Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.ksu.ru
1 28 января 2009 года Управление образования Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Городской информационно-диагностический центр Научно- исследовательская деятельность школьников Тарасова Г.В., зав.лабораторией ГИДЦ Управления образования города Казани, к.п.н.
2 Направления системы работы с одарёнными школьниками Конкурсное движение Научно- исследовательская деятельность Олимпиадное движение
3 Исследование научное Процесс выработки новых научных знаний Процесс выработки новых научных знаний Один из видов познавательной деятельности Один из видов познавательной деятельности Характеризуется: Характеризуется: - объективностью; - объективностью; - доказательностью; - доказательностью; - точностью - точностью Исследовательская деятельность – творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного. Исследовательская деятельность – творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного.
4 Цель – получить основные знания, умения, навыки в области методики и методов научного исследования (как формировать или выявлять проблему исследования, как правильно поставить и описать эксперимент, как обеспечить получение надёжных результатов, подвести итоги исследовательской работы, оформить реферат, написать статью и т.д.) – получить основные знания, умения, навыки в области методики и методов научного исследования (как формировать или выявлять проблему исследования, как правильно поставить и описать эксперимент, как обеспечить получение надёжных результатов, подвести итоги исследовательской работы, оформить реферат, написать статью и т.д.)
5 Этапы ученической исследовательской деятельности I уровень – репродуктивный, включающий элемент вхождения в поисковую, научно- исследовательскую деятельность через систему олимпиад, конкурсов I уровень – репродуктивный, включающий элемент вхождения в поисковую, научно- исследовательскую деятельность через систему олимпиад, конкурсов II уровень – эмпирико-практический – включает усложнённый элемент прохождения через экскурсии, экспедиции, коллекционирование, экспонирование и др. II уровень – эмпирико-практический – включает усложнённый элемент прохождения через экскурсии, экспедиции, коллекционирование, экспонирование и др. III уровень – исследовательский, экспериментальный (через спецкурсы, семинары, творческие и научные лаборатории) III уровень – исследовательский, экспериментальный (через спецкурсы, семинары, творческие и научные лаборатории) IV уровень – творческий, продуктивно-деятельностный (через систему НОУ, творческие познавательные игры, собственно научную, исследовательскую, экспериментальную работу) IV уровень – творческий, продуктивно-деятельностный (через систему НОУ, творческие познавательные игры, собственно научную, исследовательскую, экспериментальную работу)
6 Исследовательская активность Доминирующая у творческого (одарённого ребёнка) познавательная мотивация выражается в форме исследовательской, поисковой активности и проявляется в более низких порогах (т.е. более высокой сензитивности) к новизне стимула (Е.Н.Соколов, Хорн, ДЖ. Берлайн, Доминирующая у творческого (одарённого ребёнка) познавательная мотивация выражается в форме исследовательской, поисковой активности и проявляется в более низких порогах (т.е. более высокой сензитивности) к новизне стимула (Е.Н.Соколов, Хорн, ДЖ. Берлайн, Э.А. Голубева,н,н,Данилова) Э.А. Голубева,н,н,Данилова)
7 Исследовательская активность Реализация исследовательской активности обеспечивает ребёнку непроизвольное открытие мира, приобретение знания. Реализация исследовательской активности обеспечивает ребёнку непроизвольное открытие мира, приобретение знания. Самостоятельная исследовательская практика детей традиционно рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей Самостоятельная исследовательская практика детей традиционно рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей Поисковая активность, направленная на познание, является главным условием становления творческой личности, помогая в самых обыденных явлениях увидеть необычайное. Поисковая активность, направленная на познание, является главным условием становления творческой личности, помогая в самых обыденных явлениях увидеть необычайное.
8 приобщение учащихся к поисковой, исследовательской работе. через: через: сеть научных обществ учащихся; сеть научных обществ учащихся; написание и защиту старшеклассниками научных рефератов,участие в фестивалях, декады наук ( городские и школьные), приобщение к чтению научной литературы, школьные, районные, городские научно-практические конференции учащихся и д.р.,что стало своеобразной школой погружения учащихся в настоящую науку, научному поиску совместно со студентами и учёными вузов. написание и защиту старшеклассниками научных рефератов,участие в фестивалях, декады наук ( городские и школьные), приобщение к чтению научной литературы, школьные, районные, городские научно-практические конференции учащихся и д.р.,что стало своеобразной школой погружения учащихся в настоящую науку, научному поиску совместно со студентами и учёными вузов.
