Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.dis-sovet.ru
1 Диссертация на тему «Особенности соотношения общительности и тревожности подростков» Выполнила: Научный руководитель - Арутюнян Татьяна Арташевна Наталья Александровна Фомина, доктор психологических наук, профессор, академик МАН ПО и АИМ, зав. кафедрой психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина
2 Объект исследования – общительность как системное свойство личности и тревожность. Предмет исследования – соотношение особенностей общительности и тревожности в подростковом возрасте. Цель исследования – выявить связь между характеристиками общительности и тревожности подростков.
3 Задачи исследования: 1.Выявить особенности содержательно-смысловых и инструментально- стилевых составляющих, а также психологической структуры общительности подростков с различным уровнем выраженности стремления и готовности к общению. 2.Определить особенности тревожности более и менее общительных подростков. 3.Выявить специфику реализации общительного поведения у подростков, обучающихся в школах с различными образовательными программами. 4.Определить особенности тревожности у учащихся общеобразовательной школы и лицеистов. 5.Разработать практические рекомендации по гармонизации коммуникативной и эмоциональной сфер менее общительных и тревожных подростков, в том числе обучающихся в школах с различными образовательными программами.
4 Гипотезы исследования: 1.Среди подростков можно выделить лиц с различным уровнем выраженности стремления и готовности к общению, т.е. более и менее общительных, имеющих различия в выраженности и соотношениях содержательно- смысловых и инструментально-стилевых составляющих данного свойства и его психологической структуре; 2. Особенности проявления общительности подростков как системного образования связаны с характеристиками их тревожности: более общительные, т.е. стремящиеся к общению, проявляющие инициативу в этом процессе и имеющие широкий круг друзей и знакомых, являются менее тревожными, и наоборот; 3. У подростков, обучающихся в школах с различными программами обучения, существуют специфические особенности реализации общительного поведения; 4. Уровень и проявления тревожности у учащихся общеобразовательной школы и лицеистов также различны.
5 КомпонентыПеременные Более общи- тельные Менее общи- тельные t – критерий Стьюдента Уровень значимости различий (р) МотивационныйСоциоцентричность44,4532,904,6440,000 Эгоцентричность41,0231,503,5830,001 КогнитивныйОсмысленность50,3545,302,4020,018 Осведомленность49,5941,763,1460,002 ПродуктивныйПредметность44,2233,423,6450,000 Субъектность49,2939,783,8490,000 РегуляторныйИнтернальность44,2236,283,5760,001 Экстернальность22,8621,460,5760,566 ДинамическийЭргичность51,5532,2214,4220,000 Аэргичность23,5130,56-1,5320,031 ЭмоциональныйСтеничность54,1644,184,4050,000 Астеничность12,8819,44-2,5670,012 Рефлексивно- оценочный Операциональные трудности 9,5716,06-2,9960,003 Эмоционально- личностные трудности 10,5717,36-2,9750,004 Таблица 1 Сравнительный анализ общительности более и менее общительных подростков Примечание: значимые различия выделены жирным шрифтом и серым цветом
6 Рис. 1. Положительные связи между переменными общительности более общительных подростков ЭргичностьАэргичность Стеничность Астенич- ность Осмыслен- ность Экстерналь- ность Интерналь- ность Социоцент- ричность Предмет- ность Положительные связи Эгоцентрич- ность Субъект- ность Эмоционально- личностные трудности Операциональ- ные трудности Осведомлен- ность Примечание: голубым фоном обозначены переменные инструментально-стилевого блока
7 ЭргичностьАэргичность Стеничность Астенич- ность Осмыслен- ность Осведомлен- ность Экстерналь- ность Интерналь- ность Социоцент- ричность Предмет- ность Положительные связи Отрицательные связи Эгоцентрич- ность Субъект- ность Эмоционально- личностные трудности Операциональ- ные трудности Рис. 2. Корреляционная структура общительности менее общительных подростков Примечание: голубым фоном обозначены переменные инструментально-стилевого блока
