АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ – СОЛНЦЕВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ШКОЛА 34, Г. КАЗАНЬ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ШИЛКОВА М.А. РАБОТА С ТЕКСТОМ Часть С. Критерии оценивания ответа на задание С1 I. Содержание сочинения I. Содержание сочинения К 1. Формулировка проблем.
Advertisements

Подготовка к написанию задания части С ЕГЭ по русскому языку.
Обучение написанию сочинения- рассуждения (11 класс)
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Прочитайте текст. Определите тему идею стиль текста отметьте средства выразительности.
Ишуткиной Валентины Викторовны, учителя русского языка и литературы МОУ «Суземская СОШ 1»
Задание С Написание сочинения ЕГЭ В помощь выпускнику Автор: Смелова Н.Г., учитель русского языка, литературы и изобразительного искусства МОУ «Борисовская.
Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. (Сочинение. Максимум – 23 балла). Дорогу осилит идущий.
Выполнение задания части 3 (С). Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Подготовка к выполнению части С ЕГЭ. Основная проблема - это та: которая стала объектом раздумий автора; над которой он в основном размышляет; к которой.
Подготовила: учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 54» г. Курска Позднякова А.В. Позднякова А.В.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
ЕГЭ ( С ) Пишем СОЧИНЕНИЕ 2 УРОК. Задание С Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором (рассказчиком) текста (избегайте чрезмерного.
ОБУЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЮ- РАССУЖДЕНИЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ ЭКЗАМЕНОВ.
ЕГЭ по русскому языку. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
Формулировка задания: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
Позиция автора. Ваше отношение к позиции автора. Готовимся к ЕГЭ. Часть С.
Эссе как вид учебной деятельности Эссе (франц. Essai опыт, набросок) Эссе как вид учебной деятельности самостоятельное сочинение-размышление учащегося.
Мастер-класс учителя русского языка и литературы Пушкиной М.И. на тему «Пишем сочинение на ОГЭ. Задание 15.3» Районное методическое объединение учителей.
Транксрипт:

АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ – СОЛНЦЕВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ШКОЛА 34, Г. КАЗАНЬ

Задание С. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте м прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования)

Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. Все они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин:

Общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д. Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы. Иное дело- ценности культурные и нравственные. Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники культуры, сгоревшие книги, рукописи…

Историк – археолог В.Л. Янин так образно раскрыл содержание понятия «экология культуры»: «Если выкорчевать дерево, тона его месте можно вырастить новое. Но если мы разрушаем старину, памятники культуры, стираем с карты исторические названия, тем самым, по мнению учёного, мы уничтожаем генетический код нашей исторической памяти.

Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого. (По Л.И. Скворцову)

Сочинение - рассуждение В тексте Л.И. Скворцова говорится об экологии – науке, которая в наше время занимается вопросами охраны не только природы, но и культуры. Сохранение достижений культуры является актуальной задачей, поскольку утрата культурных ценностей ведёт к духовной деградации общества.

Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный и читательский опыт (учитываются первые три аргумента)

Автор поднимает в тексте важные проблемы. Особо хочу выделить одну из них. Скворцов пишет: «Многое зависит от отношения к языку». Необходимо оберегать родной язык, ведь он является частью национальной культуры. Эта проблема имеет и нравственную сторону.

Как отмечает автор, «небрежное отношение к языку, отход от национальной культуры, которая в нём выражена, не проходят бесследно для человека как личности».

Скворцов солидарен с мнением современных писателей и публицистов, которые видят серьезные основания для тревоги: в наше время наблюдаются явные признаки «духовного обнищания» людей, связанные с «языковыми потерями».

Я разделяю позицию автора, потому что действительно мы видим многочисленные примеры небрежного обращения с языком, и это сказывается на уровне культуры общества. В подтверждение приведу свои аргументы

В третьем абзаце автор сочинения выражает собственную позицию – согласие с автором исходного текста – и кратко объясняет, почему он разделят мнение Скворцова. В этом абзаце используется фраза, вводящая аргументацию (эта фраза не обязательна, но вполне уместна).

Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, описанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

План работы

1. Определить тему текста, его основную мысль, понять его проблематику, вычленить и сформулировать одну из проблем; 2. Прокомментировать проблему; 3. Понять позицию автора и четко её сформулировать; 4. Выразить согласие или несогласие с автором;

5. Сформулировать собственную позицию; 6. Аргументировать собственное мнение, привести доводы, опираясь на личный жизненный или читательский опыт; 7. Композиционно оформить сочинение, придать ему цельность и связность, продумать последовательность изложения и то, как вы разобьёте текст на абзацы;

8. Позаботиться о речевом оформлении текста, подобрать слова и выражения, грамматические конструкции; 9. Обеспечить соблюдение орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых, этических норм в тексте сочинения;

10. Обеспечить фактическую точность как при интерпретации исходного текста, так и при подаче фонового материала; 11. Соблюсти заданный объем сочинения 150 – 300 слов (с учетом служебных).

1) Сформулирована ли позиция автора? 2) Нет ли фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора? 3) Удачна ли формулировка?

Вступление. Задачи: 1) вступить в контакт с читателем; 2) ввести читателя в тему; 3) подготовить к восприятию текста.

Приемы: 1) сообщение о теме; 2) сообщение об авторе; 3) цитата; 4) афоризм; 5) риторический вопрос; 6) вопросно-ответное единство;

7) именительный темы; 8) риторическое восклицание; 9) сообщение о прочтении текста; 10)аналогия; 11 парадокс. Объем: 3 – 7 предложений.

Анализ исходного текста. 1) Анализ проблематики текста (перечисление проблем). Задачи: вычленить проблемы, рассматриваемые автором исходного текста, сформулировать их, перечислить. Объем: 1-2 предложения.

2) Формирование проблемы текста Задачи: выбрать одну из рассматриваемых проблем, четко ее сформулировать, мотивировать выбор. Объем: 2-3 предложения.

3) Комментарий проблемы. Задачи: растолковать проблему, разъяснить, охарактеризовать ее, сказав об отношении общества к ней, ее отнесенности к определенному типу проблем, ее актуальности, новизне; объяснить интерес автора к проблеме, ход ее мыслей. Объем : 8-12 предложений.

4) Формулирование позиции автора, комментирование позиции. Задачи: понять мнение автора относительно вычлененной проблемы, объяснить причину возникновения такой причины. Объем: 2-5 предложений.

Авторская позиция может быть выражена: 1) четко, прямо, непосредственно - в названии текста - в отдельных предложениях - через ряд аргументов

Через модельный план текста: - риторические вопросы - риторические восклицания - порядок слов

- лексический повтор - оценочную лексику - модальные слова, частицы - ряд вводных слов и предложений

Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме.

Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста нет.

Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована.

Шаблоны написания

С мнением автора трудно не согласиться. Я полностью разделяю его точку зрения. (Общеизвестно…, Действительно…) или (Во-первых,… Во-вторых,…), (Я думаю,…Мне кажется,…) Привести 2 аргумента.

Я полностью согласна с мнением N:...(тот же вывод, но другими словами). Действительно, проблема, затронутая автором, актуальна во все времена и поэтому не может оставить нас равнодушными.

К ней обращались многие писатели и поэты. N1 (другой автор) в повести (романе, произведении) "..." показал (отразил, выразил), как... (название произведения, имена персонажей, связанных с данной проблемой, конкретные ситуации из книги).

Так и N отмечает, что (ссылка на предложенный текст, обращение к тексту, короткая цитата, сложноподчиненное предложение).

(тезис-вывод в виде утверждения), потому что...(второй читательский аргумент или свой аргумент, основанный на личном опыте в виде размышления). N тоже пишет, что... (ссылка на предложенный текст, обращение к тексту, короткая цитата, сложноподчиненное предложение).... (свое размышление).

Прочитайте текст.

(1)Сравнительно недавно американский ученый Эдвард де Боно в книге «Рождение новой идеи» посвятил случайности специальную главу. (2)Он показал, как свободная «игра ума» и счастливый случай наилучшим образом помогают сделать научное открытие, высказать неожиданную, остроумную, верную мысль, которая не приходила в головы десяткам, сотням специалистов, занятых упорными и планомерными поисками её. (3)В чём же дело?

