Деловое общение и культура речи Доцент кафедры «Русский язык» канд.пед.наук Светлана Эйновна Лятти (Д-723)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Общение Лексические – обеспечивают точность словоупотребления Орфоэпические – произносительные, акцентологические Грамматические – морфологические, синтаксические.
Advertisements

Общение Составные элементы общения Сообщение Разговор Раппорт Точка зрения Комплименты Интересы.
Ученическая презентация на тему: Группа 1. Наша гипотеза: Даже в наше время реальное общение является более предпочтительным чем сетевое.
Виды и формы общения Общаясь, люди создают друг друга. Д. C. Лихачев.
Межличностные отношения и общение. 1. Межличностные отношения и социальные роли. Понятие и структура общения. 2. Виды и функции общения. 3. Средства общения.
М-6. Межличностные отношения и общение Цели: уяснить специфику межличностных отношений и социальных ролей; понять сущность общения и его структуру; научиться.
1 ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ коммуникативная сторона общения.
Виды и формы общения Общаясь, люди создают друг друга. Д. C. Лихачев.
Семинар классных руководителей Тема: «Педагогическое общение как особый вид творчества»
ОБЩЕНИЕ ОБЩЕНИЕ СЛОЖНЫЙ МНОГОПЛАНОВЫЙ ПРОЦЕСС УСТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНТАКТОВ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ ( МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ ) И ГРУППАМИ ( МЕЖГРУППОВОЕ ОБЩЕНИЕ.
ОБЩЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ И СРЕДСТВА. КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ. СЕТЕВОЙ ЭТИКЕТ.
Вербальные средства коммуникации. Виды вербальной коммуникации: устная, письменная речь, слушание. Устная речь: диалог как одна из форм речевого общения.
Психология общения. Введение Человек - «существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает.
Формирование информационно- коммуникативных компетентностей учителя и ученика в начальной школе.
Духовный мир человека Духовный мир личности (микрокосм человека) целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементы.
ОБЩЕНИЕ Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый социальными потребностями и включающий в себя.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Презентация Веременко Н.П. к выступлению на методическом совете учителей Тема: Формирование ключевых компетенций на уроках.
Коммуникативные универсальные учебные действия. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Коммуникативная деятельность – взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование.
ГОУСПО МО «ЧЕХОВСКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ» ГОУСПО МО «ЧЕХОВСКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»
Транксрипт:

Деловое общение и культура речи Доцент кафедры «Русский язык» канд.пед.наук Светлана Эйновна Лятти (Д-723)

ЛЕКЦИЯ 1. ОБЩЕНИЕ И КУЛЬТУРА РЕЧИ ПЛАН: 1. Что такое ОБЩЕНИЕ? 2. Что нужно для общения? 3. Что такое КУЛЬТУРА РЕЧИ и зачем она нужна? 4. Каковы задачи курса?

Кто может общаться? 1. Что же такое - ОБЩЕНИЕ?

Машины будут общаться с владельцами по социальной сети Компания Toyota Motor создаёт социальную сеть Toyota Friend, которая позволит автомобилям «общаться» между собой, а также с их владельцами. Например, если машине требуется подзарядка, она отправит владельцу сообщение, которое можно будет увидеть через компьютер или мобильный телефон. Кирилл Обухов, специально для 38.ru

Что же такое - ОБЩЕНИЕ? Общение - система взаимодействия : 1. обмен информацией – коммуникативное /информативное взаимодействие, 2. обмен действиями - интерактивное /регулятивное взаимодействие - интерактивное /регулятивное взаимодействие 3. обмен эмоциями, побуждениями, интересами и пр. - перцептивное взаимодействие, (лат. perceptio восприятие, ощущение)

2. Что нужно, чтобы осуществилось общение ?

Ситуация общения: Адресат Субъект

а). Коммуникаторы / коммуниканты: адресант / субъект / -- адресат / реципиент

общение межличностное личностно- групповое межгрупповое личностно- массовое массовое

общение формально -ролевое светское деловое интимно -личностное

Ситуация общения: Адресат Субъект Канал связи

б) Канал связи 1. зрительный, 2. слуховой, 3. тактильный

Элен Келлер ( ) слепоглухая американская писательница, преподаватель и общественный деятель, и её учительница Энн Салливан (Елена Келлер. История моей жизни. М. :«Захаров», 2003) У.Гибсон «Сотворившая чудо»

б) Канал связи 1. зрительный, 2. слуховой, 3. тактильный 4. … обонятельный 5. … вкусовой 6.. телепатический

Ситуация общения: Адресат Субъект общий код Канал связи

в). Общий код Код - система условных знаков, применяемых для передачи, обработки и хранения информации. Коды Вербальные (от [лат. verbalis] - словесный; глагольный) Невербальные (мимика, жесты, интонация и пр.).

Ситуация общения: Адресат Субъект цель общий код Канал связи

г) цели общения : 1 Биологические - для поддержания жизни 2 Психологические - для обеспечения психологического комфорта личности, удовлетворения потребности в общении, для самоутверждения 3 Социальные - для организации совместной деятельности и контроля за деятельностью других

Типы общения: 1. Диалогическое – равноправное взаимодействие. 2. Императивное – авторитарное, не завуалированно директивное, 3. Манипулятивное – воздействие на партнера осуществляется скрытно

НЛП - нейролингвистическое программирование Бандиты – повстанцы Ведь ты этого достойна!

