Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемvideoresursy.ru
1 Копонова Светлана Алексеевна учитель биологии Муниципальное общеобразовательное учреждение Краснокосаровская средняя общеобразовательная школа Мглинского района Брянской области Брянская область Мглинский район д. Красные Косары телефон (239) – 9 – 54 – 85
2 Стаж работы в школе 10 лет. Педагогический стаж работы в Краснокосаровской средней общеобразовательной школе составляет 8 лет. Образование высшее: окончила в 1996 году Брянский государственный педагогический университет по специальности биология и химия. Категория: высшая квалификационная категория по должности «учитель». В 2003 году стала победителем районного и участником областного конкурса «Учитель года – 2003». В 2006 году стала обладателем президентского гранта.
3 Обычная малокомплектная школа, каких в российской глубинке немало, но в ней живем мы – я и мои ученики. Каждый день они приходят в мой класс, чтобы найти, понять, доказать… 45 минут плодотворного общения, поиска, рассуждений, чтобы в итоге блеснул «солнечный лучик» для каждого ребенка на уроке: «Я понял, я нашел!». «Как учить?» и «Чему учить?» Это два самых важных вопроса, которые я ставила перед собой, придя работать в школу. Восемь лет работы в поиске пролетели незаметно. За этот период времени для себя я нашла ответ на вопрос «Чему учить?», но по прежнему еще много раз задам себе вопрос «Как …?». МОУ Краснокосаровская средняя общеобразовательная школа
4 Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Л.Н.Толстой Научить ребенка мыслить, рассуждать, уметь найти любую необходимую информацию, т.е. не потеряться в новых условиях, а как можно полнее реализовать себя, исходя из своих возможностей и способностей – вот главная задача, которую я ставлю перед собой.
5 Одним из методов, когда есть возможность ставить ученика в позицию исследователя, учить его наблюдать и анализировать окружающие явления и события, уметь их обосновывать, пробуждать у него интерес к ещё не решенным задачам, является метод проблемного подхода в обучении. Характерным признаком проблемного подхода является самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Для того, чтобы на уроке можно было создать проблемную ситуацию необходимо постановка перед учащимися проблемных вопросов или заданий.
6 В процессе обучения биологии принцип наглядности - одно из важнейших условий осознанного усвоения материала. Как было сказано выше, таблицы широко используются на уроках как одна из форм подачи учебной информации. Но у традиционных таблиц есть одно из главных свойств, которое можно отнести к их недостаткам - это статичность. Это значит, что невозможна композиционная перестройка учебного материала, представленного в таблице, применительно к целям и задачам конкретного урока в конкретном классе.
7 Нестандартные таблицы, которые я использую, можно разбить на следующие группы РАЗДЕВАЮЩИЕСЯ ТАБЛИЦЫ СБОРНЫЕ ТАБЛИЦЫ ОДЕВАЮЩИЕСЯ ТАБЛИЦЫ ДИНАМИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ И МОДЕЛИ СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ТАБЛИЦЫ МОДЕЛИ ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ТАБЛИЦЫ ТАБЛИЦА- ДИАФИЛЬМ
8 Исходный контур, на который будут крепиться слайды* с изображением систем органов Сборная таблица для изучения внешнего и внутреннего строения млекопитающих Последовательность работы со сборной таблицей может быть такой. В таблице «Внешнее и внутреннее строение млекопитающих» (на примере собаки) рассматривается сначала лист с изображенной на нем системой органов, разбирается строение, отмечается ее значение в организме, а затем этот лист крепится на основной лист с изображением контура собаки. И так по очереди разбираются все системы органов. Листы накладываются друг на друга, и получается целостная картина внутреннего строения изучаемого объекта. Листы, накладываемые друг на друга, изготовлены из целлофановой бумаги. Такая последовательность работы с этой схемой позволяет рассмотреть на уроке не только строение и функции отдельных систем органов животных, но и показать все системы внутренних органов во взаимосвязи друг с другом. Таблица с закрепленными на ней слайдами для изучения пищеварительной
9 А. Исходный вид таблицыБ. 1) С помощью таблицы демонстрируется процесс разрушения хлорофилла в хлоропластах листьев растений 2) С помощью передвижной ленты (синего цвета) показываем передвижение воды – учащиеся должны «найти» вторую причину листопада, связанную с уменьшением испарения влаги В. Конечный вид таблицы – с помощью передвижной ленты (красного цвета) демонстрируется процесс накопления в листьях вредных и ненужных веществ, от которых растению необходимо избавиться Раздевающаяся таблица для выяснения причин листопада
10 ТАБЛИЦА - ДИАФИЛЬМ Таблица – «диафильм» чаще всего используется при изучении раздела «Зоология » : размножение амебы и зеленой эвглены, бесполое и половое размножение гидры, цикл развития паразитов, т.е. в тех случаях, когда рассматривается процесс жизнедеятельности организма, состоящей из нескольких стадий. Каждая стадия изображается в виде отдельного кадра, и только этот кадр предстает перед глазами ребят при объяснении нового материала. Можно использовать такие таблицы и при изучении вопросов раздела «Растения». Например, вопросы, касающиеся жизнедеятельности и стадий развития водорослей, мхов, папоротников.
