Методика преподавания химии Лекция 2. Искусство подготовки и чтения лекций и проведения семинаров.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методика преподавания химии Лекция 1 Введение. Методы и средства обучения химии.
Advertisements

Общая и неорганическая химия. Лекция 17 Химия s-элементов (окончание). Особенности свойств Mg и Be. Химия p-элементов. Общая характеристика элементов VIIA-
Специфика использования ЭОР на уроках изучения нового материала Верещагина О. Ю. МБОУ СОШ 62 г. Архангельск.
Аудиторная Внеаудиторная Разработала: Кузнецова В.В. Самостоятельная работа.
Тема урока: «Химические свойства спиртов» Это пятый урок в информационном блоке по теме «Кислородосодержащие органические соединения». Тип урока: изучение.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики и информатики Районный семинар учителей математики и информатики образовательных.
Использование информационных технологий при обучении химии Из опыта работы учителя химии Корякиной В.В.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ.
Применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках разного типа (вида)
Семинар Использование новых информацион ных технологий при обучении химии.
. Изучение аммиака. План изучения 1.Строение молекулы 2.Физические свойства 3.Химические свойства 4.Получение и применение 5.Вопросы для самоконтроля.
Методические рекомендации по применению ЦОР к учебнику "Математика, 5-6 классы» Виленкин Н.Я.
1. Сущность понятия «практическое занятие». Задачи практического занятия в высшей школе. 2. Методика подготовки студентов к практическому занятию в высшей.
Применение ИКТ в преподавании истории и обществознания и во внеурочной деятельности Учитель истории и обществознания МОУ «Средняя общеобразовательная школа.
Типы и особенности электронных образовательных ресурсов.
Строение атома Si + 14 ) ) ) 2 e 8e 4e --- ЗАПОМНИ!!! Порядковый номер - заряд ядра (число протонов) периода – число электронных уровней(слоёв) Если элемент.
Курсы АПК и ППРО Неясова Неясова Галина Анатольевна Галина Анатольевна Учитель биологии Учитель биологии МКОУ « Шабурновская СОШ » МКОУ « Шабурновская.
«Строение электронных оболочек атомов химических элементов» 8 класс Учитель химии МКОУ «Сибирякская СОШ» Сиражеева Л.Р.
NH 3 Содержание Строение атома азота. Строение атома азота. Образование молекулы аммиака. Образование молекулы аммиака. Строение молекулы аммиака. Строение.
Транксрипт:

Методика преподавания химии Лекция 2. Искусство подготовки и чтения лекцой и проведения семинаров

Мастерство лектора

Основные определения Требования к лекции : научность доступность посильная трудность эмоциональность наличие обратной связи связь с другими организационными формами обучения ( содержание, сроки проведения, формы ) Лекция – это : последовательное изложение учебного материала метод и средство формирования научного мышления активный ввод студента в основные проблемы науки установка на обращение к учебнику, пособиям, другим источникам

Структура и формат лекции Характер изложения материала : объяснительно - описательный проблемно - дискуссионный систематический и системный опережающее изучение материала ( связь с будущим учебным материалом ) учет подготовленности аудитории к восприятию лекции Оптимизации соотношения материала информационного (« готовые знания ») стимулирующего познавательную активность ( проблемы, задачи ) Лекция – способ передачи студенту типа мышления преподавателя !

Техника чтения лекции Внутренняя организация лекции Приветствие Актуализация опорных знаний ( в формате « вопрос – ответ ») Поддержание интереса ( иллюстративный материал, постановка проблем, демонстрация « парадоксов », исторические сведения и т. п.) Варианты завершающего этапа очередной лекции Оптимальный темп речи лектора: слов в минуту Слишком быстрая ( слов в мин) и слишком медленная (40-50 слов в мин) речь лектора затрудняют работу студентов Не диктовать!