(4)Вспомним сказку. (5)Было у мужика три сына. (6)«Старший умный был детина, средний сын и так и сяк, младший вовсе был дурак». (7)Старший и средний сыновья, несмотря на все свои ухищрения (и даже именно из-за своих ухищрений) остаются ни с чем, а младший получает полную меру счастья.

(8)Может, как раз отсюда пришла оптимистическая поговорка: глупому счастье. (9)Негативный вариант: горе от ума.

(10)Иванушке благоволит «его величество случай», владыка нашего мира. (11)Но не только в этом дело. (12)Вспомните: Иванушка пошёл ночью в поле вора сторожить. (13)Простота!

(14)Братья-то умные ухитрились ничего не сделать, соврать складно и вдобавок благодарность от отца получить. (15)А этот взялся за трудное дело, неприятностей нажил множество и... стал напоследок царевичем!

(16)Перейдя от сказки к были, вспомним Флеминга, открывателя спасительного пенициллина. (17)Когда он упорно стремился достигнуть цели, преодолевая стечение нежелательных обстоятельств, это не случайность, а проявление его характера.

(18)Когда Флеминг исследовал загрязнённый плесенью препарат в надежде на удачу, он тем самым стремился подчинить себе случайность, использовать её для решения своей задачи. (19)И это тоже проявление его характера, склада ума.

(20)Случайность имеет обыкновение «выбирать» из числа учёных наиболее достойных, помогая им добиваться цели, совершать важные открытия. (21)Надо уметь использовать неожиданные обстоятельства. (22)Это не каждому дано.

(23)Как справедливо заметил де Боно, «мир науки полон усердно работающих учёных, которые с избытком владеют умением логически мыслить, большой добросовестностью в работе, и тем не менее они навсегда лишены способности выдвигать новые идеи». (24)Почему так происходит?

(25)По мнению де Боно, многознание мешает учёному открыть нечто новое, неожиданное. (26)Учёный теряет способность удивляться. (27)Так дети со временем утрачивают свой мир сказок и тайн, получая взамен готовые стандартные объяснения всему на свете как бы этикетки для каждой вещи. (28)Яркий мир детства тускнеет, становится серым и скучным.

(29)Утрачивается непосредственность, живость, жадность восприятия. (ЗО)Вот почему не правы те, кто считает, будто открытия сами «находят» счастливчиков. (31)Нет, в науке «везёт» тем, кто сохранил ясный и зоркий взгляд, кто не утратил живого стремления к истине и не устал с детской непосредственностью удивляться таинственной красоте мира. (по Р. Баландину)

Вступление

К1 - 1 Знакомы ли вы с понятием «мозговой штурм»? Для решения какой-либо проблемы собираются специалисты в областях различных наук и начинают «набрасывать» варианты решения. И в конце концов кто- нибудь предлагает абсолютно верную идею, зачастую идею простую.

Формулировка проблемы: Как правило, делает это человек, который не «зацикливается» на чем-то одном, а сохраняет ясное и разностороннее мышление. Именно о сохранении живого и ясного взгляда на мир, на мой взгляд, текст Р. Баландина.

Комментарий к выбранной проблеме Размышляя о роли случайности в научных открытиях, автор как бы задает вопросы: «Почему многие умудренные опытом и очень умные люди не могут совершать открытия? В чем же подлинная разгадка научных достижений?»

Публицист противопоставляет «мир сказок и тайн» «готовым стандартным объяснениям всему на свете», «случайные», казалось бы, озарения трудолюбию. Причину неудач некоторых ученых автор видит в утрате чисто детской непосредственности, веры в невозможное.

Ведь многие из нас, будучи маленькими, спрашивали: «Папа, а ты умеешь летать?», явно надеясь на положительный ответ. Только в разуме простом, без предубеждений, может, по мнению Р. Баландина, родиться гениальная идея. Не случайно в статье он вспоминает Ивана-дурака, героя русских сказок.

Умные братья Иванушки употребили ум на то, чтобы «соврать складно и вдобавок от отца благодарность получить». Иванушка же пошел «ночью в поле вора сторожить». И именно ему за его простоту, трудолюбие, честность и веру в то, что нет ничего невозможного, достаются в итоге все лавры.

Аналогом Иванушки в мире науки оказывается для Баландина врач Флеминг, который «исследовал загрязнённый плесенью препарат в надежде на удачу», при этом стремясь «подчинить себе случайность, использовать её для решения своей задачи».

