Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемsch23.rybadm.ru
1 ГОУ ЯО «Институт развития образования» Формирование культуры здорового питания © Легкошур И.М. старший методист «ЦСЗ»
2 Все болезни к нам приходят через рот. Народная мудрость Полноценное питание – залог здоровья. Русская народная пословица Животное насыщается, человек ест, умный человек питается. Бриайт Саварен, французский физиолог
3 Здоровое питание – это совместное воздействие потребляемой нами пищи, нашего состояния здоровья и предпринимаемых нами усилий для улучшения здоровья, как собственного, так и окружающих.
4 Недостаточность питательных веществ - это физическое состояние человека, вызванное неправильно подобранной диетой или физической неспособностью усваивать питательные вещества. Это понятие включает в себя: переедание: человек получает с пищей больше калорий, чем расходует, что приводит к избыточному телесному жиру ; и недоедание: человек получает с пищей недостаточное количество калорий и питательных веществ, что приводит к уменьшению массы тела и/или дефициту питательных элементов.
5 Причины недостаточности питательных веществ в организме человека: инфекции, ухудшающие аппетит; отсутствие доступа к пище; недостаточно развитые медико- санитарные услуги; бедность.
6 Почему именно в образовательных учреждениях следует принимать меры по улучшению питания? Качественное питание укрепляет здоровье детей. Образовательные учреждения играют жизненно важную роль, содействуя качественному питанию укрепляют способность детей к учению. Квалифицированные специалисты знают, как улучшить здоровье и самочувствие путем оказания помощи через школы, ДОУ (внедрение учебных программ по медико-санитарному просвещению обучающихся и воспитанников).
7 Школы могут оказывать экономически эффективную помощь в области питания. ( школьные здравоохранительные программы, обеспечивающие безопасные и недорогие услуги в этой области, представляют собой один из наиболее рентабельных видов инвестиций государства на здравоохранение). Просвещение и здоровое питание для девочек положительно влияет на здоровье членов семьи.
8 Здоровое питание уменьшает опасность возникновения проблем со здоровьем, наиболее характерных для настоящего времени (проявление первых признаков хронических заболеваний: ожирение, сердечно-сосудистые заболевания, рак и нарушения пищеварения). Просвещение в области питания оказывает влияние на формирование полезных для здоровья привычек в этой области, что, в свою очередь, ведет к уменьшению опасности возникновения болезней, связанных с питанием.
9 Благоприятная для здоровья среда обучения техническое окружение Техническое окружение включает в себя школьное здание, классы, места питания, воду и продукты питания, предлагаемые в школе, а также саму местность, в которой находится школа. психосоциальное окружение К психосоциальному окружению относятся социально-бытовые и психологические условия, влияющие на образование и здоровье школьников. ( Оно включает в себя культурные нормы и пожелания, касающиеся пищи и качества питания, высказываемые школьниками, родителями и школьным персоналом).
10 Аспекты технического окружения Санитария: чистая вода, санитарно-технические сооружения и надлежащее удаление отходов. Ассортимент здоровой пищи: полезные для здоровья и высококачественные продукты и питание. Приятная обстановка для приема пищи: достаточно просторная и комфортабельная обстановка для общения во время приема пищи и для получения удовольствия от процесса питания. Сторонние поставщики: поставщики продуктов питания, находящиеся на школьной территории или рядом с ней и предлагающие различные продукты, содействуя тем самым усилиям школы в области охраны здоровья. Специальные сооружения: сооружения, позволяющие осуществлять практическую деятельность, связанную с питанием, например, приготовление пищи, эксперименты с продуктами и выращивание продуктов.
11 Аспекты благоприятной для здоровья психосоциальной обстановки Поддержка: Обстановка должна способствовать формированию полезных для здоровья взглядов и соответствующим действиям школьного сообщества и должна поддерживать другие усилия в области охраны здоровья в школе. Пример учителей: Учителя играют важную роль, являясь положительным примером для школьников и их наставниками. Питаясь с пользой для здоровья, они способствуют формированию у школьников здорового образа жизни. Поддержка сверстников: Учащиеся могут обеспечить поддержку сверстникам, давая им рекомендации и постоянно напоминая о важности здорового питания.
