Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемНаталья Вистицкая
1 ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ» ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 7 VIIIвида» Учитель трудового обучения Ведерникова Ирина Владимировна
2 Оглавление : Чтобы урок получился. Как преодолеть кризис настроения ? Элементы аутотренинга и тренинга успеха. Физкультурно - интеллектуальные паузы. Самомассаж. Гимнастика для глаз. Индивидуальный подход. Как проверить эмоциональное состояние ребенка ? Вывод.
3 Подросток – уже не ребенок, но и далеко не взрослый. Он готов с интересом отнестись к любому виду учебной деятельности, лишь бы она не носила механический характер. Подростков привлекает проблемность, быстрый темп занятий, смена видов работ. Захваченные интересным делом, учащиеся редко нарушают дисциплину. Надо помнить о том, что ребенок, и в особенности подросток, очень раним, боится оказаться в смешном положении. Если он почувствует, что педагог относится к нему неблагожелательно, то не упустит случая оправдать сложившее о себе мнение, причем открыто. Чтобы урок получился.
4 При подготовке к уроку необходимо помнить, что учащиеся могут усвоить программный материал лишь на посильном им уровне трудности. В своей работе я использую дифференцированный подход в обучении, можно выделить 3 основных направления: 1. Организация стремительного движения вперед группы наиболее способных учеников с использованием самообразования. 2. Сочетание объяснений учителя с самостоятельным закреплением материала учащимися. 3. Объяснение нового материала и его закрепление под руководством учителя. Чтобы урок получился.
5 С первого занятия ученикам предъявляю четкие требования, которые будут действовать на протяжении всех лет обучения. Особое место при подготовке к уроку занимает работа с недисциплинированными учениками. Слабоуспевающих учеников я подсаживаю к более сильным. Перед выполнением любого задания сообщаю детям критерии оценок. Свои уроки я строю не только на требованиях, но и на отношениях. Чтобы урок получился.
6 Сотрудничество «учитель-ученик» составляет союз старшего и опытного с менее опытным. На моих уроках ребенок всегда имеет право и возможность высказать свою точку зрения, обосновать её, имеет право на ошибку. Я, как учитель, не запрещаю, а направляю; не управляю, а соуправляю; не принуждаю, а убеждаю; не командую, а организовываю; не ограничиваю, а предоставляю свободу выбора. Чтобы урок получился.
7 Как преодолеть кризис настроения? Дети нашей школы подвержены быстрой смене настроения. Для учителя симптомом кризиса является внезапное изменение реакции ребенка на привычные типы воздействий. Сначала в реакции ребенка возникает пауза, затем может последовать спор и открытое нарушение правил. Учитель в подобной ситуации должен как можно скорее и безболезненнее преодолеть эти симптомы. Я стараюсь заменить принуждение желанием, которое порождает успех, делая ставку на самостоятельность и самодеятельность ребенка. Зная особенности каждого ученика, учу его с учетом потенциальных возможностей ребенка. Для каждого ученика создается ситуация успеха, одобрения, поддержки и доброжелательности.
8 В трудной ситуации всегда на помощь может прийти шутка. Когда мы шутим, любая трудная ситуация выглядит несколько иначе. Радость помогает заглушить внутренние отрицательные эмоции, изменить ход мыслей и действий ребенка и всего класса в целом. В творческой работе веселое расположение духа служит залогом успеха. Я стараюсь построить работу с учащимися так, чтобы выполняемая ими работа в данный момент стала любимой, а любимое дело пробуждает сознание. Как преодолеть кризис настроения?
9 Элементы аутотренинга и тренинга успеха. Практически каждый урок начинаю с фразы: «это трудно, но вы сможете». У меня есть карточки-поддержки, которые я часто использую в своей работе: «Если захочу – сделаю это» «Я могу это сделать» «Терпение и труд – все перетрут» «Одно маленькое усилие – и будет результат» и т.д.
10 Элементы аутотренинга и тренинга успеха. Эти карточки использую не только в начале урока, но и тогда, когда у ребенка возникает проблема. В целях образования и обучения проблема может быть создана учителем и преднамеренно. Наши дети не очень любят преодолевать трудности, просят помощи учителя, даже если эта помощь не особенно им нужна. Мои действия: беседа и внушение. В трудные для ребенка моменты можно сказать, например, такие слова: «Я тебе обязательно помогу, но ты у меня очень умная и умелая девочка. Надо только попробовать.». Или: «Посмотрите на эту хитрулю! Сама может справиться, а помощи просит.». Обычно после такого рода фраз ребенок сам смело берется за дело. Работа получается, следует похвала учителя, обращается внимание всех детей на успех товарища. Мы учимся с волшебными фразами: Я справлюсь. У меня все получится. Я постараюсь не бояться трудностей.
11 Физкультурно-интеллектуальные паузы. Одним из важнейших условий раннего утомления и сохранения работоспособности школьников в течении учебного дня является проведение физкультурных пауз. Я их сочетаю с интеллектуальными паузами. После этих пауз улучшается функциональное состояние нервной системы, происходит профилактика различных заболеваний, а также, дети освобождаются от стрессов и перенапряжения. Много есть физ. пауз. Вот несколько из них: Игра «Зернышко». Игра «Невнимательная девочка». Игра «1 минута на разговоры».
