Автор: Кокарева Наталья Николаевна учитель-логопед МАДОУ д/с 41 г. Усть-Кута.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Этот маленький дружок – Твой веселый язычок. Чтоб он ловким был, умелым, Чтобы слушался тебя, Каждый день зарядку делай Перед зеркалом шутя! Наша сказка.
Advertisements

Сказка о Веселом Язычке Составила: учитель – логопед высшей квалификационной категории МОУ СОШ 31 Попова Г.В.
Артикуляционная гимнастика для дошкольников. Что такое артикуляционная гимнастика? Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков.
Зачем нужна артикуляционная гимнастика ?. Цель артикуляционной гимнастики: выработка силы, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного.
Люди правильно произносят различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов.
Артикуляционная гимнастика. Делаем вместе с нами! МБДОУ - д/с КВ 2 категории «Колокольчик» сл.Б. Мартыновка Автор: учитель-логопед Атрохова Евгения Сергеевна.
«Артикуляционная гимнастика это весело, полезно и интересно»
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Учителя-логопеды: Платонова О.П., Игнатьева Т.В.
Статья по теме: «Применение логопедических игр в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами ИКТ»
Секреты артикуляционной гимнастики Презентацию подготовила: Здор Елена Васильевна, учитель-логопед МАДОУ д/с 70 «Солнечный город»
Консультация для родителей Артикуляционная гимнастика Подготовила: Тегельская Е.В Учитель – логопед МБДОУ «Детский сад 130»
Практикум с элементами тренинга «Артикуляционная гимнастика» Составитель: учитель- логопед Букина Е.Ю.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА для развития речи Для родителей: Непременное условие правильного звукопроизношения – хорошее развитие мышц языка, губ, щек.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки.
Составила : Учитель-логопед МБДОУ д/с « Красная шапочка» Коршунова Н. Н.
МДОУ «Детский сад комбинированного вида 137 «Алиса» Зарядка для язычка.
Консультация для родителей Артикуляционная гимнастика Подготовила учитель-логопед: Хасанова Г.Ю. МДОАУ црр-д/с «Аленький цветочек»
Проведение артикуляционной гимнастики. Уважаемые коллеги! Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной.
АВТОРСКИЙ РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ИРИНА НИКОЛАЕВНА ДУМИТРАШ УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МДБОУ «САЛЕМАЛЬСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТАЯ РЫБКА», ЯМАЛЬСКИЙ РАЙОН, ЯНАО.
«Учусь говорить»
Транксрипт:

Автор: Кокарева Наталья Николаевна учитель-логопед МАДОУ д/с 41 г. Усть-Кута

Отчетливо произносить все звуки - невероятно сложная задача. Малыш постепенно тренирует свой язык, губы, легкие, голосовые связки. Ведь только языком (его кончиком, спинкой, боковыми краями, корнем) мы совершаем больше тридцати движений, которые дают различные акустические эффекты. Не так-то просто крохе справиться с такой задачей. Искаженное звукопроизношение приносит ребенку немало огорчений в детском саду, а в школе эти трудности возрастают. Перед Вами пособие, которое пригодится для работы по преодолению недостатков звукопроизношения у детей. В норме формирование звуков заканчивается у детей к 4-5 годам, однако не все дошкольники в состоянии самостоятельно освоить произношение отдельных звуков родного языка, задача взрослых – помочь ребенку справиться с этой проблемой. Данное пособие поможет Вам и Вашему ребенку легко и интересно пройти один из сложных этапов в работе по формированию правильного произношения – подготовительный, а точнее основную его часть - работу по развитию артикуляционной моторики.

Страничка для родителей Какие бывают упражнения Какие бывают упражнения Комментарий невролога Комментарий невролога Рекомендации по проведению Рекомендации по проведению Немного теории Немного теории Рекомендации по организации Рекомендации по организации И ещё… А ТЕПЕРЬ ИГРАТЬ!

