Бюджетный калькулятор для граждан – инструмент Интернет-демократии, обеспечивающий диалог между властью и обществом Заявка НП «Центр фискальной политики»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Бюджетный калькулятор для граждан – инструмент Интернет-демократии, обеспечивающий диалог между властью и обществом Заявка НП «Центр фискальной политики»
Advertisements

1 директор БУ СО ВО «Центр информатизации и оценки качества образования» Вологда, 2013 ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ,
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
ВЕБИНАР РТЦ Института образования НИУ ВШЭ 26 июня 2014 года Формирование независимой системы оценки качества образования в среднем профессиональном образовании.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
1 Подготовил Моздор Д.И.. Понятие бюджета Конституцией Российской Федерации определены права и гарантии граждан нашей страны: право на образование, на.
ОТКРЫТОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ Иваново, 2012.
Бюджет города – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.
Принципы бюджетной системы Лекция 2. 1 Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования.
ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ МОСКВА, 2013.
Подготовлен на основании проекта бюджета Целинского сельского поселения Целинского района на 2016 год.
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
Тула, Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (подпункт «к»
0 Тем роста заработной платы С 2011 года темп роста заработной платы в бюджетной сфере превышают рост по экономике РОСТ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ ИРКУТСКОЙ.
Государственная программа Республики Коми «Развитие системы государственного и муниципального управления» на годы (основные положения государственной.
О реализации мер по государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций Новосибирск, 25 мая 2015 г.
НЕЗАВИСИМАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ.
ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ.
О проекте закона РФ «О государственном стратегическом планировании» Министерство экономики Республики Бурятия 17 февраля «План - это помощник рынка.
Транксрипт:

Бюджетный калькулятор для граждан – инструмент Интернет-демократии, обеспечивающий диалог между властью и обществом Заявка НП «Центр фискальной политики» на участие в конкурсе проектов «Бюджет для граждан», Рязанская область Номинация – «Фокус-взгляд на бюджет» 30 октября, 2014 г.

«Бюджет для граждан»: постановка задачи Мы должны обеспечить большую прозрачность и открытость бюджетного процесса для граждан. Это одно из ключевых условий повышения эффективности госинвестиций, всей бюджетной политики. Граждане и бизнес должны знать, куда направляются уплачиваемые ими налоги. Это требует высокого уровня прозрачности бюджета и бюджетного процесса. С 2013 года на всех уровнях управления следует регулярно публиковать (размещать в сети Интернет) брошюру «Бюджет для граждан». Это даст возможность в доступной форме информировать население о соответствующих бюджетах, планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных средств. Публикуемая в открытых источниках информация позволит гражданам составить представление о направлениях расходования бюджетных средств и сделать выводы об эффективности расходов и целевом использовании средств. Бюджетное Послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014–2016 годах 2

Почему граждане должны знать, как составляется бюджет и на что тратятся государственные деньги? Ответ 1 Это ИХ деньги на входе в бюджетную систему и предназначенные ИМ услуги – на выходе; Если бюджетный процесс представляет собой «черный ящик», то подозрительность и недоверие населения к государству будут расти, постоянно провоцируя как обоснованные, так и необоснованные претензии. 3 Бюджет

Ответ 2 Общественный контроль за расходованием бюджетных средств – необходимое условие их эффективного использования, что особенно важно в условиях ужесточения бюджетных ограничений. Чтобы сформировать свое мнение о государственной и, в частности, бюджетной политике, граждане должны иметь доступ к соответствующим нормативным правовым актам, финансовым отчетам, статистическим данным. Но легко ли гражданам самостоятельно проанализировать эту информацию? НЕТ 4 Бюджет

Ответ 3 «Вывалить» в Интернет даже всю имеющуюся у органов власти информацию еще не значит сделать государство открытым. Только диалог власти с обществом на понятном ему языке может сформировать конструктивную и заинтересованную позицию граждан по отношению к государству и государственным финансам. Закрытость и изоляция власти от общества порождает ответную негативную реакцию, готовность к диалогу – повышает доверие граждан и их готовность участвовать в общественной жизни. 5 Бюджет 2 х 2=4

Значимость и актуальность инструментов, способствующих раскрытию информации о бюджете снизить коррупцию объяснить гражданам государственные приоритеты Прозрачность и открытость бюджета обеспечивает возможность узнать, куда идут налоги оценить эффективность и обоснованность расходов бюджета Для власти: Для гражданского общества: наладить конструктивный диалог с властью наладить конструктивный диалог с гражданами 5

Преимущества современных электронных технологий в развитии диалога между властью и обществом по вопросам бюджета Традиционный формат раскрытия информации о бюджете: профессиональная терминология сложный формат громоздкий объем недоверие к власти неконструктивные претензии пассивность населения Раскрытие информации о бюджете при помощи user-friendly интернет- технологий: доступный язык интерактивный формат компактный объем рост доверия к власти конструктивный диалог активность населения 12

Бюджетный калькулятор для граждан – инструмент развития диалога между властью и обществом 8 Идея создания Бюджетного калькулятора для граждан принадлежит Центру фискальной политики. Реализация этой идеи была осуществлена при поддержке Открытого правительства на средства Президентского гранта, предоставленного Центру фискальной политики в рамках государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций.

