Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемhse.ru
1 Т.В.Абанкина Директор Центра прикладных экономических исследований и разработок ГУ-ВШЭ Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики ___________________________________________ ФИНАНСИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
2 Основные модели финансирования культуры в условиях кризиса Многоканальное финансирование организаций культуры за счет развития частно-государственного партнерства Развитие творческих индустрий – программа адаптации к новой занятости в постиндустриальной экономике
3 В условиях кризиса необходимо: Обеспечить институциональное сотрудничество коммерческих и некоммерческих региональных и локальных субъектов, заинтересованных в развитии территориальной культурной инфраструктуры Стимулировать кооперацию и интеграцию творческих индустрий Способствовать формированию корпоративных (паевых) экономических субъектов, способных преодолеть рискованность и финансовую неустойчивость творческих кластеров
4 Для развития творческих кластеров необходимо: разработать и освоить специальные финансовые схемы долевого участия, обеспечивающие «стягивание» финансовых ресурсов и удовлетворение потребности в «недорогих длинных деньгах» для культурных проектов приостановить отток и вымывание творческого и экономически активного населения из малых исторических городов в крупные города повысить инвестиционную привлекательность объектов исторического и культурного наследия, превратить их в территории развития и партнерства усилить интеграцию проектной активности, укрупнение масштаба творческих кластеров, обеспечивающих условия для выживания и развития творческих индустрий, усадебных хозяйств и предпринимательской деятельности
5 Технологии привлечения ресурсов Технологии государственно-частного партнерства Культура + туризм: соучастие большинства Высокий темп обновления Опора на экономику символов Формирование культурных брендов Использование креативного потенциала
6 6 Сущностные признаки государственно-частного партнерства Государство Частный сектор права собственности на используемые ими в партнерстве активы использование полученных результатов права собственности на используемые ими в партнерстве активы использование полученных результатов Партнерский, равноправный характер характеризуется строго очерченным временным отрезком (продолжительностью) Единые цели проекта + Общественно значимые интересы распределение между собой обязательств и рисков Базовые принципы взаимодействия партнеров Принцип паритетности в отношении вложенных в проект ресурсов Принцип паритетной ответственности за реализацию проектов между государством и бизнесом Принцип наличия одинаковых рычагов влияния и механизмов контроля со стороны государства и бизнеса за реализацией проекта Принцип эффективного использования ресурсов, вложенных государством и бизнесом в сферу культуры
7 7 Формы и механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП) Формы и механизмы государственно- частного партнерства : Формы и механизмы создания аналогов государственно-частного партнерства под задачу: Общественная составляющая при реализации государственно- частного партнерства: 1. Концессия 2. Аутсорсинг 3.Передача отдельных функций управления учреждениями культуры Управляющим компаниям Создание коммерческой организации (государство и частная компания) Создание некоммерческой организации (государство и частная компания) Заключение договора простого товарищества (государство и частная компания) Соглашение о сотрудничестве /протокол о намерениях Формирование Фондов «Целевого капитала» некоммерческой организации Попечительские Советы Управляющие Советы
8 8 1.Гражданско - правовые договора: Договор поручения Договор на оказание услуг, на выполнение работ Договор подряда Договор о совместной деятельности (простое товарищество) 2. Концессионные соглашения 3. Иные законодательно обеспеченные механизмы Юридическое оформление государственно-частного партнерства
9 9 Учреждение культуры Творческая организация: АНО, фонд … Предприятие Простое товарищество (договор о совместной деятельности) Для чего может создаваться: консолидация и рациональное использование материальных ресурсов; совместное решение управленческих задач; внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), обогащение культурной среды за счет социокультурного комплекса товарищества; совместное решение организационно- хозяйственных и кадровых вопросов; иные цели, не преследующие извлечение прибыли. Какие задачи может решить: I.восполнение дефицита оборудованных учреждений; II.повышение эффективности использования имущественного комплекса учреждений; III.снижение бюджетных расходов на развитие и расширение имущественного комплекса учреждений. Деньги, имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, деловая репутация, деловые связи, иное Создание ГЧП в форме простого товарищества
10 Управленческие аспекты использования управляющих компаний управляющие компании Применяющиеся на практике управляющие компании можно разделить на три основных типа: управляющие деятельностью хозяйствующих субъектов от имени и по поручению владельцев (собственников или учредителей) этих субъектов, действующие на основании ГК РФ, обслуживающие и управляющие недвижимостью и имеющие соответствующие лицензии, управляющие финансовыми активами доверителей и имеющие соответствующие лицензии.
