от г. 354.
Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» Начальник Управления.
О Правилах согласования передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, в аренду территориальным сетевым организациям и об основных методических.
Совершенствование порядка определения цен на розничном рынке в неценовых зонах 2014 г. директор Департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики.
год Управление регулирования электроэнергетической отрасли Гудкова С. В. Федеральная служба по тарифам Актуальные вопросы функционирования розничных.
1 Технологическое присоединение Шапошникова Н.Я. Директор филиала Вольские ГЭС ОАО «Облкоммунэнерго»
Актуальные вопросы текущих изменений жилищного законодательства.
Порядок определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)
Транксрипт:

Основные изменения розничных рынков в 2014 году и перспективы Москва 20 ноября 2014 г. Райсих Александр

2 Законодательные инициативы по платежной дисциплине и ЖКХ

НПА, направленные на повышение платежной дисциплины Принято: 255-ФЗ от г. Лицензирование деятельности по управлению МЖД Второе чтение в ГД Укрепление платежной дисциплины потребителей энергоресурсов (проект Минэнерго) Второе чтение в ГД Укрепление платежной дисциплины в сфере ЖКХ (проект Минстроя) Включено в проект Минстроя Переход на прямые договорные отношения между РСО и потребителями Поручения по протоколу Челябинского форума 6 июня 2014 г (п.4) Включение затрат на общедомовые нужды в состав платы за содержание общего имущества МКД (с учетом того, что её размер определяется собственниками) Поручения по протоколу Челябинского форума 6 июня 2014 г (п.6) Введение дополнительных мер, стимулирующих установку приборов учета потребляемых ресурсов

1) 255-ФЗ от : Лицензирование деятельности по управлению МЖД УО обязаны получить лицензию до 1 мая 2015 года –УО до 1 апреля 2015 г. обращается в лицензирующий орган –ОСС в течение месяца с момента обращения УО за лицензией вправе выбрать другую УО –Если лицензии нет, ОМСУ собирает ОСС для выбора УО Лицензионные требования: –Наличие у должностного лица действующего квалификационного аттестата –Отсутствие у него неснятой судимости и отсутствие его в реестре диск валифицированных лиц и др. Лицензионный контроль осуществляет Госжилинспекция (ГЖИ) – Предмет проверки определяется ПП РФ –2 и более нарушений в течение года – аннулирование лицензии Административная ответственность (нарушение правил, невыполнение деятельности в период аннулирования лицензии, деятельность без лицензии, невыполнение предписаний ГЖИ): –50 – 100 тыс.руб. для должностных лиц или диск валификация на срок до 3 лет –150 – 250 тыс.руб. для ИП или диск валификация на срок до 3 лет –150 – 300 тыс.руб. для юридических лиц

Риски и недостатки 255-ФЗ В переходный период у УК отсутствует мотивация на качественное продолжение работы в доме, в т.ч. на перечисление денежных средств; При аннулировании лицензии деятельность нужно продолжать, но без лицензии – нельзя; Банкротство УО и частая смена УО из-за огромных штрафов; Не определены критерии и порядок проверки УО – риск оспаривания выдачи ГЖИ предписаний; Риск «самоуправства» со стороны ГЖИ

2) Проект Минэнерго по укреплению платежной дисциплины Введение законной неустойки при просрочке платежей за э/э и ее составляющие: –1/170 ставки ЦБ (для населения первые 2 месяца 1/300 ставки ЦБ) Введение бюджетных и финансовых гарантий (безотзывная банковская, государственная или муниципальная гарантия): –Правительство РФ определяет критерии неотключаемых потребителей; –Губернатор утверждает перечень неотключаемых потребителей; –ГП определяет лиц, обязанных предоставить обеспечение; Штрафы в тыс.руб.: Население Должн.лица Юр.лица Самовольное подключение и без учета 1,5 – 2,5 1,5 – 50 3 – 4 10 – – – 300 Непредоставление гарантии неотключаемым потребителем 50 – 100 или диск в. 2-3 года 100 – 300 Нарушение отключения, невыполнение мер по отключению со стороны потребителя 10 – 100 или диск в. 2-3 года 100 – 500 Нарушение отключения, невыполнение мер по отключению со стороны субъекта электроэнергетики 10 – – 200