Цели и задачи Бюджетного калькулятора для граждан Цели: повышение бюджетной грамотности населения; разъяснение гражданам бюджетной политики, реализуемой на региональном и местном уровне; развитие конструктивного диалога между обществом и властью; учет приоритетов населения при необходимости сокращения или возможности увеличения бюджетных расходов. Задачи: моделирование взаимосвязей основных параметров бюджета –доходов, отдельных направлений расходов, дефицита, а также качественных и количественных последствий роста или сокращения тех или иных направлений расходов предоставление гражданам возможности: – уточнить, на что идут бюджетные средства – увеличить или сократить по своему усмотрению те или иные расходы – узнать, какие это будет иметь последствия – выбрать способы увеличения доходов и экономии бюджетных средств – сохранить свой вариант бюджета и довести свое мнение до органов власти 9

Целевые аудитории Бюджетного калькулятора для граждан Целевые группы: участники бюджетных слушаний члены общественных советов при министерствах и ведомствах члены «молодежных парламентов» учащиеся старших классов и ВУЗов граждане, занимающие активную жизненную позицию любознательные граждане Дополнительная целевая аудитория бюджетного калькулятора – депутаты представительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления 10

Ожидаемые результаты «запуска» Бюджетного калькулятора для граждан Для граждан: понять взаимосвязи бюджетных параметров, узнать основные направления бюджетной политики, оценить возможности бюджетной системы, смоделировать и предложить свой вариант направлений расходования бюджетных средств, оценить, будет ли новый предложенный вариант бюджета лучше базового с точки зрения достижения результатов, повысить финансовую грамотность в части принципов управления общественными финансами. 11 Для органов власти и местного самоуправления: лучше понять потребности граждан, их ожидания от работы органов власти, оценить потенциал поддержки гражданами возможных решений по вопросам налоговой политики и бюджетных расходов, скорректировать принимаемые бюджетные решения (при необходимости), более эффективно информировать граждан о проводимой бюджетной политике, структуре расходов бюджета и принципах принятия бюджетных решений

Требования к содержательному наполнению Бюджетного калькулятора для граждан 1. Понятная для неквалифицированного пользователя структура расходов бюджета. 2. Понятные для неквалифицированного пользователя результаты изменения финансирования по каждому направлению расходов. 3. Справочная информация, разъясняющая сложные вопросы простым языком. 4. Четкое разграничение ответственности за расходы и доходы между уровнями бюджетной системы 12

Структура расходов в Бюджетном калькуляторе для граждан В Бюджетном калькуляторе использована упрощенная группировка расходов, ориентированная на: полномочия органов власти (вопросы местного значения) ожидания населения от деятельности властей 13 Функциональная бюджетная классификация расходов Сложная, громоздкая структура, непонятная, непрозрачная для некомпетентного пользователя Структура государственных (муниципальных) программ Ориентация на ведомственную структуру, функциональную классификацию и целевые трансферты из вышестоящих бюджетов Необходимость межведомственной перегруппировки учреждений СПО (вкл. муз. и мед. училища), учреждений доп. образования (ДСЮШ, муз. школы), вывод защиты детей-сирот из-под «Образования» и «Здравоохранения» и т.п.), объединение текущих и инвестиционных мероприятий отраслей Структура Бюджетного калькулятора – прообраз «идеальной» структуры программного управления

Информационные окна Бюджетного калькулятора разъясняет гражданам: на что, как и почему тратятся бюджетные средства

Содержательное наполнение Бюджетного калькулятора формируется на основе: государственных и муниципальных заданий и программ, законов о бюджете субъектов РФ, решений о бюджете муниципалитетов, бюджетной и статистической отчетности пилотных регионов и муниципалитетов. Информационные страницы Бюджетного калькулятора излагают понятным для неспециалиста языком информацию: о доходных источниках соответствующих бюджетов, в том числе выпадающих доходах в связи с предоставлением налоговых льгот; о принципах и ограничениях формирования дефицита бюджета и государственного и муниципального долга; о перечне оказываемых за счет бюджета услуг, проводимых мероприятий, и обосновании правомерности таких расходов, пределах увеличения или сокращения расходов по конкретным направлениям; о правах граждан на бесплатное получение тех или иных услуг; о количестве и профиле государственных и муниципальных учреждений, получающих бюджетные средства; о составе и численности органов государственной власти, органов местного самоуправления; о среднем уровне зарплаты в отдельных отраслях социальной сферы и в государственном/муниципальном управлении; о приоритетности тех или иных направлений расходов для органов власти; о потенциальных сферах экономии бюджетных средств и привлечения дополнительных доходов, а также связанных с этим позитивных или негативных последствиях. Особенности компьютерной модели «Бюджетный калькулятор для граждан» 25

