Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемptu12-vichuga.ucoz.ru
1 Развитие творческих возможностей учащихся через организацию исследовательской работы по химии.
2 Познание начинается с удивления. Удивление, вызванное новым, ведет к развитию любознательности с последующим формированием у учащихся устойчивого интереса к предмету. При изучении химии способны вызвать интерес такие аспекты, как объяснение загадок природы, химический эксперимент, доступное и наглядное изложение химического материала, решение посильных экспериментальных задач. Эти аспекты легко реализуются в ходе исследовательской работы учащихся.
3 Формы проведения исследовательской работы могут быть групповая и индивидуальная. Эта работа может проводиться на уроке (при проведении лабораторных и практических работ, изучении нового материала и т.д), при организации внеклассной работы, при выполнении домашнего задания. Организация исследовательской работы включает в себя: Исследование графиков, таблиц, схем, дополнительной информации; Исследование химических и физических свойств различных веществ, материалов, химических процессов и явлений;
4 Индивидуальные исследовательские задания учащиеся получали не сразу. Сначала им необходимо проявить себя на уроках при выполнении лабораторных практикумов и уроков учебно – исследовательского характера: научиться аккуратности в обращении с химическими реактивами и посудой, умения фиксировать результаты эксперимента, формулировать выводы и оформлять отчеты, обобщать полученные результаты и докладывать о них классу.
5 На уроке по теме «Сравнение крахмала и целлюлозы» учащиеся проводили исследования данных веществ с опорой на жизненный опыт. Рассматривая образцы сравнивали их физические свойства (внешний вид, агрегатное состояние, растворимость в холодной и горячей воде), при изучении строения крахмала и целлюлозы рассматривали их в микроскоп. Отвечая на вопрос «Какое вещество образует волокно?», учащиеся скручивали крахмал и целлюлозу и делали свои предположения. Все результаты записывались в таблицу, правильность ответов проверялась по учебнику. В конце урока учащиеся называли сходства и различия крахмала и целлюлозы.
6 На уроке по теме «Химические свойства альдегидов» учащиеся работали группами, проводили исследования по изучению химических свойств альдегидов. Пользуясь инструкциями, писали уравнения реакции на выданных цветных листах и отвечали на вопросы в карточках.
7 Группа 1 Проделывает опыт : окисление формальдегида аммиачным раствором оксида серебра Группа 2 Проделывает опыт : окисление формальдегида гидроксидом меди (11) Группа 3 Проделывают опыт : окисление формальдегида аммиачным раствором оксида серебра. Группа 4 Проделывают опыт : окисление формальдегида гидроксидом меди (11)
8 Проводя исследовательскую работу с учащимися, важно научить их использовать не только знания по химии, но и опыт накопленный в области других дисциплин.
9 На уроке по теме «Белки» проводили исследование белка. Учащиеся отвечали на вопрос: «Почему белки стали предметом изучения не только биологии, химии и физики?». Химическими опытами подтверждали наличие азота и серы, образования осадка с солями тяжелых металлов, проводили качественные реакции на белок. Биологи рассказывали о функции белков в организме. Физики показали зависимость устройства, массы, надежности и др. параметров живого организма от структуры белка.
10 Исследовательская работа позволяет решить противоречие между стремлением уч-ся к творчеству и отсутствием знаний об основных этапах творческого процесса. Уч-ся должны идти от простого наблюдения к анализу фактов и событий. Чтобы расширить знания уч-ся об особенностях свойств, применении и получении кислородсодержащих органических веществ, с целью развития творческих возможностей провела игру НИИ.
11 Класс делился на 5 лабораторий, которая работала над своей проблемой и должна представить отчет о своих исследованиях. Информационная собирала нужные и полезные советы по уходу за одеждой с помощью уксусной кислоты, ацетона и мыла. Лаборатория химии и промышленности получала ацетатный шелк и делала альбом «что можно сшить из ацетатного шелка» Химическая лаборатория с помощью химических опытов определяли крахмал, глюкозу и глицерин с записью химических реакций Лаборатория охраны окружающей среды изучала влияние кислородсодержащих органических веществ на организм человека и окружающую среду
12 Проблемно-исследовательская – получала крахмал дома и исследовала его свойства
13 Главное здесь в том, что все что использовалось на уроке, взято из жизни: крахмал, ацетатное волокно, мыло, вода, уксусная кислота, жиры, фенол и др.. Их исследование помогло учащимся познать свойства этих веществ и узнать как они влияют на окружающую среду.