3-4) Проект Минстроя по укреплению платежной дисциплины При любых формах управления, по умолчанию, ИКУ = РСО Если УО производит комм.ресурсы (КР), например, тепло на котельной, то она обязана заключить договор с РСО на поставку КР В иных случаях – право УО заключить договор с РСО и право РСО расторгнуть данный договор; РСО отвечает за качество КР до границы МКД; РСО вправе привлекать УО в качестве агента по сбору платежей; Пеня за неоплату КР –Первые 3 месяца 1/300 ставки ЦБ, далее – 1/170 ставки ЦБ за каждый день просрочки Вводится ограничение госрегистрации прав на недвижимость до погашения долгов за КР прежним собственником

Положения законопроекта по реализации п.6 протокола в Челябинске 1. Вносятся поправки в ФЗ В ЖК: В отношении потребителей, в помещениях которых отсутствует ИПУ при наличии технической возможности их установки, субъектом РФ может быть установлен особый порядок расчета ОДН (порядок в ПП354) Вводится ответственность за вмешательство в работу приборов учета потребляемых энергетических ресурсов, а также ответственность за установку приборов учета, не отвечающих требованиям законодательства. За несанкционированное вмешательство в работу прибора учета или подключение к ВДИС, а также искажение показаний ПУ устанавливается ответственность в виде штрафа до 30 тысяч рублей (в ст.9.16 КоАП вводится часть 13). Уточняется лицо, ответственное за установку ОДПУ (собственники, с привлечением лица, ответственного за содержание, обязаны обеспечить…) При этом на ветхие, аварийные, подлежащие сносу дома не распространяются требования об установке ОДПУ Если собственники не установили ОДПУ, то прибор учета, установленный РСО (сетевой организацией) признается расчетным для учета ресурсов. Организация, установившая ОДПУ вправе не передавать этот прибор учета в состав общего имущества МКД (оставить в своей собственности). Она же может присоединить ОДПУ к АИИСКУЭ. Дается право УО, РСО устанавливать на ОДПУ или ИПУ специальные устройства (пломбы), позволяющие фиксировать факт вмешательства в работу прибора учета

Положения законопроекта по реализации п.4 протокола в Челябинске 1. Включение платы за ОДН в состав платы за содержание общего имущества 2. При непосредственной форме управления потребители оплачивают ОДН по договорам с РСО в полном объеме Начиная с 1 июля 2015 (2016) г (далее – дата Х) С установленной даты Х в плате за содержание учитываются расходы на покупку КР (за исключением КР на отопление и теплоснабжение) в целях ОДН в объеме, не превышающем норматив на ОДН (в заключенных договорах) При заключении договора управления (после даты Х) плата за содержание устанавливается в размере, обеспечивающем оплату КР, но если собственники на ОСС не приняли решения, то в размере норматива. УО обязана заключить договор на покупку КР, потребляемого при использовании общего имущества в многоквартирном доме (по ПП124) в размере фактических объемов КР Правила установления платы, корректировки величины этой платы, которая должна быть достаточной для расчетов с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством РФ (в рамках ПП491) Дополнительно по предложению РСПП 3. Устанавливается возможность ограничения подачи ээг при наличии задолженности за иные коммунальные услуги и ресурсы с компенсацией расходов ГП (?)

Проект постановления, направленный на усиление «платежной дисциплины» Регламентация отношений с собственниками нежилых помещений в МКД -обязательность для собственника нежилого помещения в МКД заключения в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг или договора энергоснабжения с РСО по правилам ПП 442 (в отношении индивидуального потребления); -потребление электроэнергии в отсутствие как одного, так и другого договора, признается бездоговорным потреблением и влечет последствия бездоговорного потребления по правилам ПП при подключении потребителя в нежилых помещениях в МКД или расположенного вне МКД к ВДИС составляется акт и РСО рассчитывает объем бездоговорного потребления. 2. Упрощение процедуры введения ограничения потребления электроэнергии : -предусматривается направление только одного (первичного) уведомления о возможном введении ограничения (частичного ограничения), а затем приостановления (введения полного ограничения) предоставления коммунальной услуги по электроснабжению (режима потребления электроэнергии) в случае непогашения задолженности в указанный в уведомлении срок (не менее чем за 20 дней); - под расписку или направления заказным почтовым отправлением (с уведомлением о вручении), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем лично;

