Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.mirbis.ru
1 Эволюция отношения ответственности в предпринимательской среде: к теории вопроса д.э.н., Батаева Б.С. Финансовый университет при Правительстве РФ
2 Понятие «ответственность» Ответственность – это определение соответствия или несоответствия поведения, результатов поступка содержанию моральных норм (А.И. Ореховский) Русское «ответственность», немецкое «verantwortlichkeit» английское «responsibilitу» означают «держать ответ», «быть притянутым к ответу»
3 Сущность понятия ответственности с точки зрения философии Аристотель указывал, что ответственность – одно из проявлений свободы, а свобода – одно из условий ответственности Согласно христианской интерпретации ответственности, нравственные устои человека представляет совесть. Стандартом совести является Слово Божье. Никто не может избежать ответственности переде Богом Согласно И. Канту «совесть есть внутренний судья над всеми свободными поступкам… Совесть должна числиться как субъективный принцип ответственности перед Богом за свои поступки; понятие же ответственности хотя и туманно всегда содержится в сознании»
4 Этика ответственности Х. Ленк и К. Байерц отмечают реляционный характер (от лат. relation – отношение) ответственности людей и предлагают рассматривать ее как ответственность субъекта за нечто по отношению к некоторому адресату перед определенной инстанцией в соответствии с конкретными критериями (перспективными, нормативными) в рамках данной области ответственности
5 Этика ответственности Г. Йонаса Фундаментальный принцип этики ответственности: «Человечество должно существовать» Императив этики ответственности: «Поступай так, чтобы последствия твоего действия были совместимы с непрерывностью подлинной человеческой жизни на земле» (Йонас Г.) Этика ответственности включает в себя долг в отношении будущего, заключающийся в выработке и генерировании представлений о возможных отдаленных последствиях коллективной практики
6 Ответственность корпорации Ответственность корпорации означает ответственность перед акционерами за выплату дивидендов перед работниками за своевременную выплату заработной платы и безопасность рабочих мест перед покупателями за качественный продукт или услугу, предоставляемые по приемлемой цене перед органами власти и налоговыми органами за создание рабочих мест и своевременную выплату налогов перед местными сообществами за помощь в решении социальных проблем перед обществом в целом (ныне живущими и будущими поколениями) за сохранение природных ресурсов, природного разнообразия и биосферы и т.д.
7 Определения корпоративной социальной ответственности (КСО) Корпоративная социальная ответственность (КСО) – это долгосрочная приверженность предприятий к этичному поведению и вкладу в экономическое развитие при улучшении уровня [качества] жизни рабочих и их семей, а также местного населения и общества в целом (WBCSD) КСО – достижение коммерческого успеха путями, которые основаны на этических нормах и уважении к людям, сообществам, окружающей среде (Business for social responsibility, US) КСО – это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума (Ассоциация менеджеров России)
8 Инструментальный подход к КСО в России Недостаток внимания в России к этической стороне корпоративной ответственности (попытка «пришить камзол к пуговице») Так в компаниях, заявляющих о своей деятельности в сфере КСО, этическая политика присутствует в России у 48% компаний, в мире в целом – у 80%, а на развивающихся рынках – у 70% (Исследование «Из России с любовью. Национальный вклад в глобальный контекст КСО», С. 24)
9 Два вектора развития цивилизации и КСО Источник: Вебер А.Б. Глобализация и устойчивое развитие: проблемное поле и возможные сценарии// Материалы постоянно действующего междисциплинарного Клуба ученых «Глобальный мир». Вып. 11. М.: Новый Век С. 30–31. Неолиберальная глобализация Устойчивое развитие Общая характеристика Политика дерегулирования, рыночная экспансия Регулятивный принцип, качественные изменения Цивилизационная парадигма Господствующая, техноцентричная (культ экономического роста) Новая, социо- и культурно- центричная (ограничение роста, принцип «достаточности») Основные ценностиРыночные, денежные, материальные; увеличение богатства Социальные, экологические, постматериальные; качество жизни Этические и поведенческие принципы Конкуренция, эффективность, личный успех, выгода в настоящем Солидарность, справедливость, ответственность за общество как целое, за будущее
10 Ценностные парадигмы либеральной модели развития и устойчивого развития Господствующая парадигмаНовая парадигма Утилитарное отношение к природеСамоценность природы Приемлемость риска ради максимизации богатства Стремление избежать риска Отрицание пределов ростаПределы роста «Да» существующему обществу (иерархия и эффективность, упор на рынок, конкуренцию, погоня за новыми благами) Новое общество (открытость и участие, упор на общественные блага, сотрудничество, более простой стиль жизни) Старая политика (все решают эксперты, рыночный контроль и пр.) Новая политика (консультации и участие, предвидение и планирование и пр.)
11 Эволюция/слом духовных ценностей (Ицхак Адизес, «Мы ждем перемен»// ж-л «Прямые инвестиции», 11, С ) Изменение роли государства (государство интегратор, государство фасилитатор) Рост активности глобального гражданского общества, сетевых его организаций Создание организационных и правовых институтов для регулирования глобальных мер воздействия на общепланетарные экологические и социальные факторы Условия перехода к новой парадигме развития (устойчивого развития)
12 Партнерство бизнеса и вузов, бизнес-школ в формировании ответственности Финансирование фундаментальных и прикладных исследований в социо-культурной сфере Участие представителей бизнеса в преподавании в вузах и бизнес-школах (возможно в виде мастер-классов) курсов: устойчивое развитие, этика бизнеса, корпоративная социальная ответственность Создание партнерств успешных корпораций и бизнес-школ (например, Cоса-Соla) с целью воспитания ответственных лидеров Предоставление компаниями площадок студентам бизнес-школ для апробации инноваций в области устойчивого развития и КСО и пр.
13 Спасибо за внимание!
14 Средства закрепления ответственности Средствами закрепления ответственности, регулятивным инструментарием являются: общественные идеалы политические установки моральные и правовые нормы (главные регуляторы общественной жизни) требования культуры различные правила, рекомендации критерии оценки духовности людей и пр.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.