Личность, общество и государство: проблемы борьбы с коррупцией общеуниверситетский факультатив института проблем безопасности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Коррупция 1) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями, коммерческий подкуп либо.
Advertisements

Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Внедрение антикоррупционных стандартов, регламентирующих вопросы противодействия коррупции,
По вопросам противодействия коррупции СЕМИНАР. Тема семинара: Обзор действующего законодательства о противодействии коррупции 1.Основные понятия и принципы,
Правовые акты по вопросу противодействия коррупции.
Основные направления деятельности органов государственной власти Пермского края по противодействию коррупции.
1 Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в Главном управлении Минюста России по Ставропольского края. Внедрение антикоррупционных.
Государственному гражданскому (муниципальному) служащему об основах антикоррупционного поведения ПАМЯТКА.
ПАМЯТКА ГОСУДАРСТВЕННОМУ ГРАЖДАНСКОМУ СЛУЖАЩЕМУ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РК ОБ ОСНОВАХ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ.
О КОНТРОЛЕ ЗА СООТВЕТСТВИЕМ РАСХОДОВ ЛИЦ, ЗАМЕЩАЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ, И ИНЫХ ЛИЦ ИХ ДОХОДАМ О КОНТРОЛЕ ЗА СООТВЕТСТВИЕМ РАСХОДОВ ЛИЦ, ЗАМЕЩАЮЩИХ.
По вопросам противодействия коррупции СЕМИНАР. Тема семинара: Обзор действующего законодательства о противодействии коррупции 1.Основные понятия и принципы,
Построение системы противодействия коррупции в органах местного самоуправления Пермского края.
Г. Москва 01 апреля 2014 г.. 2 Нормативно - правовые акты, регламентирующие обязанность представления федеральными государственными служащими сведений.
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ И СТАНДАРТЫ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ 2015.
МБОУ СОШ 3 г.Павлово Директор Гусева Н.Е.. Коррупция должна быть не просто незаконной. Она должна стать неприличной. Д.А. Медведев.
Заседание Совета руководителей ОУ города Тулы «Соблюдение антикоррупционного законодательства в образовательных организациях»
Антикоррупционная политика государства должна основываться на принципе неотвратимости наказания за правонарушения – В.В. ПУТИН Ответственность за коррупционные.
«О мероприятиях, направленных на противодействие коррупции в министерстве финансов Ставропольского края в 2010 году» Пиценко Галина Викторовна 25 марта.
О выполнении мероприятий, предусмотренных Планом противодействия коррупции в Алтайкрайстате на гг.
АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЬНО- НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ханты-Мансийск 2014.
Основные направления государственной политики в области противодействия коррупции и правовая база противодействия коррупции Рехлов Андрей Сергеевич Начальник.
Транксрипт:

личность, общество и государство: проблемы борьбы с коррупцией общеуниверситетский факультатив института проблем безопасности

4 4 Лекции 2 2 Самостоятельная работа Анализ современного российского законодательства тема 7

формирование новой отрасли права

Предварительное замечание Предложения о подготовке законодательного акта о противодействии коррупции в новейшей истории Российской Федерации стали обсуждаться с 1992 года. Долгое время они не находили поддержки у большинства законодателей, а также представителей судебных, правоохранительных и иных органов, имеющих прямое отношение к вопросам противодействия коррупции. Многие полагали, что отдельный законодательный акт, определяющий различные меры противодействия коррупции, не нужен. Достаточно совершенствовать уголовное и административное законодательство, а вопросы предупреждения коррупции в системе государственной и муниципальной службы могут быть отражены в профильных законодательных и иных нормативно-правовых актах. Не исключено, что отдельные лица полагали, что антикоррупционное законодательство будет мешать им лично. Однако в начале 2007 года появился первый в этой области нормативный документ – Указ Президента РФ «Об образовании межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по реализации в законодательстве РФ положений Конвенции Организации Объединенных наций против коррупции от г. и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от г.»;

Указ Президента РФ от г. 129 «Об образовании межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по реализации в законодательстве РФ положений Конвенции Организации Объединенных наций против коррупции от г. и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от г.»; Указ Президента РФ от г «О продлении срока деятельности межведомственной рабочей группы, созданной для подготовки предложений по реализации в законодательстве РФ положений Конвенции Организации Объединенных наций против коррупции от г. и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от г.»; Указ Президента РФ от г. 815 «О мерах по противодействию коррупции»; Указ Президента РФ от г «О центральных органах РФ, ответственных за реализацию положений Конвенции ООН против коррупции, касающихся взаимной правовой помощи»; Федеральный закон от г. 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; Приказ ФНС РФ от г. ММ-7-4/737 «Об утверждении методических рекомендаций по выявлению налоговыми органами коррупционных преступлений»; Указ Президента РФ от г. 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на годы»; Указ Президента РФ от г. 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»; Указ Президента РФ от г. 233 «О некоторых вопросах организации деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции» (вместе с «Положением о порядке рассмотрения президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и отдельные должности федеральной государственной службы»; Хронология нормотворчества

