Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемdepzdrav.yanao.ru
2 В настоящее время существуют различные формы противодействия коррупции традиционные подходы государства – это либо путем применения мер профилактики, либо мер репрессий.
3 Тезисы: Абсолютная победа над коррупцией невозможна. Более того, в нормальном состоянии власти и общества случаи коррупции являются технологически полезными сигналами о неполадках в методах работы власти.
4 Тезисы: 2. Не существует стран, априори обреченных на масштабную и хроническую коррупцию. Россия не является исключением из этого правила.
5 Тезисы: 3. Ограничение коррупции не может быть разовой кампанией. За окончанием любой кампании всегда может последовать новый, более страшный виток коррупции.
6 Тезисы: 5. Борьба с коррупцией достигает успеха, если она всеохватна, комплексна, ведется постоянно, на это направлены все силы и властей, и общества.
7 Тезисы: 4. Коррупцию нельзя ограничить только законодательными методами и борьбой с ее проявлениями. Более того, в условиях, когда коррупция достигла больших масштабов и забралась на весьма высокие уровни власти, более эффективна борьба против условий, порождающих коррупцию, чем неподготовленная атака на ее проявления.
8 Тезисы: 6. Антикоррупционная программа должна реализовываться на высшем уровне политического руководства страны и при максимальном сотрудничестве с институтами гражданского общества.
9 Тезисы: 7. Потери, которые несут от коррупции государство и общество в России, настолько велики, что любые разумные затраты на реализацию антикоррупционной программы обеспечат быструю отдачу, в несколько десятков раз превышающую вложения.
10 Из приведенного выше анализа следует, что антикоррупционная политика должна включать в себя меры, направленные на решение следующих задач: 1) организация борьбы с коррупцией на всех ее уровнях; 2) сужение поля условий и обстоятельств, благоприятствующих коррупции; 3) уменьшение выгод для обеих сторон, участвующих в коррупционной сделке,от заключения последней; 4) увеличение вероятности выявления коррупционных действий и наказания за причиненный ими вред; 5) влияние на мотивы коррупционного поведения; 6) создание атмосферы общественного неприятия коррупции во всех ее проявлениях.
11 – это идеи, на которых базируется содержание и направление противодействия коррупции.
12 Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается, согласно указанному закону на следующих основных принципах: 1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; 5) комплексное использование политических, организационных, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; 6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; 7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
13 несовместимости определенных видов деятельности гос. служащими. Выражен в запрете гос. служащих на предпринимательскую деятельность, запрет на оказание незаконной помощи физическим и юридическим лицам, запрет на участие в деятельности акционерных обществ и др. организаций.
14 финансовой прозрачности и открытости функционирования гос. службы. Данный принцип фактически сводится а) к предоставлению посетителям нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность тех или иных гос. органов, а также порядок их взаимодействия с различными категориямиграждан, б) ограничение срока рассмотрения заявлений и обращений граждан в гос. органы; в) вывешивание в доступных местах опечатанных почтовых ящиков для предложений и жалоб на порядок работы гос. органов и организаций.
15 развития институтов общественного контроля за деятельностью гос.аппарата. Связан с разработкой мер по участию общественности в противодействии коррупции, так как эффективность борьбы может быть обеспечена только согласованными действиями общественных организаций и граждан. Для этого необходимо меры, направленные на формирование граждан, способных бороться с коррупцией.
16 гласности и конкурсности в системе гос.заказов, процедур приватизации, аренды гос. имущества. ПРИНЦИП доступа граждан к информации. ПРИНЦИП декларирования финансового состояния чиновников ( и членов их семей) при назначении на должность и при освобождении с нее.
17 этического отбора лиц на гос. службу. Означает, что при подборе кадров на гос. службу решающим должны быть надлежащая профессиональная подготовка, творческое и организаторские способности, высокие морально-психологические качества, принципиальность, преданность порученному делу, непримиримость каким-либо нарушениям закона, способность решать задачи относительно утверждения верховенства защиты прав человека, интересов государства и общества. При этом воспитание профессиональная подготовка должны стать одной из служебных обязанностей. (кодекс поведения гос. и мун. служащих).
18 комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер.
19 Предложения по вопросам разработки ввода в действие системы мониторинга и противодействия коррупции
20 Антикоррупционный мониторинг – часть антикоррупционной политики, осуществляемой путем наблюдения, анализа, оценки и прогноза коррупционных правонарушений, коррупциогенных факторов, а также мер реализации антикоррупционной политики.
