Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.sibacc.ru
1 Проблемы и перспективы правового обеспечения развития информационного общества Маслова Наталья Рудегеровна к.т.н., зав. кафедрой информационного права и электронного государства, директор Центра технологий информационного общества Югорского государственного университета
2 24-фз от г. "Об информации, информатизации…" Стратегия развития информационного общества до 2015 г. от г. 149-фз от г. «Об информации, информационных технологиях и защите информации» 1-фз от г. "Об ЭЦП" 63-фз от г. "Об электронной подписи" 152-фз от г. "О персональных данных" 8-фз от г. "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов …" Государственная программа «Информационное общество ( )» от г. ФЦП «Электронная Россия ( )» от г. 210-фз от г. «Об организации предоставления государственных и …» 1995 г. … 2006 г. 2010г. Эволюция развития – от ИКТ к открытому правительству
3 Среда 3 Развитие инфраструктуры ТИС для эффективного формирования, использования и защиты инф. ресурсов и электронных сервисов Реализация 210-ФЗ, 63-ФЗ и других нормативных правовых актов. Организация электронных сервисов для предоставления качественных гос. и муниципальных услуг населению. Реализация Стратегии развития инф. общества в РФ, нормативных актов в сфере ИКТ, Адм.реформы, реформы гос. службы и др. Реинжиниринг бизнесс-процессов. Создание и внедрение системы электронного взаимодействия (149-ФЗ, 152-ФЗ, 8-ФЗ) Организация обучения населения информационным технологиям Организация ИКТ-обучения для больных детей и людей с ограниченными возможностями Организация центров общественного доступа к ИР и услугам Создание ИТ-инфраструктуры: 1.новой экономики 2.инновационной деятельности 3.интеграции науки и промышленности Создание ИТ-инфраструктуры: 1.новой экономики 2.инновационной деятельности 3.интеграции науки и промышленности Электронные закупки для гос. и муницип. нужд ИАС ЖКК - на уровне предприятия и УК Электронное государство (Электронный регион+Электронный муниципалитет) = Электронная Власть Электронный Гражданин Организация обучения гос. и муниципальных служащих, работников бюджетных организаций по программам использования ИКТ в деятельности органов власти Система предоставления услуг в электронной форме СМЭВ Электронная торговля Организация обуч. по курсу Электронная коммерция Прозрачная система взаимодействия «инвестор-власть» для привлечения инвестиций Электронные услуги - лицензирование (Исполнительная – Электронное Правительство, Законодательная – Электронный парламент, Судебная – Электронное правосудие) Электронный чиновник Институты гражданского общества Электронные СМИ Электронные общественные организации Back Office Front Office Организация окон доступа к информационным ресурсам и электронным сервисам + главенство права-электронная демократия Оперативность, открытость, подотчетность, результативность, эффективность Участие, равенство и включенность Электронный Бизнес Среда электронного взаимодействия
4 Все обязательства, которые возьмет на себя правительство, должны отвечать четырем принципам открытого правительства: 1.Прозрачность: информация о решениях и деятельности правительства открыта, всеобъемлюща, свободно доступна для общественности и соответствует стандартам открытой информации. 2.Участие граждан: правительство стремится мобилизовать граждан для участия в общественном обсуждении. 3.Подотчетность: внедряются правила, нормы и механизмы, обязывающие чиновников объяснять свои действия, выполнять требования, исправлять критикуемые недостатки и признавать ответственность за неисполнение взятых на себя обязательств. 4.Технология и инновации: правительство принимает важность предоставления гражданам открытого доступа к технологиям и повышения способности граждан использовать технологии. Открытое Правительство
5 Проблемы открытого правительства Из отчета Исследовательской службы Конгресса США о проблемах программы «открытого правительства»: -повышение прозрачности и общественного внимания делает правительство более чувствительным к утечкам конфиденциальных материалов; -может сделать небыстрый в ряде случаев процесс демократического обсуждения и выработки решений ещё более медленным; -избыточная открытость мешает принимать необходимые, но непопулярные решения; -выкладывание наборов данных в публичном доступе предполагает, что у общественности имеются знания, способности и ресурсы для проведения анализа данных, выработки обоснованных идей, и для получения воспроизводимых результатов и проверяемых выводов; -безответственные манипуляции с наборами данных могут позволить определенным группам лицам представить необоснованные или же искаженные интерпретации госданных, или же прийти к сомнительным выводам; - вопреки интуитивным представлениям, деятельность гос. органов, выкладывающих в публичном доступе огромное количество наборов данных, может даже стать менее прозрачной, поскольку представители общественности будут не в состоянии определить, какие данные являются важными с точки зрения их потребностей.