Указ Президента РФ от г «Об утверждении состава Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и состава президиума этого Совета»; Федеральный закон от г. 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»; Указ Президента РФ от г. 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» (вместе с «Положением о порядке направления запросов в Федеральную службу по финансовому мониторингу при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции»); Федеральный закон от г. 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»; Постановление Правительства РФ от г. 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции»; Указ Президента РФ от г. «Вопросы противодействия коррупции» (вместе с «Порядком размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования»); Указ Президента РФ от г. 878 «Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» (вместе с «Положением об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»); Указ Президента РФ от г. 80 «О некоторых вопросах организации деятельности по противодействию коррупции»; Указ Президента РФ от г. 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на годы».

Указ Президента РФ от г. 815 «О мерах по противодействию коррупции»

Совет при Президента РФ по противодействию коррупции Президент РФ председатель Совета Подготовка предложений Президенту, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции; Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции; Контроль за реализацией мероприятий предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции Задачи Совета Запрашивает и получает в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ; Приглашает на свои заседания представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и общественных объединений. Полномочия Совета Решает текущие вопросы; Формирует повестку заседаний; Рассматривает вопросы, связанные с реализацией решений Совета; Создает рабочие группы по отдельным вопросам; Рассматривает вопросы, касающиеся соблюдения требований к служебному поведению должностных лиц; По поручению Президента рассматривает вопросы служебного поведения лиц, замещающих любые должности, предусматривающие обязанность декларировать доходы и расходы. Президиум Совета Председатель президиума Совета

Федеральный закон от г. 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

Злоупотребление служебным положением Дача взятки, получение взятки Злоупотребление полномочиями Коммерческий подкуп Иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами Совершение указанных деяний от имени или в интересах юридических лиц Что такое коррупция?

1)По предупреждению коррупции, в т.ч. По выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); 2)По выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); 3)По минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Федеральных органов государственной власти; Органов государственной власти субъектов РФ; Органов местного самоуправления; Институтов гражданского общества; Организаций; Физических лиц. Что такое противодействие коррупции? Это деятельность:

2) Законность 3) Публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления 4) Неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений 5) Комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, социальных и иных мер 6) Приоритетное применение мер по предупреждению коррупции 7) Сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами Основные принципы противодействие коррупции: 1) Признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина

Правоохранительные органы Иные государственные органы Органы местного самоуправления Их должностные лица Обязаны информировать подразделения кадровых служб: Федеральных органов государственной власти Органов государственной власти субъектов РФ Органов местного самоуправления По профилактике коррупционных и иных правонарушений; О ставших им известными фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции

1) Проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции 2) Создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества 3) Принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению 4) Совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью 5) Введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области 6) Унификация прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей… Основные направления деятельности государственных органов:

Лицам, замещающим: 1)Государственные должности РФ; 2)Должности первого заместителя и заместителей Генерального прокурора РФ; 3)Должности членов Совета директоров Банка России; 4)Государственные должности субъектов РФ; 5)Должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ или Генеральным прокурором РФ; 6)Должности заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти; 7)Должности в государственных корпорациях (компаниях), фондах и иных организациях, созданных РФ на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом РФ или Правительством РФ; 8)Должности глав городских округов, глав муниципальных районов; 9)Супругам и несовершеннолетним детям лиц, указанных выше; 10)Иным лицам в случаях, предусмотренных федеральными законами. Примечание: государственные должности РФ, должности федеральной государственной гражданской службы Президент РФ, Председатель Правительства РФ, первый заместитель и заместители Председателя правительства РФ, министры РФ, чрезвычайный и полномочный посол РФ, постоянный представитель РФ при международной организации, Председатель Совета Федерации Федерального собрания, его заместители, председатели, заместители председателей и члены комитетов (комиссий) Совета Федерации… Подробнее: Указ Президента РФ от г. 32 «О государственных должностях Российской Федерации», Указ Президента РФ от г. «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы». Запрет открывать счета и иметь вклады в иностранных банках за пределами РФ

