Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемsdf sdf
2 отвергал логические связи в природе, восприятие окружающего мира как целостной и закономерной системы. Основная идея – заключается в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтролен разуму и подчиняется другим движущим силам… 2
3 предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, переживание, созерцание, инстинкт, откровения, вера … 3
4 Критика иррационализма была направлена в основном на философию Гегеля, на его рационализм, панлогизм. Иррационализму - характерно стремление философски постичь веру, волю, жизнь… Иррационалистические тенденции в той или иной мере присущи таким философам, как Кьеркегор, Шеллинг, Шопенгауэр, Ницше, Якоби, Дильтей, Шпенглер, Бергсон… 4
5 немецкий философ Один из самых известных мыслителей иррационализма тяготел к немецкому романтизму, увлекался мистикой, Теоретические источники идей философия Платона, Канта и Упанишады. Называл существующий мир, «наихудшим из возможных миров», за что получил прозвище «философа пессимизма» 5
6 «Если бы каждому из нас воочию показать те ужасные страдания и муки, которым во всякое время подвержена вся наша жизнь, то нас объял бы трепет, и если провести самого закоренелого оптимиста по больницам, лазаретам и камерам хирургических истязаний, по тюрьмам, застенкам, логовищам невольников, через поля битвы и места казни; если открыть перед ним все темные обители нищеты, в которых она прячется от взоров холодного любопытства, то в конце концов и он, наверное, понял бы, что это за meilleur des mondes possibles(лучший из возможных миров фр.)» 6
7 Иррациональный стиль мышления - ярко выраженный мистический характер основан на вере в существование не подчиняющихся неподготовленному разуму сил, управляющих жизнью. основан на идее, что мир, в котором мы живем, не является единственной реальностью, что существует другая реальность, которая не постигается разумом и наукой, но без учета влияния которой становится противоречивой наша собственная жизнь. 7
8 - пессимистична т.е. внушение уныния, безнадежности, неверия в свои силы, в прогресс, в лучшее будущее «Мир неразумен и бессмысленно, им управляет слепая злая Воля. Ей мы обязаны своей жизнью, а следовательно и своими страданиями». 8
9 – об этом можно судить по собственным поступкам: в массе своей они продиктованы не доводами разума, а инстинктами и желаниями – даже если мы заранее знаем, что исполнение этих желаний принесет нам больше неприятностей, чем пользы. Сильнейший инстинкт жизни, по Шопенгауэру, - инстинкт продолжения рода, а в действительности – воспроизводство новых поколений для мук, страданий и неминуемой гибели. Есть лишь один способ вырваться из этой трагической карусели – погасить у себя волю к жизни, к ее ложным соблазнам. 9
10 «О четверояком корне закона достаточного основания» (1813) «О зрении и цветах» (1816) «Мир как воля и представление» (1819) «О воле в природе» (1826) «О свободе воли» (1839) «Об основе морали» (1840) «Две основные проблемы этики» (1841) 10
11 славился своей внутренней и душевной свободой отличался резкостью суждений Был крайне честолюбив и мнителен Отличался недоверием к людям и крайней подозрительностью В совершенстве владел латинским, английским, французским, итальянским и испанским языками Любимое занятие - чтение: «Не будь на свете книг, я давно пришел бы в отчаяние» В его библиотеке было 1375 книг. 11
12 выводит логический закон достаточного основания истинная философия должна исходить только лишь из представления, которое является фактом сознания и которое делится на представления субъекта и представления объекта 12
13 философии Шопенгауэра является ВОЛЮНТАРИЗМ главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире является ВОЛЯ ВОЛЯ – абсолютное начало, корень всего сущего, способная определять все сущее и влиять на него. Воля есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания. Воля лежит в основе сознания и является всеобщей сущностью людей. 13
14 Опирается на теорию Канта Окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека. Сущность мира, его вещей, явлений - ВОЛЯ. Мир явлений и мир сущности есть, соответственно мир представлений и мир воли. 14
15 Точно так же как воля человека определяет его поступки, так и действующая во всем мире ВСЕОБЩАЯ ВОЛЯ, воля предметов и явлений вызывает внешние события в мире, движение предметов, возникновение явлений. Воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде «бессознательной, дремлющей» воли. И соответственно весь окружающий мир по своей сущности является реализацией Воли. 15
16 Несмотря на то, что в основу человека и его сознания мыслитель заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой. 16
17 – это существо обязанное своим появлением волей к жизни. У каждого человека своя воля к жизни – она главное в его сознании, источник его беспредельного эгоизма. Человек всегда и во всем служит не себе, не своим интересам, а воле. Воля заставляет его жить, каким бы бессмысленным и жалким не было его существование. 17
18 Вся жизнь - сплошные разочарования и страдания. Человек под влиянием воли все время чего- нибудь желает Но все дело в том, что желания никогда не удовлетворяются, а если и удовлетворяются, то приносят с собой равнодушие и разочарование. «ЖИЗНЬ ЕСТЬ НЕЧТО ТАКОЕ, ЧТО НАДО ОТСТРАДАТЬ» И все же главным в жизни является сострадание… 18
19 Но все же есть лишь одна разновидность людей, которые перестали быть рабами воли, победили в себе желания и стремления, стали безвольными субъектами – это гении в искусстве, и святые в земной жизни. Когда человек, поднятый силой духа, перестает рассматривать мир как представление, связанное законами причинности, в пространстве и во времени. «Гениальность – полнейшая объективность» 19
20 Но обыкновенный человек совершенно не способен к сколько-нибудь продолжительному созерцанию …. и ему остается довольствоваться или неудовлетворенными желаниями, или в случае их удовлетворения скукой. «Правда у каждого человека есть три блага жизни –здоровье, молодость, свобода. Пока они у нас есть, мы их не осознаем и не проникаемся их ценностью, а осознаем только тогда, когда теряем, ибо они только отрицательные величины». 20
21 Искусство счастья в этике Шопенгауэра «…я утверждаю, что все, чем обусловливается различие в судьбе людей, может быть сведено к трем основным категориям : 1) Что такое человек : -- т. е. личность его в самом широком смысле слова. Сюда следует отнести здоровье, силу, красоту, темперамент, нравственность, ум и степень его развития. 2 ) Что человек имеет: -- т. е. имущество, находящееся в его собственности или владении. 3) Что представляет собою человек ; этими словами подразумевается то, каким человек является в представлении других: как они его себе представляют; -- словом это -- мнение остальных о нем, мнение, выражающееся вовне в его почете, положении и славе….» 21
22 Движущей силой поступков человека является слепая воля к жизни(эгоизм) – первенство воли к жизни, которую нужно погасить. Так как каждый человек эгоистичен в своем эгоизме, то в обществе все существуют как зависимые от его существования, как явление значимое только с точки зрения его воли к жизни, его интересов. Государство соизмеряет воли, людей, что бы не подавлять воли других. 22
23 «Когда люди вступают в тесное общение между собой, то их поведение напоминает дикобразов, пытающихся согреться в холодную зимнюю ночь. Им холодно, они прижимаются друг к другу, но чем сильнее они это делают, тем больнее они колют друг друга своими длинными иглами. Вынужденные из-за боли уколов разойтись, они вновь сближаются из-за холода, и так все ночи напролет». 23
24 «Германия слишком маленькая чтобы быть моей Родиной» «Моя философия не принесла мне много денег, но она избавила меня от многих трат» 24
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.