11 ДИНАМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ Эти модели несут в себе информацию о протекающих процессах в том или ином живом организме. И благодаря этим моделям можно показать протекание процессов в действии. Работа данных моделей основана на действии передвижных лент и магнитов.
12 Применение на практике технологии деятельностного подхода в обучении Использование нетрадиционных таблиц и моделей обосновано теорией деятельностного подхода в обучении. Как было указано выше, при работе с нетрадиционными таблицами и динамическими пособиями, ученик на уроке получает необходимые знания. Эти знания он может «добыть» сам, производя соответствующие манипуляции с данными пособиями. Более того, полученная таким образом информация останется в памяти учащихся надолго. Использование таких таблиц и моделей позволяет лучше усвоить материал, поскольку смоделированный процесс своими руками на уроке, через действия войдет в сознание и оставит глубокий след в памяти ребенка. Таким образом, при работе с динамическими моделями и нетрадиционными таблицами у учащихся постоянно на уроках возникает познавательный интерес по отношению к тем задачам, которые ставятся перед ними на уроке, а значит, действия по выполнению заданий переходят в деятельность. В этом случае, у учащихся формируется умение рассуждать, обосновывать практически полученное решение.
13 Когда речь идет о развивающем обучении, то прежде всего мы говорим о развитии личности ребенка. Однако очень сложно проследить динамику интеллектуального роста личности. нельзя не подчеркнуть ценность уровневого подхода в условиях личностно ориентированного обучения. Опора на уровневый подход и знание индивидуальных особенностей своих учеников все же позволяют мне дифференцировать процесс обучения. Применение на практике технологии уровневой дифференциации УРОВНИ УСВОЕНИЯ I уровень ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗНАНИЙ II уровень ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ В ЗНАКОМОЙ СИТУАЦИИ III уровень ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ В ИЗМЕНЕННОЙ НОВОЙ СИТУАЦИИ
14 Чтобы облегчить поиск или разнообразить виды деятельности учащихся на уроках, в ходе обсуждений вопросов я часто предлагаю объединяться учащимся в группы. Тем более, что в основе технологии уровневой дифференциации лежит создание гомогенных групп. Групповую форму работы стараюсь включать в учебный процесс на разных этапах урока (на этапах осмысления знаний, их проверки или самостоятельного поиска.) Применение на практике технологии работы в малых группах В своей работе с учениками добиваюсь хороших результатов. Ежегодно подготовленные мною учащиеся занимают призовые места на районных олимпиадах по биологии.
15 Применение информационно-коммуникационных технологий В своей работе использую: электронные учебные пособия, имеющиеся в школе; возможности образовательного портала; собственные мультимедиа-продукты, разработанные по курсам «Биология растений 6 класс» и «Биология животных 7 класс». В структуру этих пособий входят наборы информационных объектов в заданной последовательности (презентации), а также включены вводные лекции с заданиями для выполнения самостоятельных работ, тесты и табличные материалы.
16 Элективные курсы «Быть здоровым престижно». Основной задачей элективного курса по биологии является изучение механизмов физиологической и психологической адаптации организма человека в меняющихся условиях биологической и социальной среды. Этот курс соединяет в себе элементы знаний по биологии, психологии, экологии, так как изучение основ физиологии, путей сохранения здоровья, экологической грамотности, что очень важно для молодого поколения. «Дизайн помещений». Элективный курс по изобразительному искусству направлен на изучение основ искусства дизайна жилых и офисных помещений.
