Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМалюкова Ирина Борисовна
1 Абилитация детей с церебральными параличами. Программа «Театр исцеляющих и развивающих движений» Малюкова Ирина Борисовна педагог-дефектолог, преподаватель учебного центра Центр коррекции речи «Возрождение» г. Ярославль
2 В последние десятилетия в России катастрофически повышается уровень инвалидизации детского населения страны, увеличивается количество маленьких пациентов, страдающих тяжёлыми полиорганными, сочетанными заболеваниями, связанными с поражением мозга, поскольку филогенетически, мозг - это самая молодая структура организма человека, поэтому и самая уязвимая. Речевые, двигательные, сенсорные, интеллектуальные, поведенческие нарушения центрального органического генеза это сложные полиморфные патологии, искажающие не только отдельные функции, но и в целом интегративную деятельность мозга.
3 Детский церебральный паралич – тяжёлая нейрогенная, полиорганная, сочетанная патология. У детей, страдающих ДЦП, нарушены соматический, неврологический, психический, иммунный, эндокринный, коммуникативный, речевой статусы. Количество нарушений в развитии у таких детей настолько велико, что не только для их преодоления, но и для обеспечения нормальной жизнедеятельности такого ребёнка требуется привлечение огромного числа специалистов медицинского, педагогического, психологического, коррекционного, социального профилей.
4 Традиционно десятилетиями в нашей стране используются образовательные, развивающие и коррекционные методики, "расчленяющие" ребёнка на отдельные функции. В коррекционной педагогике это приводит к "размазыванию" детей по кабинетам "узких" специалистов: логопеда, дефектолога, тифлопедагога, сурдопедагога, невролога, психолога, психиатра, массажиста, инструктора ЛФК, мануального терапевта, специалиста по мелкой моторике и многих других, где работа осуществляется не с ребёнком, а с его отдельно взятой патологией. Поскольку это приводит к устранению не самой проблемы, а лишь её симптоматики, то и уровень коррекционной помощи, как правило, невысокий. Это и определило актуальность нашего исследования.
5 Сложные полиморфные патологии требуют комплексного комбинированного воздействия в процессе ререабилитации или реререабилитации. Сбой нейросенсорных, нейромоторных, нейро- психических, нейролингвистических программ развития ребёнка невозможно демодулировать корректируя отдельную изолированную функцию. Необходима кардинальная смена коррекционной парадигмы: у детей нужно не развивать речь, движения, эмоции, творчество и так далее, а детей нужно развивать речью, движениями, эмоциями, творчеством и так далее. Традиционные занятия должны быть заменены на коррекционные игры, поскольку "игра – это единственная мотивация к выздоровлению" у больного ребёнка (А. Пето).
6 "Из всех биологических видов самым играющим является человек. Мы созданы в игре и для игры. Игра самое чистое проявление человеческой натуры" (Стюарт Браун). Страшным бичом современности является вытеснение ребёнка из мира игры в мир абстрактной сигнальной информации, в мир сидячие-слушающих моторно, сенсорно и эмоционально закрепощающих моделей обучения (В.Ф. Базарный). Насильное нагружение "сухой" рафинированной информацией левого полушария мозга ребёнка, не готового у детей к подобной нагрузке, вызывает деформацию детской психики и соматики. Огромное количество проблем у детей, таких распространённых, как аутизм, мутизм, гиперактивность и другие – это проявления генной усталости и бунта детской психики против нарушений Законов развития ребёнка в детстве – Законов Жизни.
7 Своей экспериментальной работой мы попытались изменить существующую в стране систему дошкольного, младшего школьного образования и коррекционной помощи детям, в том числе и с тяжёлыми полиморфными патологиями. Разработанная нами 30 лет назад программа "Театр исцеляющих и развивающих движений" предусматривает комплексное комбинированное воздействие в процессе ререабилитации, реререабилитации, коррекции, развития, образования и оздоровления всех категорий детей. Мы не "сортируем" детей по способностям или патологиям, поскольку принципы коррекционной и развивающией работы для всех категорий детей одинаковые, нужно только учитывать особенности и степень выраженности дефектов. А главное – с детьми нужно разговаривать на языке Детства, а работать с ними – только играя.
