Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемs2.docme.ru
1 Педагогический совет «Особенности формирования учебно-познавательной компетенции у воспитанников АСКШИ 2». Апрель, 2011год. Ю.В.Натхина Образовательные технологии, способствующие формированию учебно-познавательной компетенции у учащихся «АСКШИ 2».
2 Принципы отбора содержания образования коррекционных школ. /О.И.Карпунина, Н.В.Рябова «Специальная педагогика»/ ПринципКлючевые понятия 1.Соответствие содержания требованиям развития общества, науки, культуры и личности. -Традиционные ЗУН -Современные социальные условия 2.Единая содержательная и процессуальная стороны обучения -Технологии передачи и усвоения - Соответствие действий 3.Структурного единства содержания образования -Учебный материал - педагогическая деятельность -Личность ученика Гуманитаризация образования Фундаментализация содержания -Активное творческое и практическое освоение -Преемственность -Междисциплинарные связи -Интенсификация процесса
3 Методы обучения в с коррекционной школе. / О.И.Карпунина, Н.В.Рябова «Специальная педагогика» / Источник знанийХарактер познавательной деятельности Дидактические цели Виды деятельности учителя и учащихся СловесныеОбъяснительно- иллюстративный Изложения новых знаний Коммуникативные НаглядныеРепродуктивныйПовторения, закрепления, Познавательные ПрактическиеПроблемныйПрименения знанийПреобразовательны е, систематизирующи е Частично- поисковый, исследовательский КонтрольКонтрольные
4 Задачи образования: Предыдущий этап развития образования: увеличение объёма знаний, умений и навыков Современный этап: развитие ума, как способности мыслить и рефлексия; Дать способы деятельности: интеллектуальной, эмоциональной, волевой, духовной; Развитие потребности в знаниях и непрерывного образования, как условия успешной профессиональной мобильности
5 1. Учитывая современные социальные условия развития государства и общества, изменившиеся требования к специалисту, профессионалу и решая задачи образования, педагоги должны и способны максимально приблизить компетентность воспитанников нашей школы в учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, социальной, трудовой сферах, а также в вопросах здровьесбережения, что значительно повысит эффективность адаптации, самореализации и социализации выпускников в современном обществе. 2. Опыт применения продуктивных методов формирования учебно-познавательной компетенции показывает, что использование элементов проблемного, частично-поискового и исследовательского методов возможно в условиях коррекционной школы и эффективно. Вывод:
6 Осуществление преемственности при формировании учебно-познавательной компетенции учащихся: Начальная школаСтаршая школа Учебно - организационные : Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно ; Обнаруживать учебную проблему совместно с учителем ; Учиться планировать деятельность ; Высказывать свою точку зрения и пытаться предлагать способ ; Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства ( учебник, инструменты ); Учиться отличать верно выполненное задание от выполненного неверно ; Определять успешность выполненного задания в диалоге с учителем ; Учебно - организационные : Определять учебную задачу ; Выстраивать рациональную последовательность действий ; Осуществлять самоконтроль деятельности ; Сотрудничать при решении учебных задач ; Планировать собственную деятельность Корректировать собственную деятельность.
7 Учебно-информационные: Ориентироваться в учебнике ( на развороте, в оглавлении, в словаре ); Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке ; Составлять простой план небольшого текста - повествования : Подробно пересказывать небольшие тексты, называя их тему ; Осуществлять наблюдение по заданному алгоритму : Работать с учебником и дополнительной литературой : Различать повествование, описание, рассуждение ; Составлять на основании текста таблицы, схемы ; Извлекать информацию, представленную в разных формах ( текст, таблица, схема, иллюстрация ) Задавать вопросы разного типа ; Наблюдать за изучаемым объектом в различных условиях ;
8 Учебно-интеллектуальные: Отличать новое знание ( умение ) от уже известного с помощью учителя и самостоятельно ; Делать выводы о результате своей работы и работы всего класса : Самостоятельно предполагать какая информация нужна для учебной задачи в один шаг ; Наблюдать и делать самостоятельные выводы ; Определять главное по существенным признакам ; Выявлять свойства объекта ; Выделять критерии для сравнения и осуществлять его ; Систематизировать информацию ; Учиться доказывать свою точку зрения и опровергать противоположную ; Формулировать вывод ;
9 Учебно-коммуникативные: Оформлять свою речь в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций ; Учить наизусть стихотворение и прозаический фрагмент ; Слушать и понимать речь других ; Выразительно читать и пересказывать текст ; Вступать в беседу на уроке и в жизни ; совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им ; Учиться выполнять различные роли в группе ( лидера, исполнителя, критика ); Высказывать суждения ; Задавать уточняющие вопросы ; Слушать друг друга ; Пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения ; Читать вслух и про себя тексты ( ставить вопросы к тексту, искать ответы, проверять себя ); Учиться распределять работу при совместной деятельности ; Соотносить собственную деятельность с деятельностью других ; Участвовать в учебном диалоге ; Организовывать работу в группе ;
