Методическая разработка раздела «Изменения, происходящие с веществами» образовательной программы «Химия» Муниципальное образовательное учреждение Ковернинская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок обобщения : «Химические реакции». ( Химическое путешествие, 8 класс.) Учитель химии Коблякова Н.В.
Advertisements

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 18 г.Сочи «Реакции замещения». Химия 8 класс Василевская Оксана Васильевна,
Химические реакции Выполнила Болгова ЕД преподаватель химии ГБОУ ГАК с Московское.
Обобщение по типам химических реакций. превращение одних веществ в другие. Вещества, полученные в результате реакции, отличаются от исходных веществ составом,
ГБОУ школа 501 Учитель химии Белорусова Марина Вадимовна Санкт-Петербург 2013.
Цели занятия 1. Закрепить понятие «химическая реакция», повторить признаки и условия протекания различных химических реакций. 2. Обобщить знания о классификации.
Имя: Богатова Валентина Ильинична Место работы: МОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа» Образование: высшее Учитель химии Стаж педагогической.
Эти явления, знаете вы, В природе и в нашем быту встречаются они, А отличают эти явления – взаимные превращения, Образуются всегда новые вещества.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Туроверовская основная общеобразовательная школа Открытый урок по теме «Классы неорганических веществ. Типы.
«Типы химических реакций». ЦЕЛЬ УРОКА: ПОВТОРИТЬ И ОБОБЩИТЬ ЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ О ХИМИЧЕСКИХ ПРЕВРАЩЕНИЯХ, ПРИЗНАКАХ И ТИПАХ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ. ЗАКРЕПИТЬ.
Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений. Класс: 8 Учитель: Осиевская Инна Анатольевна МОУ «Основная общеобразовательная школа 20 станции Губерля.
Типы химических реакций. Цель урока: : повторить классификацию веществ, типы химических реакций и признак их классификации, научить учащихся применять.
С + О 2 = СО 2 СаО + СО 2 = СаСО 3 + Простое или cложное вещество Простое или сложное Более сложное.
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Типы химических реакций» Учитель химии высшей категории МОУ СОШ 5 г. Михайловска Гладких М.И.
Подготовка к ГИА © Осиевская И.А.. А 1. По пять электронов на внешнем электронном слое находятся в в атоме каждого из химических элементов 1. Be, B, Li.
Цели урока 1.В игровой форме обобщить и закрепить знания о химических свойствах основных классов неорганических соединений и их взаимопревращениях. 2.Развивать.
Подготовка к контрольной работе по теме «Изменения, происходящие с веществами»
Разноуровневые практические работы по химии в 9 классе Выполнила учитель МОУ СОШ 82 г. Ульяновска Куцегуб Нина Фёдоровна.
КЛАССИФИКАЦИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ. «Химическое превращение, химическая реакция есть главный предмет химии». Н.Н.Семёнов.
ХИМИЧЕСКИЙ диктант «Заполни пропуски» Тема: ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ.
Транксрипт:

Методическая разработка раздела «Изменения, происходящие с веществами» образовательной программы «Химия» Муниципальное образовательное учреждение Ковернинская средняя общеобразовательная школа 1 Учитель химии: Салихова Наталья Александровна п. Ковернино, 2014 г

Пояснительная записка Методическая разработка темы «Изменение, происходящие с веществами» предназначена для учащихся 8 классов. Она составлена на основе программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений автора О.С.Габриелян. Актуальность состоит в том, что данная тема «Изменения происходящие с веществами» является одной из важных в курсе химии, так как знание типов химических реакций и закона сохранения массы веществ дает возможность управлять превращениями веществ, находить экономически безопасные способы производства веществ, и охраны окружающей среды от химических загрязнений. Освоение важных знаний и овладение умениями и навыками по теме служит фундаментом для изучения дальнейшего курса химии.

Учебно-методический комплект Учебник Рабочая тетрадь к учебнику Программа курса химии 8-11 классы Методические рекомендации для учителя «Контрольные и проверочные работы»

Образовательные программы по «Химии» Под. ред. Г.Е.Рудзитиса «Первоначальные химические понятия», Рассматривается в начале курса (18 часов). Под. ред. Н.Е. Кузнецова « Химические реакции», Рассматривается после темы химические элементы в вещества в свете атомно – молекулярного учения (6 часов). Под. ред. Н.С. Новошинской « Химические реакции», Рассматривается после изучения основных классов неорганических соединений.(9 часов).