9 Конференция (позднелатинское Conferentia, от лат.confero - собираю) (позднелатинское Conferentia, от лат.confero - собираю) Съезд, совещание, собрание членов какой-либо организации, представителей организаций или государств, учёных. Съезд, совещание, собрание членов какой-либо организации, представителей организаций или государств, учёных.
10 Цели конференции – популяризация научных знаний.знакомство широкой аудитории с достижениями учащихся Поволжья и России в исследовательской деятельности выявление наиболее способных и одарённых школьников; – популяризация научных знаний.знакомство широкой аудитории с достижениями учащихся Поволжья и России в исследовательской деятельности выявление наиболее способных и одарённых школьников; - а ктивизация научно-исследовательской деятельности учащихся, повышение её качества; - а ктивизация научно-исследовательской деятельности учащихся, повышение её качества; - привлечение преподавателей и сотрудников КГУ к руководству научно-исследовательской работой учащихся; - привлечение преподавателей и сотрудников КГУ к руководству научно-исследовательской работой учащихся; поддержка творческого и интеллектуального потенциала школьников и молодёжи, знакомство широкой аудитории с достижениями поддержка творческого и интеллектуального потенциала школьников и молодёжи, знакомство широкой аудитории с достижениями
11 Конференции в городе - Поволжская конференция имени Н.И.Лобачевског (27 – 30 марта 2009 года, КГУ) - Поволжская конференция имени Н.И.Лобачевског (27 – 30 марта 2009 года, КГУ) - Конференция им. К.Д. Ушинского (22 февраля 2009 года, гимназия 37) - Конференция им. К.Д. Ушинского (22 февраля 2009 года, гимназия 37) - «Карьера.Интеллект» (8 февраля 2009 года, гимназия 90) - «Карьера.Интеллект» (8 февраля 2009 года, гимназия 90) Научно-исследовательская конференция имени Хальфина (15 февраля 2009 года, гим. 14) Научно-исследовательская конференция имени Хальфина (15 февраля 2009 года, гим. 14) - Научно-исследовательская конференция «Ломоносовские чтения» ( гимназия 7, январь) - Научно-исследовательская конференция «Ломоносовские чтения» ( гимназия 7, январь) - Кирилло-Мефодиевские юношеские научные чтения, посвященные Международному дню славянской письменности и культуры (24 мая, гимназия 93) - Кирилло-Мефодиевские юношеские научные чтения, посвященные Международному дню славянской письменности и культуры (24 мая, гимназия 93)
12 Ведущей областью культуры в наш век Ведущей областью культуры в наш век является наука Д.Андреев. «Роза мира» Поволжская научная конференция Поволжская научная конференция учащихся имени Н.И.Лобачевского учащихся имени Н.И.Лобачевского Приняли участие 900 школьников Приняли участие 900 школьников из 14 городов РФ, из 14 городов РФ, 26 городов и районов РТ и города Казани. 26 городов и районов РТ и города Казани. Работало 37 секций. Работало 37 секций. Научные конференции учащихся – это конференции, в которых сконцентрированы интересы будущего нашего общества.
