Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемmcko.ru
1 Программа формирования универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся на 1-ой ступени начального общего образования Материалы подготовил: к. пед. наук, зав. лабораторией начального образования МЦКО Матвеева Е. И.
3 Это компетентностный и системно-деятельностный подходы. Эти подходы определяют «универсальные учебные действия» как обобщенные действия, помогающие учащимся ориентироваться в различных предметных и метапредметных областях познания. Эти подходы обеспечивают развитие личности через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. УУД формируются при возможности самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
4 Выделение ценностных установок образования как института социализации личности, отражающих требования к образованию семьи, общества и государства; определение в качестве ведущей цели образования в информационную эпоху мотивации младших школьников к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни и формирование способности к обновлению компетенций;
5 проектирование вариативных психолого- педагогических технологий формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих преемственное и последовательное развитие личности и построение картины мира на разных ступенях образования, достижения целей образования и ценностных ориентиров образования как института социализации подрастающих поколений в информационную эпоху;
6 понимание Стандартов как конвенциональных норм, гарантирующих доступность, качество, эффективность образования, обеспечивающих соблюдение фиксированных требований к результатам образования, набору образовательных областей и объему нагрузки на различных уровнях начальной ступени образования с учетом преемственности, возрастных и индивидуально-психологических особенностей развития учащихся, сроков обучения, структуры образовательных программ, процедур контроля за образовательными достижениями учащихся.
7 начального общего образования обусловлены кардинальными изменениями в представлении о целях образования и путях их реализации; определяют переход от ЗУНовской стратегии в области оценки основных итогов образования к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
8 Ключевое направление состоит в обновлении и модернизации концептуальных, технологических и методических подходов к организации образовательной деятельности начальной школы, обеспечивающих достижение младшими школьниками новых образовательных результатов как основы успешности дальнейшего обучения.
10 разработана в соответствии с Требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре Примерной программы формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования; определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования. Ее содержание разработано с опорой на основные положения Программы формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования.
11 направлена на освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин в сочетании с сознательным, активным присвоением ими нового социального опыта; создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование при условии сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования общей культуры обучающихся, духовно- нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития.
12 призвана обеспечить достижение планируемых результатов всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья; выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей.
13 Формирование УУД реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий. Универсальное учебное действие для всех предметов – моделирование, которое включает в свой состав знаково- символические действия: замещение, кодирование, декодирование.
14 Действия учителя при планировании: 1. Выбрать УУД в соответствии с целью урока, спецификой учебного предмета, возрастными особенностями учащихся. 2. Выделить время для формирования УУД в границах учебного занятия или урока. 3. Определить приёмы, методы, способы и формы организации деятельности учащихся для развития УУД.
15 4. Спроектировать содержание деятельности учащихся для формирования УУД через использование системы разнообразных задач и средств их решения. 5. Запланировать рефлексивные формы контроля и самоконтроля учащихся для определения уровня освоения учебного материала и УУД. 6. Для формирования универсальных учебных действий (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) использовать систему учебных задач и ситуаций.
16 1. Правильное их выполнение в рамках заданного предметом диапазона (круга) задач (по аналогии, по образцу – узнавание, запоминание), 2. Осознанное и произвольное их выполнение, перенос на новые классы объектов (по памяти, по замыслу – воспроизведение, преобразование). 3. При разработке программного содержания необходимо применять принцип преемственности на уровне соблюдения сквозных линий формирования ключевых компетенций (УУД) с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста по параллелям 1 – классов.
18 УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В широком значении умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком (собственно психологическом значении) совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность посредством самостоятельного усвоения новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
19 Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося;
20 обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
21 В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий и их свойства.
22 Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития: способность ребёнка регулировать свою деятельность - из общения и сорегуляции; самопринятие и самоуважение, т. е. самооценка и Я- концепция как результат самоопределения - из оценок окружающих и в первую очередь оценок близкого и взрослого формируется представление о себе и своих возможностях; познавательные действия ребёнка - из ситуативно- познавательного и внеситуативно-познавательного общения.
24 В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
25 В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
26 В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
27 В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
28 Следующими положениями: Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию. Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин. УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной.