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата (артикуляционных укладов), необходимых для правильного произношения звуков. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. 2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 3. Статические упражнения выполняются по секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9 х 12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. 8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики 1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. 2. Взрослый показывает выполнение упражнения. 3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. 4. Если у ребенка не получается какое-то движение, можно помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). 5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Артикуляционные упражнения бывают: Артикуляционные упражнения бывают: Статические Динамические Существуют упражнения для развития подвижности: Языка Губ Щек Нижней и верхней челюсти Мягкого неба Существуют упражнения для развития подвижности: Языка Губ Щек Нижней и верхней челюсти Мягкого неба

ПРИМЕРЫ УПРАЖНГЕНИЙ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ Упражнения для губ 1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. 2. Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. 3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. 4. Бублик (Рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. 5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок. Чередование положений губ. 6. Кролик. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для развития подвижности губ 1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами. 2. Улыбка - Трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку. 3. Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу. 4. Рыбки разговаривают. Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук). 5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх- вниз. 6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя". 7. Уточка. Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки. 8. Недовольная лошадка. Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади. 9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

Статические упражнения для языка 1.Птенчики. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. 2.Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. 3.Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. 4.Иголочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. 5. Горка (Киска сердится). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. 6.Трубочка. Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. 7.Грибок. Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка. 1. Часики (Маятник). Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. 2. Змейка. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта. 3. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. 4. Футбол (Спрячь конфетку). Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку. 5. Чистка зубов. Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами. 6. Катушка. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта. 7. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. 8. Гармошка. Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. 9. Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба. 10. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. 11. Оближем губки. Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Комментарий невролога Родителям необходимо помнить, что все эти упражнения не будут лишними и приведут к желаемому результату при одном НО. Они подходят лишь здоровым детям, коррекционными их назвать никак нельзя. Артикуляционная гимнастика не сможет устранить, например, повышенный тонус мышц языка или другую подобную проблему, требующую консультации врача и медикаментозного лечения. Если у малыша уже отмечено речевое отставание, его нужно прежде всего показать неврологу, чтобы понять причину нарушения речи. Педагогическое воздействие, включающее в себя различные виды гимнастик, тренингов, игр и упражнений, будет эффективно лишь в том случае, когда ребенок здоров и речевое недоразвитие обусловлено социальными причинами, например, неверно выбранным родителями стилем общения с ребенком (мало говорили с малышом или говорили как со взрослым, используя, не соответствующие возрасту ребенка слова, не читали книг и т. п.), наличием неправильно говорящих людей в близком окружении, социальной и педагогической запущенностью ребенка и т. д. В случае, когда речевое недоразвитие обусловлено проблемами со здоровьем, усилия педагога увенчаются успехом только если ребенок будет получать необходимое ему лечение.

Будьте настоящими артистами, проявите фантазию. Для занятий выбирайте время, когда ребенок в хорошем настроении. Лучше всего делать их перед зеркалом, хотя можно играть и во время прогулки, обеда (облизать губки, тарелочку, дотянуться до носа языком и т.д.), в очередях в поликлинике, в автобусе, да и вообще где угодно. Много времени и сил для этого не нужно. Главное - НЕ ПРЕВРАЩАЙТЕ ИГРУ В РАБОТУ! Играйте со своим ребенком, тогда у Вас все получится! Желаю успехов!

СТИХИ СКАЗКИ КАРТИНКИ

(для пассивной артикуляционной гимнастики) Жил-был комар. Он каждое утро делал зарядку. И чистил свой хоботок вот так.«Хоботок» А потом он весело улыбался себе. Губы фиксируются двумя пальцами. И всем насекомым, которые жили рядом с ним. Губы фиксируются четырьмя пальцами. Но однажды поселилась рядом лягушка, она широко открывала рот и тем очень пугала насекомых. Комар набрался храбрости и полетел посмотреть на нее. Он сделал страшную мордочку, сверкая чистым хоботком. Верхняя губа поднимается так, что обнажается верхняя десна, положение фиксируется двумя пальцами. Когда такое увидела лягушка, она так растерялась, она даже испугалась и открыла от удивления рот. Нижняя губа опускается так, что обнажаются десны, положение фиксируется двумя пальцами. Лягушка тут же ускакала из этих мест и больше не возвращалась. Насекомые стали трубить победу в честь комара. Подняли свои язычки, приветствуя победителя.«Змейка». приветствуя победителя.«Змейка». А комар в ответ помахивал своим чистым хоботком. А комар в ответ помахивал своим чистым хоботком. Язычок высунуть вперед, покачать им. С тех пор все насекомые по утрам стали чистить свои хоботки Язычок высунуть вперед, покачать им. С тех пор все насекомые по утрам стали чистить свои хоботки и вытягивать вперед язычки. и вытягивать вперед язычки.

