Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемТатьяна Семевская
2 В новых условиях, переживаемых нашим обществом, изучение интеллекта и психологических механизмов интеллектуальной одаренности становится одним из приоритетных научных направлений. Во-первых, интеллектуальные способности людей являются существенным резервом человеческой цивилизации, актуализация которых может резко повысить качество любых общественных реформ. Во-вторых, одним из решающих факторов экономического развития в современных условиях оказывается интеллектуальное производство, а важнейшей формой собственности собственность интеллектуальная. В-третьих, интеллектуальное творчество, будучи неотъемлемой стороной человеческой духовности и условием личной свободы людей, выступает тем самым в качестве социального механизма, противостоящего регрессивным линиям в развитии общества. В- четвертых, только работа интеллекта может обеспечить возможность появления нового знания и т. д.
3 Действительно, если обратиться к психологической науке, то нельзя не заметить одну весьма своеобразную тенденцию. Так, в западной психологии, несмотря на огромное количество исследований интеллекта, все больше обнаруживает себя линия критики понятия интеллект. Более того, наиболее радикально настроенные авторы, например, А. Дженсен, М. Хоув, утверждают, что в научных целях от использования этого понятия вообще следует отказаться в силу отсутствия у него каких-либо объяснительных возможностей. Принятое определение интеллекта как способность решать задачи привело к тому, что он оказался противопоставленным естественным проявлениям интеллектуальной активности (обыденному интеллекту), творческим интеллектуальным возможностям (креативности), индивидуально- своеобразным способам осмысления действительности (когнитивным стилям), эффективности социального познания (социальному интеллекту). Исследования интеллекта все больше напоминали игру а бисер. В итоге назначение интеллекта оказалось представленным в столь усеченном и обедненном виде, что его роль в современной картине человека начинала просматриваться во все более проблематичном контексте.
4 В свою очередь, в отечественной психологии публикации по интеллекту исчисляются единицами. В центре внимания, как правило, оказывается интеллектуальная деятельность. Однако для понимания механизмов интеллектуальной одаренности в первую очередь следует учитывать не столько характеристики деятельности, сколько особенности психологической организации субъекта деятельности, ибо те или иные параметры деятельности производны по отношению к психологическим ресурсам личности. Своего рода принижению роли интеллекта, отождествляемого, как правило, с логическим, рациональным аналитическим началом, в определенной мере способствовал все возрастающий в последние годы интерес отечественных авторов к иррациональным субъективным состояниям, трактовке человеческого познания как выражения творческой (надситуативной) активности личности, традициям понимающей психологии в анализе высших психических (в том числе и когнитивных) процессов. В результате в плане профессионального психологического анализа человек переживающий оказался более привлекательным, чем человек разумный.
5 На государственном уровне мы также сталкиваемся с феноменом неприятия интеллекта. Нельзя не заметить, как разительно контрастирует в обществе настороженное и даже агрессивное отношение к людям, художественно одаренным (певцам, композиторам, поэтам, мастерам по вышивке бисером и т. п.). Социально-государственный инстинкт отвержения чересчур умных, несомненно, связан с боязнью инакомыслия как явления, способного разрушить общепринятые социальные ценности. Поэтому по характеру ориентации общества на свою интеллектуальную элиту можно судить о том, здорово ли оно либо, напротив, поражено вирусом тоталитаризма (независимо от того, исповедуется ли при этом коммунистическая, национальная, демократическая или религиозная идеология).
6 Наконец, на обыденно-житейском уровне существует стойкий стереотип о необязательности и даже нежелательности интеллекта в ряду других психологических качеств человека. Горе от ума с этой констатацией готовы согласиться очень многие. В одном из исследований испытуемые, определяя свое положение на оси с полюсами глупый умный, стремились сместить себя к середине шкалы. Общее мнение высказал в объяснении своего выбора один из испытуемых, заявив: Я не настолько глуп, чтобы быть умным. По- видимому, игнорирование роли интеллекта в сфере обыденного индивидуального умонастроения обусловлено не только влиянием жизненных реалий, но и действием психологической самозащиты личности, связанной с потребностью избегания опасности погибнуть от истины (Ф. Ницше).
7 Таким образом, создание какой- либо системы работы с интеллектуально одаренными людьми (в первую очередь с детьми), ориентированной на максимальное содействие развитию их интеллектуальных возможностей и создание для них режима наибольшего социального благоприятствования, предполагает предварительную ломку вышеуказанных стереотипов.
8 Построение психологической модели интеллектуальной одаренности отнюдь не является сугубо академической задачей. Как нельзя, не зная анатомического устройства человеческого тела, рекомендовать какие-либо процедуры для развития физических возможностей человека, точно так же нельзя говорить о прикладных программах совершенствования интеллектуальных возможностей людей без знания того, как устроена интеллектуальная одаренность. При анализе психологических механизмов интеллектуальной одаренности мы исходили из сформулированного Л. М. Веккером положения о том, что объяснение природы любого психического явления предполагает необходимость его изучения как с точки зрения совокупности его психических свойств (проявлений соответствующей психической активности в тех или иных конкретных условиях), так и с точки зрения характеристик психического носителя (или их иерархии) этих свойств.