Ситуация общения: Адресат Субъект цель общий код Канал связи Послание

д). сигнал, послание т.е. говорение, жестикуляция, мимика… - что-то, что другой человек может воспринять и что имеет для него значение.

Ситуация общения: Адресат Субъект цель общий код Канал связи Послание результат Ответная реакция результат

е). Восприятие и обратная реакция Минимум - сигнал, что восприятие произошло

3. Что такое КУЛЬТУРА РЕЧИ и зачем она нужна?

тесно связано с другими понятиями: 1. Содержание понятия КУЛЬТУРА РЕЧИ ЯЗЫК РЕЧЬ КУЛЬТУРА КУЛЬТУРА РЕЧИ

Язык по своей сути – система знаков. система знаков.

Основной знак любого естественного человеческого языка – слово. предложения и тексты слова звуки морфемы

Речь – это это функционирование языка, построение из его знаков и по его законам конкретных устных и письменных высказываний. речь язык

Адресат Субъект цель общий код Канал связи Послание результат Ответная реакция результат ЯЗЫК переходит в РЕЧЬ в речевой ситуации, которая является частью ситуации общения:

Целью речевого действия может быть: 1. передача информации, 2. запрос информации, 3. передача эмоций, 4. побуждение к действию, 5. демонстрация эрудиции, 6. установление контакта и т.д.

речевой успех, речевой успех, речевой провал, речевой провал, речевое «самоубийство». речевое «самоубийство». Результатом речевого действия может быть:

Какой результат мы наблюдаем в следующих ситуациях? Да, правда, до свидания, я пошла домой! Как холодно сегодня!

Доверенность. Пусть Иванову Андрею выдадут мою зарплату. Он, как будто, человек честный и, надеюсь, денег моих не растратит. Макеев Какой результат мы наблюдаем в следующих ситуациях?

Никто не хочет пойти к доске? Какой результат мы наблюдаем в следующих ситуациях?

Как жарко сегодня! Ага, я аж взопрела! Какой результат мы наблюдаем в следующих ситуациях?

Культура – от латинского обработанность.

Культура питания Культура одевания Культура труда Культура пития Пить можно всем, Знать надо только, Когда, где, с кем, За что, что, сколько. Омар Хайям

Культура речи – умение отбирать и использовать языковые средства в точном соответствии с конкретной речевой ситуацией.

Типы речевой культуры Элитарный (полнофункциональный) – обеспечивает успех в любых (или почти любых) ситуациях. Элитарный (полнофункциональный) – обеспечивает успех в любых (или почти любых) ситуациях. Среднелитературный – обеспечивает успех в бытовых и профессиональных ситуациях. Среднелитературный – обеспечивает успех в бытовых и профессиональных ситуациях. Обиходный – обеспечивает успех лишь в бытовых ситуациях. Обиходный – обеспечивает успех лишь в бытовых ситуациях.

«За 5 лет можно выучиться всем основным европейским языкам, но всю жизнь надо учиться своему собственному». Николай Михайлович Карамзин Николай Михайлович Карамзин

Адресат Субъект цель общий код Канал связи Послание результат Ответная реакция результат

"Никакая другая способность человека не даст ему возможности с такой быстротой сделать карьеру, как способность хорошо говорить". Американский психолог Чарльз Депью

4. Каковы задачи курса? 4. Каковы задачи курса? Проблемы языка и речи стали государственными, т.к.: Язык – сильнейшее объединяющее начало для всякой страны Уровень развития языка соответствует уровню интеллектуального развития общества Коллективным поведением и коллективным сознанием можно управлять с помощью языка.

Совет Европы принял определение ключевых компетенций, которыми «должны быть оснащены молодые европейцы»: 1. «…политические и социальные; 2. связанные с жизнью в поликультурном обществе, 3. владение устной и письменной коммуникацией - тем, кто не владеет ими, угрожает социальная изоляция 4. владение ИТ, способность критического суждения в отношении информации, распространяемой СМИ; 5. способность учиться на протяжении жизни».

Государственные меры по укреплению позиций русского языка: Принят закон о русском языке как государственном языке РФ Создан Совет по русскому языку при Президенте Принята Федеральная Программа поддержки русского языка и культуры речи Население обеспечено словарями и справочниками Русский язык в рамках того или иного курса преподаётся во всех вузах РФ.

ЗАДАЧИ нашего курса 1. формирование осознанного отношения к содержанию и форме своей и чужой речи как средства общения, 2. развитие навыков и умений эффективного речевого поведения в различных ситуациях делового общения

План лекций 1 Общение, его элементы. Культура речи. Задачи курса. 2 Вербальные средства общения, вербальный имидж. 3 Качества хорошей речи 4 Невербальные средства общения, невербальный имидж. Умение слушать 5 Культура и искусство публичной речи (факторы успеха, этапы подготовки) 6 Стили общения – стили речи; тенденции речевой моды 7 Культура речи в деловом общении 8 Культура речи в научном общении 9 Культура речи в массовом общении