В один прекрасный миг вылетела из куколки прекраснейшая бабочка, она была такой красивой, что все вокруг замирали, когда она пролетала мимо. И однажды она увидела слона. Она села ему на ушко, а он затаил дыхание, чтобы не спугнуть такую красоту на ушко, а он затаил дыхание, чтобы не спугнуть такую красоту. Гусеничка Обжорка все время хотела кушать. Она лопала всё, что попадало в ее поле зрения: и листочки, и цветочки, и веточки, и плоды. А наевшись, сладко засыпала. И так было каждый день. И вот однажды она проснулась и замерла от страха, к ней тянул свой хобот слон. «Хоботок». Но наша гусеница не растерялась и улыбнулась слону в ответ.«Улыбочка». И слон решил удалиться подальше, чтобы не нарушать покой очаровательной дамы с такой прекрасной улыбкой. - Ах! Какой вежливый слон! Посмотрю на себя в зеркальце, - сказала гусеничка. - Ой, какой у меня бледный вид! - Ой, какой у меня бледный вид! И гусеничка решила позаниматься, чтобы у нее стал вид более здоровый, когда вернется слон. «Лопатка» и «Иголочка». Она очень сильно проголодалась и тут же принялась за еду. Она ела, ела и ела… Но вскоре она опять взглянула в зеркало и принялась чистить зубки, ожидая слона. «Чистим зубки». Но слона все не было.Обжорка немножко посердилась,«Киска сердится». Затем свернулась катушечкой и сладко уснула.«Катушка». Настало время для Обжорки превратиться в куколку. И веточка, на которой сидела куколка, нежно ее убаюкивала и раскачивала вверх-вниз, как на качелях. «Качели».

Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку. Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться. - Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, - говорили они. - Да ты просто красный жук, - вторили другие. над ней посмеиваться. - Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, - говорили они. - Да ты просто красный жук, - вторили другие. Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова вы- глянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу. «Улыбочка». - Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, - сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку. Божья коровка ее долго разглядывала, потом стала делать упражнения, написанные в книжке. У нее сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошлепала его. «Непослушный язычок». И он стал ровным, как лопаточка «Лопатка». Вскоре набежала легкая тучка и помыла божью коровку дождиком. Но и тут она не растерялась: сложила свой язычок чашечкой «Чашечка» и набрала дождевой водички для чая. Попила чайку с бубликом «Бублик» и снова за работу. На картинках она увидела лошадку, «Лошадка», веселого маляра «Маляр», грибок «Грибок» и даже гармошку «Гармошка». Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились черненькие пятнышки. - Божья коровка, пора ложиться спать, - обратилось к ней солнышко. - Хорошо, солнышко, давай я угощу тебя вареньем за такую чудесную книжку, - весело ответила божья коровка. Они попили чай с вареньем «Вкусное варенье». и отправились спать. Солнышко за горку, а божья коровка под грибок. «Грибок». А утром произошло чудо! Божья коровка вылетела из своего домика и полетела на праздник, где собрались все жители поляны. И все увидели, что у нее появились… пятнышки. Они были кругленькими и блестящими и так прекрасно смотрелись на красной спинке. С тех пор все жители поляны ходят к божьей коровке в гости: кто поучиться, кто книжку посмотреть.