21 Основные цели мониторинга коррупции: 1) выявить криминогенные ситуации и факторы, порождающие коррупцию; 2) повысить осведомленность населения об опасностях коррупции и оказать влияние на поведение людей и власти; 3) обеспечить регулярное определение «рейтинга коррупционности», характеризующие состояние властей и общества с разных точек зрения; 4) обозначить приоритетные направления антикоррупционных мероприятий; 5)оценить эффективность антикоррупционных мероприятий; 6) корректировать и совершенствовать антикоррупционные программы и др.
22 Методика мониторинга коррупции: Мониторинг коррупции осуществляется путем наблюдения коррупционных правонарушений, анализа документов, проведения опросов, обработки, оценки и интерпретации данных о проявлениях коррупции. Все методы исследования можно подразделить на следующие группы:
23 1 группа. Анализ функционирования органов власти. Анализ функционирования органов власти осуществляется путем установления следующих параметров: а) какая ставится задача перед данной организацией (соответствие общественным интересам, ясность, открытость, реализуемость, контролируемость); б) как осуществляется внешний контроль за реализацией задач, поставленных перед организацией; в) какие ресурсы и полномочия передаются организации для решения поставленных задач; г) как осуществляется внешний контроль использования ресурсов и полномочий данной организацией.
24 2 группа. Изучение статистики (экономической, криминальной и т.д.). 3 группа. Изучение и анализ уголовных дел. 4 группа. Анализ законодательства. 5 группа. Анализ прессы.
25 К методам социологической техники относятся а) опрос в форме интервью или анкетирования, возможно проведение опроса с использованием ресурсов Интернет; б) наблюдение; г) экспертная оценка и т.п. Наиболее эффективными методами представляется использование методики, основанной на данных социологического исследования, в котором опрашиваются те, кто становится жертвой коррупции или прибегает к ней для решения своих проблем.
26 Задачи мониторинга коррупции: 1)изучение общепринятых коррупционных практик и отслеживание механизмов коррупционных сделок; 2) измерение уровня и структуры коррупции (по уровням и институтам власти, отраслям экономики и т.п.); 3) анализ факторов, способствующих коррупции; 4) выявление ресурсов антикоррупции; 5) измерение эффективности антикоррупционных мероприятий.
27 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КОРРУПЦИОННОЙ ПРАКТИКИ Наличие коррупционной практики зависит от ряда различных факторов, способствующих коррупции: а) качество нормы, регулирующей отношения на практике; б) прозрачность деятельности органов власти; в) культура государственной службы и т.п. Выбор объекта анализа и исследования коррупционных практик должен осуществляться поэтапно: 1 ЭТАП - первичный сбор информации, направленный на исследование общепринятых коррупционных практик. 2 ЭТАП - классификация конкретных типов коррупционных практик и определение типичной коррупционной ситуации. 3 ЭТАП - уяснение того, какие нормы действующего законодательства регулируют данную совокупность отношений, какова их взаимосвязь. 4 ЭТАП – проведение антикоррупционной экспертизы и выработка предложений по устранению проблем нормативно-правовых актов.
28 1 ЭТАП На данном этапе необходимо: -о-определить понятие коррупции (коррупционные преступления, коррупционные проступки, коррупционные деликты, дисциплинарные коррупционные проступки) и разграничение ее от иных схожих явлений; определить методы сбора информации об коррупционных практиках. Методы: анализ прессы; социологические техники, изучение статистики, изучение судебной практики, анализ конкретных уголовных дел, анализ функционирования органов власти; анализ бюджетного процесса (сравнение выделенных средств и оказанных услуг, выполненных работ).
29 2 ЭТАП Осуществив на первом этапе комплексный мониторинг, на втором этапе необходимо из всего потока полученной информации выделить коррупционные практики и классифицировать их на типы. Изучение коррупционной практики осуществляется путем исследования коррупционных сигналов и коррупционных факторов. Если люди в различного рода ситуациях сталкиваются сразу с несколькими сложностями при решении обычных вопросов, то стоит сконцентрировать внимание на данной коррупционной практике.
30 Коррупционные сигналы – это фактические признаки распространенности коррупции в общественных отношениях на практике. Например, 1) гражданин не может свободно реализовать свои права; 2) отсутствует механизм обязательной публичной отчетности; 3) затруднительность обжалования принятых решений; 4) несовершенство нормативной базы; 5) вовлеченность чиновников в предпринимательскую деятельность; 6) образ жизни, не соответствующий финансовым возможностям; 7) политическое давление на правоохранительные органы и суды; 8) низкая степень доверия граждан органам власти; 8) невозможность в определенный срок решить обычные вопросы в каком-либо органе власти и т.п.