14 Проведение исследовательских работ даю на дом (проследить за нагревание сахара при нагревании, определить его растворимость, получить крахмал и др.) Предлагаю проверить задачи творческого характера: Чтобы незаметно было, что молоко прокисло, в него добавляют соду. Как это можно выявить? (при подливании к такому молоку кислоты выделяется углекислый газ). Молоко разбавляли водой, а чтобы прозрачность его не увеличивалась, добавляли крахмал. Как распознать фальсификацию? (добавить йод – появляется синее окрашивание). В топленое масло для увеличения веса подмешивали известь. Как её обнаружить? (прилить воды, перемешать и растопить, произойдет расслоение. Водный раствор отделить с помощью делительной воронки и добавить к нему раствор фенолфталеина - образуется малиновое окрашивание, значит масло содержит известь) и другие задачи.
15 Помочь развить творчество учащихся через исследовательскую деятельность можно и в неурочное время. С этого года начал работать кружок «Химия в быту». По теме: «Скорая химическая помощь» учащиеся сначала искали в литературе способы удаления пятен, составляли презентацию, а после подтверждали это на практике.
17 Следующая тема: «Какой водой мы пользуемся». Для исследования качества воды Учащиеся принесли воду с разных источников ( из под крана, колодца, пруда, магазина). Сначала учащиеся исследовали воду органолептическими методами, для этого им была выдана таблица:
18 Органолептические показатели воды ОпределениеИсследование Содержание взвешенных частиц Фильтр перед работой взвешивают, затем осадок с фильтром высушивают до постоянной массы при 105 о С, охлаждают в эксикаторе и взвешивают (лучше использовать аналитические весы) Содержание взвешенных веществ в мг/л в испытуемой воде определяют по формуле (m 1 – m 2 )*1000/V где m 1 – масса бумажного фильтра с остатком взвешенных частиц (г); m 2 – масса бумажного фильтра до опыта (г), а V – объём воды для анализа (л). ПДК = 10мг/л. Цвет (окраска) В сосуд набирают воду и на белом фоне бумаги определяют цвет воды (голубой, зелёный, серый, желтый, коричневый) Прозрачность В прозрачный мерный цилиндр с плоским дном наливают воду, подкладывают под цилиндр на расстоянии 4 см. от его дна шрифт, высота букв которого 2 мм., а толщина линий букв – 0,5 мм., и сливают воду до тех пор, пока сверху через слой воды не будет виден этот шрифт. Высоту столба оставшейся воды измеряют линейкой и выражают степень прозрачность в см. Запах Органолептические показатели воды ОпределениеИсследование Содержание взвешенных частиц Фильтр перед работой взвешивают, затем осадок с фильтром высушивают до постоянной массы при 105 о С, охлаждают в эксикаторе и взвешивают (лучше использовать аналитические весы) Содержание взвешенных веществ в мг/л в испытуемой воде определяют по формуле (m 1 – m 2 )*1000/V где m 1 – масса бумажного фильтра с остатком взвешенных частиц (г); m 2 – масса бумажного фильтра до опыта (г), а V – объём воды для анализа (л). ПДК = 10мг/л. Цвет (окраска) В сосуд набирают воду и на белом фоне бумаги определяют цвет воды (голубой, зелёный, серый, желтый, коричневый) Прозрачность В прозрачный мерный цилиндр с плоским дном наливают воду, подкладывают под цилиндр на расстоянии 4 см. от его дна шрифт, высота букв которого 2 мм., а толщина линий букв – 0,5 мм., и сливают воду до тех пор, пока сверху через слой воды не будет виден этот шрифт. Высоту столба оставшейся воды измеряют линейкой и выражают степень прозрачность в см. Запах
19 Далее мы будем определять качество воды химическими методами. Учащимся будет предложена работа с дополнительными источниками информации для предложения методов по очистке воды. Дальнейшие исследования планируется провести по исследованию предметов домашнего обихода, изготовление косметики своими руками, исследовать пищу, которую мы едим и др.
20 Успешное развитие творческих способностей учащихся невозможно без систематического применения в учебной работе задач творческого характера, поэтому главной моей задачей является обеспечение условий для формирования творческой индивидуальности уч-ся при проведении исследований как на уроках так и во внеурочное время.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.