Комментарий эксперта: Довольно пространное, но логичное вступление, которое подводит к формулированию проблемы. Последнее предложение вступления связывает первый и второй абзацы

Комментарий эксперта: Комментарий показывает, как автор приводит читателя к пониманию его позиции, отмечает, какие доказательства он использует для этого (противопоставление, ссылка на народную сказку). Здесь же и собственные наблюдения автора сочинения (дополнительный аргумент о детском восприятии)

Сформулированная позиция автора Этот пример еще раз подтверждает позицию автора: дорога к научным свершениям открыта только тем, кто, усердно работая, не теряет «непосредственности, живости, жадности восприятия», потому что само слово «открытие» подразумевает свежий взгляд на проблему, отказ от стереотипов.

К3 – 1. Комментарий эксперта: Позиция автора сомкнулась с проблемой: разгадка научных открытий в сохранении «детскости» восприятия. Если в вопросе звучит «почему?», то в ответе (позиции автора) должно быть «потому что».

Выражение своего согласия/несогласия с позицией автора

Трудно не согласиться с Баландиным. Для того чтобы оставить свой след в науке, трудолюбие нужно, но его недостаточно. Необходимо нестандартное, живое мировосприятие.

Комментарий эксперта: Четко заявлена позиция автора, без «прописанности» позиции аргументы не считаются

Позиция автора.

Автор может: - полемически заострять тему (проблему) - делать читателя своим союзником

- образно воссоздать картину происходящего - выделять ключевые проблемы - передать глубину проблем

- видеть глубину и актуальность проблем - пытаться понять, почему… - выражать мнение большинства

- эмоционально воздействовать на читателей - ставить ряд нравственных вопросов, требующих незамедлительного ответа

- писать интересно ново о старых проблемах - быть строгим судьей негативным явлениям нашей жизни - говорить с тревогой о наболевших проблемах

- подчеркнуть истинное положение дел - показывать образец (антиобразец) поведения, отношения к жизни

- открыто заявить о своей гражданской позиции по отношению к… - побуждать искать истину

- привести в качестве примера цитату - «глаголом жечь сердца людей» и т.д. - убедительно доказать, используя конкретные примеры

- заставить переоценить отношение к… - намереваться найти ответ на сложные жизненные вопросы

Сейчас в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости. Особенно здесь не повезло почему-то Суворову. Нет-нет да и услышишь из уст обывателя: мол, как говорил Суворов, тяжело в учении – легко в бою! Но ведь Суворов не мог сказать такой глупости! Уж кто-кто, а он-то понимал: в бою, где убивают твоих соратников, где на тебя с оружием в руках идет твой смертельный враг, не может быть легко!

Я согласен с позицией Смирнова. Каждый труд должен оплачиваться, а если человек заслужил и больше, то нужно награждать орденом и медалью. Когда человек понимает, что его труд оценивают, ему становится хорошо. Отсюда вывод: народ хорошо работает, просто надо ценить людей.

Текст для анализа

Всем известно, что археологические изыскания требуют больших средств, отнимают много времени и сил. А нужны ли они? Каждый новый факт, даже самый незначительный, помогает нам лучше понять прошлое. А без этого нельзя понять и настоящее. И, разумеется, строить свое будущее.

Позиция автора.

Обосновывая свою позицию, А.Кондратов показывает, как благодаря археологическим находкам менялось представление людей о культуре и искусстве. Благодаря знанию этого изменения, по мнению автора, каждый человек ощущает себя как часть человечества.

Исходный текст

Подлинная наука всегда связана с жизнью, из нее, собственно, и рождается, а не из голых мозговых акций. Ведь творческая мысль – не одно только интеллектуальное усилие. Это проявление всей полноты личности ученого (или художника), соединение его духовно-умственных, волевых, эмоционально-душевных, нравственных усилий.

Мнение автора предельно понятно: он считает, что научные открытия рождаются из самой жизни. Истинный ученый, по мнению автора, аккумулирует накопленный человеческий опыт, пропускает его через собственные убеждения и моральные основания и лишь на базе этого делает обобщения. В тексте однозначно негативно оценивается отрыв науки от моральных оснований.