12 Рациональное сбалансированное питание Питание человека должно быть рациональным, сбалансированным, т.е. соответствовать физиологическим потребностям организма с учетом условий труда, климатических особенностей местности, возраста, массы тела, пола и состояния здоровья человека.
13 Основные принципы сбалансированного питания: Строгое соответствие энергетической ценности пищи энергозатратам человека. (Человек должен получать с пищей столько энергии, сколько он тратит ее за определенный отрезок времени). Составляющие пищевые вещества (белки, жиры, углеводы, микроэлементы) должны находиться в строго определенном соотношении. (Нормы соотношения белков, жиров, углеводов в рационе основных групп населения составляют 1:1,1:4; у лиц, занятых физическим трудом, - 1:1,3:5; у пожилых людей – 1:1,1:4,8).
14 Важным показателем в сбалансированном питании является соблюдение режима питания. Режим питания – это распределение пищи в течение дня по времени, калорийности, объему. Создание оптимальных условий для усвоения пищи человеком при составлении суточного рациона питания. Продукты, содержащие белки животного происхождения, следует планировать на первую половину дня, а молочно- растительные – на вторую. Энергетическая ценность суточных рационов должна обеспечиваться в основном углеводами растительной пищи, которая обогащает пищу витаминами, минеральными веществами и клетчаткой
15 Основы здоровьесберегающего питания. Основы здоровьесберегающего питания. И.Ю.Яланузян - педагог-организатор санитарного надзора, заведующая технологической пищевой лабораторией ДО ЯО 1. Перечень документов, применяемых в работе предприятиями общественного питания при образовательных учреждениях. 2. Перечень продуктов и блюд, которые не допускаются для реализации в организациях общественного питания образовательных учреждений. 3. Рекомендуемый ассортимент пищевых продуктов для организации дополнительного питания обучающихся. 4. Расчет дневного рациона питания.
16 Суточный расход энергии человеком Энергия, затрачиваемая на работу внутренних органов и теплообмен, называется основным обменом. При температуре воздуха 20 ºС, полном покое, натощак основной обмен составляет 1 ккал в 1 ч на 1 кг массы тела человека. Следовательно, основной обмен зависит от массы тела, пола, возраста человека. Расчет дневного рациона питания.
17 ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ Пищевые добавки – это природные и синтетические химические соединения, которые не представляют собой источник энергии, как пища, а служат лишь добавкой в продукты для улучшения их качества.
18 Классификация пищевых добавок выглядит следующим образом: Е100-Е182 - красители - устанавливают или восстанавливают цвет продукта. Е200 и далее - консерванты - повышает срок хранения продуктов, защищая их от микробов; добавки при созревании вин. Е300 и далее - антиокислители - защищают от окисления, например, от прогоркания жиров, изменения цвета. Е400 и далее - стабилизаторы и загустители - повышают вязкость продукта. Е450 и далее - эмульгаторы - создают однородную смесь не смешиваемых фаз, например воды и масла. Е500 и далее - регуляторы кислот и разрыхлители. Е600 и далее - усилители вкуса и аромата – делают вкус продукта более насыщенным и ароматным. Е700 и Е800 - запасные индексы. Е900 - глазирующие агенты и улучшители хлеба. ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ, ЗАПРЕЩЕННЫЕ В МИРЕ, НО РАЗРЕШЕННЫЕ В РОССИИ. ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ, ЗАПРЕЩЕННЫЕ В МИРЕ, НО РАЗРЕШЕННЫЕ В РОССИИ
19 Рациональное питание – одно из основных средств обеспечения нормального физического и умственного развития детей. Оно повышает их устойчивость к болезням и успеваемость и обеспечивается правильной организацией ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
20 Режим питания. Промежутки между отдельными приемами пищи не должны превышать 4–5 часов. Промежуток между ужином и завтраком следующего дня (ночной промежуток) не должен превышать 12 часов. При обычном распорядке дня дети в школе получают завтрак, а при продленном дне – завтрак и обед. Домашнее питание должно дополнять школьное, что обеспечивает полноценность всего суточного пищевого рациона. Регулярный прием пищи ежедневно в одно и то же время в более или менее равномерных количествах является основой рационального детского питания.
