Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.fstrf.ru
1 Баланс интересов различных групп потребителей и способы его достижения (социальная ответственность или социальная справедливость?) ноябрь г. Москва
2 Механизмы субсидирования Государственная поддержка использует бюджетные средства (налоговые поступления) Принципы субсидирования являются прозрачными и поддерживаются обществом Субсидирование носит целевой характер (субсидии получают те, кому они назначены) Проблемы администрирования обеспечение сбалансированности бюджетных поступлений и расходов, в том числе поиск баланса интересов между федеральным и региональным уровнем недопустимость введения целевых сборов – подрыв самих основ налоговой системы Внутриотраслевое перекрестное субсидирование Оплата одной категорией потребителей сверх издержек, связанных с оказанием услуги для данной категории для целей сокращения платы иных категорий потребителей Проблемы администрирования Размытость групп получателей и плательщиков субсидии (как правило) Многообразие форм Отсутствие прозрачных методик определения величины и распределения нагрузки между разными категориями плательщиков
3 Наиболее распространенные сферы применения перекрестного субсидирования Железнодорожные перевозки Страхование Услуги связи Газовая отрасль Сфера ЖКХ –Электроэнергетика в том числе 3
4 Перекрестное субсидирование в перевозках Перекрестное субсидирование пассажирских перевозок грузовыми Перекрестное субсидирование грузовых перевозок РЖД –Грузы разделены на три класса. Тарифы на их перевозку формируются исходя из цены самих грузов. В результате нерентабельные перевозки одних грузов (например, маржа EBIT при перевозках угля в 2007 г. составляла -90%, говорится в докладе) за счет других (например, черных металлов - маржа EBIT составляла +50%). Кроме того, действующий прейскурант предусматривает массу скидок для перевозки грузов по различным направлениям. В 2008 г. число поправочных коэффициентов достигло 250. Однако: перекрестного субсидирования не удалось избежать и иным странам с развитыми железнодорожными перевозкам –В США минимальный и максимальный тарифы различаются в 2,9 раза, а в России - в 2,7 раза 4
5 Перекрестное субсидирование в страховании – мировой опыт США Перекрестное субсидирование нацелено исключительно на малодоходные слои населения - так называемые программы страхования особых рисков Европа (ЕС) Ставки по обслуживанию страховок устанавливают на одинаковом уровне и для сильных, и для слабых заемщиков, при этом перекрестное субсидирование происходит невольно: избыточный доход от страховых взносов малорисковых клиентов перекрывает убытки от расходов страховщиков на высокорисковых клиентов (в первую очередь, с низким уровнем дохода)
6 Перекрестное субсидирование в связи Удачный пример прозрачного легитимного механизма внутриотраслевого субсидирования Неналоговый сбор, взимаемый с операторов связи для целей финансирования предоставления «универсальной услуги связи» - доступ к телефонии и интернету в любом уголке страны Юридическая природа неналогового сбора вызывает вопросы и риски правоприменения
7 77 Электроэнергетика - инфраструктурная отрасль, саморазвитие которой является необходимым условием устойчивого и эффективного функционирования и развития экономики и социальной сферы. Рациональное сочетание рыночных механизмов и государственного регулирования с разработкой необходимой правовой базы для обеспечения функционирования и развития электроэнергетики. Обеспечение баланса интересов всех участвующих субъектов, включая производителей и потребителей электроэнергии и тепла, смежные отрасли топливно-энергетического комплекса и энергомашиностроения, население, регионы, акционеров, собственников, инвесторов и др. Сохранение ведущей роли государства на всех этапах реформирования электроэнергетики. Адекватный учет географических, экономических, региональных и других особенностей при выборе моделей реформирования. 7 Некоторые принципы реформирования электроэнергетики (2003 год) В начале реформ были сформулированы принципы реформирования электроэнергетики, в том числе:
8 Перекрестное субсидирование в электроэнергетике Перекос в конечных ценах на э/э Услуги инфраструктуры Стоимость услуг на передачу Стоимость генерации Рынки топлива Перекрестка между населением и промыш- ленностью Перекрестка между производством тепла и электроэнергии Перекрестка между группами потребителей в котловом тарифе и в механизме «последней мили» Перекрестка между группами потребителей в сбытовой надбавке ГП издержки Цена (тариф) Величина издержек тариф Размывается само понятие экономически обоснованных (как сумма слагаемых) тарифов (цен) ? ? Достоверно определить, насколько завышаются тарифы для субсидирующих потребителей, не представляется возможным. Непрозрачность размера перекрестного субсидирования создает почву для злоупотреблений Многоуровневая система субсидирования: По ценовым зонам => Региональная => На уровне отдельного ГП
9 Ключевой вопрос 1: А надо ли бороться с перекрестным субсидированием? Приемлемой целевой аудиторией субсидирования является население – но только те, кто нуждается в поддержке Все прочие виды перекрестки должны быть ликвидированы в первую очередь Ключевой вопрос 2: что считать экономически обоснованным уровнем цен при выявлении и ликвидации перекрестного субсидирования? … Ключевой вопрос 3: где быть перекрестному субсидированию?... ?9 Что дальше?
