Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.zavuch.info
1 ,,Прецедентные феномены в речи различных социальных групп.,,Человек, равнодушный к родному языку,- дикарь… (К. Паустовский)
2 Цели проекта: 1. Определить роль ПФ в становлении и формировании личности человека. 2. Выявить, какие тематические группы ПФ употребляют люди разных поколений 3.Показать пути формирования, обогащения и развития языковой личности. Задачи проекта: 1)Исследовать понятие « прецедентный феномен» в языке. 2)Изучить репертуар прецедентных феноменов в языке школьников, родителей, учителей. 3)Выявить, как влияют прецедентные феномены на развитие и формирование личности. 4)Приобрести исследовательские навыки. 5)Воспитывать и развивать в себе и в окружающих неординарную языковую личность. 6)Учиться активному, универсальному способу получения знаний.
3 План работы : 1 ) Изучить научную литературу по проблеме 2 ) Отобрать наиболее частотные прецедентные высказывания, используемые в устной речи 3 ) Уточнить их,,прецедентность по словарям 4 ) Составить анкеты 5 ) Провести анкетирование 6 ) Обработать данные анкеты, обобщить результаты, сделать выводы 7 ) Наметить дальнейшие перспективы для исследования
4 Прецедентный феномен ?
5 1. Это средство социокультурной идентификации 2. Фактор, формирующий языковую картину мира 3. Текст в широком смысле, цитата, отрывок текста, часто употребляемый и имеющий для группы людей культурное, познавательное или эмоциональное значение.
6 Примеры: 1.Мужчина в полном расцвете сил 1.Пирамида Хеопса 2.Богиня Гера 3.Квадрат Малевича 4.Древняя Русь 5.Быть или не Быть 6.Не дай себе засохнуть и т.д.
7 Что влияет на появление ПФ: 1.Национальная (этническая) среда 2. Социальная среда 3. Интернациональная среда
8 Использование прецедентных феноменов в речи учениками, учителями и родителями Группы исследуемых по прецедентным высказываниям: 1.Ученики 10 – 11 классов 2. Учителя 3. Родители
9 ПФ связывают наше поколение с поколением родителей. Что же является общим источником ПФ для отцов и детей? Художественные фильмы Мультфильмы Песни Реклама СМИ Жизненные ситуации Люди Книги
10 Нашу группу заинтересовала проблема функционирования ПФ. Сначала в молодёжной речи, а потом шире.
11 Что влияет на языковую личность? Факторы: внешние и внутренние. Внешние- состояние общества(семья, круг общения, школа, СМИ, ПФ, культура,). Внутренние- гендерные особенности( пол, возраст, темперамент, психологические особенности).
12 Возник вопрос, есть ли существенная разница в наборе ПФ, которые используют в своей речи разные люди? С чем связана эта разница? Итак, мы выделили проблемы, выдвинули гипотезы и поставили цель своей работы, решили расширить рамки респондентов. Добавили группу родителей и учителей. Для наглядности нарисуем гипотезу в виде пересекающихся на периферии полей
13 Примеры анкет с прецедентными феноменами, предложенных для заполнения старшеклассникам нашей школы, учителя и родителям.
14 ПФ ПФ Знают ЗнаютУпотребляют Знают откуда 1. отлезь, Гнида! 2. не видать Красной Армии 3. мужчина в самом расцвете сил 4. короче, Склифосовский 5. в очередь, сукины дети 6. красота – страшная сила! 7. лошадью ходи, лошадью! 8. ну и рожа у тебя, Шарапов 9. японский магнитофон 10. все в сад 11. у меня мама боевая, как сделает ход конём 12. Моргалы выколю, пасть порву 13 интересно девки пляшут, ё – моё 14. пилите, Шура, пилите, они золотые 15. ещё раз увижу - вторую ногу сломаю 16.ну, это нормально 17. не мы такие, жизнь – такая 18. а теперь, Горбатый! Я сказал, Горбатый Анкета 1
15 21.Наши люди в булочную на такси не ездят. Детям мороженое, бабе - цветы 22.Муля, не нервируй меня 23.У - ух, змеиный глаз 24.Молчу, молчу, не то по шее получу, и подвиг свой не совершу 25.Э – э – эх, попадешь к вам в дом, научишься есть всякую гадость – ну, тащи сюда свою колбасу 19. кто ж его посадит, это ж памятник 20.какая гадость! какая гадость эта ваша заливная рыба!
16 Прецедентные феномены Знаете не знаете Употребляете – не употребляете Знаете ли, откуда Быть или не быть Быть или не быть 2. Студентка, комсомолка, спортсменка, наконец, просто красавица 3. Учиться, учиться и еще раз учиться 4. Ты же лопнешь, деточка 5. Давайте жить дружно 6. Это я, почтальон Печкин 7. Поздравляю вас, гражданин, соврамши 8. Всем выйти из сумрака 9. А я сошла с ума, какая досада 10. Душа просит праздника 11. Если есть в кармане пачка сигарет Анкета 2
17 12. Безвозмездно, то есть даром 13. Проснись и пой 14. Я тебя породил, я тебя и убью 15. Ill be back 16. А вас я попрошу остаться 17. Лох – это судьба 18. А не хлопнуть ли нам по рюмашке 19. Гигант мысли
18 Результаты анкетирования были обработаны, мы выявили:сколько респондентов знает источник происхождения ПФ Диаграмма 1
19 Диаграмма 2
20 Диаграмма 3 Употребляют в речи Знают Не знают
21 Диаграмма 4
22 Из диаграммы 5 следует, что все группы объединяет любовь к мультфильмам. Поколения «детей» и «родителей» (родители, учителя) очень близки в репертуаре ПФ, только в 2-х случаях наблюдается расхождение, причем значительное. На этом основании можно говорить о близости поколения детей и родителей. Интересно посмотреть, а что будет связывать детей и «бабушек – дедушек»? Диаграмма 5
23 Мы предложили ученикам школы создать Речевой портрет личности своих современников, учителей родителей, а так же политиков.
24 Наша группа решила продолжить работу и рассмотреть следующие вопросы: Наша группа решила продолжить работу и рассмотреть следующие вопросы: 1. Влияние Интернета и СМИ на нашу речь 2. SMS как новый речевой жанр 3. ПФ и сходные с ними явления в речи современной молодежи 4. Я языковые особенности семейного общения 5. Особенности фактических в молодежном общении 6. Проникновение англоцизмов в русскую речь
25 Список литературы, изученный при работе: Винокур 1989 – Т, Г, Винокур. Речевой портрет современного человека // Человек в системе наук. М.,1989. С, Гловинская 1971 – М. Я. Гловинская. Об одной фонетической подсистеме в современном русском литературном языке // развитие фонетики современного русского языка. Фонологической подсистемы. М., С 54 – 96 Гудков 1996 – Д. Б. Гудков. Прецедентное имя и парадигма социального поведения // лингвостилистические и лингводидактические Крысин 1994 – Л.П. Крысин. К лингвистический и социокультурный аспекты // Отв. Редактор Г.П. Нещименко. М., С Прохоров 1996 – Ю.Е. Прохоров. Национальные социокультурные стереотипы речевого общение и их роль в обучении русскому языку иностранцев. М., Реформатский 1966 – А.А. Реформатский. М., С Санников 1995 – в.З. Санников. Каламбур как семантический феномен // ВЯ, 1995, No 3. С Санников 1999 – В. З. Санников.Русский язык в зеркале языковой игры. М., СЛИ-1976 – Социально-лингвистические исследования. Под ред. Л.П. Крысина и Д.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.