13 Из 115 призёров конференции – 57 казанских школьников. 162 лауреата, из них 71 – казанцы
14 Свыше 100 старшеклассников города Свыше 100 старшеклассников города продемонстрировали свои творческие и исследовательские работы продемонстрировали свои творческие и исследовательские работы Работало 6 секций: русского языка, проблема русской филологии, татарский язык и литература, традиции и современность, эстетика и художественная культура, иностранный язык, история Работало 6 секций: русского языка, проблема русской филологии, татарский язык и литература, традиции и современность, эстетика и художественная культура, иностранный язык, история Отечества, обществознание, Отечества, обществознание, правоведение, ОБЖ. правоведение, ОБЖ. 23 старшеклассника 23 старшеклассника награждены дипломами награждены дипломами и памятными подарками и памятными подарками Первая городская конференция имени К.Д. Ушинского
15 V Кирилло-Мефодиевские юношеские научные чтения, посвященные Международному дню славянской письменности и культуры Свыше 250 старшеклассников города продемонстрировали свои творческие и исследовательские работы. Свыше 250 старшеклассников города продемонстрировали свои творческие и исследовательские работы. Работало 8 секций: Работало 8 секций: языкознания, языкознания, истории и культуры, истории и культуры, творческих работ, творческих работ, русской литературы русской литературы от древних времен до XIX века, от древних времен до XIX века, современной русской литературы, краеведения, декоративно-прикладного искусства, народной музыкальной современной русской литературы, краеведения, декоративно-прикладного искусства, народной музыкальной
16 Что получают школьники? - Школьники становятся в позицию исследователя, экспериментатора; - Школьники становятся в позицию исследователя, экспериментатора; - на практике ощущают связь разных наук; осознают, что для исследования объектов пользуются одними научными методами; - на практике ощущают связь разных наук; осознают, что для исследования объектов пользуются одними научными методами; - своеобразный итог их творческой деятельности, совершенствования их труда; - своеобразный итог их творческой деятельности, совершенствования их труда; - сотрудничество учителя и ученика; - сотрудничество учителя и ученика; - получают навыки участия в настоящей научной дискуссии; осваивают методику ведения научных исследований, знакомятся с особенностями работы с литературными источниками; - получают навыки участия в настоящей научной дискуссии; осваивают методику ведения научных исследований, знакомятся с особенностями работы с литературными источниками; - публикации. - публикации.
17 Цель НОУ в общей системе образования помочь способным, одарённым проявить себя, создать условия для удовлетворения их интеллектуальных потребностей, формирования научных взглядов на мир. помочь способным, одарённым проявить себя, создать условия для удовлетворения их интеллектуальных потребностей, формирования научных взглядов на мир. сочетание дифференцированной структуры ШНОУ обеспечивает сочетание работы со всеми учащимися по формированию общей культуры и развитию индивидуальности ученика. сочетание дифференцированной структуры ШНОУ обеспечивает сочетание работы со всеми учащимися по формированию общей культуры и развитию индивидуальности ученика.
18 Положение о научном обществе учащихся 1. Общие положения 1. Общие положения 1.1. Научное общество учащихся - добровольное творческое объединение Научное общество учащихся - добровольное творческое объединение Ведущим направлением в работе НОУ является развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в процессе углубленного изучения различных отраслей науки и техники, различных видов искусства Ведущим направлением в работе НОУ является развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в процессе углубленного изучения различных отраслей науки и техники, различных видов искусства НОУ имеет эмблему, утверждаемую на его заседании 1.3. НОУ имеет эмблему, утверждаемую на его заседании 1.4. Положение принимается на научно- методическом совете, педсовете школы. Вводится в действие приказом по школе Положение принимается на научно- методическом совете, педсовете школы. Вводится в действие приказом по школе.
19 2. Задачи научного общества учащихся: 2.1. формирование единого школьного научного сообщества формирование единого школьного научного сообщества создание условий для удовлетворения интересов обучающихся к научно-исследовательской деятельности создание условий для удовлетворения интересов обучающихся к научно-исследовательской деятельности создание оптимальных условий для ранней профориентации обучающихся создание оптимальных условий для ранней профориентации обучающихся обучение членов общества навыкам самостоятельной деятельности при поиске решений научно-исследовательских проблем обучение членов общества навыкам самостоятельной деятельности при поиске решений научно-исследовательских проблем создание условий для творческой деятельности обучающихся под руководством специалистов высокой квалификации в различных отраслях науки и техники создание условий для творческой деятельности обучающихся под руководством специалистов высокой квалификации в различных отраслях науки и техники популяризация современных достижений науки, техники, искусства популяризация современных достижений науки, техники, искусства выработка у школьников творческого отношения к труду, воспитание активной гражданской позиции; 2.7. выработка у школьников творческого отношения к труду, воспитание активной гражданской позиции; 2.8. обучение школьников методам и приемам научных исследований, работе с научной литературой обучение школьников методам и приемам научных исследований, работе с научной литературой.
