Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемkpfu.ru
1 БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, МАЙ 2012 Г. О ВОЗМОЖНЫХ ПОДХОДАХ К РАСЧЕТУ ТРУДОЗАТРАТ СТУДЕНТА И НАГРУЗКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, МАЙ 2012 Г. С. Е. Родионова к. ф. н., доцент Начальник учебно - методического управления ( Башкирский государственный университет )
2 Основные причины необходимости пересмотра подходов к планированию бюджета времени студента и преподавателя 1. Переход на ФГОС ВПО, предусматривающий учет трудозатрат в системе зачетных единиц трудоемкости, или кредитах. Во ФГОС ВПО отмечается, что « одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам », т. е. 27 астрономическим часам. Максимальный объем учебной нагрузки в неделю по ФГОС составляет 54 академических часа, соответственно 40,5 астрономических часов. П.7.6. ФГОС гласит, что эти 54 часа включает « все виды аудиторной и внеаудиторной ( самостоятельной ) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин ». Трудоемкость циклов Б 1- Б 3 включает в себя все виды текущей и промежуточной аттестации. ИГА и практики также измеряются в кредитах : 1 неделя равна 1,5 зачетным единицам (36 х 1,5 = 54).
3 Основные причины необходимости пересмотра подходов к планированию бюджета времени студента и преподавателя 2. Изменение роли самостоятельной работы в процессе подготовки студентов. В предшествующие годы, включающие в том числе советский период развития системы ВПО, в учебных планах большинства отечественных вузов фиксировался определенный объем самостоятельной работы студентов по каждой дисциплине, однако его величина определялась формальной разницей между общем объемом трудозатрат и объемом аудиторных занятий. Строго учета времени, отводимого студенту на выполнение определенных видов самостоятельной работы, практически не существовало. Для большинства базовых лекционных курсов СРС сводилась лишь к подготовке студента к зачету и экзамену.
4 Основные причины необходимости пересмотра подходов к планированию бюджета времени студента и преподавателя 3. Необходимость обеспечения самостоятельной работы большим количеством методических материалов : система компьютерных программ – обучающих и контрольно - обучающих ; учебно - методические пособия и рекомендации ( в том числе программы дисциплин, контрольные вопросы, сборники упражнений, тексты для самостоятельного чтения и анализа, планы семинарских занятий, перечни рекомендуемой литературы и др.); фонды тестовых заданий для текущего контроля и т. п.
5 Основные причины необходимости пересмотра подходов к планированию бюджета времени студента и преподавателя 4. Введение инновационных технологий обучения и необходимость затрат времени преподавателя на введение этих новых форм. Согласно ФГОС, активные и интерактивные формы обучения должны составлять определенный процент аудиторных занятий (20-40%). С этим связаны : - пересмотр всех учебно - методических материалов, разработки занятий в активных и интерактивных формах ; - внедрение балльно - рейтинговой системы ; - Внедрение дистанционных форм обучения и т. п.
6 Основные причины необходимости пересмотра подходов к планированию бюджета времени студента и преподавателя 5. Низкий уровень материального обеспечения студентов и преподавателей, вынуждающий и тех, и других искать виды дополнительной оплачиваемой работы. Данные по недельному бюджету времени студентов московских вузов. Группы видов деятельностиЮношиДевушки 1.Учеба в вузе 48,646,2 2. Оплачиваемая работа ( включая виды деятельности, связанные с работой ) 5,54,7 3. Бытовая деятельность 6,88,8 Общая трудовая нагрузка (1-3) 60,959,7 4. Удовлетворение физиологических потребностей ( сон, еда и др.) 73,877,0 5. Занятия в свободное время 33,231,2 ИТОГО : 168,0
7 Параметры расчета бюджета времени преподавателя Нагрузка преподавателей составляет 36 астрономических часов в неделю, т. е. 48 академических часов. В год (52 недели – 8 недель оплачиваемого отпуска = 44 недели ) это 1594 астрономических или 2112 академических часов. Средняя нагрузка преподавателей вузов на сегодня 850 академических часов, следовательно 1262 академических часа остается на научную и методическую работу в год или 946 астрономических часов (21,5 часа в неделю, 3,5 часа в день ). Обратим внимание, что из 6 астрономических часов, которые преподаватель должен отработать в день, 2,5 часа приходится на учебную работу, а 3,5 – на научную и методическую, т. е. соотношение 4 : 6 (60 % нагрузки даже сегодня приходится на научную и методическую работу ).
8 Первоочередные задачи по разработке рекомендаций в области расчета бюджета времени студентов и преподавателей 1. Сделать аналитический обзор и обобщение подходов к определению трудозатрат студента и нагрузки преподавателя в российский и зарубежных вузах, работающих в системе EC Т S. 2. Провести систематизацию и описание всего спектра видов учебной работы студента ( аудиторной и самостоятельной ) и определение принципов оценки времени, затрачиваемого на них студентом. На основании этой работы дать методические рекомендации по расчету трудозатрат студентов на выполнение различных видов учебной работы с учетом особенностей российской системы образования и принципов оценки реально затрачиваемого времени на соответствующие виды работы. 3. Провести систематизацию и описание всего спектра видов учебной работы преподавателя ( учебной, научной и методической ) и определение принципов оценки времени, затрачиваемого на них преподавателем при внедрении студентоцентрированной системы образования с учетом необходимости методического и организационного обеспечения всех видов аудиторной и самостоятельной работы студента. 4. Предложить методы анкетирования студентов и создать пилотные образцы анкет по данной проблематике для осуществления принципов обратной связи при мониторинге эффективности трудозатрат студентов и преподавателей.