Проект постановления, направленный на усиление «платежной дисциплины» + меры по п.6 протокола Стимулирование установки ПУ + снижение величины ОДН: - По решению субъекта РФ может быть реализован один из двух способов распределения ОДН: а) Если площадь помещений без ПУ > 10%, то весь ОДН распределять на эти помещения; б) При отсутствии ПУ (при наличии техн возможности) применяется 1,3 норматива с повышением коэффициента на 0,3 ежеквартально; оставшийся после такого «распределения» объем ОДН распределяется на всех в общем порядке; -Дается правоИКУ устанавливать специальные устройства (пломбы) для фиксации факта вмешательства в работу ПУ; -Сокращается минимальный интервал проверки и снятия показаний ПУ до 3 мес. (вместо 6 мес.) + для нежилых помещений – отдельные условия (ежемесячно) -Устанавливается срок 26 число месяца, когдаИКУ вправе начислять плату на основании имеющихся данных 4. Несанкционированное вмешательство в работу приборов учета: В случае обнаружения несанкционированного вмешательства в работу приборов учета (а также при повторном недопуске исполнителя к снятию показаний ПУ и проверке технического состояния): -составляется акт о выявленном несанкционированном вмешательстве или недопуске; -исполнитель КУ рассчитывает объем потребления в порядке, предусмотренном для безучетного потребления (п.62), причем с даты установки пломб -Уточняется перечень параметров, которые подлежат проверке при осмотре состояния прибора учета

Проект постановления, направленный на реализацию мер по п.4 протокола В Правила содержания общего имущества МКД (ПП491) - В плату за содержание включаются расходы на приобретение коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества -После даты Х расходы на ОДН включаются исходя из норматива ОДН; -После даты Х и при заключении договоров управления расходы на ОДН устанавливаются по предложению УО и согласно решению ОСС. Если решение не принято, то в размере норматива 4. В Правила заключения договоров ПП124 Для приобретения ресурсов в целях предоставления КУ оферта исходит от РСО Для приобретения ресурсов, потребляемых на ОДН, УО обязана обратиться в РСО за заключением договора Уточняется порядок определения объемов по договору УО – РСО для случая отсутствия ОДПУ. Расторжение договора: в части объемов на КУ – РСО вправе в одностороннем порядке, в части объемов на ОДН – при наличии задолженности (как сейчас).

13 ПП 740 и 750

ПП от Введение уровня напряжения ВН1 Ограничения суммы ПС по регионам Ограничения на ПС в тарифе на передачу на ВН1 (с ежегодным сокращением) Расчетная величина ПС в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии определяется вычитанием из величины НВВ сетей следующих величин: –произведение планового объема услуг по передаче электрической энергии и мощности по уровням напряжения для прочих потребителей и двухставочных экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче; –произведение объема поставки электрической энергии (мощности) населению и приравненным, учитываемого при формировании прогнозного баланса, и тарифа на услуги по передаче населению и приравненным 14

ПП РФ 750: Потребители, присоединенные к генераторам – по двухставке Абзац 20 п.97 Основных положений: Потребители, в т.ч. опосредованно присоединенные к ЕНЭС и производителям электроэнергии оплачивают услуги по передаче по 4 й и 6 й ценовым категориям; ? вправе ли ГП до истечения текущего периода регулирования, при отсутствии соответствующего уведомления (волеизъявления) опосредованно присоединенного потребителя, применять (в одностороннем порядке) для расчетов с таким потребителем двухставочный вариант тарифа на передачу и, соответственно, ценовые категории, установленные постановлением Правительства 750? если да, то с какого момента подлежит применению новый тариф и ценовая категория – с 1 августа 2014 г. (т.к. расчеты за август будут производиться в сентябре 2014 г., т.е. после вступления в силу постановления Правительства РФ 750) или с 5 августа 2014 г.? если нет, то вправе ли ТСО требовать от гарантирующего поставщика расчетов за услуги по передаче электроэнергии, предоставленных опосредованно присоединенному потребителю, с применением двухставочного тарифа, когда таким потребителем до вступления в силу постановления Правительства РФ 750 был выбран одноставочный вариант тарифа на услуги по передаче? 15 Выбор в течении месяца с момента принятия ТБР Потребители уже выбрали ЦК с 1 став.тарифом

ПП от Продление до оплату содержания ФСК по заявленной мощности При расчете и применении цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии уровень напряжения в отношении каждой точки поставки определяется в следующем порядке: –в случае если в субъекте РФ введен уровень ВН1 и энергопринимающее устройство присоединено, в том числе опосредованно ч/з производителей электрической энергии, объекты лиц, не оказывающих услуги по передаче, или через бесхозяйные сети к объектам электросетевого хозяйства, переданным ФСК в аренду МРСК, принимается уровень напряжения ВН1; –в иных случаях если граница раздела балансовой принадлежности сети и потребителя установлена на объектах, где происходит преобразование уровней напряжения, принимается уровень напряжения, соответствующий значению высшего напряжения –в иных случаях если потребитель присоединен к сети через производителя, принимается наиболее высокий уровень напряжения, на котором объекты по производству э/э (м) присоединены к сети –в иных случаях принимается уровень напряжения, на котором подключены энергопринимающие устройства потребителя, а в случае, если такие энергопринимающие устройства подключены к сети опосредованно через лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или через бесхозяйные сети, принимается уровень напряжения, на котором подключены объекты указанных лиц или бесхозяйные сети к объектам сети 16