8 В состав программы входит около 1000 комплексных упражнений творческого характера комбинированных игровых упражнений-образов. Это серии специальных двигательных режимов, окрашенных художественным словом, требующих осмысления, контроля и регуляции, каждое из которых это маленький спектакль, который длится порой всего несколько секунд, а текст пьесы укладывается в четверостишие. Однако динамическая, смысловая, логическая, информационная, сенсорная, эмоциональная, творческая, вербальная, художественная, ритмическая насыщенность каждого упражнения такова, что оно одно заменяет стандартных 40-минутных занятий.
9 Основой программы является этнопедагогическая культура народа многовековая мудрость, накопленная тысячами поколений, движения и действия, «за внешней простотой которых кроется глубинный смысл, уходящий корнями в древность"(М.С. Норбеков). Пройдёт 100 лет и про современные развивающие кабинетные абстрактные «расчленяющие ребёнка на функции» методики, искусственно созданные отдельными индивидуумами, никто даже не вспомнит. А вот в "Ладушки-ладушки" и "Сороку-сороку" дети до них тысячи лет играли, и после них тысячи лет играть будут.
10 В состав программы входят следующие разделы: Театр исцеляющих движений - это онтогенетическая схема формирования движений у ребёнка – комплексные упражнения творческого характера, которые можно использовать как в работе с грудными детьми, а также с детьми дошкольного, младшего, среднего, старшего школьного возраста без проблем в развитии в качестве весёлой оздоровительной гимнастики, вербально-динамической и эмоционально- творческой иллюстрации занятий и уроков, так и в реабилитационной, ререабилитационной и коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья. В этом случае игровые комбинированные упражнения-образы являются упражнениями ЛФК (пассивной, активной, контактной гимнастики).
11 В этот раздел программы включены также упражнения ЛФК для формирования, укрепления и коррекции осанки, формирования и укрепления сводов стопы, профилактики и коррекции плоскостопия. Игровая основа упражнений обеспечивает тёплый эмоционально-положительный фон занятий. Кровь ребёнка, насыщается "гормонами радости" – эндорфинами, и становится "биологическим лекарством", усиливающим положительной влияние упражнений на организм. Непрерывность коррекционной и развивающие- оздоровительной работы гарантируется тем, что дети с удовольствием выполняют игровые упражнения и вне занятий. Из объекта медико- психолого-педагогического воздействия ребёнок превращается в субъект.
12 Театр исцеляющих прикосновений - это рекомендации специалистам и родителям по использованию приёмов игрового массажа, самомассажа, логопедического массажа и самомассажа, как лечебной, оздоровительной процедуры и тактильной гимнастики, направленной на коррекцию сенсорной депривации у проблемных детей, демодулирование сбитых нейросенсорных программ. Игровой самомассаж – это уникальное средство совершенствования функциональных возможностей кистей рук, развития мелкой моторики у детей, важный аспект подготовки руки к обучению письму. В процессе его выполнения происходит формирование, развитие и совершенствование базовых сенсомоторных взаимодействий. Все игровые массажные приёмы можно использовать и как упражнения пальчиковой гимнастики.
13 Театр пальчиковых кукол и рукотворных актёров- в данном разделе программы представлены упражнения нейродинамической ритмопластики. Их кардинальное отличие от других видов речедвигательной гимнастики: логоритмики, речитативов, речёвок, упражнений пальчиковой гимнастики прослеживается даже в названии. Например, название «пальчиковая гимнастика» это непроизвольная установка и педагогам, и родителям, и ребёнку на узкоспециализированную специфичность упражнений. Название же «нейродинамическая ритмопластика» указывает на полифункциональность, на то, что это не просто физическое упражнение, направленное на совершенствование пластичности, ритма, творчества, но, что, в первую очередь это гимнастика для мозга.