Уровни усвоения учебной информации Творчество Применение Воспроизведе ни е Узнавание Понимание Психолого – педагогические особенности подросткового возраста Химия для учащихся 8 класса предмет новый, и для более глубокого его восприятия необходимо создать благоприятные психолого- педагогические условия. Быстрый рост, развитие и перестройка организма ребенка. Стремление к познанию, активность, инициативность, упорство в достижении цели. Увеличение объема памяти, избирательность внимания. Формирование активного самостоятельного, творческого мышления. Нарастание способностей к абстрактному мышлению.

Цели обучения Познакомить учащихся с классификацией химических реакций и основным законом химии (закон сохранения массы веществ). Научить различать физические и химические явления, составлять уравнения химических реакций, определять типы химических реакций, делать вычисления по химическим уравнениям реакций. Совершенствовать умения обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Показать возможность использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами; очистки загрязненных веществ от примесей.

Задачи Образовательные Развивающие Воспитательные Закрепить знания учащихся о физических и химических явлениях; сформировать представление о классификации химических реакций; сформировать первоначальные умения и навыки решения основных типов задач по химии. Развивать эмоциональное восприятие у учащихся, используя мультимедиа; развить познавательный интерес, используя в содержании уроков элементов новизны знаний и умений, устанавливая связь изученного материала с жизнью; развить практические умения учащихся при выполнении экспериментальных задач; развить у школьников умение выделять главное, существенное в изученном материале, сравнить, обобщить изученные факты, логически излагать свои мысли при решении задач. Продолжить формирование научного мировоззрения, таких качеств личности, как ответственное отношение к порученному делу, умение объективно оценивать результаты своего труда; продолжить формирование мотивации учебной деятельности; продолжить формирование представлений о положительной роли химии для объяснения происходящих процессов в природе и в организме человека.

Результаты обучения Будут знать Будут уметь сущность химических реакций классификацию химических реакций по различным признакам взаимосвязь химических превращений между неорганическими веществами распознавать химические реакции по типам объяснять механизмы протекания химических реакций решать задачи различных типов

Объяснительно- иллюстративный Репродуктивный Проблемное изложение Исследовательский

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАТИВНЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩ ИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВА ННОЕ ОБУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Личностные Метапредметные ОбщепредметныеЧастные предметные -Мотивация образовательной деятельности; -Формирование познавательных интересов и творческих способностей; -Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений -Формирование умения работать в группе; -Овладение навыками организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности; - формирование умений воспринимать, перерабатывать, анализировать информацию, работать с текстом -умение проводить эксперимент, обрабатывать результат, работать с формулами, записывать химические реакции - умение применять теоретические знания на практике (решение задач) и объяснение признаков химических реакций; - развитие теоретического мышления; -коммуникативные умения - Понимание и способность объяснять физические и химические явления; - Умение записывать химические уравнения. - решение задач

Учебно-тематический план 8 класс тема Кол-во часов Формы контроля Введение 4Текущий контроль 1. Атомы химических элементов.10 Контрольных работ- 1 Текущий контроль 2. Простые вещества 7 Текущий контроль Контрольных работ Соединения химических элементов 12Контрольных работ Изменения, происходящие с веществами 10 Контрольных работ-1 5. Простейшие операции с веществом 5Практических работ – 5 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов 18Контрольных работ Свойства электролитов 2Практических работ – 2

п/ п Тема урока Тип уро- ка Практическая частьЗУН Средства обучения Д/з 1Физические явления ИНМДем: а) плавление парафина, б) растворение перманганата калия; в) диффузия душистых веществ с горящей лампочкой. Л.О.3: сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. Знать способы разделения смесей и области применения этих способов в быту. Приборы для дистилляции воды, для фильтрования и выпаривания § 25 упр. 3, 6 2 Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ. ИНМ Дем.: а) горение магния, б)взаимодействие разбавленных кислот с металлами признаки и условия течения химических реакций; уметь отличать химические явления от физических; первоначальное понятие о классификации химических реакций по признаку выделения или поглощения теплоты, понятие о химических уравнениях как об условной записи химических реакций с помощью химических формул. Уметь расставлять коэффициенты в уравнениях реакций. Знать понятия «реагенты» и «продукты реакции». Электронная презентация; раздаточный материал ( химические вещества и лабораторное оборудование) § 26 упр 1-3 § 27 упр 1-3