17 Данные курсы рассчитаны на 34 учебных часа каждый. Предназначены курсы для работы с учащимися класса профильной группы. Содержание курсов соответствует программам по биологии и включает все основные разделы, рекомендованные для изучения в общем курсе биологии повышенного типа. Тематика разделов и занятий построены таким образом, чтобы дать обширную современную информацию по основным биологическим дисциплинам. Содержание курсов предусматривает также использование исследовательской деятельности учащихся при подготовке к семинарам и школьным пресс- конференциям. Такие курсы полезны для учащихся класса, желающих дополнительно изучать биологию или желающих продолжить свое обучение в высших учебных заведениях по специальностям химико-биологической направленности. АВТОРСКИЕ ПРОГРАММЫ Программа по биологии для занятий с учащимися 10 класса профильной группы Программа по биологии для занятий с учащимися 11 класса профильной группы
18 В рамках ведения внеурочной деятельности по предмету провожу внеклассные мероприятия, недели биологии в школе, пресс-конференции и круглые столы по вопросам экологической направленности, организую совместно с учащимися выпуск газеты «Экология и мы». Организую работу с учащимися по озеленению школьных коридоров, а также территории школы: разбивка и посадка клумб, стрижка кустарников. Уделяю внимание исследовательской работе учащихся: в ходе организации и проведения работ на учебно-опытном участке и семенном и школьном отделениях питомника лесничества, а так же при создании проектов и презентаций по предмету. Стараюсь тематику опытов и исследований для учащихся подбирать с учетом их практической значимости. Кроме этого в ходе подготовки к урокам или пресс- конференциям, семинарам учащиеся классов проводят исследовательскую работу по изучению достижений генной инженерии, биотехнологии, а также по изучению вопросов экологии. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕПОДАВАЕМЫМ ПРЕДМЕТАМ
19 РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В КАЧЕСТВЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Поскольку я являюсь классным руководителем (в 2005 – 2006 уч.г. – классным руководителем 9 класса), веду целенаправленную работу по внедрению новых технологий в воспитательный процесс. Период работы классным руководителем в данном классе составляет 4 года. В работе с учащимися применяю технологии личностно-ориентированной направленности, в частности технологию адаптации личности и технологию КТД, а также диалоговую технологию, которая предполагает создание особой диалектико-коммуникативной среды, на фоне которой осуществляется субъектно-смысловое общение, рефлексия, самореализация личности. В классе - 13 человек: 5 юношей и 8 девушек. За период моей работы классным руководителем в данном классе правонарушений среди учащихся класса зафиксировано не было, уровень воспитанности учащихся составляет 4,4 балла по пятибалльной шкале (диагностика проводится по методике Шамовой Т.И.). Без уважительных причин учащиеся класса занятий не пропускают.
20 За последние 3 года наиболее ярко учащиеся класса проявили себя по следующим направлениям деятельности: активно работают по оказанию помощи Мглинскому сельскому лесхозу по уходу за насаждениями в посевном и школьном отделениях питомника лесхоза; проводят работу с жителями села по сбору краеведческого материала и пополнению школьного краеведческого музея новыми экспонатами; на основе собранного материала к 60-летию победы в Великой Отечественной войне в музее была создана новая экспозиция и реализован проект по созданию школьной электронной газеты «Этот день мы приближали как могли…», которая по итогам районного конкурса вошла в число лучших газет; проводят рейды по оказанию помощи ветеранам ВОВ и престарелым жителям села (уборка территории, колка дров, расчистка снега и пр.); постоянно осуществляют уход за воинскими захоронениями на территории села; регулярно принимают активное участие в художественной самодеятельности Краснокосаровского СДК; участвуют в акциях по благоустройству населенного пункта и прилегающих территорий; в периоды наиболее интенсивного графика сельскохозяйственных работ оказывают помощь на полях Краснокосаровского СПК;
21 Диаграмма сравнительного анализа результатов уровня качества знаний и успеваемости постоянного контингента обучающихся по биологии за последние 3 года Уровень успеваемости по биологии в течение последних 3 лет стабильно держится на уровне 100%. Качество знаний по биологии в 2002 – 2003 уч.г. составляло 56%, а в течение последних 2 лет остается стабильным и составляет 60%. Средний показатель качества знаний по школе в течение последних 3 лет колеблется на уровне %.
22 У В Л Е Ч Е Н И Я «Люблю рисовать, писать картины, заниматься оформительской работой… Когда занимаешься искусством, поневоле растворяешься в изяществе красоты природы, забываешь о суете, о проблемах, все тревоги уходят на дальний план. Я рада, что я смогла заинтересовать творчеством и своих учеников. Каждого занятия юные художники ждут с нетерпением…»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.