14 Театр оживающих песенок - в данном разделе программы предлагаются примеры двигательно- образного и эмоционально-творческого обыгрывания детских песен. Исполнение песни сопровождается знаково-символическими изображениями объектов, явлений, действий песенного сюжета с помощью движений тела, кистей рук, мимики, помогая ребёнку осуществить исполнительские действия более осмысленно, эстетично, выразительно и разнообразно, сознательно управляя процессом пения. Данная техника комплексного комбинированного исполнения детских песен это более высокий уровень развития ритмопластики, в котором усложняются выразительные задачи за счёт добавления вербально-логического компонента.
15 Театр исцеляющего дыхания- в данном разделе программы предлагаются игровые комбинированные упражнения-образы дыхательной гимнастики, в процессе выполнения которых происходит укрепление и развитие дыхательной мускулатуры, тренировка физиологического и речевого дыхания, осуществляется пневматический массаж слизистой оболочки дыхательных путей, гладкий массаж внутренних органов. Комплексные упражнения творческого характера помогают ликвидировать застой воздуха в лёгких, усиливают лёгочную вентиляцию, увеличивается жизненная ёмкость лёгких, происходит стимулирование кровоснабжения мозга. Ликвидируются также застойные явления в грудной, брюшной полости в органах малого таза, повышается иммунитет ребёнка и ещё многое-многое другое.
16 Театр сказок, рассказываемых руками – в этом разделе программы предлагаются примеры обыгрывания одвижествления, оживотворения, одушевления сказочных сюжетов. Речевой компонент стихотворения или сказки программирует двигательный акт, пластический рисунок, эмоциональную окраску, творческую насыщенность сюжета. Поскольку у детей с органическим поражением мозга нарушена система перекодировки образной информации в знаки и символы, и декодирования знаково-символической информации в образы, им необходимо обеспечивать полимодальность и многофункциональность передачи информации в мозг. Закладывается фундамент для формирования и развития высших форм понятийного мышления на основе наглядно-действенного знаково- символического отображения сюжета посредством движений рук, тела, мимики, эмоций и т.д., и одновременного наблюдения за ним как бы со стороны.
17 Гимнастика для глаз – весело, полезно, интересно! - важным отличием предлагаемой нами гимнастики от комплексов, разработанных нашими предшественниками, является то, что она состоит из четырёх блоков. В зависимости от возраста детей, в комплекс зрительной гимнастики из каждого блока включаются от 2 до 5 упражнений. ПЕРВЫЙ БЛОК. Мы рекомендуем начинать зрительную гимнастику с подготовительных упражнений, усиливающих приток крови к голове. Эти упражнения способствуют укреплению мышц и повышению эластичности суставно-связочного аппарата шейного отдела позвоночника, улучшению питания мозга, состояния щитовидной железы, органов слуха и вестибулярного аппарата, профилактике ринитов, ангин, тонзиллитов и т.д. ВТОРОЙ БЛОК нашей гимнастики – это самомассаж тканей, расположенных вокруг глаз. В процессе выполнения простых массажных приёмов у ребёнка не только улучшается питание тканей вспомогательного аппарата глаза и глазного яблока, но и происходит тактильная и пальчиковая гимнастика. ТРЕТИЙ БЛОК Энергетическая зарядка глаз. ЧЕТВЁРТЫЙ БЛОК Тренировка мышц глаз, в результате которой изменяется их сила, что обуславливается изменением обмена веществ, перестройкой морфологических и функциональных свойств мышц на основе совершенствования нервной деятельности.