31 Коррупционные факторы – это формальные модели поведения, которые приводят на практике к коррупции. Например, 1) отсутствие механизмов для общественного контроля; 2) отсутствие конкурсов при распределении ресурсов; 3) сжатость сроков для вынесения юридически значимого решения и др.
32 В различных сферах отношений можно следующим образом классифицировать коррупционные практики: Распределение публичных ресурсов - распределение бюджетных средств, государственные закупки, приватизация, выделение земельных участков гражданам, выделение квартир и т.д. Государственный контроль - налоговый, таможенный, регистрационный, лицензионный, экологический, санитарный, пожарный, воинский призыв и т.д. Применение санкций - ГИБДД, милиция, прокуратура, судебная система и т.д. Оказание публичных услуг - образование, медицина, ЖКХ, социальное обеспечение и т.д. Нормотворческий процесс и т.д.
33 3 ЭТАП На данном этапе необходимо: -о-определить систему норм нормативных актов различной юридической силы; -у-установить корреляцию подозрительной с точки зрения коррупционной практики ситуации с такими нормативными актами.
34 4 ЭТАП На данном этапе необходимо определить независимых экспертов, которые будут проводить антикоррупционную экспертизу в отношении действующих нормативных актов. Антикоррупционная экспертиза должна включать в себя: -в-выявление пробелов, противоречий, -о-отсутствие точности между правовыми нормами, которые по-разному дают толкование нормы права и могут быть использованы для коррупционных ситуаций; -о-определение норм права, которые носят либо неопределенный, либо избыточный характер; -с-сокращение бланкетно-отсылочных норм во всех нормативных правовых актах; -а-абсолютное и четкое определение компетенции и сферы деятельности государственных и муниципальных органов; иных организаций; -о-описание коррупционных факторов, позволяющее обнаружить их в тексте нормативного акта и т.д.
35 Антикоррупционная экспертиза должна быть направлена на выработку предложений по устранению проблем нормативно-правовых актов: Примерные параметры предложений: а) описание практической коррупционной ситуации – доказательство коррупционности отношений, регулируемых данной нормой; б) текст проблемной нормы; в) рекомендации по устранению; г) пример удачной нормы, регулирующей те же или сходные отношения в отечественном или зарубежном законодательстве; д) текст новой редакции нормы.
36 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИЗМЕРЕНИЮ КОРРУПЦИИ Измерение уровня коррупции – это получение данных о факторах, порождающих коррупцию в ее различных формах с целью выработки антикоррупционных мер. В настоящее время измерение уровня коррупции осуществляется путем выявления общественного мнения - это наиболее часто используемое диагностическое средство оценки уровней коррупции. Группы респондентов включают -п-представителей населения, -п-представителей предпринимательства и сегменты государственного управления. Такие обследования являются источником данных об определенных элементах или видах коррупции в регионе.
37 Такое исследование предусматривает решение следующих задач: а) описание общей картины коррупции; б) изучение бытовой и деловой практики коррупции; в) изучение особенностей коррупционного поведения; г) изучение социальных причин и условий коррупционной практики респондентов; д) изучение корреляции между личностными характеристиками респондентов и коррупционным поведением; е) изучение общественного сознания в сфере коррупции; ж) разработка превентивных мер противодействия коррупции; з) выработка на основе полученных данных рекомендаций для проведения антикоррупционной политики.
38 Предмет измерения коррупции 1) Уровень коррупции: а) практика коррупции (например, суммы и частота взяток, услуги, требующие больших платежей и т.д.); б) восприятие коррупции (например, возможность получения услуг за счет взяток, надежность дачи взятки, общее отношение к возможности подкупа и т.п.); в) показатели управления (например, независимость судебной власти, бремя регулирования, неформальный сектор); г) показатели общественного доверия (например, общий уровень доверия граждан к органам власти; общее доверие к органам судебной власти, правоохранительным органам и т.п.) д) риски коррупции бизнеса е) другие критерии (свобода информации, политическая коррупция и т.п.)
39 2) Характеристика коррупции: а) административная коррупция (например, создание дефицита государственных услуг, создание препятствий для бизнеса и т.п.); б) политическая коррупция (давление предпринимателей на органы власти, лоббирование законов и т.п.); в) экономическая коррупция (использование властями стратегии контроля за предпринимательством); г) низовая коррупция (сотрудники ГАИ на дорогах, врачи и учителя, призыв в армию, оформление прав на жилье и выезд за границу, и многое другое.
40 АНАЛИЗ КОРРУПЦИОГЕННЫХ ФАКТОРОВ Коррупциогенный фактор – дефект норм и правовых формул, которые могут способствовать проявлениям коррупции. Коррупциогенная норма – нормативно- правовая норма, содержащая коррупционные факторы.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.