21 Режим питания детей ОУ Режим питания детей, занимающихся в первую смену: 1-й завтрак (8 часов) – 20%; 2-й завтрак (11 часов) – 20%; Обед (15 часов) – 35%; Ужин (20 часов) – 25%. Для школьников, занимающихся во вторую смену: Завтрак (8 часов 30 мин.) – 20%; Обед (12 часов 30 мин.) – 35%; Полдник (16 часов 30 мин.) – 20%; Ужин (20 часов 30 мин.) – 25%.
22 Питание детей должно наиболее полно удовлетворять как энергетические, так и ростовые нужды. Потребность в калориях В сутки: ДЛЯ ДЕТЕЙ младшего школьного возраста 7 – 10 лет ккал (такая же, как потребность в калориях пожилых людей 60–70 лет). ДЛЯ ДЕТЕЙ в возрасте 11–13 лет ккал ( столько же, сколько и взрослые, занятые трудом, требующим несущественных физических усилий). ДЛЯ ПОДРОСТКОВ 14–17 лет ( ЮНОШЕЙ) ккал (большая, чем у взрослых).
23 Состав пищевого рациона белки; жиры; углеводы; минеральные вещества; витамины.
24 Виды белков: животные Основные источники животного белка – молоко и молочные продукты, мясо, рыба и яйца. растительные Основные источники растительного белка - хлебобулочные изделия, крупяные и макаронные изделия, а также картофель, горох, фасоль и т.д.
25 Жиры наиболее важные источники жира: растительное и сливочное масло. Значение жиров в питании детей: используются для роста; для построения нервной ткани и тканей мозга; жиры являются растворителями витаминов А и Д, обеспечивая наиболее полное их усвоение.
26 Углеводы Углеводы - основной источник энергии для мышечной деятельности. Количество углеводов в питании школьников должно быть в 4 раза больше, чем белков и жиров, т. е. 320–420 г в сутки. Нужно использовать легко усвояемые углеводы (сахар, мед, варенье, кондитерские изделия и др.).
27 Питание ребенка должно включать все пищевые вещества в оптимальных соотношениях. На каждый 1 грамм белка должно приходиться 1 г жира и 4 г углеводов. Энергетическая ценность: 1 г белка составляет 4 ккал, 1 г жира – 9 ккал, 1 г углеводов – 4 ккал. Другие органические вещества не учитываются, так как их содержание в продуктах незначительное.
28 Пять принципов рационального питания детей Регулярность. Режим питания призван обеспечить равномерную нагрузку в системе пищеварения в течение дня, привычка питаться регулярно должна воспитываться с раннего детства, и основа ее – организация питания в семье, позволяющая сформировать "рефлекс на время". Разнообразие. Формирование у детей разнообразного вкусового кругозора, чтобы им нравились разные продукты и блюда.
29 Адекватность. Пища, которую съедает в течение дня ребенок, должна восполнять энерготраты его организма. Р ацион и режим питания ребенка, активно занимающегося спортом, должен отличаться от рациона и режима питания его менее подвижных сверстников. Питание во время болезни – от питания в обычное время. Летний стол – от зимнего стола и т.д. В деле контроля адекватности питания основная ответственность – на взрослых.
30 Безопасность. Обучение правильному питанию должно включать задачу формирования основных гигиенических навыков. Условия безопасности питания: соблюдение ребенком правил личной гигиены, умение различать свежие и несвежие продукты, осторожное обращение с незнакомыми продуктами. Удовольствие.