18 Вербально-динамическая и эмоционально- творческая иллюстрация занятий и уроков – приёмы оживотворения, одвижествления, одушевления абстрактной сигнальной информации, передаваемой детям на занятиях и уроках. Снижаются позно-тонические и нервно-психические напряжения, обогащается образная среда и воображение детей, совершенствуются нейродинамические процессы, повышается эффективность усвоения учебного материала, гармонизируется психика детей, оптимизируются психические функции. Комбинированные игровые упражнения-образы обеспечивают осуществление образовательного процесса в рамках соблюдения природных биологических законов развития детского организма и детской психики, насыщают жизнь ребёнка тёплыми положительными эмоциями, сохраняя и укрепляя его здоровье.Вербально-динамическая и эмоционально- творческая иллюстрация занятий и уроков – приёмы оживотворения, одвижествления, одушевления абстрактной сигнальной информации, передаваемой детям на занятиях и уроках. Снижаются позно-тонические и нервно-психические напряжения, обогащается образная среда и воображение детей, совершенствуются нейродинамические процессы, повышается эффективность усвоения учебного материала, гармонизируется психика детей, оптимизируются психические функции. Комбинированные игровые упражнения-образы обеспечивают осуществление образовательного процесса в рамках соблюдения природных биологических законов развития детского организма и детской психики, насыщают жизнь ребёнка тёплыми положительными эмоциями, сохраняя и укрепляя его здоровье.
19 Условно упражнения распределены по следующим лексическим темам: «Цветы», «Зайчики пушистые», «Пернатые друзья», «Котенька-коток», «Ветер, ветерок, ветрище», «Дождик», «Весна в окно стучится», «Лето красное», «Осенние деньки», «Зимушка- зима», «Мир насекомых», «В лесу», «Вот так мастера!», «Мы растём сильными, умелыми, здоровыми и смелыми», «В царстве Водяного», «Зоопарк», «Солдаты», «Я учусь считать», «Домашние животные», «Транспорт», «Игрушки и гости из сказки», «Смех и радость мы приносим людям», «Невероятные истории», «Часы», «Птичий двор». Этот художественно-двигательно-поэтический «арсенал» позволяет в считанные секунды подобрать соответствующую любой теме занятия или урока динамическую иллюстрацию коррекционно-развивающиего или учебного материала. Специфической особенностью упражнений является то, что, мы используем только стихи профессиональных детских поэтов, учитывая генетически запрограммированную потребность детей в красоте родного слова.
20 В структуру программы включены два образовательных курса: 1. Академия особенных родительских наук - образовательная программа для родителей, направленная на создание системы доступной консультационно-теоретической и методико-практической помощи, обеспечивающей широкий охват большого числа родителей проблемных детей и детей с нормой в развитии. Просветительская и образовательная деятельность, реализуемая в доступной форме для членов семей, воспитывающих детей с риском возникновения у них отклонений в развитии. Возрождение национальных традиций воспитания детей в семье, основанных на этнопедагогической культуре народа, как аспекте патриотического воспитания. Обучение молодых родителей навыкам развивающиего ухода и игрового взаимодействия с детьми, как фактор снижения агрессии в семьях. Гармонизация внутрисемейных отношений на основе соблюдения биологических природных законов развития ребёнка в детстве, обучение родителей навыкам общения с детьми на языке Детства. 2. Театр лечебной физкультуры - образовательная программа курсов повышения квалификации для логопедов, дефектологов, олигофренопедагогов, психологов, учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, врачей и инструкторов ЛФК, массажистов, воспитателей, методистов и заведующих ДОУ, студентов и преподавателей дошкольного, начального школьного, коррекционного, физкультурно- спортивного, адаптивно-физкультурного профиля, тьюторов, волонтёров, социальных педагогов, родителей. 2. Театр лечебной физкультуры - образовательная программа курсов повышения квалификации для логопедов, дефектологов, олигофренопедагогов, психологов, учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, врачей и инструкторов ЛФК, массажистов, воспитателей, методистов и заведующих ДОУ, студентов и преподавателей дошкольного, начального школьного, коррекционного, физкультурно- спортивного, адаптивно-физкультурного профиля, тьюторов, волонтёров, социальных педагогов, родителей.