Эту красивую бабочку все называли Загадкой. Знаете почему? Да потому, что она очень любила загадывать всем загадки и не говорить отгадки. Летела однажды наша бабочка и увидела птенчика. Он сидел под кустом и сильно плакал, открывая при этом свой клюв. «Птенчик». А бабочка ему говорит: «Явился в желтой шубке, прощайте, две скорлупки!» Перестав плакать, птенчик сказал: «Это что, про меня?» А бабочка все свое: «Летом в болоте вы ее найдете. Зеленая квакушка, улыбается от ушка до ушка». Птенчик стал уже улыбаться, как лягушка. «Улыбочка». - А еще знаешь, про что-нибудь большое? - спросил он. И тут бабочка не растерялась: «У этого зверя огромный рост, Сзади у зверя маленький хвост, Спереди у зверя - хвост большой. Ну, конечно, это он! Ну, конечно, это…» - Слон! - закричал весело птенчик. «Хоботок». - Вот теперь я вижу, ты в полном порядке! Скажи, почему ты так громко плакал? - спросила бабочка. - Я остался один, потому и плакал. Рядом с птенчиком стояла маленькая лопатка. И бабочка сразу загадала новую загадку: «Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом и ребятам помогаю делать горку, строить дом». - Это про мою лопатку. «Лопатка». - Я отгадал. А еще знаешь? - спросил птенчик. Бабочка предложила птенчику отправиться искать маму, но он не научился еще летать. Тогда бабочка загадала ему следующую загадку: «Сегодня всё ликует! В руках у детворы от радости танцуют воздушные…..». И бабочка с птенчиком стали надувать шарик. Друзья его надували, но он все равно сдувался. «Надуй шарик». Они даже пошлепали свои язычки, «Непослушный язычок». И наконец шарики были надуты. Затем друзья покачались на качелях. «Качели». И не заметили, как время прошло. - А что всегда идет, а с места не сходит? - спросила бабочка. И снова отгадал птенчик загадку. А тут и мама прилетела. Поблагодарила она бабочку за чудесные загадки и пригласила к себе в гости. Так загадочная бабочка нашла себе друзей. друзей.

Жил в лесу невоспитанный мышонок. Он никому не говорил «доброе утро» и «спокойной ночи». Рассердились на него все звери в лесу - не хотят с ним дружить. Грустно стало мышонку. Пошел он к маме и спросил: «Как мне помириться со всеми зверями в лесу?» Мама отвечает ему, что нужно быть со всеми вежливым. Мышонок решил исправиться, почистил зубки, «Почистим зубки», причесался «Расческа». Видит, зайчик на качелях качается «Качели». Пошел он и громко пропищал: «Доброе утро!» Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок, дальше пошел. Навстречу ему змейка ползет. «Змейка». И с ней он поздоровался. Удивилась змейка. Очень понравилось мышонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона, бублик во рту держит. «Бублик». Мышонок громко закричал ей: «Доброе утро!» Ворона каркнула ему в ответ и полетела всем рассказать, что мышонок стал вежливым. А мышонок все бегал по лесу, всем кричал «доброе утро» и так устал, что споткнулся и покатился с горки. «Горка». Едва в воду не упал. Хорошо, заборчик его задержал, который лягушата построили. «Заборчик». Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушки прыгают, приглашают его поиграть с ними. Но мышонку некогда играть - еще не всем доброго утра пожелал. Бежит он по лесу и видит: на дереве летучая мышь проснулась. Бежит он по лесу и видит: на дереве летучая мышь проснулась. «Доброе утро!» - кричит ей мышонок. «Уже вечер наступил, - «Доброе утро!» - кричит ей мышонок. «Уже вечер наступил, - отвечает летучая мышь, - добрый вечер, мышонок!» отвечает летучая мышь, - добрый вечер, мышонок!» И мышонок побежал домой, чтобы мама не волновалась, И мышонок побежал домой, чтобы мама не волновалась, что его нет так долго. что его нет так долго.