10 Прогноз 2008 года (МЭР) ПРОГНОЗ ОБЪЕМОВ ПЕРЕКРЕСТНОГО СУБСИДИРОВАНИЯ МЕЖДУ НАСЕЛЕНИЕМ И ПРОЧИМИ ГРУППАМИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА РОЗНИЧНОМ РЫНКЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ПОКАЗАТЕЛИ Утвержденный тариф на э/э для населения с НДС руб/кВтч1,692,112,643,304,014,865,88 Средняя расчетная удельная стоимость с учетом понижающего коэффицента (0,7) с НДС руб/кВтч1,451,812,262,823,434,155,03 Среднегодовой темп роста тарифов для населения % Рост экономически обоснованного тарифа для населения без учета свободных цен на оптовом рынке э/э (мощности) Средний экономический обоснованный тариф для населения с НДС руб/кВтч2,452,913,323,854,324,835,03 Среднеговой темп роста экономически обоснованного тарифа для населения (без п/мили) % Полезный отпуск населению млрд.квтч Объем перекрестного субсидирования млрд. руб Средний платеж за электроэнергию на домохозяйство (2,7 чел.) в месяц* По установленному тарифу руб./мес Экономически обоснованный тариф руб./мес Разница (размер субсидии) руб./мес *- без учета субсидий, предоставляемых населению для оплаты ЖКУ
11 11 По данным Минэкономразвития РФ в 2011 году в России цены на электроэнергию для промышленности превышают цены для населения на 5% (по всей видимости, не представлены непромышленные потребители, конечные цены для которых могут быть еще выше, чем цены для промышленных предприятий). В то же время в иных странах цены на электроэнергию для населения превышают цены для промышленных потребителей. Соотношение цен для прочих потребителей и цен для населения (МЭР)
12 Соотношение цен для прочих и тарифов для населения по регионам РФ
13 Ключевой вопрос 2: предлагаемое решение Ключевой подход в оценке экономической обоснованности – наличие и цена альтернативы Между теплом и электро: через цены альтернативных котельных Дифференциация тарифов на передачу –не должна приводить к тому, чтобы издержки на переключение на иной уровень напряжения окупались в кратчайшие сроки НО –Необходимо соразмерность иной альтернативе – строительство собственной генерации Сбытовая надбавка должна быть такой, чтобы смена поставщиков не приводила к снижению цен у одних потребителей и росту у других «Упаковка» последней мили в регион – часть региональной нагрузки должны нести в том числе потребители ЕНЭС – введение двух уровней высокого напряжения Пересмотр методологии разнесения издержек по уровням напряжения Дифференциация сбытовой надбавки 13 Шаги
14 «Выход» на оптовый рынок в условиях отсутствия дифференциации сбытовой надбавки это – рост цены для остальных потребителей региона 14 Пример: Тюменская область в 2011 году. Полезный отпуск гарантирующих поставщиков уменьшился практически на треть за счет выхода на оптовый рынок крупных потребителей. Сбытовая надбавка (при том, что НВВ уменьшается) вырастает на 20% Выход потребителей с начала 2012 года Приведет либо к неконтролируемому росту сбытовой надбавки с 1 июля 2012, либо к выпадающим доходам у ГП и в итоге к ухудшению качества обслуживания Прогнозный прирост Сбытовой надбавки за счет выхода потребителей в 2012 году и Доля «выходцев» в общем объеме ПО 2012 года по регионам
15 Легализация перекрестного субсидирования населения – нормы ФЗ Чем обеспечивается: –Тарифы на ОРЭМ вместо свободных цен – часть нагрузки распределяется равномерно по рынку за счет учета в ценах выпадающих доходов станций –Вся прочая нагрузка в котловых тарифах на передачу в регионе – равномерно распределяется по всем потребителям в субъекте РФ вне зависимости от того, к чьим сетям присоединен, у какого поставщика покупает Для это принципиальна запаковка последней мили и дифференциация сбытовых надбавок Далее – постепенное сокращение через механизм социальной нормы 15 Ключевой вопрос 3: предлагаемое решение
16 Доли расходов ОКК на энергоресурсы в совокупных затратах (в среднем по РФ) Структура затрат населения на коммунальные услуги (в среднем по РФ в 2010 году) Затраты населения на КУ в среднем по России Только в составе коммунальных услуг население оплачивает ~10% э/э по ценам, содержащим субсидии населению
17 Итоги по пилотным регионам по социальной норме Среднее = 80 кВтч - среднее потребление в месяц одиноко проживающих граждан Если принять, что социальная норма = среднему, то только 40% населения почувствуют сам ФАКТ введения социальной нормы 60%40% Одним только введением социальной нормы можно на 40% сократить перекрестку 40% объема перекрестки идет на субсидирование неэкономных потребителей
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.