21 Более подробную информацию можно получить в следующих публикациях автора проекта:
29 1. Малюкова И.Б. Комплексные упражнения творческого характера в реререабилитации детей с детским церебральным параличом [Текст] / Малюкова И.Б. // Ребёнок с особыми образовательными потребностями: проблемы интеграции в социум: материалы научно-практической конференции. - Ярославль: Ремдер, С (тираж 100 экз.) 2. Малюкова И.Б. Комплексные упражнения творческого характера в реререабилитации детей с ДЦП [Текст] / Малюкова И.Б. // Специальные педагогические средства развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья: материалы конференции Чтения Ушинского. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им К.Д. Ушинского, С (тираж 100 экз.) 3. Малюкова И.Б. Игровой самомассаж кистей как средство подготовки руки дошкольника к обучению письму [Текст] / Малюкова И.Б. // Теоретические и прикладные аспекты современного дошкольного образования: материалы международной научно-пректической конференции. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им К.Д. Ушинского, С (тираж 100 экз.). 4. Малюкова И.Б. Игровой самомассаж кистей как средство подготовки руки дошкольника к обучению письму [Текст] / Малюкова И.Б. // Наши дети: обучение, развитие, воспитание, здоровье С (тираж 1000 экз.).
30 5. Малюкова И.Б. «Театр исцеляющих и развивающих движений» как новая технология реререабилитации детей с церебральным параличом [Текст] / Малюкова И.Б. // Медико-психолого-педагогическая работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: материалы конференции Чтения Ушинского. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им К.Д. Ушинского, С (тираж 100 экз.) 6. Малюкова И.Б. Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму [Текст] / Малюкова И.Б. // Дошкольное воспитание С (тираж экз.) 7. Малюкова И.Б. Игровой самомассаж кистей рук [Текст] / Малюкова И.Б. // Начальная школа + До и после С (тираж 9000 экз.) 8. Малюкова И.Б. Игровые упражнения как средство повышения эффективности гимнастики для глаз у дошкольников с нарушением зрения [Текст] / Малюкова И.Б. // Специальные коррекционно- развивающие технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: материалы конференции Чтения Ушинского. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им К.Д. Ушинского, С (тираж 100 экз.)
31 9. Малюкова И.Б. Динамическая и эмоциональная иллюстрация занятий в детском саду и уроков в начальной школе как здоровьесберегающий фактор [Текст] / Малюкова И.Б. // Наши дети: обучение, развитие, воспитание, здоровье С (тираж 1000 экз.). 10. Малюкова И.Б. Динамическая пауза на занятиях в детском саду и на уроках в начальной школе [Текст] / Малюкова И.Б. // Начальная школа + До и после С (тираж 9000 экз.) 11. Малюкова И.Б. Необходимость формирования у педагогов дошкольного, начального школьного и коррекционного профиля умений к динамической и эмоциональной иллюстрации учебного материала как здоровьесберегающий фактор [Текст] / Малюкова И.Б. // Научный журнал Ярославский педагогический вестник. Серия «Гуманитарные науки». - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им К.Д. Ушинского, (58). - С (тираж 500 экз.) 12. Малюкова И.Б. Коррекция двигательных нарушений центрального органического генеза у детей путём применения новой технологии «Театр исцеляющих и развивающих движений» [Текст] / Малюкова И.Б. // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры» С (тираж 2500 экз.)