11 11 Концессии Историческая справка 21 июля 2005 г. Федеральный закон 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» Конец 1994 г. Совет Государственной Думы отправил в официальную рассылку депутатские законопроекты "О концессионных договорах" и "О соглашениях о разделе продукции". Из двух законопроектов принят был один - Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции". 30 июня 2008 г. Федеральный закон от 30 июня 2008г. 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных оглашениях…» XVIII век Франция объекты монопольной собственности государства: в городское хозяйство, транспорт, сооружение дорожных сетей и коммуникаций. Россия (до 1917 года), Советский Союз (20-е годы XX в.) обрабатывающая и добывающая промышленность, сельскохозяйственное производство, железнодорожное строительство и т.п. 21 век Россия 21 век Франция, Италия, Германия + другие страны системы континентального права Концессионные соглашения широко практикуются как договорная форма
12 12 ФЗ «О концессионных соглашениях» в редакции ФЗ от 30 июня 2008 г. 108-ФЗ - практически «новый закон» Изменены: правовой режим объекта концессионного соглашения на момент подписания соглашения; плата по концессионному соглашению; распределение имущества по результатам реализации концессионного соглашения; бухгалтерский учет и амортизация объекта концессионного соглашения и иного передаваемого концессионеру имущества; условий привлечения концессионером третьих лиц к реализации соглашения. способы обеспечения исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению. правовой режим объекта концессионного соглашения на момент подписания соглашения; плата по концессионному соглашению; распределение имущества по результатам реализации концессионного соглашения; бухгалтерский учет и амортизация объекта концессионного соглашения и иного передаваемого концессионеру имущества; условий привлечения концессионером третьих лиц к реализации соглашения. способы обеспечения исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению. Практическое применение Осуществление бюджетных инвестиций (пункт 6 ст.79 БК РФ - «бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в форме капитальных вложений в основные средства могут осуществляться в соответствии с концессионными соглашениями. Увеличение основных средств в собственности государства, субъектов РФ и муниципалитетов Привлечение инвесторов для заключения концессионных соглашений в отраслях (сферах), определяемых государством.
13 13 автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры; объекты железнодорожного транспорта; объекты трубопроводного транспорта; морские и речные порты; морские и речные суда, суда смешанного (река - море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки; аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также создаваемые и предназначенные для организации полетов гражданских воздушных судов авиационная инфраструктура и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи; объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов; гидротехнические сооружения; объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии; системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства; метрополитен и другой транспорт общего пользования; объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения; объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социально-культурного назначения. Отрасли (сферы) использования концессионных соглашений:
14 Имущество в концессии 14 Концессионное соглашение Предмет соглашения создание и (или) реконструкция недвижимого имущества обязательное осуществление определенной соглашением деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения Концендент Государство РФ - Правительство РФ, федеральный орган исполнительной власти, субъект РФ - орган государственной власти субъекта РФ, муниципальное образование - орган местного самоуправления Концендент Государство РФ - Правительство РФ, федеральный орган исполнительной власти, субъект РФ - орган государственной власти субъекта РФ, муниципальное образование - орган местного самоуправления Концессионер Частное партнерство российское или иностранное юр. лицо (как коммерческая, так и некоммерческая организация), действующие без образования юр. лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) ИП Концессионер Частное партнерство российское или иностранное юр. лицо (как коммерческая, так и некоммерческая организация), действующие без образования юр. лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) ИП Собственность Концедента недвижимое имущество, которое создано концессионером с согласия концедента, но относится к объекту концессионного соглашения или входит в состав иного передаваемого концессионеру по соглашению недвижимого имущества; недвижимое имущество, которое создано концессионером без согласия концедента, не относится к объекту концессионного соглашения и не входит в состав иного передаваемого концессионеру по концессионному соглашению имущества; движимое имущество, которое входит в состав иного передаваемого концессионеру по соглашению имущества. Собственность Концессионера недвижимое имущество, созданное концессионером, при одновременном выполнении двух условий: 1) это недвижимое имущество не относится к объекту концессионного соглашения и не входит в состав иного передаваемого концессионеру имущества; 2) это недвижимое имущество создано с согласия концедента; движимое имущество, которое не входит в состав иного передаваемого концессионеру по концессионному соглашению имущества. недвижимое имущество иное передаваемое концессионеру имущество - недвижимое и движимое имущество, образующее единое целое с объектом концессионного соглашения и (или) предназначенное для использования по общему назначению для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением Имущество, используемое концессионером на основании договора концедента с собственником этого имущества в пользу концессионера После окончания концессионного соглашения владение и пользование объектом концессионного соглашения с целью получения дохода
15 15 Жертвователь Целевой капитал (не менее 3 млн. руб. в течение года) Фонд (собственник целевого капитала и специализированная организация управления целевым капиталом) Попечительский совет Фонда должен быть создан в течение года Управляющая компания (ОАО, ЗАО, ООО или ОДО) Получатели дохода от целевого капитала (любые некоммерческие организации, кроме государственных корпораций, политических партий и общественных движений) Получатели дохода от целевого капитала (любые некоммерческие организации, кроме государственных корпораций, политических партий и общественных движений) Договор доверительного управления целевым капиталом Доходы от целевого капитала Доходы от целевого капитала Доходы от целевого капитала Схема формирования и использования целевого капитала
16 16 Особенности государственно-частного партнерства в проектной деятельности: Стороны представлены как государственным, так и частным сектором экономики, и имеют права собственности на используемые ими в партнерстве активы; Взаимоотношения сторон носят партнерский, то есть равноправный характер, и зафиксированы в официальных документах (договорах, контрактах и др.); Само партнерство характеризуется строго очерченным временным отрезком (продолжительностью); Стороны ГЧП объединяют свои ресурсы для достижения целей проекта (программы); Стороны партнерства распределяют между собой обязательства и риски, а также могут участвовать в использовании полученных результатов; Стороны ГЧП реализуют общественно значимые интересы. Базовые принципы взаимодействия партнеров: Принцип паритетности в отношении вложенных в проект ресурсов; Принцип паритетной ответственности за реализацию проектов; Принцип наличия одинаковых рычагов влияния и механизмов контроля за реализацией проекта; Принцип эффективного использования ресурсов, вложенных государством и бизнесом.
17 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 17
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.