20 З. Содержание и формы работы НОУ 3.1. Определение заинтересованности обучающихся к творческой работе в различных отраслях науки и техники Определение заинтересованности обучающихся к творческой работе в различных отраслях науки и техники Организация разработки проектов исследований, концепций, получение заказов на проведение экспериментальных работ Организация разработки проектов исследований, концепций, получение заказов на проведение экспериментальных работ Разработка и реализация межсекционных, межшкольных научно- исследовательских проектов Разработка и реализация межсекционных, межшкольных научно- исследовательских проектов.
21 Содержание и формы работы НОУ 3.4. Организация лекториев, семинаров по темам проектов, по вопросам организации научно- исследовательского и опытнического труда в сфере науки, техники, искусства Организация лекториев, семинаров по темам проектов, по вопросам организации научно- исследовательского и опытнического труда в сфере науки, техники, искусства Организация и участие в соответствующих выставках; участие в научных 3.5. Организация и участие в соответствующих выставках; участие в научных конференциях межшкольных обществ. конференциях межшкольных обществ Представление регулярных обзоров научно- популярной литературы Представление регулярных обзоров научно- популярной литературы Издание летописи общества, популяризация общества в СМИ Издание летописи общества, популяризация общества в СМИ.
22 4. Членство в общество 4.1. Участвовать в работе общества имеют право учащиеся, педагогические работники, сотрудники профессиональных учебных заведений разных типов, сотрудники научно- исследовательских лабораторий Участвовать в работе общества имеют право учащиеся, педагогические работники, сотрудники профессиональных учебных заведений разных типов, сотрудники научно- исследовательских лабораторий Участие в работе общества предполагается на правах членов общества и кандидатов в члены общества Участие в работе общества предполагается на правах членов общества и кандидатов в члены общества Кандидатом в члены общества является лицо, проходящее обучение в кружках, факультативах, сделавшее доклад в классе, на семинаре, секции общества Кандидатом в члены общества является лицо, проходящее обучение в кружках, факультативах, сделавшее доклад в классе, на семинаре, секции общества Членами общества являются лица, постоянно занимающиеся научно-исследовательской, опытнической деятельностью, проводящие самостоятельные исследования, активно участвующие в реализации коллективных проектов общества, а также педагоги и сотрудники, являющиеся посто янными консультантами, научными руководителями проектов Членами общества являются лица, постоянно занимающиеся научно-исследовательской, опытнической деятельностью, проводящие самостоятельные исследования, активно участвующие в реализации коллективных проектов общества, а также педагоги и сотрудники, являющиеся посто янными консультантами, научными руководителями проектов.
23 5. Структура школьного научного общества 5.1. Верховным органом общества является общее собрание членов и кандидатов общества, которое проводится не реже одного раза в год. Собрание заслушивает и утверждает отчет президента общества или одного из его заместителей; собрание избирает президента общества, вице-президентов (на правах заместителей) Верховным органом общества является общее собрание членов и кандидатов общества, которое проводится не реже одного раза в год. Собрание заслушивает и утверждает отчет президента общества или одного из его заместителей; собрание избирает президента общества, вице-президентов (на правах заместителей) Президент общества утверждает проекты работ членов общества, разрешает производственные вопросы Президент общества утверждает проекты работ членов общества, разрешает производственные вопросы Ученый совет общества заслушивает отчеты о работе руководителей проектов, оценивает их деятельность, вносит коррективы в работу участников проекта, секций общества; рекомендует опубликование отдельных отчетов в научно- исследовательских изданиях; имеет право приема в кандидаты и члены общества Ученый совет общества заслушивает отчеты о работе руководителей проектов, оценивает их деятельность, вносит коррективы в работу участников проекта, секций общества; рекомендует опубликование отдельных отчетов в научно- исследовательских изданиях; имеет право приема в кандидаты и члены общества Функционирование НОУ предполагает деятельность лекторской группы, пресс-центра Функционирование НОУ предполагает деятельность лекторской группы, пресс-центра Занятия членов НОУ могут носить коллективный, групповой или индивидуальный характер. График занятий и консультаций утверждается на заседании научно-методического совета школы Занятия членов НОУ могут носить коллективный, групповой или индивидуальный характер. График занятий и консультаций утверждается на заседании научно-методического совета школы.