29 Необходимо выделение цели формирования УУД, четкого выделения их функций в образовательном процессе, их содержания и требуемых свойств в соотнесении с обусловленными возрастом психологическими особенностями учащихся. Важно определить ориентировочную основу каждого УУД, обеспечивающую его успешное выполнение, и организацию ориентировки учащихся в его выполнении. Нужно поэтапно отработать УУД, обеспечивая переход, во-первых, от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения действия; во-вторых, от совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции.
30 Важно определить связь каждого УУД с предметной дисциплиной. Выделить предметные дисциплины, наиболее адекватные для формирования конкретных видов УУД и создающие для них зону ближайшего развития. Определить конкретную форму УУД применительно к предметной дисциплине. Разработать или использовать готовую систему задач, включающих предметно-специальные, общелогические и психологический типы, решение которых обеспечит формирование заданных свойств УУД. Использовать систему рекомендаций по школьным предметам с целью обеспечения формирования конкретных видов и форм УУД в данной предметной дисциплине. !!! В каждом УМК должна быть выстроена система учебных заданий, направленных на формирование УУД.
31 Необходимо повышение их профессионального уровня в сфере: обогащения содержания образования в начальной школе интеллектуальными умениями и творческими способами деятельности через внедрение развивающих технологий и методов обучения; расширения содержания образования через включение регионального компонента; повышения уровня технологической грамотности. Чтобы организовывать учебный процесс в начальной школе по обновленному содержанию, у учителя должны быть сформированы умения педагогического проектирования; внедрения технологии сетевой организации единого методического пространства.
33 1. Имеет место недостаточно плавное, даже «скачкообразное» изменение методов и содержания обучения, которое при переходе к новой ступени обучения приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся. 2. Обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.
34 1) Определены разделы содержательного обучения дошкольников как подготовительная база начального обучения. 2) Выделены критерии разных видов готовности ребенка к обучению в школе. В соответствии с ними разрабатывается программа развивающих занятий в дошкольном учреждении. !!! Приняты Федеральные государственные требования дошкольного образования, которые должны стать ориентиром для преемственности.
35 3) определена система диагностических методов, необходимых для обследования ребенка дошкольного возраста, поступающего в 1-й класс; 4) организованы специальные классы по подготовке детей к начальному этапу школьного обучения; 5) первый год начального обучения имеет статус адаптационного, и его организация опирается на основные элементы ведущей деятельности дошкольного возраста.
36 наличие учебно-познавательной мотивации, умение определять (ставить) цель предстоящей деятельности и планировать ее, оперировать логическими приемами мышления, владеть самоконтролем и самооценкой как важнейшими учебными действиями. Все эти компоненты лежат в основе Программы формирования универсальных учебных действий. Целесообразно оценивать готовность к обучению на новой ступени системы образования не только и не столько на основе знаний, умений, навыков, сколько на базе сформированности основных видов УУД.
37 Критерии (показатели) ее сформированности: положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы ребенок продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания; проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется, во-первых, в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; во-вторых, в наличии адекватного содержательного представления о подготовке к школе.
38 создание проблемных ситуаций, активизации творческого отношения учеников к учению; формирование рефлексивного отношения к учению и личностного смысла учения – осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью; обеспечение средствами решения задач, оценивание ответа учащегося с учетом его новых достижений, по сравнению с прошлыми знаниями; организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества.
39 недостаток способностей (неблагоприятный фактор); низкий уровень старания (способствует активизации учебной деятельности); объективная сложность задания; случайность (повезло, не повезло).
40 обеспечение успешности в учебе за счет организации ориентировки ученика в учебном содержании и усвоения системы научных понятий; положительная обратная связь и положительное подкрепление усилий учеников через адекватную систему оценивания учителем; отказ от негативных оценок.
41 стимулирование активности и познавательной инициативы ребенка, отсутствие жесткого контроля в обучении; ориентация учеников на то, что неуспех обусловлен недостаточностью усилий и перенос акцента на чувство ответственности самого учащегося;
42 формирование адекватных реакций учеников на неуспех и поощрение усилий в преодолении трудностей; ориентация учителей на необходимость учета индивидуально -психологических особенностей учащихся и зону ближайшего развития.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.