Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемБогдан Пятов
1 Дроздова О.Е., зав. кафедрой языкознания МИОО, к.пед.н., доц. Основы метапредметного обучения русскому языку и формирование лингвистической компетентности всех участников образовательного процесса
2 - «освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные)», а также способность применять их на практике. Из 12 названных во ФГОС результатов 3 имеют непосредственное отношение к работе с языком: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение ФГОС: метапредметные результаты школьного обучения
3 Смысловое чтение (по А.А. Леонтьеву) процесс восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно- познавательной задачей
4 Метапредметные результаты, на достижение которых нацелена курсовая система кафедры языкознания: освоение универсальных учебных действий при работе с языком разных предметных областей, прежде всего – личностных и познавательных УУД, под которыми подразумеваются действия смыслообразования на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся, а также «общеучебные действия, включая знаково- символические, логические и действия постановки и решения проблем» (см.: Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010).
5 Метапредметное обучение русскому языку - совокупность содержательных и методических составляющих, которые объединяют русский язык как предмет изучения и как средство обучения в других предметных областях. Метапредметный объект: язык, на котором происходит обучение школьников
6 понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; (из метапредметных результатов) способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Из указанных в Примерных программах по русскому языку результатов обучения:
7 Из Примерных программ по иностранным языкам 1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур…, 2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса…, 4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка…
8 Из Примерных программ по математике: (из личностных результатов) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; (из метапредметных результатов) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решения в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; (из предметных результатов) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики. 8
9 Из Примерных программ по физике: (из метапредметных результатов) формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символических формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; (из предметных результатов) коммуникативные навыки докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации. 9
10 Как сделать учебные тексты (а особенно – встречающиеся в них термины) полностью понятными школьникам? Как научить их выражать (и воспринимать) нужную мысль не только на уроке русского языка, но и на любом другом уроке? Как привлечь внимание, вызвать интерес к языку того или иного предмета – главному инструменту изучения предметного содержания? Как помочь запомнить то или иное правило? Вывод: для решения общих проблем необходима технология комплексной работы с языком обучения в масштабе всего образовательного процесса Общие языковые проблемы учителей разных предметов
11 Комплексная работа с языком обучения в разных предметных областях позволяет школьникам : - освоить универсальный инструментарий для работы с языком в разных предметных областях и сферах жизни, что в дальнейшем отразится на их профессиональной успешности в любой области деятельности (метапредметный результат); - осознать ценность своего языка как национально- культурного феномена, свою национальную и культурную идентичность, сформировать толерантное отношение к чужим языкам и культурам (личностные результаты)
12 Комплексная работа с языком обучения в разных предметных областях позволяет учителям: - повысить уровень профессиональной компетентности и преподавания своего предмета, а также межпредметной интеграции, - модернизировать содержание и формы сотрудничества (взаимоучет действий педагогов разных предметов, работа совместных методических объединений учителей русского и иностранных языков или учителей русского языка с другими предметниками) - использование совместной яз. работы для объединения коллектива в процессе слияния школ в холдинги (комплексы).
13 Что изменится в образовательном процессе: для школьников и учителей становится привычным постоянное внимание к языковым аспектам любого предмета, у них формируется лингвистическая зоркость и потребность в языковой рефлексии, язык изучаемого предмета становится дополнительным фактором мотивации обучения
14 Поле метапредметного обучения русскому языку очень широко: овладение средствами языка и применение их в речевой практике адекватно коммуникативной ситуации, овладение знаниями о языке и использование их для неформального понимания языковых процессов, повышения мотивации обучения в разных предметных областях, освоение приемов, направленных на понимание смысла текстов (в том числе учебно-научных), формирование представления о роли языка в разных областях жизни и обучения, освоение языковых аспектов исследовательской работы, выделение лингвистических проблем в исследовании разных областей культуры, языковые аспекты обучения в российской школе учащихся-инофонов.
15 Метапредметное обучение русскому языку: необходимые условия формирование у школьников и учителей лингвистического мировоззрения (как общего взгляда на язык и как взгляда на мир через язык); повышение уровня лингвистической компетенции учителей разных предметов (прежде всего – учителей русского языка); систематизированное сотрудничество учителей русского языка с другими предметниками
16 Метапредметное обучение русскому языку: методические установки содержательная связь в обучении русскому и иностранным языкам (использование элементов сравнительного языкознания), специальное внимание к фактам отражения жизни народа и отдельного человека в языке, обращение в учебном процессе к собственному языковому опыту учащихся (или языковому опыту близких людей), выделение языковых аспектов в обучении всем предметам.