3Расчеты по химически м уравнения м Закр епле ния знаний Знать какую информацию о реакции можно получить из её уравнения. Уметь производить расчеты по химическим уравнениям. Дидактические карточки для учащихся (с интегрированными задачами) §28 упр Реакции разложения. ИН М Дем: а)разложение перманганата калия; б)разложение пероксида водорода. Знать сущность реакции разложения и уметь составлять уравнения реакций этого типа. Компьютерная презентация; химические вещества и лабораторное оборудование §29 упр 1,2,4 5Реакция соединения. ИН М Дем: горение магния; Л.о 4: окисление меди в пламени спиртовки. Знать сущность реакций соединения и уметь записывать уравнения химических реакций этого типа. Раздаточный материал (спиртовка и спички, держатель, медная проволока) §30 упр 1,2. 6Реакции замещения ИН М Дем: взаимодействие разбавленных кислот с металлами; Л.о 7:замещение меди в растворе хлорида меди железом. Знать сущность реакций замещения, уметь записывать химические реакции и предсказывать продукты реакций замещения; знать первоначальное понятие об электрохимическом ряде напряжения. Раздаточный материал (скрепка и раствор хлорида меди) §31 упр 2- 4

7Реакции обмена ИН М Дем: а)взаимодействие соляной кислоты с мелом; б)получение гидроксида меди II; в)растворение полученного гидроксида в кислотах; г)взаимодействие оксида меди II с серной кислотой при нагревании; Л.о 5: помутнение известковой воды от вдыхаемого углекислого газа Л.о 6: получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. Знать сущность реакций обмена. Уметь записывать уравнения и предвидеть продукты реакций обмена, Знать первоначальное понятие об условиях течения реакций между растворами до конца. Раздаточны й материал ( сода, кислота, известковая вода, пробирка с газоотводной трубкой) §32 упр 3-5 8Типы химических реакций на примере свойств воды. обобщение Дем: электролиз воды Знать сущность электролиза. Уметь записывать все типы химических реакций. Лабораторн ое оборудован ие. §33 упр 1-4

10Контрольная работа 4 по теме «Изменения, происходящие с веществами». Контроля знаний, умений и навыков. Уметь различать все типы химических реакций; знать основные положения атомно- молекулярного учения; уметь решать задачи по химическим уравнениям. Тестовые задания. 9Обобщающий урок по теме «Типы химических реакций» Обобщени е и систематизация знаний Уметь различать все типы химических реакций; знать основные положения атомно- молекулярного учения; уметь решать задачи по химическим уравнениям. повторить§25 33

Конспект урока « Обобщающий урок по теме типы химических реакций ». Тип и вид урока: обобщающий урок знаний, умений и навыков по теме типы химических реакций. Вид урока: игра – путешествие. Форма организации деятельности: индивидуальная, парная. Методы и методические приемы: словесные – объяснение; наглядные – работа с дидактическим материалом. Урок рассчитан на обучающихся 8 класса базового уровня, длительность - 45 минут. Цели: 1. Повторить классификацию веществ, типы химических реакций и признаки их классификации; научить учащихся применять полученные знания о типах химических реакций на практике – составлять уравнения химических реакций, определять типы химических реакций, способствовать развитию познавательного интереса. 2. Формирования коммуникативности через общение, умения работать в группах. Развитие личностных качеств: мышления (умения анализировать, сравнивать), мобильности, самостоятельности, развитие умения рефлексировать, самоконтроля. Оборудование : Персональный компьютер, интерактивная доска (при разработке презентации использовались материалы из Интернета); Справочные материалы (таблица растворимости, ряд активности металлов, ПСХЭ Д.И. Менделеева); Игровые листы; Карточки с тестовыми заданиями для учащихся. Карточки для определения эмоционального настроения учащихся

Планируемые результаты: урок должен помочь обучающимся восьмого класса сформировать следующие универсальные учебные действия: 1)Личностные УУД : определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни; оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм. 2)Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем связанных с химией; использовать в своей деятельности оборудование и реактивы. 3)Познавательные УУД : научиться выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно- следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы. 4)Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.

