Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЛюдмила Рузавина
1 1 © Н.Н. Карпова IX международный научно-практический семинар РАБО « Барьеры для инновационного развития: Бизнес-Наука-Образование» « » «Новая реальность российской экономики: инновации, санкции, образование» © Карпова Наталья Николаевна д.э.н., профессор, ИБДА РАНХиГС при Президенте РФ 28 февраля – 07 марта 2015 года
2 2 © Н.Н. Карпова ** Использованы материалы Аганбегян а А. Г. «Антикризисные меры Правительства Российской Федерации на 2015 год», научный семинар РАНХиГС, г. Основные экономические и социальные показатели кризисного 2009 года в России** (Прирост в % к предыдущему году) Основные экономические и социальные показатели кризисного 2009 года в России** (Прирост в % к предыдущему году)
3 3 © Н.Н. Карпова Валютные потери России от современного кризиса и его последствий Валютные потери России от современного кризиса и его последствий
4 4 © Н.Н. Карпова Основные экономические и социальные показатели развития России в гг. Основные экономические и социальные показатели развития России в гг.
5 5 © Н.Н. Карпова Темпы прироста ВВП в крупнейших странах (в %) Темпы прироста ВВП в крупнейших странах (в %)
6 6 © Н.Н. Карпова Основные показатели прогноза социально-экономического развития на 2015 год Основные показатели прогноза социально-экономического развития на 2015 год
7 7 © Н.Н. Карпова Прирост валового внутреннего продукта России (в % к соответствующему году)
8 8 © Н.Н. Карпова Отток капитала из России (млрд. долл.)
9 9 © Н.Н. Карпова Внешний долг России (по данным ЦБ России)(на начало года) (млрд. долл. США) Внешний долг России (по данным ЦБ России)(на начало года) (млрд. долл. США)
10 10 © Н.Н. Карпова Сравнение основных экономических и социальных показателей стран G-7 (принят их обобщённый показатель) и России в 2012 г. Сравнение основных экономических и социальных показателей стран G-7 (принят их обобщённый показатель) и России в 2012 г.
11 11 © Н.Н. Карпова Основные аспекты определения понятия «модернизация» В международной практике модернизация рассматривается как процесс замены традиционных ценностей, препятствующих социальному изменению и экономическому росту, на ценности, мотивирующие хозяйствующих субъектов на инновационную деятельность - разработку, создание и распространение новых технологий и генерирование новых организационно- экономических отношений. В отечественной экономике феномен модернизации трактуется, как: 1)Преодоление технологической зависимости; 2)Включение России в мирохозяйственные связи и использование научно-технических достижений партнеров и соперников; 3)Создание возможностей широкого использования новейших технологий, в первую очередь информационных технологий.
12 12 © Н.Н. Карпова Современная модернизация Модернизация - это создание современной социально- экономической системы, предполагающей индивидуализацию трудовых усилий, повышение роли творческого начала в производственной деятельности и, самое главное, формирование и правовое обеспечение факторов роста, таких как: конкуренция, частная собственность, производственный и финансовый бизнес, обеспечивающих развитие экономики без государственного принуждения.
13 13 © Н.Н. Карпова Модернизация – техническое обновление Средний срок службы машин и оборудования: Средний срок службы машин и оборудования: Россия 1990 г. – лет Россия 1998 г. – 20 лет Россия 2008 г. – 15 лет Россия 2013 г. – 13 лет Западная Европа – 8 лет Техническое обновление позволит за 15 лет: Поднять производительность труда – в 2,5 раза Сократить энергоёмкость ВВП – в 2 раза Снизить материалоёмкость ВВП – в 1,5 раза
14 14 © Н.Н. Карпова Модернизация – структурная перестройка народного хозяйства Направления структурной перестройки (диверсификации) за 15 лет: – Сокращение доли топливных и сырьевых отраслей, а также полуфабрикатов и материалов к общему объёму ВВП – в 2 раза, с 40 до 20%; – Увеличение доли готовой продукции с высокой добавленной стоимостью к общему объёму ВВП – с 60 до 80%; – Повышение выхода конечной продукции: - на тонну добываемой нефти и газа – в 2,5 раза - на тонну выплавляемого металла – в 2 раза - на кубометр заготавливаемой древесины – в 3 раза; – Рост удельного веса экономики знаний (науки, образования, информационных технологий, биотехнологий и здравоохранения) в ВВП с 15 до 35%, в том числе: - науки – с 1 до 3% - образования – с 4 до 8% - здравоохранения и биотехнологий – с 5 до 10% - информационных технологий – с 5 до 15%;
15 15 © Н.Н. Карпова Модернизация – структурная перестройка народного хозяйства (продолжение) В структуре экспорта: – Сократить долю топлива, сырья и материалов – с 85 до 40%; – Повысить долю готовой продукции и услуг – с 15 до 60%; – Увеличить долю инновационной и высокотехнологической продукции – с 2 до 15%.