Замечания. Позиция автора сформулирована верно, авторские аргументы прокомментированы.

Автор считает, что для истинной науки не представляет первостепенной важности интеллектуальное усилие. Гораздо важнее для исследователя быть гражданином и патриотом.

Замечания. Позиция автора искажена. Автор не умаляет роли интеллектуальных усилий ученого, а говорит о том, что не одно это лежит в основе научного поиска.

Автор считает, что наука связана с жизнью.

Замечания. Позиция автора сформулирована общими формулировками, не отражает сути поставленной проблемы.

Найдите ошибки.

Но горе той нации, у которой литература прерывается вмешательством силы: это – не просто нарушение «свободы печати», это замкнутие национального сердца, иссечение национальной памяти. Если такие мастера, как Ахматова или Замятин, на всю жизнь замурованы заживо, осуждены до гроба творить молча, не слыша отзвука своему написанному, - это не только их личная беда, но горе всей нации, но опасность для всей нации.

Позиция автора заключается в следующем. Автор осуждает гонения на литературу. Он считает, что Ахматова и Замятин не могли писать, т.к. были арестованы и вынуждены были молчать. И таких писателей много. Горе всей всей нации в том, что, потеряв лучших писателей, она не сможет дать миру великие произведения. Сегодня таких писателей тоже нет, поэтому мы часто не понимаем друг друга.

Проблема. Позиция.

Манипуляция – способ господства путем духовного воздействия на людей через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном власти направлении.

Проблема. Манипуляция сознанием.

Позиция. Власть использует приемы манипуляции сознанием людей для формирования мнений, побуждений и целей, которые выгодны ей самой.

1) Сформулирована ли позиция автора? 2) Нет ли фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора? 3) Удачна ли формулировка?

Внимание! Типичная ошибка! Если вы поддерживаете позицию автора, не следует специально анализировать его аргументы, как… Не тратьте драгоценное время экзамена на работу, которая не предусмотрена заданием!

4) Формулирование позиции автора, комментирование позиции. Задачи: понять мнение автора относительно вычлененной проблемы, объяснить причину возникновения такой причины. Объем: 2-5 предложений.

При формулировки позиции можно использовать следующие выражения:

Автор считает, что… Автор глубоко убеждён в том, что… С автором трудно спорить относительно… Позиция автора сформулирована весьма чётко:… Позиция автора такова, что… Автор выступает против того, чтобы…

Авторская позиция может быть выражена: 1) четко, прямо, непосредственно - в названии текста - в отдельных предложениях - через ряд аргументов

Через модельный план текста: - риторические вопросы - риторические восклицания - порядок слов

- лексический повтор - оценочную лексику - модальные слова, частицы - ряд вводных слов и предложений

Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме.

Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста нет.

Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована.

Автор может: - полемически заострять тему (проблему) - делать читателя своим союзником

- образно воссоздать картину происходящего - выделять ключевые проблемы - передать глубину проблем

- видеть глубину и актуальность проблем - пытаться понять, почему… - выражать мнение большинства

- эмоционально воздействовать на читателей - ставить ряд нравственных вопросов, требующих незамедлительного ответа

- писать интересно ново о старых проблемах - быть строгим судьей негативным явлениям нашей жизни - говорить с тревогой о наболевших проблемах

- подчеркнуть истинное положение дел - показывать образец (антиобразец) поведения, отношения к жизни

- открыто заявить о своей гражданской позиции по отношению к… - побуждать искать истину

- привести в качестве примера цитату - «глаголом жечь сердца людей» и т.д. - убедительно доказать, используя конкретные примеры

- заставить переоценить отношение к… - намереваться найти ответ на сложные жизненные вопросы

При формулировки позиции можно использовать следующие выражения:

Автор считает, что… Автор глубоко убеждён в том, что… С автором трудно спорить относительно… Позиция автора сформулирована весьма чётко:… Позиция автора такова, что… Автор выступает против того, чтобы…

Авторская позиция может быть выражена: 1) четко, прямо, непосредственно - в названии текста - в отдельных предложениях - через ряд аргументов

Через модельный план текста: - риторические вопросы - риторические восклицания - порядок слов

- лексический повтор - оценочную лексику - модальные слова, частицы - ряд вводных слов и предложений