9 По отношению к проявлениям интеллектуальной одаренности, обнаружившей себя в экстраординарных интеллектуальных достижениях, в качестве их психического носителя, с нашей точки зрения, выступает индивидуальный познавательный опыт субъекта, а точнее особенности его состава и строения. Предположение о том, что в основе экстраординарных интеллектуальных достижений лежат специфические формы организации познавательного (шире ментального) опыта человека, в том или ином виде можно найти сейчас в работах разных авторов. Так, А. Де Гроот пришел к заключению, что любой творческий продукт это вовсе не результат интуитивного озарения, врожденной гениальности и т. п., но, напротив, всегда следствие специфического саморазвития личности, связанного с длительным накоплением и дифференциацией полезного для данной области деятельности опыта. Аналогично Дж. Уолтерс и X. Гарднер описывает явление кристаллизации опыта, возникающее в условиях избирательного взаимодействия субъекта с определенными аспектами своего окружения и проявляющееся в изменениях его представлений о соответствующей предметной области и самом себе. Происходящая радикальная перестройка индивидуального познавательного опыта и является толчком к появлению тех или иных творческих продуктов. В свою очередь, X. Грабер утверждает, что человеческая экстраординарность (в виде реальных творческих достижений) является следствием длительно и многократно повторяющихся встреч человека с соответствующей проблемной областью. Причем, по его мнению, дело здесь даже не столько в изменениях когнитивной сферы, сколько в образовании новых форм социальных связей с другими людьми, а также новых форм осознания самого себя. В этот инкубационный период по мере увеличения погруженности в требования задачи происходит своего рода само мобилизация себя, своих психологических ресурсов, что в итоге и обеспечивает возможность экстраординарных творческих решений.
10 Несомненно, при такой постановке проблемы требует решения вопрос о том, в каком конкретном виде может быть представлен индивидуальный познавательный опыт субъекта. В частности, одной из форм его организации являются когнитивные психические структуры. Понятие когнитивная структура в последние десятилетия активно разрабатывалось в когнитивно ориентированных психологических теориях: 1) когнитивном направлении неофрейдизма; 2) когнитивной психологии личности; 3) генетической психологии; 4) экспериментальной когнитивной психологии.
11 Несмотря на различия в интерпретациях содержания этого понятия, его введение преследовало некоторые общие цели. Во- первых, разведение содержательных и собственно когнитивных аспектов познавательного отражения. Во-вторых, раскрытие истоков парадоксального единства индивидуализированности способов и объективированности продуктов интеллектуальной деятельности. В-третьих, объяснение высокого творческого потенциала познавательной активности за счет признания существования психических образований- посредников, относительно не зависимых от окружения и способных к порождению собственных правил преобразования информации.
12 Описанные к настоящему моменту когнитивные структуры могут быть условно разделены на два типа: 1) как фиксированные формы опыта, для которых характерен горизонтальный принцип формирования; 2) как накопленные формы опыта, для которых характерен вертикальный принцип формирования. Для понимания психологических механизмов интеллектуальной одаренности, по всей вероятности, важен учет когнитивных структур второго типа.
13 Что касается основных проявлений интеллектуальной одаренности, которые, по мнению большинства зарубежных и отечественных исследователей, отличают детей и взрослых с экстраординарными интеллектуальными достижениями, то они могут быть представлены на трех основных уровнях, характеризующих разные стороны работы интеллекта: а) уровне интеллектуальных способностей; б) уровне интеллектуального контроля; в) уровне интеллектуальных критериев. Ниже приводится психологическая модель интеллектуальной одаренности, описывающая когнитивное устройство этого психического явления.
15 Интеллектуально одаренные люди, как правило, отличаются высокой интеллектуальной продуктивностью, определяемой мерой эффективности процессов поступления и переработки информации. Интеллектуальная продуктивность представлена тремя базовыми свойствами интеллекта: 1) уровневыми свойствами, характеризующими достигнутый уровень развития отдельных познавательных психических функций и лежащими в основе точности и скорости познавательного отражения; 2) комбинаторными свойствами, характеризующими возможность выявления разного рода соотношений между различными впечатлениями, представлениями, понятиями, включая способность обнаруживать заданные связи, самостоятельно формировать те или иные новые связи, а также конструировать невозможные связи; 3) процессуальными свойствами, характеризующими операции, приемы и стратегии интеллектуальной деятельности, вплоть до элементарных информационных процессов.
16 Для интеллектуально одаренных людей достаточно типичным является ярко выраженный индивидуализированный характер интеллектуальной активности. В частности, речь идет о своеобразии способов структурирования информации. Этот аспект интеллектуальной деятельности представлен в проблематике когнитивных стилей, определенные полюса которых, при условии их реинтерпретации, могут рассматриваться в качестве индикаторов интеллектуальных способностей. Кроме того, следует сказать и о своеобразии способов кодирования информации, характеризующих индивидуальные особенности взаимоперевода трех основных языков работы интеллекта словесно-речевого, визуально- пространственного, чувственно-сенсорного.
17 Интеллектуально одаренные люди обнаруживают высокий уровень готовности к генерации идей. Креативность традиционно описывается следующими основными свойствами: 1) беглостью (количество идей, возникающих в единицу времени); 2) оригинальностью (возможность производить редкие идеи, отличающиеся от общепринятых познавательных стандартов); 3) восприимчивостью (чувствительность к деталям, противоречиям неопределенности); 4) метафоричностью (возможность создавать фантастические идеи при сохранении тем не менее определенной объективной связи с исходной проблемной ситуацией, умение в простом видеть сложное, а в сложном простое и т. д.).
18 И интеллектуальная продуктивность, и индивидуализированные способы восприятия действительности, и креативность это, в нашем понимании, разные формы проявления интеллектуальных способностей, поскольку все эти аспекты работы интеллекта имеют прямое отношение к успешности разрешения тех или иных проблемных ситуаций.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.