Оценка качества лекции Свободное посещение лекцой Посещение лекцой по выбору Уровень обратной связи « студент – лектор » Количество и качество задаваемых на лекции вопросов Критерии оценки отсутствуют

Лекция : технические средства Традиционные ТСО : плакаты, таблицы, портреты лекционные демонстрации ( вещества, минералы, изделия ) химический демонстрационный эксперимент Новые ТСО : слайдопроектор и кодоскоп компьютерный проектор, экран и анимированные презентации интерактивная доска компьютерный класс, оборудованный ПК

Демонстрация : Текстов ( формулы, определения, уравнения р - цой ) Картинок ( иллюстрацой ) Хим. опытов Кодоскоп ( полилюкс )

Анимированные презентации Оптимальное сочетание : информативность + наглядность Иллюстрации Видео Анимированные объяснения Далее : примеры анимированных презентацой к лекциям по общей и неорганической химии

Открытие фтора Фтор впервые получен в 1886 г. ( А. Муассан, электролиз смеси HF и KF) Анри Муассан ( ) Установки для получения фтора

Простые вещества : F 2, Cl 2, Br 2, I 2, At 2 Иод Бром Фтор Хлор

Фтор : распространение в природе Кларк 0,03% Флюорит ( плавиковый шпат ) CaF 2 Криолит Na 3 [AlF 6 ] Фторапатит 3Ca 3 (PO 4 ) 2 · CaF 2 Фторапатит Флюорит Криолит

Обнаружение соединений бора Na 2 B 4 O C 2 H 5 OH + 2H 2 SO 4 = = 4B(OC 2 H 5 ) 3 + 7H 2 O + 2NaHSO 4 2B(OC 2 H 5 ) O 2 = B 2 O H 2 O + 2CO 2 Получение и горение борноэтилового эфира. Видео Видео

Аммиак в водном растворе Высокая растворимость в воде ( в 1 л воды 700 л NH 3 ) Гидратация и протолиз : NH 3 + H 2 O = NH 3 ·H 2 O NH 3 · H 2 O + H 2 O NH OH + H 2 O; pH 7 K о = 1,75 · 10 –5 N H H H O HH Водородная связь Получение аммиака. «Фонтан» (видео)видео

2 NO 2( г ) N 2 O 4 ( г ) ; Δ H° 298 = 57 к Дж При повышении температуры ( горячая вода ) газ внутри правого сосуда приобретает интенсивную бурую окраску (NO 2 ) – смещение равновесия влево При охлаждении левого сосуда ( стакан с льдом ) окраска становится светлее ( образование бесцветного N 2 O 4, димеризация ) – смещение равновесия вправо

+HCl (вода) +HCl (эфир) Тиосульфат - ион : степени окисления серы SO 3 S 2– SO 2, S, H 2 O: +IV,0 ? SO 3, H 2 S: +VI,–II ? SS O O O S O O O S –II –I–I +V

T = const Вода Исследование растворимости веществ

Диаграмма растворимости График зависимости растворимости от температуры – диаграмма ( политерма ) растворимости диаграмма ( политерма ) растворимости

t, °C cBcB t1t1 1 t2t2 2 t3t3 3 t4t4 4 Кривая насыщения Кривая максимума пересыщения Пересыщенные растворы 0 Ненасыщенные растворы

* EE * 2p42p4 8O08O0 2p42p4 8O08O0 св. Молекула O 2 парамагнитна Порядок связи :

Решение задач. 3. Разрушение комплекса [Cu(NH 3 ) 4 ] H 3 O + [Cu(H 2 O) 4 ] NH 4 + ; K c = ? Cu NH 3 [Cu(NH 3 ) 4 ] 2+ ; обр = 7,9·10 12 NH H 2 O NH 3 ·H 2 O + H 3 O + ; K к = 5,75·10 –10 K c = 1 / (7,9·10 12 ·5,75 4 ·10 –40 ) = 1,16·10 20 >> 1 Наблюдается разрушение аммиачного комплекса в кислотной среде (смещение равновесия вправо ) [Cu 2+ ] [NH 4 + ] 4 Kc =Kc = [Cu(NH 3 ) 4 2+ ] [H 3 O + ] 4 [NH 3 ] 4 = 1 обр K к 4