17 Приемы метапредметного обучения русскому языку (возможно применение в разных предметных областях) Лингвистическая активность - деятельность, связанная с восприятием, анализом, сопоставлением лингвистического содержания, а в некоторых случаях – и созданием соответствующего языкового продукта
18 Виды лингвистической активности были выделены на основе многолетнего опыта работы с развивающим лингвистическим содержанием: Второе издание (первое было в изд-ве ВЛАДОС: 2001 г. – пособие для учащихся, 2003 г. – книга для учителя) Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009 Дроздова О. Е. Основы языкознания для школьников. Методические рекомендации. 6-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - – М.: Просвещение, 2009 Можно заказать книги на сайте: umlit.ru
19 1 направление: внутриязыковые и межъязыковые сопоставления (слов, их компонентов, словесных конструкций) Пример 1. Сопоставление частей слов при изучении сказки «Маленький принц» «телескоп», «эстероид», «монарх» Сопоставление со словами «телевизор», «микроскоп», «астра», «монолог» теле- - далеко, -скоп – смотрю, эстер- - звезда, моно- - один, арго- власть
20 1 направление: внутриязыковые и межъязыковые сопоставления Пример 2. Сопоставление слов на уроках биологии (греч.) биос - жизнь mus-culus (латин.) био-логия mus (мышь) био-масса мыш-ца (славян.) био-сфера мышь анти-био-тики пре-био-тики А.А. Быков «Анатомия терминов» (М.: ЭНАС, 2008), 400 словообразовательных элементов из латыни и греческого языка
21 2 направление: выяснение этимологии слов и выражений (названий ключевых понятий текста, необычных слов, вызвавших интерес учащихся) На уроке физики: электрон (греч.) – янтарь gintaras (литов.) – ginti – защищать На уроке биологии: en-tom-on (греч.) энтомология in-sec-tum (латин.) дезинсекция на-сек-омое (рус.)
22 3 направление: выявление отраженных в языке явлений культуры своего и других народов а-том – греч. «неделимое» (заблуждение ученых): «томос» - часть, «а-» - отрицание _________________________________ bug (комп. термин) – ошибка (буквально: англ. «насекомое; клоп, жук) (по одной из версий - история из жизни Билла Гейтса) __________________________________ Использование пословиц, содержащих указание на какое-то физическое явление С.А.Тихомирова «Физика в пословицах, загадках и сказках» (М.: Школьная Пресса, – 128 с.)
23 Воспитательный потенциал лингвокультурологического материала Знаете ли вы, как появились эти прозвища? Прозвище русских у украинцев кацап Прозвище украинцев у русских хохол
24 Постоянное внимание к языковым аспектам обучения вырабатывает языковое чутье, позволяющее выявлять псевдонаучные факты Пример лженаучного рассуждения, обсуждавшегося на семинаре «Лингвистический компонент в обучении истории» (пример академика РАН А.А. Зализняка) Украинцы – потомки укров? укр Аина – место у края окр Аина – место вокруг краев Утверждения украинских националистов: Племя УКРОВ – потомки троянцев Троянцы - teukrai (по-русски «тевкры») teukrai – это ТЕ УКРЫ, которые стали украинцами
25 4 направление: фиксация языковых ассоциаций, цитат, устойчивых образов, связанных с определенным словом Классические: «Говорящие фамилии» - Держиморда, Простакова Переход имени собственного в нарицательное – Плюшкин, Митрофанушка Индивидуальные: центробежная и центростремительная сила (к центру – стремятся, а от центра – бегут) _______________________________________ Приемы мнемотехники Математика: «Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам» Биология: «Днем работают с колбочками, ночью ходят с палочками» (для запоминания специфики работы фоторецепторов сетчатки глаза)
26 5 направление: включение слова, выражения в языковую игру, использование его в шутке Математика. Теорема Пифагора Пифагоровы штаны На все стороны равны. Химия. Научная шутка (ученые Э.Лехнер, Л.Норпченер, М.Кауфман): предупреждение о заражении кампуса Калифорнийского университета дигидрогеном монооксида Литература.«Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории…»
27 6 направление: выражение словесной конструкции другими словами, подбор синонимов, сжатие и разворачивание текста Задание: передайте разными словами смысл фразы «Через несколько лет он уехал из деревни в город». (Нельзя вносить новые элементы смысла и терять какие-то части содержания, заложенного в этом предложении) Типичные ошибки при пересказе задания. Химия. Используя понятие «металл», учащиеся 8 класса часто произносят: «железо»; перманганат калия называют «марганец».