Разночтения ПП 740 и ПП750 Должны ли применяться только 4 и 6 ЦК к субабонентам абонентов опосредованно присоединенных к станции ? Если есть цепочка опосредованных присоединений, то должен ли к последнему применяться тариф самого высокого уровня? 17 Сеть ВН Понижающая подстанция ВН/СН1 Потребитель на СН1, тариф ВН или СН1??? Только двуставка?? Потребитель на СН1, тариф ВН

18 Проекты НПА по ценообразованию

Проект ПП по совершенствованию определения объемов покупки мощности населением и ФСК(1) ЧЧИМ населения от 6000 до 7500 (сейчас ) –Снижение генераторной составляющей в тарифе для населения –Возможность для увеличения РЭК тарифов на передачу для населения –Дополнительная мощность генераторов в КОМ Снижение СВНЦ на мощность Проблема: не закреплено в ПП Покупка мощности населением 19

Покупка мощности ФСК Ставка тарифа на оплату потерь в сетях ЕНЭС определяется ОАО АТС Стоимость покупки потерь по регионам будет распределяться пропорционально фактическим нормативным потерям (норматив потерь, умноженный на фактический переток из сети ФСК) -стоимость э/э (м), в том числе и в целях компенсации нагрузочных потерь, за вычетом стоимости расходов на покупку э/э (м) в целях компенсации потерь, связанных с увеличением стоимости э/э (м) в результате несоблюдения ФСК суммарного объема и сроков проведения ремонтов, согласованных с СО, определенная АТС для месяца m-1 в отношении i-го субъекта РФ - фактический объем э/э на потери в сетях ЕНЭС с учетом нагрузочных Потерь, определенный АТС для месяца m в отношении i-го субъекта РФ Проект ПП по совершенствованию определения объемов покупки мощности населением и ФСК (2) 20

Проект ПП по изменению п.11 ПП1178 Только для тарифов населения сохраняется требование о том, что в 1 м полугодии следующего года тарифы не выше, чем во 2 м полугодии предыдущего Для прочих потребителей такое требование исключается.

Проект ПП по вопросам оплаты резервируемой максимальной мощности (1) Резерв оплачивают только потребители, максимальная мощность которых в границах балансовой принадлежности составляет не менее 670 к Вт и: –по итогам 3-хлетнего периода резерв в каждый месяц такого периода составлял более 40 % от максимальной мощности; –по итогам текущего месяца резерв составляет более 40 % от максимальной мощности Для новых потребителей предусмотрена конструкция постепенного выхода на оплату резерва с «коридором» 40% от максимальной мощности (1 год – 80%, второй год – 60%, 3 год – 40%) Сетевые организации не оплачивают резерв Условия платы за резерв По оценке МЭ величина заказанной при ТП, но не используемой мощности крупных потребителей (свыше 670 к Вт) по всей стране составляет 69 ГВт 22

Конструкция оплаты резерва Переходный период введения резерва –до 1 июля 2015 г. резерв не оплачивается –сетевые организации и ГП (ЭСО) проводят разъяснительные работы среди потребителей Оплачивается не весь резерв, а только его часть: –Для III категории надежности: – 5% – 10% – 15% С – 20% –Если у потребителя I или II категория надежности, то коэффициент оплаты резервируемой максимальной мощности увеличивается в 2 раза Проект ПП по вопросам оплаты резервируемой максимальной мощности (2) 23

Предложения Минэнерго Только монопотребитель (а не все потребители на моносети) платит два тарифа – котловой и тариф моносети При наличии у монопотребителя субабонентов, отдельный договор по передаче для субабонентов Изменения в ПП1179 по расчету предельных тарифов для монопотребителей Тарифы моносети устанавливаются с указанием наименования монопотребителя, который их оплачивает Проект ПП по вопросам оплаты услуг по передаче монопотребителями 24

Проект ПП по вопросам оплаты услуг по передаче монопотребителями 25 Предложения НП ГП и ЭСК Установление тарифа для монопотребителя как суммы двух тарифов – котлового и моносети НВВ моносети для монопотребителя выделяется: –Пропорционально э/э для затрат на потери –Пропорционально мощности для затрат на содержание Указание на необходимость процедуры возврата сети «в котел», когда сеть перестает соответствовать критериям моносети В критериях моносети должно быть прописано, что доля монопотребителя и по э/э и по мощности должна считаться от полных объемов отпуска э/э (мощности) из рассматриваемой сети Необходимо убрать риски признания монопотребителями мелких и средних субабонентов крупного потребителя, выделившего в сетевую организацию только часть своего сетевого хозяйства