1. Организационный этап Эти явления знаете вы, В природе и в быту встречаются они, А отличают эти явления взаимные превращения, При которых образуются всегда новые вещества. Моя цель на уроке: …. Химические реакции 2. Этап активации познавательной деятельности

3. Этап обобщения, закрепления знаний и способов действия Путешествие в Страну химических реакций Каждому выдается карта маршрута. Маршрут Станция 1. «Собери рюкзак». Станция 2. «Скорый поезд». Станция 4. «Восхождение на гору» Станция 5. «Река уравнений реакций» Станция 6. «Привал». Станция 7. «Водопад реакций». Станция 8. «Путь домой». Станция 9. « Путевые заметки». Станция 10. «Подведение итогов» Станция 11. Рефлексия Станция 1. «Собери рюкзак».

Станция 2. «Скорый поезд». Простые вещества Сложные вещества Задание для пассажирского поезда. Запишите формулы веществ в соответствующие столбцы таблицы: H 2, Na 2 S, Al, CuCl 2, Mg, KI, S, Ca(OH) 2, O 3, FeBr 3. Простые вещества Сложные вещества металл ы немета ллы оксид ы основа ния кислот ы соли Задание для скорого поезда. Запишите формулы веществ в соответствующие столбцы таблицы: P 2 O 5, I 2, HNO 3, Ca(OH) 2, Na 2 O, K 2 SO 4, Fe, H 3 PO 4, N 2, Na 2 SiO 3, LiOH, Cu Станция 3. «Наскальные рисунки».

Станция 4. «Восхождение на гору» Реакции соединения «Угадай слово» Уравнения реакций Типы химических реакций соединени я разложени я замещен ия обмена Mg + 2HCl = MgCl 2 + H 2 БВПЗ 2Fe(OH) 3 = Fe 2 O 3 + 3H 2 O ГИКД 2Ca + O 2 = 2CaO СЖСФ K 3 PO 4 + 3AgNO 3 = Ag 3 PO 4 + 3KNO 3 НУТЬ 2HgO = 2Hg + O 2 АМРП Br 2 + 2KI = 2KBr + I 2 ШЛОИ

Станция 5. «Река уравнений реакций» 1 вариант: P + O 2 = P 2 O 5 AI + HCI = AICI 3 + H 2 2 вариант: AI + CI 2 = AICI 3 Na + H 2 O = NaOH + H 2 Задание «Крестики-нолики». 1. Необходимо найти выигрышный путь, состоящий из уравнений реакций замещения 2. Выигрышный путь – металлы, вступающие в реакцию с кислотами. Fe 2 O 3 + 3H 2 = 3H 2 O + 2Fe 4NO 2 + 2H 2 O + O 2 = 4HNO 3 4AgNO 3 = 2Ag 2 O + 4NO 2 + O 2 Cl 2 + 2KI = 2KCl + I 2 Na 2 SO 4 + BaCl 2 = BaSO 4 + 2NaCl 2Zn + O 2 = 2ZnO 2Al + 6HCl = 2AlCl 3 + 3H 2 Cu(OH) 2 = CuO + H 2 O 2HCl + Zn = ZnCl 2 + H 2 CuAIMn FeZnMg AgHgPt

Станция 7. «Водопад реакций». 1 вариант. CaO + …. = Ca(OH) 2 …. + H 2 SO 4 = FeSO 4 + H 2 …. + HCI = CuCI 2 + H 2 O KOH + … = K 2 CO 3 + H 2 O Ba(OH) 2 + … = BaSO 4 + H 2 O 2 вариант. Mg + …. = MgCI 2 …. + H 2 = Cu + H 2 O Zn + …. = ZnCI 2 + H 2 H 2 SO 4 + … = FeSO 4 + H 2 O K 2 CO 3 + …. = KNO 3 + H 2 CO 3

12345 ааааа ббббб ввввв Станция 8. «Путь домой». Тест по теме: Изменения, происходящие с веществами. Вариант Какой из металлов не будет взаимодействовать с соляной кислотой: а. Hg. б. Na; в. Al; г. Zn; 2. Реакция, протекающая по уравнению 2Al(OH) 3 = Al 2 O 3 + 3H 2 O относится к реакциям: а) соединения; б) разложения; в) замещения; ) обмена. 3. Коэффициент перед алюминием в уравнении реакции: Al + O 2 = Al 2 O 3 равен: а) 1; б) 2; в) 4; г) Реакция, имеющая общий вид типа: АВ + СД = АД + СВ относится к реакциям: а) соединения; б) обмена, в) замещения; г) разложения. 5. Сумма коэффициентов в уравнении реакции: Fe 2 (SO 4 ) 3 + KOH = Fe(OH) 3 + K 2 SO 4 равна: а) 11; б) 10; в) 12; г) Этап рефлексии Станция 10. «Подведение итогов» Что понравилось? Что не понравилось? Что было интересным? Какие были трудности?