8 Группы и факторы Переменные Более общительныеМенее общительные Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Социоцентричность 0,724--0,4760,2200,157 Эгоцентричность 0,8430,134-0,942-- Осмысленность 0,617-0,1050,1660,3280,2100,534 Осведомленность 0,729-0,220-0,1790,640-0,246 Предметность 0,527-0,1790,8030,599-0,375 Субъектность 0,738-0,1790,740-0,548 Интернальность 0,371-0,2480,112-0,1400,556 Экстернальность -0,2930,460-0,653- Эргичность 0,452-0,3030,1080,540-0,4120,183 Аэргичность 0,1190,2610,208-0,3360,175 Стеничность 0,590-0,2790,1570,2930,1400,607 Астеничность -0,581-0,2400,865- Операциональные трудности -0,1350,547-0,145-0,2510,745- Эмоционально-личностные трудности -0,9170,356-0,897-0,214 Таблица 2 Факторная структура общительности подростков с разным уровнем ее выраженности Примечание : серым цветом выделены статистически значимые факторные веса
9 Рис. 3. Особенности общительности более и менее общительных подростков, обучающихся в общеобразовательной школе и лицее
10 Шкалы Общая тревожность Тревога в отношениях со сверстниками Тревога, связанная с оценкой окружающих Тревога в отношениях с учителями Тревога в отношениях с родителями Тревога, связанная с успешностью в обучении Тревога в ситуациях самовыражения Тревога в ситуациях проверки знаний Снижение психической активности, обусловленное тревогой Повышенная вегетативная реактивность, обусловленная тревогой Средние значения 1 гр. 2,12,163,973,24,793,12,93,374,632,44 2 гр. 3,964,484,804,646,184,863,285,565,023,26 Отсутствие тревоги или нормативный ее уровень (%) 1 гр гр Повышенный или высокий уровень тревожности (%) 1 гр гр Особенности тревожности более и менее общительных подростков Примечание: 1 группа – более общительные, 2 группа – менее общительные подростки Таблица 3
11 ШкалыУчащиеся общеобразо- вательной школы Учащиеся лицея t-критерий Стъюдента Уровень значимости различий Общая тревожность2,371,771,4020,010 Тревога в отношениях со сверстниками 1,812,59-1,5530,010 Тревога в связи с оценкой окружающих 3,814,18-0,4620,712 Тревога в отношениях с учителями 3,073,36-0,3730,711 Тревога в отношениях с родителями 4,415,47-0,9810,032 Тревога, связанная с успешностью в обучении 3,043,18-0,2750,785 Тревога, возникающая в ситуациях самовыражения 2,813,05-0,3770,708 Тревога, возникающая в ситуации проверки знаний 3,782,861,3350,041 Снижение психической активности, обусловленное тревогой 4,704,550,2320,818 Повышение вегетативной реактивности, обусловленное тревогой 3,111,642,112 0,003 Особенности тревожности более общительных подростков, обучающихся в общеобразовательной школе и лицее Таблица 4 Примечание: серым цветом выделены статистически значимые различия
12 ШкалыУчащиеся общеобра- зовательной школы Учащиеся лицея t-критерий Стъюдента Уровень значимости различий Общая тревожность 3,384,76-1,9610,036 Тревога в отношениях со сверстниками 3,525,81-3,8020,000 Тревога в связи с оценкой окружающих 4,285,52-1,7870,040 Тревога в отношениях с учителями 3,975,57-2,7050,010 Тревога в отношениях с родителями 5,417,24-2,3550,023 Тревога, связанная с успешностью в обучении 5,484-2,620,012 Тревога, возникающая в ситуациях самовыражения 3,554,33-1,0910,281 Тревога, возникающая в ситуации проверки знаний 6,14,332,4740,017 Снижение психической активности, обусловленное тревогой 3,976,48-3,9010,000 Повышение вегетативной реактивности, обусловленное тревогой 2,14,86-3,9420,000 Особенности тревожности менее общительных подростков, обучающихся в общеобразовательной школе и лицее Примечание: серым цветом выделены статистически значимые различия Таблица 5
13 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.