16 16 © Н.Н. Карпова Сравнение показателей экономики знаний в странах G-7 (обобщённые данные) и России Сравнение показателей экономики знаний в странах G-7 (обобщённые данные) и России
17 17 © Н.Н. Карпова Технологическое обновление материально-технической базы страны – дополнительно 2 трлн. руб. инвестиций в год. Перестройка структуры промышленности и экспорта потребует дополнительно до 2 трлн. руб. инвестиций в год. Для удвоения жилищного строительства до 2020 года с соответствующим коммунальным и социально-бытовым строительством потребуется дополнительно до 1,5 трлн. руб. инвестиций в год. Для удвоения инвестиций в транспортную инфраструктуру ежегодно дополнительно потребуется до 2 трлн. руб. инвестиций. В развитие экономики знаний ежегодно дополнительно потребуется 1,0 трлн. руб. инвестиций. ВСЕГО: Дополнительная потребность 8,5 трлн. руб. инвестиций в год (при условиях 2013 г.). Чтобы нарастить столь значительный объём инвестиций – нужно 5-6 лет, т.е. до 2020 года. Инвестиции в народное хозяйство
18 18 © Н.Н. Карпова Баланс и норма инвестиций В 2013 году инвестиции в основной капитал России составили 13,2 трлн. руб. Норма инвестиций (их доля в ВВП, равном около 67 трлн. руб.) составила 20%. С учётом ежегодного увеличения инвестиций на 8,5 трлн. руб., их общий объём достигнет около 21 трлн. руб. или 33% ВВП.
19 19 © Н.Н. Карпова Возможные темпы прироста ВВП в перспективе При норме инвестиций 20-21% до 3% в год (опыт развитых стран). При норме инвестиций 30-35% до 5-6% в год (опыт развивающихся стран). При 5-6% прироста ВВП в год после посткризисного восстановления экономики –Россия через несколько лет превзойдёт Германию по размеру ВВП и выйдет на 5-ое место в мире после США, Китая, Японии и Индии. При 5-6% прироста ВВП в год после посткризисного восстановления экономики – Россия через несколько лет превзойдёт Германию по размеру ВВП и выйдет на 5-ое место в мире после США, Китая, Японии и Индии.
20 20 © Н.Н. Карпова Уровень экономического развития в России в сравнении с развитыми и самыми развитыми странами G-7 (Валовый внутренний продукт на душу населения в тыс. долларов по паритету покупательной способности) Прирост ВВП на душу населения принят по развитым и наиболее развитым странам G-7 в размере 2-2,5%, а по России – 5-6% в среднем в год.
21 21 © Н.Н. Карпова Место России в международных рейтингах среди 146 стран мира
22 22 © Н.Н. Карпова Инновационная активность российских предприятий Показатели инновационной активности Имело ли предприятие в течение последних трех лет завершенные инновации, т.е. внедренные на рынке новые или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям и усовершенствованию продукты, услуги или методы их производства (передачи), внедренные в практику новые или значительно усовершенствованные производственные процессы, новые или значительно улучшенные способы маркетинга, организационные и управленческие изменения. Какие именно инновации завершены (по каждому типу инноваций предприятие отчитывается отдельно): технологические, продуктовые, процессные, маркетинговые или организационные.
23 23 © Н.Н. Карпова Определение степени новизны созданной технологии Новыми технологиями для России считаются технологии, не имеющие отечественных аналогов. Принципиально новыми признаются технологии, не имеющие аналогов (отечественных и зарубежных), созданные впервые, обладающие качественно новыми характеристиками, отвечающими требованиям современного уровня или превосходящими его. Новые технологии базируются на крупных пионерных или высоко результативных изобретениях. Данные определения можно использовать в качестве критерия,определяющего новизну проводимых изменений в конкретном инновационном проекте.
24 24 © Н.Н. Карпова Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года Цель: стратегия инновационного развития призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития за счет выстраивания четкой системы целей, приоритетов и инструментов государственной инновационной политики. Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, включая органы государственной власти всех уровней, науку и предпринимательский сектор, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки, поддержки коммерциализации разработок.
25 25 © Н.Н. Карпова Стратегия инновационного развития Российской Федерации Принципы реализации стратегии: концентрация усилий государства в сферах, характеризующихся недостаточной предпринимательской активностью, преимущественная ориентация на восполнение «провалов рынка»; тесное взаимодействие государства, бизнеса и науки как при определении приоритетных направлений технологического развития, так и в процессе их реализации; прозрачность распределения бюджетных средств и оценки достигнутых результатов; ориентация при оценке эффективности организаций науки и образования, инновационного бизнеса и инфраструктуры инноваций на наивысшие международные стандарты; стимулирование конкуренции, преодоление монополизма в секторе генерации знаний как ключевой мотивации для инновационного поведения.