5. Этап информирования о домашнем задании и инструктаж по его выполнению. Станция 9. « Путевые заметки». Уравнение реакции Тип химической реакции а) Al + O 2 > Al 2 O 3 Реакция…………….. б) MnO 2 + H 2 > Mn + H 2 OРеакция…………….. в) H 2 O 2 > H 2 + O 2 Реакция…………….. г) HNO 3 + Fe(OH) 3 > Fe(NO 3 ) 3 + H 2 O Реакция…………….. Задание на «3». Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите типы химических реакций Уравнение реакции Тип химической реакции а) AgI >………..Реакция…………….. б) MgO + H 2 SO 4 >………..Реакция…………….. в) Al + HCl >………..Реакция…………….. г) Na + Cl 2 >………..Реакция…………….. Задание на «4». Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций Уравнение реакции Тип химической реакции а) HNO 3 + Mg (OH) 2 > ………..... Реакция………… ….. б) FeCl 3 + Zn >……….. Реакция………… ….. в) CH 4 >……….. Реакция………… ….. г) KOH + Ca (OH) 2 > ………..... Реакция………… ….. д) Ba + O 2 >………..Реакция………… ….. Задание на «5». Допишите практически осуществимые уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций

Качество знаний по итогам прохождения темы

Химические реакции 8 класс Первоначальные понятия 9 класс Расширение знаний о химических реакциях 10 класс Особенности химических реакций в органической химии 11 класс Повторение, систематизация знаний

Структура содержания тематических модулей образовательной программы 8 класс Тема Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакций обмена до конца в свете ТЭД. Окислительно- восстановительные реакции. Составление окислительно- восстановительных реакций. Реакции ионного обмена и окисл.-восстановит. реакции. 9 класс Тема Систематическое повторение реакций ионного обмена и окислительно- восстановительных при изучении тем «Металлы» и «Неметаллы». 10 класс Тема Особенности изучения химических реакций в органической химии. Реакции замещения. Реакции присоединения. Реакции отщепления. Способы образования и разрыва ковалентной связи. Типы реакционноспособных частиц в органической химии. 11 класс Тема Реакции, идущие без изменения состава вещества. Реакции, идущие с изменением состава вещества. Энергетика химических реакций. Скорость химических реакций. Обратимость химических реакций. Гидролиз органических и неорганических соединений. Окислительно- восстановительные реакции.

Вывод Система работы по данному разделу – целенаправленный процесс, в результате которого учащиеся убеждаются в том, что «химическая реакция» является одной из важных форм движения материи, через которую происходят познания целостности картины мира. Данная методическая рекомендация имеет социально – педагогическую значимость, т.к. содержит полезную информацию для методической работы и будет представлена на районном методическом объедениение для учителей химии и размещена на сайте школы.

Источники информации для учителя: 1. Габриелян О. С. Химия 8-9/ методическое пособие. –М: Дрофа, 2001 г. 2. Габриелян О. С., Рунов Н. Н. Химический эксперимент в школе. –М: Дрофа, 2000 г. 3. Городова Н.М. Сборник тестовых заданий по химии для 8-9 классов. –М: Наука, 1998 г 4. Денисова В.Г. Мастер- класс учителя химии 8-11 класс. –М: Глобус, 2010 г 5. Кирюшин Д.М. Методы обучения в средней школе. –М: Просвещение, 1991 г. 6. Маршанова Г.Л. 500 задач по химии 8-11 классы. –М: Издат-школа, 2000 г 7. Пасечник Б.Н. Развитие самостоятельности и творческих способностей учащихся при изучении химии. –М: Химия в школе С Плетнер Ю.В., Полосин В.С. Практикум по методике обучения химии. 9.–М: Просвещение, 1998 г. 10. Савич Г.З. Формирование понятий о химической реакции. –М: Просвещение, 1991 г.