9 Опыт зарубежных вузов ( наработки МГУ ) Аудиторная нагрузка студентов бакалавриата и магистратуры в различных университетах мира, как правило, составляет от 18 до 22 часов в неделю (4-5 предметов в семестр ). Минимальная аудиторная нагрузка в рассмотренных программах была отмечена в течение первого триместра обучения новозеландского Университета королевы Виктории, где она равняется всего часам в неделю. Максимальная аудиторная нагрузка наблюдается в университетах США (19 часов в неделю в Массачусетском Технологическом Институте, не считая фактически обязательных консультаций, до 23 часов в Университете Пенсильвании и т. п.). В тех образовательных программах, где указано ожидаемое количество времени, которое студенты должны тратить на самостоятельную работу, оно примерно в полтора раза превышает аудиторное. Так, в Университете королевы Виктории учебный план рассчитывается, исходя из стандартной нагрузки в 40 часов в неделю : таким образом, ожидается, что студенты тратят по часов в неделю на лекции и около 25 часов (60% от затраченного времени ) – на повторение пройденного, чтение дополнительных материалов, домашнюю работу, работу над курсовыми, рефератами, практику и т. п. Это же соотношение (40% на аудиторную нагрузку и 60% на самостоятельную работу ) наблюдается и в программе магистратуры Майнцского университета.
10 Планирование учебной нагрузки в Российских вузах Все положения по составлению расчета учебной нагрузки и планированию основных видов работ преподавателей в основном опираются на приложение к письму Минобразования России от N ин /15 о примерных нормах времени для расчета объема учебной работы и основные виды учебно - методической, научно - исследовательской и других работ, выполняемых профессорско - преподавательским составом в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования.
11 Рабочее время сотрудника из числа профессорско - преподавательского состава включает ( в среднем ) следующие виды и объемы работ : 1. Учебная работа ~ 50 % 2. Учебно - методическая работа ~ 25 % 3. Научная работа ~ 15 % 4. Организационно - методическая работа ~ 5 % 5. Воспитательная работа ~ 5 %.
12 Задачи стимулирования преподавателей « Положение о рейтинговой оценке деятельности преподавателей и установлении ежемесячных надбавок к заработной плате из фонда стимулирующих выплат » ( БашГУ )
13 Научно - методическая работа Монографии, статьи – в зависимости от места издания ( центральные и региональные ), статуса журнала ( список ВАР и т. п.), статуса конференции ( международная, всероссийская, региональная, вузовская ), статуса выступления ( пленарный, секционный доклад ) и т. п. – от 1 до 40 баллов Учебники и учебные пособия для вузов и школ в зависимости от места издания и наличия грифа ( от 10 до 40 баллов ). Различные аспекты деятельности, связанные с функционированием диссертационных советов и защитами диссертаций ( баллы за работу в совету, руководство защищенными докторскими и кандидатскими диссертациями, защиты, написание официальных отзывов на диссертации и т. п.) – от 4 до 70 баллов. Заявки на гранты и полученные гранты ( в зависимости от статуса гранта и роли в нем – руководитель, участник ) – от 1 до 30 баллов. Различные виды редакторской работы ( работа в качестве главного редактора, члена редколлегии научного журнала разного статуса, редактирование монографий, сборников научных трудов ) – от 4 до 15 баллов.
14 Новое в научно - методической работе Введены доп. баллы : Публикация в журналах, включенных в список РИНЦ (+ 8 баллов ) и в перечень Wed of Science (+ 15 баллов ). Реализованные лицензии на РИТ ( результаты интеллектуальной деятельности – патенты, программы ) – 40 / 30 баллов. Полученные патенты ( до 50 баллов ). Свидетельства о регистрации программ для ЭВМ / баз данных (20 баллов ).
15 Педагогическая и учебно - методическая работа Публикации учебно - методических пособий в зависимости от объема. Подготовка УМК по ФГОС и размещение их в сети Интернет (8 баллов ). Разработка новых учебных курсов (10 баллов ). Разработка и размещение в локальной университетской сети проверочных тестов (5 баллов ). Разработанные и проводимые в модульно - рейтинговой системе учебные дисциплины (5 баллов ). Подготовка участников / призеров международных и др. олимпиад (5/15 баллов ). Работа в ОККО, УМК факультета и университета. Работа в зарубежных вузах в качестве приглашенного лектора (10 баллов ). Новое : разработка и внедрение курсов в дистанционном формате (20 баллов ).
16 Общественно - воспитательная работа Куратор академической группы (5 баллов ), руководитель профориентационной работы на факультете (5 баллов ), руководитель научного кружка, творческого коллектива и т. п. (8 баллов ), выступления в СМИ (1-4 балла ), общественное признание ( в зависимости от статуса 2-10 баллов ).
17 Спасибо за внимание !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.