24 6. Права членов общества, кандидатов в члены общества Члены и кандидаты в члены общества имеют право: Члены и кандидаты в члены общества имеют право: - использовать материальную базу школы и базу, предоставленную школе по договору, для проведения научно-исследовательской, экспериментальной и опытнической деятельности; получать регулярные консультации и рецензии на свои работы, иметь научного руководителя; получать регулярные консультации и рецензии на свои работы, иметь научного руководителя; рекомендовать кандидатов для приема в члены общества; рекомендовать кандидатов для приема в члены общества; принимать участие в общих собраниях общества, выступать на заседаниях ученого совета с сообщениями о результатах деятельности; принимать участие в общих собраниях общества, выступать на заседаниях ученого совета с сообщениями о результатах деятельности; избирать и быть избранными в руководящие органы общества; добровольно выйти из состава. избирать и быть избранными в руководящие органы общества; добровольно выйти из состава. Зачисление в НОУ производится на основании личного заявления учащегося. Зачисление в НОУ производится на основании личного заявления учащегося. Членам НОУ выдается соответствующее удостоверение. Членам НОУ выдается соответствующее удостоверение. Членом НОУ может быть любой учащийся школы, изъявляющий желание заниматься в объединении, проявляющий интерес к науке и имеющий ре комендацию учителя или руководителя того или иного творческого объединения. Членом НОУ может быть любой учащийся школы, изъявляющий желание заниматься в объединении, проявляющий интерес к науке и имеющий ре комендацию учителя или руководителя того или иного творческого объединения.
25 7. Обязанности членов общества 7.1. Активно участвовать в работе одной из секций общества Активно участвовать в работе одной из секций общества Вести достоверные записи в журналах работы по проектам Вести достоверные записи в журналах работы по проектам В установленные сроки разрабатывать проекты отчетов о работе (отчеты подписывают научные руководители) В установленные сроки разрабатывать проекты отчетов о работе (отчеты подписывают научные руководители) Участвовать в популяризации работы общества Участвовать в популяризации работы общества.
26 8. Делопроизводство общества 8.1. Обществом ведется книга заседаний школьного научного общества (отдельно ведутся папки работ по проектам) 8.1. Обществом ведется книга заседаний школьного научного общества (отдельно ведутся папки работ по проектам) 8.2. Президентом школьного научного общества ведется книга учета членов и кандидатов школьного научного общества 8.2. Президентом школьного научного общества ведется книга учета членов и кандидатов школьного научного общества
27 9. Звания для участников НОУ 9.1. Для членов НОУ устанавливаются следующие академические звания: 9.1. Для членов НОУ устанавливаются следующие академические звания: - «почетный академик» - победителям и призерам международных и российских предметных олимпиад, смотров, конкурсов; - «почетный академик» - победителям и призерам международных и российских предметных олимпиад, смотров, конкурсов; - «2000 академик" - призерам областных и городских предметных олимпиад, конкурсов, смотров; - «2000 академик" - призерам областных и городских предметных олимпиад, конкурсов, смотров; - «магистр" - победителям школьных олимпиад, смотров, конкурсов; - «магистр" - победителям школьных олимпиад, смотров, конкурсов; - «бакалавр» - призерам школьных олимпиад, смотров, конкурсов. - «бакалавр» - призерам школьных олимпиад, смотров, конкурсов Данные звания присваиваются учащимся педагогическим советом школы 9.2. Данные звания присваиваются учащимся педагогическим советом школы
28 Количество школьников по итогам учебного года Городские - 36,7% Городские - 36,7% Республиканские – 14,9% Республиканские – 14,9% Всероссийские – 2,1% Всероссийские – 2,1% Свыше 500 школьников города, в прошлом участников конференций, занимаются научной деятельностью Свыше 500 школьников города, в прошлом участников конференций, занимаются научной деятельностью
29 Сотрудничество с высшими учебными заведениями – одна из форм работы по развитию и поддержке одарённых
30 Опыт работы представлен в различных изданиях, фильмах
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.