28 Пример работы учителя математики. Из статьи учителя ОУ инновационной сети - гимназии 1567 Шилейко С.Е. Ряд недостатков, которые являются общими для фрагментов текстов разных учебников: Фразы в учебных текстах очень длинные, плохо структурированные, со сложной иерархией, неоправданными инверсиями; Некоторые утверждения оказываются многозначными (что совершенно недопустимо в учебных текстах); Основные факты часто «теряются» среди примеров, вводных предложений и менее значимой информации; Определения некоторых терминов или их расшифровка даются внутри текста, описывающего их свойства; Отдельные утверждения некорректны. 28
29 Примеры применения методических приемов. Прочитать данную фразу и изложить ее своими словами. Плоскость, перпендикулярная к прямой, по которой пересекаются две данные плоскости, перпендикулярна к каждой из этих плоскостей (Атанасян и др. 2004, с. 49). Вариант упрощения (предложен учащимися): «Если две плоскости пересекаются, а третья плоскость перпендикулярна к их линии пересечения, то она перпендикулярна и к каждой из этих плоскостей». Прочитать данную фразу и проверить, не имеет ли она несколько смыслов. На дне рожденья у Васи было 10 ребят (включая Васю). Оказалось, что у каждых двух из этих ребят есть общий дедушка. Докажите, что у семи из них есть общий дедушка (ВОШпоМАТ, 2009, 2 этап, 8 класс, 6 задача). Последняя фраза многозначна. Что подразумевается : «у семи из них есть»: ровно у семи; хотя бы у семи; не более чем у семи? 29
30 Примеры специальной языковой работы учителей школ инновационной сети Химия (типичные языковые ошибки школьников) География «К топливным ресурсам относят уголь, нефть, газ, электроэнергию» (ошибочно использовано слово «электроэнергия»: она не является топливным ресурсом). Употребление слова «Америка» вместо «США» (возможно только в разговорной речи). Америка – это не страна, а часть света, состоящая из двух материков (Северная Америка и Южная Америка). «Места рождения нефти» вместо «месторождение нефти». класс Правильный вариант Ошибочный вариант 8Ковалентная полярная Ковалентная сдвинутая 9Электро, лиз Электроли, з 10Одинарная связь Единичная связь 11Катодный процесс Катионный процесс
31 Лингвистический компонент воспитательной работы Классные часы с выделением лингвистического компонента: о родном городе (лингвистический компонент: особенности речи москвича, петербуржца и т.д.), о выборе профессии (лингвистический компонент: анализ названий современных профессий, встречающихся в газетных объявлениях, например, офис-менеджер, мерчендайзер, логистик, менеджер по клинингу) Формирование словаря школьника: знают ли учащиеся точное значение наименований качеств личности (открытость, замкнутость, аналитические способности, принципиальность, толерантность, внушаемость, снобизм, закомплексованность и др.) Работа с родителями, например: «Какие слова в речи вашего ребенка должны вас насторожить?» (ознакомление с лексикой наркоманов)
32 От лингвистической активности – к лингвистическим исследованиям Международная научно-практическая конференция школьников «Языкознание для всех» 2007 г. – «Лингвистика на стыке наук» 2008 г. – «Языковой вкус эпохи» 2009 г. – «Язык и норма» 2010 г. – «Язык в диалоге культур» 2011 г. – «Образование в зеркале языка» 2012 г. – «Язык и профессия» Главный принцип: исследование разных областей культуры через призму языка
33 Метапредметное обучение русскому языку может осуществляться не только во время уроков, но в во внеклассной деятельности Год проведе ния Тема конференции Направления исследований, стимулирующие выделение языковых аспектов в разных предметных областях 2009Язык и норма Специфика нормы в разговорной речи, в научных и учебных текстах (по разным предметам) 2010 Язык в диалоге культур Сопоставление аналогичных или контрастных явлений в выражении одних и тех же понятий в научной и наивной картине мира 2011Образование в зеркале языка Научный и научно-популярный стили языка; терминология в разных предметных областях; язык учебников (заданий, определений, упражнений) в разных предметных областях
34 Подготовка школьников. Примеры докладов Основная школа Кучинская Алина, 8 класс, «Лингвистические трудности восприятия терминологии на уроках физики (на примере учебника «Физика» 8 класс)», гимназия 22, Минск, Беларусь. Белякова Анна, 6 класс, лицей 19, г. Королев Московской обл., «Особенности формирования и функционирования спортивной терминологии в русском языке (на примере футбольной терминологии)» Кустовская Ольга, 6 класс, школа 1252 им. Сервантеса САО, «Морская терминология в речи капитана Врунгеля» Старшая школа Чопикян Артавазд, Красильникова Ольга, 10 класс, «Терминология естественных наук, входящая в школьную программу», школа 15, Севастополь, Украина. Кленицкий Дмитрий, 10 класс, Минский государственный областной лицей, Беларусь, г. Минск, «Невербальная коммуникация дирижеров и брокеров: опыт исследовательского поиска» __________________________________________________________________ В помощь учителю: Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.В. Абрамова. – М.: Просвещение, – 176 с.