Не слушался маленький воробышек маму, подошел к краю гнезда, широко открыл рот, зазевался и вывалился из него. «Птенчик». Испугался он, хотел обратно залететь в гнездо, да оно высоко на дереве было, а дерево на горке. «Горка». Стал воробышек бегать вокруг дерева, крылышками хлопать, да взлететь не смог - маленький еще был, не научился летать. Сел воробьишка и громко заплакал. Что ему делать? Проползла мимо змейка. «Змейка». - Помоги мне, - просит воробышек, - я из гнезда упал. - Я бы рада тебе помочь, - отвечала змейка, - но у меня нет рук, как же я тебя положу в гнездышко? Иди по тропинке, найдешь там помощь. - И уползла. Еще пуще заплакал воробышек, но пошел. Катит катушку ему навстречу лягушонок. «Катушка». Попрыгал кругом, да чем он поможет? Услышала плач мама-воробьиха - летает вокруг него, жалобно чирикает, но не может поднять сыночка. Услышала плач мама-воробьиха - летает вокруг него, жалобно чирикает, но не может поднять сыночка. Проскакала мимо лошадка подставила копыто, «Лошадка». чтобы по нему воробышек на дерево забрался, но и это не помогло. Все горюют вместе, а придумать ничего не могут. Слышат - стучит дятел. «Дятел». Позвали его, совета попросить. Дятел подумал и сказал: - Я знаю, что делать. Иди по ступенькам вверх и позови ребятишек, у них есть руки, и по деревьям они умеют лазать. Они тебе помогут. Так и решили. Попрыгал воробей по ступенькам и видит: ребята в футбол играют, «Футбол», «Загнать мяч в ворота». Попросил воробьишка у них помощи. Ребята подбежали и отнесли воробышка в гнездо. Больше он уже не падал, а когда научился летать, прилетал к ребятам и весело чирикал возле них - благодарил.

История эта случилась в самом обыкновенном лесу. И героем ее стал самый обыкновенный заяц. А случилось всё так. Скакал однажды заяц по лесу. А на кустах только первые листочки показались. Голодно зверям лесным. Что делать? И вспомнил тут заяц, что люди сами на огородах еду выращивают. Решил он огород завести. Взял лопату и пошел на полянку. «Лопатка». Копает зайчик землю да песни напевает. Слышит он - шипит рядом кто-то: - Эй, заяц, ты чего тут делаешь? - Огород копаю, чтобы еду на весь год вырастить, - отвечает заяц. Змея сначала удивилась, а потом головку подняла, осмотрела всё и похвалила зайца. «Змейка». Копает заяц дальше, а мимо белка скачет, где-то грибок засушенный нашла. «Грибок». «Вот молодец», - удивилась белка и тут же совет дала: Копает заяц дальше, а мимо белка скачет, где-то грибок засушенный нашла. «Грибок». «Вот молодец», - удивилась белка и тут же совет дала: - Только не забудь грядки сделать, чтобы красиво было. - А сама хвост распушила и дальше по деревьям ускакала. Только белка ушла - медведь идет да банку с вареньем несет. «Вкусное варенье». Он сразу понял, чем заяц занимается, частенько к людям в огород заглядывает. Подошел к нему и дал разумный совет: - Смотри, рассаду не съешь. А я после приду посмотреть, что у тебя вырастет. - И ушел косолапый. Заяц дальше копает. А перед самим вечером смотрит - волк идет, чашечку несет. -Ой, заяц, какой ты молодец! - заохал волк. - До чего додумался! Только полить свою капусту не забудь, вот тебе чашка. «Чашечка». Засмеялся заяц, но чашку взял. Все лето заяц работал: поливал, полол, от вредных гусениц оберегал огород. А когда осень наступила, все увидели, что капуста уродилась на славу. Срезал заяц капусту, сложил ее, и получилась целая горка. Пришлось лошадку приглашать, чтобы всех зверей угостить и развести по норкам. «Лошадка». Следующей весной решили еще больше огород сделать, а все звери помогать будут. Только одна змея шипела, потому что не любит капусту. Исполняется песенка змеи: «ш-ш-ш». Заяц-огородник