31 Как организовать процесс формирования навыков здорового (правильного) питания? Медико-санитарное просвещение на основе развития практических навыков Медико-санитарное просвещение на основе развития практических навыков Основная цель школьного медико- санитарного просвещения - помочь учащимся перейти на здоровый образ жизни и создать условия, способствующие укреплению здоровья.
32 Формы поведения и условия, отождествляемые со здоровым питанием: Формы поведения, отождествляемые со здоровым питанием: Употребление в пищу главным образом злаковых/хлебных продуктов, овощей и фруктов; Выбор в пользу продуктов из цельного зерна и свежих продуктов; Употребление в пищу продуктов, содержащих важные витамины и минералы, например, витамин А, витамин С, железо и йод; Умеренное потребление сахара, жиров и соли Диета с низким содержанием жиров; Употребление безопасной воды в количествах, необходимых для здоровья и утоления жажды; Обязательное вскармливание грудью младенцев до четырех- - шестимесячного возраста.
33 Условия, способствующие безопасному здоровому питанию, включают в себя: Доступность безопасной воды и удаление отходов; Доступ к дешевой здоровой пище; Общественная поддержка здорового питания.
34 Как организовать процесс формирования навыков здорового питания у обучающихся? Направления работы: Формирование жизненно-важных навыков; Информирование; Оздоровительное.
35 Принцип обучения основам здорового питания Обучение основам здорового питания должно отвечать принципу практической целесообразности (все сведения, сообщаемые ребенку, формируемые навыки поведения, должны быть полезны в повседневной жизни).
36 Формы медико-санитарного просвещения обучающихся: мини-лекции, беседы, уроки здоровья;лекцииуроки здоровья Образовательная программа «Разговор о правильном питании» Института возрастной физиологии РАО;программа ролевые игры, соревнования; Дискуссии, дебаты; Творческие конкурсы; Издание буклетов, мини-книжек; оформление «Уголка здорового питания», дневника здоровья, дневника питания; формирование основ культуры здорового питания через знакомство с народными традициями и обычаями, народной кухней; Консультирование; Аудиовизуальные средства.
37 Формирование культуры питания – это всегда сотрудничество родителей и педагога. Первый шаг на этом пути – сформировать у взрослых членов семьи понимание важности и значения правильного питания для здоровья ребенка и их собственного здоровья, расширить их осведомленность в этой области. Второй шаг – убедить родителей в практической пользе воспитательной работы, проводимой образовательным учреждением. Третий шаг– не допустить неуважительного отношения к традициям питания в семье.
38 Организация работы с родителями по вопросам питания Формы работы: лекции, тематические занятия, беседы;беседы выставки продуктов детского питания; оформление информационного уголка для родителей;уголка издание буклетов, мини-книжек;мини-книжек тренинги; консультирование; организация совета по питанию; организация совета по питанию; клубы для родителей; выступление медиков, диетологов.
39 Здоровый образ жизни П равильное питание В пище содержатся основные питательные вещества, которые являются В пище содержатся основные питательные вещества, которые являются строительным материалом для организма человека, строительным материалом для организма человека, источником энергии, источником энергии, укрепляют иммунитет. укрепляют иммунитет.
40 Помни: вредные продукты организм отравят и здоровья не прибавят!
41 Здоровый образ жизни Правильное питание Постоянно нужно есть - Для здоровья важно - Фрукты, овощи, омлет, Творог, простоквашу.
42 Здоровый образ жизни П равильное питание Надо любить есть все овощи и фрукты, мясо и рыбу, хлеб и кашу. Как гласит народная мудрость: «Овощи и фрукты – кладовая здоровья». «Я ем, чтобы быть здоровым!»
43 Благодарю за внимание! Интернет ресурс Интернет ресурс Питание детей. Все лучшее детям. Питание детей. Все лучшее детям.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.