10 Формы и методы, наиболее подходящие для формирования и развития учебно-познавательной компетенции: Проблемно - диалогическая технология ( учитель – « режиссёр », ученики совместно с ним ставят и решают учебную проблему, используя умения ); Исследовательская деятельность параллельно с традиционными формами работы ; Методы формирования правильной читательской деятельности ; Различные методы работы с текстом ; Проектная деятельность ; Проблемно - сообщающие методы ; Организованный диалог ; Коллективное взаимообучение ; Работа в парах сменного и постоянного состава ; Самостоятельная работа ; Игровая деятельность ;
11 Современные образовательные технологии – личностно-ориентированные технологии. Технология разноуровневого обучения ; Технология развивающего обучения ; Педагогика сотрудничества ; Игровые технологии ; Проблемное обучение ; Информационные технологии
12 Элементы технологии разноуровневого обучения: Основание : педагогическая дифференциация умственно - отсталых детей, дифференциация по классификации Певзнер ; Ценность педагогического подхода для нашей школы – различия основной массы учащихся в классе по уровню обучаемости сводятся не столько ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала, а основываются на педагогической и психологической дифференциации умственно - отсталых детей. Ценность принципов для нашей школы – 1) Создание ситуаций успеха для каждого ребенка. 2) Взаимное превосходство. Если у ребёнка, что - то получается хуже, чем у других, значит что - то должно получаться лучше. Это что - то надо найти ! 3) Неизбежность перемен. Ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным !
13 Где и как применять? УрокДомашнее заданиеВнеклассное мероприятие Условие : одно упражнение для всех Условие : одно мероприятие Уровень творческого ( проблемного ) задания к этому упражнению в рамках своей группы Уровень самостоятельной творческой ( проблемной ) деятельности в рамках своей группы Степень участия и качество вклада доступное каждому : от помощи в организации до роли соведущего ; Результат : все группы осваивают приёмы учебно - познавательной компетенции на трудном, но доступном уровне. Результат : доступность задания создаёт мотивацию к самостоятельной работе и интерес в получении результата. Результат : от успеха общего к успеху каждого.
14 « Развитая рефлексия как бы непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за её пределы … человек как бы занимает позицию вне её. Это решающий поворотный момент … Здесь начинается либо путь к духовному опустошению … либо другой путь – к построению нравственной, человеческой жизни на новой сознательной основе …» С. Л. Рубинштейн Элементы технологии рефлексивного обучения
15 Что такое рефлексия? 1. Механизм продуктивного мышления 2. Особая организация процессов понимания происходящего в широком смысле 3. Процесс самоанализа и активного осмысления состояния и действий себя и других людей, включённых в решение задач Имеет как внутренний так и внешний план. Виды рефлексии : 1. Предметная ( что Я делал ?) 2. Процессуальная ( как Я делал ?) 3. Ценностная ( для чего Я делал ?)
16 Чем ценна технология рефлексивного обучения в нашей школе? Служит совершенствованию различных видов деятельности, что способствует развитию компетенций. Это путь к переосмыслению стереотипов собственного опыта ребёнка. Развивает механизмы самоуправления. Средство для саморазвития личности. Является способом и условием личностного роста. Источник нового знания. Рефлексивная функция возникает и реализуется в любой деятельности, когда возникает какое - либо затруднение. Методам и приёмам рефлексии можно научить и приучить.
17 Алгоритм «Шаги рефлексии – путь решения учебной проблемы» /теория О.С.Анисимова / 1 шагисследовательскийЧто и как Я делал ? 2 шагКритическийПочему у меня не получилось ? В чём я был не успешен ? Что я не знаю ? 3 шаг « помощь » Что мне может помочь при решении этой проблемы ? Кто мне может помочь ? 4 шаг « прогноз » Как Я могу решить эту проблему ? Что я должен сделать для этого ? 5 шаг « деятельность » Я выполняю эту деятельность, чтобы решить эту проблему, задачу, ситуацию …
18 Ребёнок с помощью учителя ( а, лучше, самостоятельно ) выдвигает цель, задачи деятельности, определяет способы, шаги и виды действий, самоконтроля, учёта достижений и осуществляет коррекцию собственной деятельности на основе рефлексии. Любая деятельность на уроке, занятии, самоподготовке, мероприятии. Механизм реализации, условия применения.
19 Элементы технологии проблемного изложения знаний, которые эффективно можно использовать в условиях урока, занятия, любой деятельности. 1 этапСоздание проблемной ситуации Условие : достаточно трудно, но понятно 2 этап « Закрытый » Условие : есть знания по данному вопросу. 3 этап « Открытый » Создание педагогом условий на приобретение различных способов
20 Самостоятельная работа учащихся.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.