6 Технологическая инфраструктура 6 Системный проект формирования в РФ инфраструктуры электронного правительства
7 7 Системный проект формирования в РФ инфраструктуры электронного правительства инфраструктуры электронного правительства
8 Проблемы развития информационного общества - отсутствие необходимой нормативной правовой базы, а также стандартов и регламентов предоставления органами государственной власти требуемой информации населению, организациям и другим органам гос. власти - проблемы организации широкополосного доступа для конечных пользователей - недостаточный уровень распространения в обществе базовых навыков использования информационных технологий, как у населения, так и у государственных и муниципальных служащих - отсутствие массового интерактивного взаимодействия граждан и организаций с государственными органами власти при оказании последними государственных услуг - разрозненность государственных информационных ресурсов, невозможность сопоставить данные, содержащиеся в этих ресурсах - высокий уровень различия в использовании информационных технологий в домашних хозяйствах регионов. - низкий уровень правовой защиты интеллектуальной собственности - низкий уровень развития отечественного производства в сфере информационных и телекоммуникационных технологий
9 Динамика развития нормативно-правового обеспечения формирования информационного общества
10 Федеральный закон от г. N 210-ФЗ Блок - государственные и муниципальные услуги Федеральный закон 227-ФЗ от 27 июля 2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Постановление Правительства РФ 861 от 24 октября 2011 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» (данное постановление отменяет Постановление Правительства РФ 478 от г.) Постановление Правительства РФ от 16 мая 2011 г. 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» Постановление Правительства РФ 352 от 06 мая 2011 «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание»
11 Федеральный закон от г. N 210-ФЗ Блок - государственные и муниципальные услуги Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г р «Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями» (58 услуг) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г р «Об утверждении изменений, которые вносятся в распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г р» (19 услуг) Протокол 3 Подкомиссии по использованию информационных технологий в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, от г. (14 услуг)
12 1.Предоставление юридическим и физическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду, собственность земельных участков 2.Выдача разрешений на строительство (Р/М). 3.Выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции. 4.Назначение и выплата пособия по уходу за ребенком 5.Прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг 6.Постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях 7.Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения Перечень 14-ти первоочередных социально-значимых (наиболее массовых) государственных и муниципальных услуг, предоставляемых ИОГВ субъектов РФ и органами местного самоуправления, утвержденных г. Протоколом 3 Подкомиссии по использованию информационных технологий в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
13 8.Прием органами опеки и попечительства документов от лиц, желающих установить опеку (попечительство) или патронаж над определенной категорией граждан (малолетние, несовершеннолетние, лица, признанные в установленном законом порядке недееспособными) 9.Предоставление социальных пособий малоимущим ("пособие по бедности") 10.Выдача разрешений на установку рекламных конструкций 11.Выдача градостроительных планов 12.Перевод жилого помещения в нежилое и нежилого в жилое 13.Выдача охотничьих билетов федерального образца 14.Выдача разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси Перечень 14-ти первоочередных социально-значимых (наиболее массовых) государственных и муниципальных услуг, предоставляемых ИОГВ субъектов РФ и органами местного самоуправления, утвержденных г. Протоколом 3 Подкомиссии по использованию информационных технологий в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
14 Федеральный закон Российской Федерации N 261-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных» вступил в силу 27 июля 2011 года Закон вносит изменения в условия обработки персональных данных: 1. Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в следующих случаях: 1) обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных; 2) обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей; 3) обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - исполнение судебного акта); 4) обработка персональных данных необходима для предоставления государственной или муниципальной услуги в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", для обеспечения предоставления такой услуги, для регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг;
15 О возможности решения задач информатизации органами местного самоуправления в рамках положений закрепленных в Федеральном законе Федеральном законе от 6 октября 2003 г. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Статьями 14, 15 и 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. 131-ФЗ определены вопросы местного значения поселения, муниципального района и городского округа. Согласно пункту 1 ст. 17 Федерального закона 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают, помимо полномочий, обозначенных в подпунктах 1 – 8.2 пункта 1, также иными полномочиями. В соответствии с пунктом 1.1 статьи 17 Федерального закона 131-ФЗ уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения. Информатизация деятельности органов местного самоуправления является обеспечивающей, инструментальной задачей, необходимой для решения вопросов местного значения. В связи с этим полномочие по осуществлению органами местного самоуправления информатизации своей деятельности в целях решения вопросов местного значения, указанных в статьях 14, 15 и 16 Федерального закона 131-ФЗ, может быть закреплено в уставах муниципальных образований в соответствии со статьей 17 Федерального закона 131-ФЗ.