Жила-была Клякса в темном дупле, она очень не любила показываться людям. «Язычок на балкончике». Почему? Да потому, что при ее появлении каждый считал своим долгом воскликнуть: «Какой ужас! Какая жирная и некрасивая черная Клякса!» Кому такое понравится? Вот почему она предпочитала отсиживаться в дупле. Но разве хорошо сидеть в одиночестве? Скучно! Решила она принарядиться. Тогда она зашла в магазин, купила краски и покрасила свою шляпку. «Маляр». Но все, кто ее видел, снова махали руками и кричали: «Какая ужасная Клякса в оранжевой шляпке!» «Язычок на балкончике». Тогда Клякса купила синей краски и выкрасила свою юбку. «Маляр». Но и это никто не оценил. Она снова услышала: «Какая огромная Клякса в синей юбке!» Очень она обиделась, взяла и оставшейся краской выкрасила свое дупло. Она очень старалась, и дупло стало уютным и красивым. «Спрячь конфетку» и «Почистим зубки». И нашей Кляксе захотелось сходить погулять на праздник или в гости. Взяла желтой краски и покрасилась в яркий солнечный цвет. «Маляр». Представляете! Конечно, себе в таком наряде она понравилась. Но только она появилась на улице, как каждый, кто ей встречался, в ужасе кричал: «Какая желтая Клякса! Как блин!» «Лопатка». В это время пролетала Сова-мудрая голова. Села на ветку, головой покачала. «Часики». Сова не узнала Кляксу в новом наряде и новом жилище. Сове показалось, что это совсем и не Клякса. «Здравствуйте, красивая Незнакомка! - сказала вежливо Сова. - Вы случайно не родственница Луны?» Клякса впервые в жизни услышала добрые слова и улыбнулась. Ей было очень приятно, что ее приняли за Луну. И они вместе отправились качаться на качелях. «Качели».

РЫБА Открывает рыба рот, Да не слышно, что поет. ЛЯГУШКИ Тянуть губы прямо к ушкам Очень нравится лягушкам; Улыбаются, смеются, А глаза у них, как блюдца. ХОБОТОК Подражаю я слону, Губы хоботом тяну. ЗАБОРЧИК Зубы ровно мы смыкаем И заборчик получаем. А сейчас раздвинем губы, Посчитаем наши зубы. БУБЛИК Бублик мы изобразили – Плавно губы округлили. Их теперь нельзя смыкать, Бублик надо удержать.

ИНДЮШАТА Индюшата-малышата Ножками топочут, Весело болбочут: БЛ – БЛ – БЛ. МАЛЯР Красить потолок пора. Пригласили маляра. Кисть ведем вперед-назад, Наш маляр работе рад. ДЯТЕЛ Целый день я стучу, Червячка поймать хочу. Хоть и скрылся под корой, Все равно ты будешь мой! Д-Д-Д-Д-Д. ЛОШАДКА Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости. ГРИБОК На лесной опушке Вырос гриб-волнушка.

ЛОПАТКА Язык лопатой положи И под счет его держи. Раз, два, три, четыре, пять, Язык надо расслаблять. ИГОЛОЧКА Язык иголочкой потом. И потянем острием. ЧИСТИМ ЗУБКИ Чищу зубы, посмотри, Не болели чтоб они. КАЧЕЛИ На качелях я качаюсь Вверх-вниз, вверх-вниз. И все выше поднимаюсь – Вверх-вниз, вверх-вниз. ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ Ох, и вкусное варенье! Жаль, осталось на губе. Язычок я подниму И варенье оближу.

Жил веселый язычок, Губы растянуть в улыбке, выполняя язычком произвольные движения в быстром темпе. Запирался на крючок. Сделать язычок узким, кончик поднять вверх. Хоть один он проживал, Никогда не унывал. Утром рано просыпался, За зарядку принимался. Ну-ка, вверх, а ну-ка, вниз, И еще раз наклонись. Двигать языком вверх-вниз за зубами с постепенным ускорением. А затем подскоки, бег - Боковые края языка прижимают к зубам, язык широкий, как бы приклеивается к нёбу. Тут совсем не до утех. Узким языком выполнять горизонтальные движения, влево-вправо (темп меняется). Притомился язычок, Даже заколол бочок.