Самостоятельно Путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности Предоставление сведений имущественного характера о доходах Занимающие должности либо претендующие на их замещение Представитель нанимателя (работодателя) Хранятся как информация ограниченного доступа Сведения Проверка предоставленных сведений имущественного характера

Хранятся как информация ограниченного доступа Проверка предоставленных сведений имущественного характера В соответствии с ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» от г. 230-ФЗ Предоставление сведений имущественного характера о расходах Лица, занимающие должности Сведения Представитель нанимателя (работодателя)

Под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства. Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц. Конфликт интересов Лица, занимающие должности

+ + Завершение службы 2 года По договору Наниматель, работодатель Обязан в 10-дневный срок сообщить о заключении такого договора представителю государственного или муниципального органа, в котором служил бывший служащий Обязан сообщить новому работодателю (нанимателю) сведения о последнем месте службы Государственный или муниципальный орган Бывший служащий Трудоустройство

Федеральный закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» от г. 230-ФЗ

Должностное лицо, его супруга (супруг) и несовершеннолетние дети Какие должности должен замещать декларант? 1)Государственные должности Российской Федерации; 2)Должности членов Совета директоров Банка России; 3)Государственные должности субъектов Российской Федерации; 4)Муниципальные должности на постоянной основе; 5)Должности федеральной государственной службы; 6)Должности государственной гражданской службы субъектов РФ; 7)Должности муниципальной службы; 8)Должности в Банке России (по перечню); 9)Должности в государственных корпорациях (по перечню); 10)Должности в Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования (по перечню); 11)Должности в иных организациях, созданных РФ; 12)Отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами. Президент РФ; Члены Правительства РФ; Члены Совета Федерации; Депутаты Государственной думы; Депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Кто еще? С какого периода? Обязанность декларировать расходы возникает в отношении сделок, совершенных после 1 января 2012 г. Кто обязан декларировать расходы?

О приобретении земельного участка; О приобретении другого объекта недвижимости; О приобретении транспортного средства; О приобретении ценных бумаг, акций (долей, паев). О каких расходах обязан сообщать декларант? Есть ли какие-либо дополнительные условия? Декларант обязан сообщать о любых совершенных расходах, если сумма каждой сделки превышает общий доход должностного лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за последние три года, предшествующих совершению сделки. При совершении подобных сделок (расходов) декларант также обязан сообщить об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

Указ Президента РФ от г. 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» (вместе с «Положением о порядке направления запросов в Федеральную службу по финансовому мониторингу при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции»)

Лица Заместители председателя ЦБ и претенденты; Члены Совета директоров и претенденты; Руководители госкорпораций и претенденты; Замещающие отдельные должности и претенденты; Управление Президента РФ по вопросам противодействия коррупции Управление Президента РФ по вопросам противодействия коррупции Сведения о доходах Подразделение Банка России по противодействие коррупции Подразделение Банка России по противодействие коррупции Должностные лица и претенденты фондов, госкорпораций (компаний); Замещающие отдельные должности и претенденты; Должностные лица и претенденты на должности, перечень которых утвержден Советом директоров Ключ – чья номенклатура должностей? Уполномоченное подразделение Аппарата Правительства РФ Уполномоченное подразделение Аппарата Правительства РФ Сведения о доходах

Кредитные организации Налоговые органы Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним 1. Руководитель Администрации Президента Российской Федерации. 2. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации. 3. Руководители федеральных государственных органов. 4. Председатель Центрального банка Российской Федерации. 5. Высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации. 6. Руководители законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 7. Должностные лица Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации, специально уполномоченные руководителями, указанными в пунктах настоящего перечня.пунктах Специально уполномоченные заместители должностных лиц, указанных в пунктах настоящего перечня.пунктах Начальник Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции. (п. 9 в ред. Указа Президента РФ от N 878)Указа 10. Руководители Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов. 11. Председатель Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. 12. Председатели квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации. 13. Председатели, заместители председателей избирательных комиссий. (п. 13 введен Указом Президента РФ от N 546)Указом Перечень должностных лиц, наделенных полномочиями по направлению запросов

Порядок направления запросов в Росфинмониторинг Федеральная служба по финансовому мониторингу Руководитель Администрации Президента РФ; Генеральный прокурор; Председатель Следственного комитета; Руководитель Аппарата Правительства; Председатели и избирательных комиссий и их заместители; Руководители федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление оперативно- розыскной деятельности Запросы Ответы на запросы