12 Самомассаж. Основные личностные требования на моих уроках: невосприимчивость к помехам, выносливость, (психологическая и физическая), терпение, усидчивость, быстрота действий, уравновешенность, аккуратность, тщательность. В работе над этими требованиями помогают учащимся элементы самомассажа. Очень полезен на уроках массаж стессозависимых зон: массаж области задней поверхности шеи, массаж плечевых суставов. Усталость этих мышц влечет за собой недостаточное поступление кислорода к голове. Массаж рук укрепляют нервную систему: плавное, медленное действует успокаивающе, а резкое, сильное- возбуждающе.
13 1.«Моем» кисти рук, сильно трем ладошки до ощущения тепла, надавливая каждый палец. Фалангами пальцев одной руки трем по ноготочкам другой. «Стиральная доска» оказывает воздействие на внутренние органы: сердце, легкие, печень, кишечник. Создает ощущение легкости и радости организма. 2. Прижать ладони друг к другу, растирать их движениями вверх-вниз. Вложить между ладонями шестигранный карандаш, покатать его. 3. Сжать 4 пальца одной руки и поводить ими по ладони и основаниям пальцев другой руки. 4. Сжать между ладонями грецкий орех или маленький шарик, делать круговые движения. 5. Время от времени массировать каждый палец в отдельности разминающими, а затем растирающими движениями. Массаж рук.
14 Гимнастика для глаз. При вышивки глаза детей быстро устают: происходит координирование движения рук и глаз. Глаза прослеживают движение руки, впоследствии рука «подчиняется» зрению. Чтобы снять усталость, выполняем гимнастику для глаз. 1 комплекс. 1.И. П. –сидя, откинувшись на спинку стула, глубокий вдох. Наклоняясь вперед, к крышке стола, выдох. Повторить 5-6 раз. 2.И. П.-сидя, откинувшись на спинку стула, сильно зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза. 3. И. П. –сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в И. П. Повторить 5-6 раз.
15 Гимнастика для глаз. 2 комплекс. 1. Встать около парты. 2. Повернуть голову вправо, глаза смотрят налево. 3. Повернуть голову влево, газа смотрят направо. 4. Голову наклонить вниз- глаза поднять вверх. 5. Голову поднять вверх- глаза опустить вниз. 6. Встать прямо. Зажмурить сильно глаза, открыть их. Повторить 3 раза. 7. Спокойно сесть на стул, без напряжения мышц, посидеть 5 секунд.
16 Индивидуальный подход. Большое значение в нашей работе имеет индивидуальный подход к учащимся. Индивидуальные задания важны в плане максимальной мобилизации способностей школьника, а иногда в целях предупреждения возможного зазнайства. При этом необходимо четко определять для себя и учащихся цели конкретного задания, использовать ее не как эпизод, а как продуманную, постоянно включаемую составную часть урока на всех этапах учебного процесса. Индивидуальный подход дает возможность работать ребенку в индивидуальном темпе. Необходимо предварительно убедить ученика в посильном выполнении задании. Это могут быть карточки-задания, карточки с пропусками, карточки-инструкторы и т. д. Когда задание выполнено, учитель должен заметить это,.поднять престиж в глазах класса.
17 Как проверить эмоциональное состояние ребенка? Чтобы узнать, как себя чувствует ученик, я предлагаю ему заполнить карточку в начале и конце урока. Это занимает очень мало времени. Задание: выбери цвет, который тебе близок именно сейчас, поставь условный значок. Серый - желание укрыться от внешних влияний и стимулов Коричневый - ощущение дискомфорта(плохое самочувствие) Желтый - тепло солнца, дух веселья, хорошее настроение, легкость, радость. Синий - полное спокойствие Красный - воля к победе, многое могу сделать Зеленый - способность к критическому анализу, целеустремленность
18 Вывод. С точки зрения детской психологии, обращать на себя внимание ребенку легче негативным поведением. Быть «хорошим» ТРУДНО и не весело. Доброжелательность, любовь, добрая шутка помогут ребенку справится с любыми трудностями, а учителя направят на волну дружбы с учеником.
19 1.Л.С. Выготский, «Основы дефектологии» т.4,т.5 Москва «Педагогика», Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», Психология умственно отсталых школьников: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Г.Петрова, И.В.Белякова.-2-е изд., стереотип.-М.: Издательский центр «Академия», Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б.Епифанцева.-2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: под редакцией В.В.Воронковой- М.: Изд. «Школа- Пресс», Коррекционная педагогика: учеб. пособие / Т.Г.Никуленко, С.И.Самыгин.- изд. 2-е, -Ростов н/Д : Феникс, С.Л.Мирский, Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. М. Просвещение С.Л.Мирский, Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. М. Педагогика, 1990 г. 9.Г.Н.Мерсиянова, Выполнение практических заданий учащимися вспомогательной школы, / НИИ педагогики.- К: Рад. шк., ЛИТЕРАТУРА.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.