Проект ПП по вопросам перепрограммирования зонных счетчиков 26 Предложения Минстроя Для граждан и приравненных к ним потребителям устанавливается период когда они могут пользоваться зонными счетчиками без перепрограммирования – до поверки или проверки Во время проверки или поверки перепрограммирование делается для граждан бесплатно До этого момента показания прибора считаются пригодными для расчетов и гражданин может рассчитыватся по зонному тарифу. Если гражданин захотел перепрограммировать прибор учета то УК, ГП, сеть должны это сделать за свой счет в 2 х месячный срок. ПО факту оказанных услуг (проведенных работ) средства на перепрограммирование включаются в тарифы, если они не были заложены туда ранее

27 Разработка изменений в НПА по расчету сбытовых надбавок на основе эталонных затрат

Основные принципы, заложенные в проект ПП За основу взят расчет НВВ на основе эталонных затрат (без изменения правил установления сбытовых надбавок) 40% – 2016 г., 70% – 2017 г., 100% г.; ТИТЭС – 0%, новые ГП и ГП с отклонением ЭОР от эталонной выручки менее чем на 3% - 100%; проектом предусматривается расчет СН на второе полугодие 2015 года с учетом новой методологии Эталонные затраты применяются в доле, которая увеличивается в течение переходного периода предпринимательская прибыль – величина, остающаяся в распоряжении гарантирующего поставщика и расходуемая им по своему усмотрению Эталонная выручка формируется исходя из эталонов затрат и предпринимательской прибыли ГП уровень качества подлежит учету при определении эталонной выручки, но не ниже фактически достигнутого уровня Минэнерго поручается разработка критериев качества очного и заочного обслуживания потребителей. 28

29 Расчет НВВ в соответствии с проектом ПП Экономически обоснованные затраты В доле, определяемой МУ методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок Определяются путем индексации последней из рассчитанных методом экономически-обоснованных расходов НВВ Затраты по методу аналогов (эталонные затраты) В доле, определяемой методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок (1 – доля экономически обоснованных расходов) Величина перекрестного субсидирования По существующим принципам, учитывается в составе сбытовых надбавок на компенсацию потерь Выпадающие (излишне полученные) доходы ГП Дельта НВВ вследствие регуляторных решений по тарифамдля населения или конечным тарифам в неценовых зонах Отклонение фактической величины перекрестки от учтенной в СН Дополнительные расходы на покрытие безнадежной задолженности по решению РЭК Отклонения фактических цен от плановых, использовавшихся при расчете СН Не включает отклонение фактических расходов ГП за предшествующий период регулирования от эталонной выручки

30 Эталоны затрат Эталоны затрат устанавливаются отдельно для следующих групп (подгрупп) потребителей: Городское населени е Сельское населени е исполните ли коммунал ьных услуг прочие приравне нные к населени ю прочие потребите ли, диффере нцирован но по подгруппа м сетевые организац ии Эталоны затрат для каждой из групп (подгрупп) потребителей устанавливаются в виде следующих компонентов: переменные - в процентах от уровня цен (тарифов) на электроэнергию (мощность): обслужив ание кредитов Резерв БДЗ сбор и прием платежей постоянн ые - в рублях на одну точку Прочие статьи расходов Значения эталонов устанавливаются для групп субъектов РФ в зависимости от драйверов затрат (заработная плата, аренда, развитие каналов обслуживания)

31 Формула расчета эталонной выручки НВВ = Переменный компонент эталона затрат Прогнозный объем поставки э/э (м) Средневзвешенная цена (тариф) Фактические цены базового периода с учетом прогнозного роста цен Сумма по группам/ подгруппам потребителе й Постоянный компонент эталона затрат Точки поставки Норма прибыли Сумма по видам компонентов эталона ИПЦ 1

Проблемные вопросы при переходе к «эталонному сбыту» (на дальнейшее обсуждение) Требования по качеству и учет средств на их выполнение в СН Отсутствует четкая связь существующего уровня качества и издержек Отсутствует источник финансирования для перехода на более высокий уровень качества 2. Величина резерва по сомнительным долгам 3. Стоимость обслуживания кредитов 4. Стоимость аренды 1 м 2 5. Выпадающие доходы: Учитываемые в связи с изменением нормативной базы и структуры потребителей

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!