16 Рекомендации Парламентских слушаний: Правительству Российской Федерации: - рассмотреть возможность внесения дополнений в Положение о Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, определив в качестве одной из основных задач Комиссии выработку и реализацию мер, направленных на обеспечение информационной безопасности при использовании ИКТ для оказания государственных услуг и осуществления межведомственного электронного документооборота - при формировании требований по обеспечению информационной безопасности информационных систем органов государственной власти и органов местного самоуправления учитывать риски и угрозы, возникающие при осуществлении государственных или муниципальных услуг, порядок их осуществления (в том числе при трансграничной передаче) и правовой статус адресата услуги (физическое лицо или юридическое лицо); - при разработке нормативных правовых актов по вопросам использования ИКТ для оказания государственных услуг и осуществления межведомственного электронного документооборота обеспечить реализацию принципов: - единство используемых терминов, нормативно-справочной информации, системы показателей. - единство стандартов технологий, форматов, протоколов взаимодействия участников создания и эксплуатации информационной системы; - разработать и принять порядок взаимодействия МВД России, ФСТЭК России, ФСБ России, Минкомсвязи России и Роскомнадзора России по выявлению, пресечению и профилактике правонарушений в сфере информационной безопасности при использовании ИКТ для оказания государственных услуг и осуществления межведомственного электронного документооборота; - организовать общедоступные порталы по проблемам, связанным с обеспечением информационной безопасности инфокоммуникационной инфраструктуры электронного правительства, с размещением на них методических материалов, разъяснений, информации о типичных ошибках, примеров для построения систем защиты;
17 - разработать, под общим руководством Минкомсвязи России и при участии заинтересованных министерств и ведомств, совместно с общественными организациями операторов и профильными компаниями, отраслевые методические рекомендации по обеспечению информационной безопасности инфокоммуникационной инфраструктуры электронного правительства; - сформировать банк системного и прикладного программного обеспечения, разработанного за счет бюджетных средств, для реализации однотипных функций в федеральных органах государственной власти и определить порядок его ведения; - разработать порядок исполнения требований Федерального закона от ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в части принадлежности прав на доменные имена официальных сайтов органов государственной власти и местного самоуправления данным органам, а также размещения официальных сайтов на серверах, находящихся на территории Российской Федерации; - подготовить и внести в Государственную Думу проект федерального закона, направленный на изменение законодательства Российской Федерации в части организации архивного хранения электронных документов, в том числе в Архивном фонде Российской Федерации; - подготовить и внести в Государственную Думу проект федерального закона, направленный на изменение законодательства Российской Федерации в части правовой регламентации документирования электронных документов; - подготовить и внести в Государственную Думу проект федерального закона, направленный на правовую регламентацию обращения сведений, составляющих служебную тайну; - рассмотреть вопрос о разработке национального стандарта или признания международного стандарта для систем автоматизации делопроизводства, применяемых в органах государственной власти.
18 Высшим исполнительным и законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации: - при разработке и принятии законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в сфере электронного правительства, оказания государственных и муниципальных услуг, осуществления электронного документооборота обеспечить соблюдение норм Федерального закона от N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в части принадлежности прав на доменные имена официальных сайтов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления данным органам, а также размещения официальных сайтов на серверах, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; - при разработке и принятии законов субъектов Российской Федерации об обеспечении доступа к информации о деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей предусмотреть в качестве требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей обеспечение информационной безопасности.
19 Проблемы нормативно-правовой базы реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации -Применение различной терминологии в информационном законодательстве -организационные проблемы -методические проблемы -проблемы взаимодействия федеральных органов власти и органов власти в регионе -кадровые проблемы на региональном и муниципальном уровне -проблемы подготовки граждан и бизнеса к электронному государству
20 Деятельность: -Проекты по формированию систем электронного государства. -Проекты по формированию «электронного правительства», «электронного региона», «электронного муниципалитета» и др. -Проекты по правовому обеспечению развития информационного общества в РФ. -Учебные курсы по программам использования ИКТ-технологий -Учебные курсы по программе «электронного правительства» для государственных и муниципальных служащих, работников бюджетных учреждений. -Учебные курсы по стандарту Европейского Союза (The European Computer Driving Licence (ECDL) – Европейские компьютерные права) «e-Citizen» – «Электронный гражданин», «e- Commerce» - «Электронная коммерция» Центр создан 12 июля 2011 года для реализации программ и мероприятий по формированию информационного общества в Российской Федерации. Основные задачи Центра: 1.Разработка и реализация мероприятий и проектов по развитию и использованию технологий информационного общества, создания условий для их выполнения во взаимодействии с органами власти, бизнесом и гражданским обществом. Центр технологий информационного общества Югорского государственного университета
21 Контактная информация: Центр технологий информационного общества ЮГУ г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова д.16, главный корпус ЮГУ, каб. 507 Тел.: 8 (3467) Кафедра информационного права и электронного государства ЮГУ г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова д.16, корп. 6, каб. 229 Тел.: 8 (3467) Благодарю за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.