26 26 © Н.Н. Карпова Стратегия инновационного развития Российской Федерации Этапы реализации стратегии I этап ( ) – Повышение восприимчивости бизнеса и экономики в целом к инновациям. II этап ( ) – Повышение доли частного финансирования в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки
27 27 © Н.Н. Карпова Стратегия инновационного развития Российской Федерации Ключевая задача инновационного развития – создание условий для формирования у граждан компетенций инновационной деятельности, иначе говоря – компетенций «инновационного человека» как субъекта всех инновационных преобразований. «Инновационный человек» – более широкая категория, означающая, что каждый гражданин должен стать адаптивным к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий, – активным инициатором и производителем этих изменений. При этом каждый гражданин будет играть свою роль в общем инновационном сообществе в соответствии со своими склонностями, интересами и потенциалом.
28 28 © Н.Н. Карпова Стратегия инновационного развития Российской Федерации Ключевые компетенции инновационного сообщества : способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому; способность к критическому мышлению; способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно и готовность к работе в команде, готовность к работе в высококонкурентной среде; широкое владение иностранными языками как коммуникационными инструментами эффективного участия в процессах глобализации, включая способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению на английском языке.
29 29 © Н.Н. Карпова Стратегия инновационного развития Российской Федерации Модернизация государственной политики в области образования Система образования на всех своих этапах, начиная с дошкольного, должна и в части содержания, и в части методов и технологий обучения/преподавания быть ориентирована на формирование и развитие названных выше навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности. Одна из важнейших задач в этой сфере - формирование глобально конкурентоспособных преподавателей, исследователей и управленцев. При этом высшее образование в перспективе должно быть интегрировано с научной деятельностью. Ключевой задачей в сфере образования станет развитие системы непрерывного образования, создание эффективной системы стимулов и условий (инфраструктуры) для постоянной переподготовки и повышения квалификации для всего экономически активного населения.
30 30 © Н.Н. Карпова Инновационный характер образования Целевые индикаторы реализации поставленных задач Наименование индикатора Охват образованием населения в возрасте 5-14 лет, % 94 (2008) Среднемесячная начисленная заработная плата работников образования, в % к среднероссийской заработной плате 65,5 (2008) Доля населения, участвующего в непрерывном образовании (за последние 12 месяцев), в % от числа опрошенных в возрасте лет 24,8 (2008) 4055
31 31 © Н.Н. Карпова Финансовое обеспечение Стратегии Финансовые параметры реализации стратегии Направление Общие объемы финансирования Внутренние затраты на исследования и разработки, в % к ВВП 1,32 (оценка) 1,4-1,62,4 Государственные расходы исследования на исследования и разработки гражданского назначения, в % к ВВП 0,88 (оценка) 0,91,1 Внутренние затраты на образование 4,8*5,5-5,76,5-7,0 Государственные расходы на образование, в % к ВВП 4,0*5,5-6
32 32 © Н.Н. Карпова Государственные расходы на образование в странах мира
33 33 © Н.Н. Карпова Международные организации в сфере устойчивого развития Всемирный Банк. Включил понятие «устойчивость развития» в сферу своих интересов и определил устойчивое развитие как Комиссия «Хартии Земли», ЮНЕСКО. процесс управления совокупностью (портфелем) активов, направленный на сохранение и расширение возможностей, имеющихся у людей. Активы включают не только традиционный физический капитал, но так же природный и человеческий капитал
34 34 © Н.Н. Карпова Задачи в области образования 1. Соответствие национальных законов и иных нормативных актов международным правилам. 2. Облегчить рост экспорта качественного российского образования в другие страны. 3. Создать препятствия для распространения в России некачественного зарубежного образования. 4. Создать условия для обеспечения роста платежеспособного спроса населения и работодателей на образовательные услуги. 5. Стимулирование благотворительной деятельности. 6. Расширение масштабов программно-целевого финансирования конкретных образовательных программ, адресной грантовой и социальной поддержки учащихся и студентов.
35 35 © Н.Н. Карпова Виды санкций -Торговые; -Финансовые; -Затрагивающие передвижение персон; -Относящиеся к сфере науки, спорта, культуры; -Процессуальные; -Дипломатические. Данные санкции являются международными только в случае: -решения Совета Безопасности ООН; -решения Международного суда в г.Гаага
36 36 © Н.Н. Карпова Глобальный инновационный индекс - GII п/п СШАИсландия Швейцария 2 Германия Швеция Великобритания 3 Швеция ГонконгСингапур Великобритания Швеция 4 Великобритани я Швейцария ГонконгФинляндия НидерландыФинляндия 5 Сингапур Дания Финляндия ВеликобританияСШАНидерланды 6 Юж. Корея ФинляндияДания НидерландыФинляндияСША 7 Швейцария СингапурСШАДания ГонконгСингапур 8 Германия НидерландыКанада ГонконгСингапур Дания 9 Япония Новая Зеландия НидерландыИрландия ГерманияЛюксембург 10 Нидерланды Норвегия Великобритания СШАИрландия Гонконг … 68. Россия … 64. Россия … 56. Россия … 51. Россия … 62. Россия … 49. Россия … Общее число стран
37 37 © Н.Н. Карпова Благодарю за внимание ! 8 (495) (903) (903)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.