В результате пользования моделью Бюджетного калькулятора граждане получают возможность: Сформировать свой вариант бюджета, сбалансированный исходя из заданного размера дефицита бюджета. Зафиксировать свои бюджетные решения и получить доступ к оценке предложенного варианта бюджета через совокупность позитивных и негативных последствий внесенных ими изменений. 16

Использование предложений пользователей Бюджетного калькулятора Предложенные пользователем изменения параметров расходов по отдельным направлениям и другие инициативы архивируются и статистически обрабатываются для выявления предпочтений граждан. Пользователи бюджетного калькулятора проходят анкетирование (без сбора персональных данных). На одной из страниц бюджетного калькулятора можно разместить форму для отправки предложений граждан по вопросам бюджетной политики в органы государственной власти в электронной форме, а также предусмотреть режим «горячей линии» вопросов граждан и ответов органов власти по бюджету На страницах Бюджетного калькулятора могут быть размещены ссылки на другие источники информации о бюджете (материалы публичных слушаний, отчеты об исполнении бюджета, тексты правовых актов и т.п.), а также ссылки на бюджетные калькуляторы других уровней власти данного региона и бюджетные калькуляторы других регионов и муниципалитетов 17

Использование Бюджетного калькулятора для вовлечения граждан в бюджетный процесс и повышения рейтинга открытости бюджета РФ Результаты статистического анализа использования Бюджетного калькулятора, а также вопросы граждан и ответы органов власти в рамках «горячей линии» рекомендуется регулярно публиковать на страницах Бюджетного калькулятора и использовать при проведении публичных слушаний и обсуждений бюджета. 18

Бюджетный калькулятор является наглядным, удобным, обучающим население инструментом представления информации о бюджете в доступной форме; позволяет любому пользователю виртуально планировать бюджет субъекта РФ и муниципалитета, что обеспечивает лучшее понимание гражданами своих прав и обязанностей, ответственное и реалистичное отношение к бюджету; повышает уровень открытости органов власти, открытости и прозрачности бюджетного процесса и создает новые каналы для заинтересованного диалога власти и общества по вопросам государственного (муниципального) управления; позволяет гражданам понять взаимосвязи бюджетных параметров, основные направления бюджетной политики, оценить возможности бюджетной системы, смоделировать и предложить свой вариант расходов, а также понять, будет ли новый вариант бюджета лучше базового с точки зрения достижения результатов. Использование бюджетного калькулятора обеспечит повышение финансовой грамотности граждан в сфере управления общественными финансами. Преимущества Бюджетного калькулятора для граждан 20

Органы власти, осуществляя мониторинг предпочтений и мнений, выраженных гражданами при использовании бюджетного калькулятора, смогут лучше понять потребности населения и скорректировать принимаемые бюджетные решения. Они также получают возможность более широко и эффективно информировать граждан о проводимой бюджетной политике, структуре расходов бюджета, полномочиях органов власти и принципах принятия бюджетных решений. 21

Бюджетные калькуляторы для граждан уже функционируют в 4-х субъектах РФ Вологодская область Нижегородская область Ставропольский край Кабардино-Балкарская республика В каждом из этих субъектов РФ Бюджетный калькулятор разработан для: бюджета субъекта РФ бюджета одного городского округа бюджета одного муниципального района бюджета городского поселения Бюджетные калькуляторы размещены на сайтах органов власти соответствующих регионов и муниципалитетов

22 Кабардино-Балкарская Республика citizen s-budget.ru бю джет-для-граждан.рф Городской округ г. Пятигорск, Ставропольский край, citi zens-budget.ru бюджет-для-граждан.рф Кирилловский муниципальный район, Вологодская область, c itizens-budget.ru он 35.бюджет-для- граждан.рф Городское поселение г. Богородск, Нижегородская область cit izens-budget.ru бюджет-для-граждан.рф Примеры работающих Бюджетных калькуляторов для граждан

Модель Бюджетного калькулятора для граждан может быть использована для построения бюджетных калькуляторов для других субъектов РФ и муниципальных образований Архитектура разработанного программного решения модели Бюджетного калькулятора для граждан позволяет адаптировать ее для всех заинтересованных регионов и муниципалитетов РФ с учетом особенностей их бюджетов. Основными задачами для тиражирования модели Бюджетного калькулятора в новые регионы и муниципалитеты являются разработка содержательного наполнения модели данными конкретного региона или муниципалитета и адаптация архитектуры модели под структуру бюджетных расходов. Тиражируемость модели Бюджетный калькулятор для граждан 16