Действие CH 3 COOH на SrCrO 4 и BaCrO 4 SrCrO 4(т) + CH 3 COOH ? Sr 2+ + CrO 4 2– H 3 O + + CH 3 COO – 2HCrO 4 – +H 2 O; K к 10 –5 Cr 2 O 7 2– + H 2 O +H 2 O; K к 10 –7 ПР 10 –5 Sr 2+ + Cr 2 O 7 2– + CH 3 COO – + H 2 O BaCrO 4(т) + CH 3 COOH ПР 10 –10

Федеральный центр информационно - образовательных ресурсов ( Каталог сайта ФЦИОР объединяет более электронных учебных модулей, созданных для общего образования, и более – ориентированных на профессиональное образование. Каталог сайта ФЦИОР Для удобства загрузки ресурсов ФЦИОР – региональные представительства ( Краснодарский край, Саратовская, Томская, Кемеровская обл., республика Башкортостан ). Технологическая площадка ФЦИОР – программно - аппаратный комплекс для надежного хранения образовательных ресурсов, безотказного функционирования сервисов и приложений, рекомендованных к использованию образовательными учреждениями. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы ( ОМС ), объединяющие электронные учебные модули трех типов : информационные, практические и контрольные.

Портал ФЦИОР

Пример модуля ФЦИОР

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (

Из коллекции « Химия »

Видеоопыт « Взаимодействие алюминия с бромом » Демонстрация видео опыта

Дополнительно … Обобщение и систематизация лекционного материала ( как задания для внеаудиторной СРС ) Организация деловых игр и поточных консультацой Понятие о текущем контроле на лекциях Проработка лекцой

Семинарские занятия Семинар – этап громкой внешней речи Разъяснение правил, формулировок, законов Решение расчетных задач Опробование применения алгоритмических предписаний ( примеры ) Включение проблемных элементов ( примеры )

Активная форма проведения семинара ( примеры ) Включение элементов текущего персонального контроля ( примеры ) Подготовка преподавателя к проведению семинаров Семинарские занятия

Структура и формат семинара Организационный момент : проверка присутствия студентов на семинаре. Краткое вступительное слово преподавателя ( связь с предшествующей темой, целевая установка ; практическая значимость выносимых на обсуждение вопросов ) Обсуждение вопросов семинара : 1. выступления по основному вопросу ; 2. вопросы выступающим ; 3. дискуссия ( анализ достоинств и недостатков выступления, дополнения и замечания ); 4. заключительное слово основного выступающего в связи с замечаниями и дополнениями ; Заключительное слово преподавателя.

Алгоритм предсказания типа гибридизации и формы частицы находят центральный атом и определяют число - связей ( по числу концевых атомов ); определяют степени окисления атомов в частице ; составляют электронную конфигурацию центрального атома в нужной степени окисления ; изображают схему распределения валентных электронов центрального атома по орбиталям, при этом, вопреки правилу Гунда, максимально « спаривают » электроны ; отмечают орбитали, участвующие в образовании связей с концевыми атомами ; если валентных орбиталей недостаточно, используют орбитали последующих энергетических уровней ; определяют тип гибридизации, учитывая все орбитали, участвующие в образовании связи, а также неподеленные электронные пары ; по типу гибридизации определяют геометрическую конфигурацию химической частицы

Определение типа гибридизации Строение молекулы NH 3 Строение молекулы NO 2

Семинарские занятия В группах, неоднородных по возрасту или уровню подготовки студентов, применяются сочетания письменной и устной формы работы коллективного и персонального выступлений Преодоление психологических трудностей

Основатели Российского химического общества