Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемschool7ustlab.narod.ru
1 Эмоциональное выгорание и его профилактика И.А.Савченко, к.псх.н., директор ЦПМССДиП
2 Эмоциональное выгорание (синонимы: профессиональное выгорание, психологическое выгорание) – это специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми
3 Американский психиатр X. Дж. Фрейденберг (Freidenberger) Ввёл этот термин в 1974 г. для характеристики состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном, эмоциональном общении с клиентами.
4 Обычно выделяют три главных компоненты: эмоциональное и/или физическое истощение; деперсонализация (отгораживание от других людей); сниженная рабочая производительность.
5 Личностные особенности, способствующие «выгоранию»: эмпатия, гуманность, мягкость, увлекаемость, идеализированность, интровертированность, фанатичность.
6 Особенности, препятствующие выгоранию: оптимизм, общительность, постоянный поиск новых контактов, ориентация на компромисс, сотрудничество при разрешении конфликтов, креативность при решении профессиональных задач, понимание особенностей педагогического труда
7 Типичные первичные симптомы выгорания: продолжающиеся во времени плохое настроение, эмоциональное опустошение, подавленность, усталость, ощущение физической слабости, снижение интереса к происходящим событиям, раздражительность, «девичья память».
8 Причины выгорания: недостаток положительных подкреплений? затяжной стресс? трудности в самореализации?
9 Карательный характер взаимоотношений (культурная норма) Поймать на ошибке и наказать!
10 Позитивный подход: Поймать на правильном и поощрить!
11 Правило Ясно объясняй, поощряй, не обращай внимания (игнорируй).
12 Форма требования: Описание ситуации, как она есть.. Описание желаний.. Сказать: «Иначе…»
13 «Правила горячей плиты» Правило 1. Если вы дотронетесь до горячей плиты, вы тут же обожжетесь Правило 2. Наказание горячей плиты действенно с первого же раза Правило 3. Горячая плита наказывает только руку, которая к ней прикоснулась Правило 4. Горячая плита действует на всех без исключения Правило 5. Если вы дотронулись до горячей плиты, у вас должно быть средство ослабить боль
14 Причины стресса информационные перегрузки, когда работник не справляется с возникшей перед ним задачей и не успевает принимать важное решение в условиях жесткого ограничения во времени, реальная или предполагаемая опасность, переживаниях унижения, вины, гнева и обиды, случаи противоречий или разрыва деловых отношений с коллегами по работе, конфликт с руководством
15 Выделяются три основные стадии развития стрессового состояния у человека: нарастание напряженности (см. рис., первая стадия, линия АВ); собственно стресс (вторая стадия, линия ВС); снижение внутренней напряженности (третья стадия, линия СД).
16 На первой стадии исчезает психологический контакт в деловом и межличностном общении, появляется отчуждение в отношениях, люди перестают смотреть друг другу в глаза, резко изменяется предмет разговора с предметно-содержательных моментов наличные выпады типа «Ты сам (а) такой (такая)...».
17 Вторая стадия в развитии стрессового состояния происходит потеря эффективного и сознательного самоконтроля (полная или частичная), «стихия» деструктивного стресса разрушительно действует на психику человека. он может осознавать свои действия довольно смутно и не полностью (многие потом отмечают, что в стрессовом состоянии они сделали то, что в спокойной обстановке никогда бы не сделали; очень жалеют об этом).
18 На третьей стадии человек останавливается и возвращается «к самому себе», часто переживая чувство вины («Что же я сделал (а)!») и клянется, что «этот кошмар» больше никогда не повторится.
19 Более успешны люди, научившиеся владеть собой, имеющие развитую психотехнику личной саморегуляции они знают свои сильные и слабые стороны, умеют вовремя сдержаться, проявить терпение, затормозить свои внутренние «взрывы» и сохранить самообладание.
20 Правила саморегуляции в условиях профессионального стресса
21 Первое правило: полезно наблюдать за самим собой. Что Вы чувствуете на первой стадии стресса? Какие ощутимые изменения происходят в Вашем состоянии и настроении? Сколько времени длится первая стадия Вашего стресса? Это происходит сразу, как говорят, с «пол-оборота», или постепенно, с едва заметным, но ощутимым нарастанием? Что с Вами происходит, когда Вы теряете самообладание (в точке «В»)?
22 Второе правило: необходимо искать способы остановки самого себя («взять перерыв» и усилием воли прервать свои действия): сделать паузу в общении, помолчать несколько минут, вместо того чтобы отвечать с раздражением; выйти из комнаты (класса); переместиться в другую, отдаленную часть помещения; несколько раз медленно, глубоко вздохнуть.
23 Третье правило: необходимо стремиться перевести свою энергию в другую форму деятельности, заняться чем-нибудь другим, что даст возможность снять напряжение: перебрать бумаги на столе, полить цветы на подоконнике, заварить чай; выйти в коридор и поговорить с симпатичными коллегами на нейтральные темы (о погоде, покупках и др.); подойти к окну и посмотреть на небо и деревья, порадоваться солнцу, дождю или снегу; обратить внимание на идущих по улице людей, попробовать вообразить, о чем думают проходящие мимо люди; зайти в туалетную комнату и на две-три минуты опустить ладони под холодную воду.
24 Такой «перерыв» можно практиковать как можно чаще в те моменты, когда происходит потеря самоконтроля. Важно, чтобы действие «остановки самого себя» вошло в привычку.
25 Четвертое правило: следует серьезно задуматься над тем, какие моменты в работе помогают снять напряжение Что Вас больше всего радует? Чем Вы занимаетесь с увлечением? И стараться каждый день иметь немного времени на занятия, которые приносят удовлетворение и радость.
26 Тренинг расслабления (релаксации) Цель тренинга расслабления состоит в том, чтобы научиться контролировать мышечное напряжение или управлять им. Наиболее известными приемами тренировки релаксации являются: аутогенная тренировка и прогрессивная релаксация Джекобсона.
27 О П Т И М И С Т П Е С С И М И С Т УСПЕХИНЕУДАЧИ приписывает себе, широко в пространстве, широко во времени приписывает стечению обстоятельств, локально в пространстве, локально во времени НЕУДАЧИУСПЕХИ
28 Оптимисты: Более инициативны; Энергичны; Реже впадают в депрессию; Результаты их деятельности выглядят внушительнее; Производят лучшее впечатление на окружающих; Вообще, дольше живут, реже болеют, большего достигают в жизни.
29 Не забывайте про здоровый образ жизни! Разумная организация труда. Активный отдых. Сбалансированное питание. Полноценный сон.
30 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.