35 Тема конференции «Языкознание для всех» 2013 г. – «Лингвистика каждого дня» (расширение поля метапредметного обучения русскому языку через лингвистические исследования) Примерный круг вопросов для исследования: специфические черты разговорной речи: особенности номинации, словообразования, фразеологии, синтаксиса; анализ речевого общения в типовых повседневных ситуациях (в магазине, транспорте, местах развлечений и т.д.); особенности домашнего общения, домашние прозвища, «семейная» лексика и фразеология; использование прошлого опыта в повседневной коммуникации, прецедентные тексты; анализ языка популярной художественной литературы (в том числе детективов, сентиментального романа, фэнтези и т.д.); массовая коммуникация в повседневной жизни; языковое творчество в повседневной жизни, языковая игра как элемент повседневного общения; языковая специфика повседневного общения в Интернете; исследование всех указанных выше сторон повседневного общения в разных языках. Информация о конференции и прием заявок на сайте: Возможна подача заявок и тезисов по адресу
36 РЯ-71«Обучение русскому языку в контексте личностного развития школьников» ДИС-23 «Система обучения пониманию текстов» ПТ-8 «Лингвистические средства формирования универсальных учебных действий (УУД) в школьном образовательном пространстве (для учителей естественнонаучного цикла)», ПТ-9 «Лингвистические средства формирования универсальных учебных действий (УУД) в школьном образовательном пространстве (для учителей истории, обществознания, МХК) ВСЕ-124«Обучение в контексте новых ФГОС: метапредметная роль русского языка в школьном образовательном пространстве» ВСЕ-125«Обучение в контексте новых ФГОС: проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся (лингвистический аспект)» Методическая поддержка метапредметного обучения русскому языку: курсы повышения квалификации и переподготовки кафедры языкознания МИОО
37 ВСЕ-134«Обучение в контексте новых ФГОС: формирование метапредметных умений в поликультурной образовательной среде» ВСЕ-144 «Работа с текстами как основа формирования личностных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий» НО-57 «Преемственность начальной и основной школы в языковом образовании при переходе на новые стандарты» ЭКС-38«Язык школьного образования как средство достижения метапредметных и личностных результатов образовательного процесса (практикоориент. курс)» ЭКС-39«Деятельностный подход в обучении гуманитарным предметам. Языковой аспект» Методическая поддержка метапредметного обучения русскому языку: курсы повышения квалификации и переподготовки кафедры языкознания МИОО
38 И нновационный проект «Язык школьного образования как средство достижения метапредметных и личностных результатов образовательного процесса» Цели инновационного проекта: 1. Научно-методическое обеспечение и практическая реализация в ОУ г. Москвы программ лингвистического развития школьников и повышения уровня их функциональной грамотности, направленных на достижение метапредметных и личностных результатов образовательного процесса, 2. Обеспечение соответствующего профессионального уровня учителей (как русского языка, так и других предметов).
39 Реализация названных целей намечена в рамках следующих направлений работы: 1. Выделение развивающего лингвистического компонента обучения во всех предметных областях, развитие лингвистической активности школьников и учителей разных предметов. 2. Формирование исследовательских умений и навыков у школьников, повышение уровня профессионализма учителей в руководстве исследовательскими работами с лингвистическим компонентом. 3. Обеспечение функциональной грамотности школьников и учителей, реализация различных методов и приемов работы с текстами в разных предметных областях. 4. Построение методической системы работы с русским языком как средством обучения (в том числе в поликультурной среде), социализация школьников посредством языка школьного образования.
40 Организаторы конкурса: журнал «Русский язык в школе» кафедра языкознания МИОО Номинации: 1. Внедрение новых ФГОС на уроках русского языка и во внеклассной работе по предмету (формирование универсальных учебных действий, разработка заданий и создание учебных ситуаций в контексте ФГОС, проектная и исследовательская работа и т.д.) 2. Реализация метапредметной роли русского языка в разных предметных областях: работа, нацеленная на усвоение терминологии, лучшее понимание смысла формулировок заданий, определений, теорем и т.д. (возможно совместное написание статей учителями русского языка с другими предметниками). 3. Метапредметная роль русского языка в обучении детей, для которых русский не является родным языком. ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе научно-методических разработок, посвященных введению новых стандартов в школьном обучении русскому языку Приглашаем принять участие!
41 Спасибо за внимание! Дроздова Ольга Евгеньевна, зав. кафедрой языкознания Московского института открытого образования, к.пед.н., учитель лингвистики гимназии 1541 г. Москвы, Телефон кафедры: 8 (499) Электронный адрес кафедры:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.