Умываться он пошел, Щетку в ванной он нашел. Кончиком языка за верхними и нижними зубами выполнять движения сверху вниз и наоборот. Зубы чистил, полоскал, Имитировать полоскание ротовой полости. А умылся - засверкал. Кончиком языка облизать губы. А на завтрак язычок Выпил тепленький чаек Язык широкий, приподнять его края и образовать небольшое углубление в спинке языка. С вкусным вареньем, Передней широкой частью языка, облизывать то верхнюю, то нижнюю губу. С большим наслажденьем. Улыбнуться, сомкнув зубы. Взялся язычок за дело -и работа закипела: Подметал, белил и мыл - ничего он не забыл. Движения языком вверх-вниз, вправо-влево по верхним и нижним зубам, по небу, по внутренней поверхности щек.

Прогуляться он пошел, Узким языком выполнять горизонтальные движения влево-вправо (темп меняется). Много он забав нашел: С горки весело спускался, Боковые края языка прижать к верхним зубам и поднять переднюю часть спинки языка, упирая его кончик в нижние резцы. На качелях покачался, Двигать языком вверх-вниз с постепенным ускорением. На лошадке поскакал, Щелкать языком. И ни разу не упал. А потом домой вернулся, Поместить язык в нижнее положение, расслабить, сжав зубы. Дверь закрыл и улыбнулся. Опустить язык вниз, зубы сжать и улыбнуться. Наш веселый язычок Славно прожил свой денек: Потрудился, отдохнул, Делают язык широким. Наигрался и заснул. Поместить язык в нижнее положение, Расслабить его, зубы сжать.

Здравствуй, маленький дружок и твой весёлый Язычок! Чтоб он ловким был, умелым, чтобы слушался тебя, Каждый день зарядку делай, перед зеркалом, шутя! Наша сказка – вам подсказка, ведь зарядку каждый день Должен делать Язычок, позабыв про свою лень. Вот проснулся Язычок, выглянул в окошко. Видит: спинку выгнула розовая кошка. Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счёт 5. Расстелил половичок на крылечке Язычок. Взял он клещи,взял топор И пошел чинить забор. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язы на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до Д – д – д – д – д – д – стучит молоточек Т – т – т – т – т – т – вот забит гвоздочек. Светит солнышко с утра – в гости к тётушке пора! Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков "дддд" и "тттт"

Тетушка Щёчка племянника ждёт, Блинчики с маком к обеду печёт. Кашку сварила, чай заварила, даже варенья банку открыла. Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами произносить "пя – пя – пя" На лошадке по дороге скачет Язычок, И копытами лошадка - цок, цок, цок, цок, цок,. В горку медленно идёт: Цок цок цок цок цок. А с горы стрелой несётся: цок – цок – цок – цок – цок. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком язык. Сначала медленно, зетам быстрее. Тётушка племянничка весело встречает. Чай ему с вареньем тут же предлагает. Ах, какое вкусное, сладкое варенье, Да и каша манная – просто объедение – ням – ням – ням – ням. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, совершая движения языка слева направо и сверху вниз ням – ням – ням – ням. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, совершая движения языка слева направо и сверху вниз

Под окошком – блл, блл, блл – индюки болтают. Индюшачьей речи никто не понимает. На качели индюки весело кивают. Покататься Язычку "Блл, бллл!" – предлагают. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не не послышится сочетание "Бл – бл – бл" ("болтушка").

Ну – ка, детки, с Язычком вместе покатаемся! Поиграем в паровозик и поулыбаемся:"И – у! И – у! И – у!« Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз. Дайте Язычку дуду и ещё пять шариков Покатать комариков! Надуваем шарики:"Садитесь, комарики!« Предложить ребёнку длительно произносить звук "шшш". Обратить внимание на то, что при произнесении звука "ш" передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая. Вот интересная игра – воздушный Колобок. Из щёчки в щёчку покатать его не каждый мог. Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, "выдавливая" шарики.

Ой, потемнело все вокруг, Сильный вихрь поднялся вдруг. Язычок затрепетал, задрожал и затрещал: бррр – бррр – бррр… Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на неё, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять в течение 10 сек. Выполнять в течение 10 сек. Ох, устал наш Язычок, лёг в кроватку на бочок; Пя – пя – пя – пя – пя – пя, отдыхаем все, друзья! Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: " пя – пя – пя". Выполнять упражнение в течение 10 сек.