32 13. Малюкова И.Б. Значение формирования у студентов педагогических и дефектологических специальностей умений динамической и эмоциональной иллюстрации учебного материала как здоровьесберегающего фактора [Текст] / Малюкова И.Б. // Специальное образование: проблемы и перспективы: материалы конференции Чтения Ушинского. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им К.Д. Ушинского, С (тираж 100 экз.) 14. Малюкова И.Б. Игровые упражнения как средство повышения эффективности гимнастики для глаз [Текст] / Малюкова И.Б. // Начальная школа + До и после С (тираж 9000 экз.) 15. Малюкова И.Б. Динамическая и эмоциональная иллюстрация учебного материала на уроках в начальной школе как здоровьесберегающий фактор [Текст] / Малюкова И.Б. // Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы научно-практической конференции. - Ярославль: Ремдер, С (тираж 100 экз.) 16. Малюкова И.Б. Комплексные упражнения творческого характера как средство развития диалогической формы речи у детей [Текст] / Малюкова И.Б. // Логопед в детском саду С (тираж 2300 экз.) [Интернет-ресурс] vozrozhdeniecentr.ru
33 17. Малюкова И.Б. Подготовка студентов дефектологического профиля к интеграции со специалистами других профилей как фактор оптимизации ререабилитационной работы с детьми с церебральными параличами [Текст] / Малюкова И.Б. // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации: материалы второй всероссийской научно- практической интернет-конференции/ под научн. Ред. М.В. Новикова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, С (тираж 500 экз.) 18. Малюкова И.Б. Интеграция специалистов как фактор оптимизации ререабилитационной работы с детьми с церебральными параличами [Текст] / Малюкова И.Б. // Роль учителя в совершенствовании помощи детям с ограниченными возможностями здоровья: материалы конференции Чтения Ушинского. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, С (тираж 100 экз.) 19. Малюкова И.Б. Формирование у студентов навыков командного взаимодействия посредством изучения спецкурса «Театр лечебной физкультуры» [Текст] / Малюкова И.Б. // материалы конференции Чтения Ушинского. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2011 (тираж 100 экз.) [Интернет-ресурс] vozrozhdeniecentr.ru
34 20. Малюкова И.Б. Вербально-эмоциональный компонент массажа как средство повышения эффективности оздоровительной, коррекционно- развивающией и ререабилитационной работы с детьми. [Интернет-ресурс] / Малюкова И.Б. vozrozhdeniecentr.ru 21. Малюкова И.Б. Комплексные упражнения творческого характера как средство нейродинамической ритмопластики в ререабилитационной, коррекционной и развивающией работе с детьми [Интернет-ресурс] / Малюкова И.Б. vozrozhdeniecentr.ruindex.php?…verbemtcompmassage 22. Малюкова И.Б. Детствоцентрическая парадигма дошкольного образования как здоровьесберегающий, здоровьеформирующий, здоровьеразвивающий и здоровьевосстанавливающий фактор педагогического процесса [Интернет-ресурс] / Малюкова И.Б. - ds4- tmr.edu.yar.ru 23. Малюкова И.Б. Семья как важнейшее звено коррекционной работы с детьми [Интернет-ресурс] / Малюкова И.Б. - vozrozhdeniecentr.ruindex.php?…verbemtcompmassage
35 24. Малюкова И.Б. Нейродинамическая ритмопластика как средство коррекции речевых нарушений центрального органического генеза у детей [Текст] / Малюкова И.Б., Малюкова М.А. // Инновации и наука том 3, 2: материалы трудов участников 6-й международной междисциплинарной научно-практической конференции. - Египет, Хургада: Изд-во ООО «Крокус», С (тираж 200 экз.) 25. Малюкова И.Б. Нейродинамическая ритмопластика как средство ререабилитации, реререабилитации и коррекции нарушений речевой сферы у детей [Текст] / Малюкова И.Б. // Теоретическое обеспечение и практическая реализация помощи детям с ограниченными возможностями здоровья: материалы Региональной научно- практической конференции. - М: Изд-во АСОУ, С (тираж 200 экз.) 26. Малюкова И.Б. Нейродинамическая ритмопластика как полифункциональное средство преодоления интегративных дисфункций мозга у детей с патологиями центральной нервной системы / Малюкова И.Б. // Тезизы V Юбилейного Балтийского конгресса по детской неврологии. - С.-Пб г.
36 Благодарю за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.