Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемbrroo.ru
1 Экспертиза программы. Написание рецензии.
2 Рецензия - аргументированный (критический) отзыв о (рецензия - оценка). Экспертиза - рассмотрение какого-нибудь вопроса экспертами для вынесения заключения. Экспертиза - оценка, анализ, исследование специалистом/ экспертом каких-либо вопросов, решение которых требует специальных знаний и подготовки в соответствующей области.
3 Рецензия - аргументированный, критический отзыв, т.е. высказывается мнение, дается оценка качества, степени, уровня.
4 В качестве эксперта могут выступать: специалисты, ученые в данной предметной области; методисты; специалисты органов управления образованием; учителя высшей квалификационной категории.
5 Порядок экспертизы Iэтап - внутренний. На этом этапе программу рассматривает методическое объединение учителей- предметников школы (района) или методический совет школы. Они выносят свое решение о соответствии программы существующим требованиям и образовательной программе учреждения, о целесообразности ее введения в учебный план (школьный компонент).
6 В результате оформляется выписка из решения заседания школьного (районного) методического объединения, методического совета.
7 Методическое объединение (методический совет) может принять решение о вынесении программы на внешнее рецензирование. Соответственно составляется заявка образовательного учреждения на проведение экспертизы программ элективных курсов для предоставления в муниципальный экспертный совет РОО. При положительной оценке программа может быть рекомендована для экспертизы в областной экспертный совет.
8 IIэтап - внешняя экспертиза. Внешнюю экспертизу могут осуществлять научные или методические учреждения, специалисты, работающие в данной предметной области, в учреждениях среднего, средне- специального и высшего образования.
9 Критерии экспертизы программ 1. Соответствие требованиям ФГОС. 2. Новизна содержания программы для учащихся. Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. 3.Мотивирующий потенциал программы. Программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся и представляющие ценность для определения ими профиля обучения в старшей школе. 4.Развивающий потенциал программы. Содержание программы способствует: формированию теоретического, эмпирического мышления обучающихся, абстрактного мышления школьников, творческому, эмоциональному развитию обучающихся.
10 5. Полнота содержания учебного материала, включенного в программу. Программа содержит все знания, необходимые для достижения запланированных в ней целей подготовки. 6. Прогрессивность, научность содержания обучения. Содержание программы позволяет более полно сформировать представления о единой и предметной научной картине мира. Раскрывает способы профессиональной деятельности специалистов соответствующего профиля. 7. Инвариантность содержания программы. Включенный в программу материал может применяться для различных групп (категорий) школьников, что достигается обобщенностью включенных в нее знаний;
11 8.Практическая направленность содержания программы. Программа позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний. 9. Связность или систематичность содержания учебного материала в программе. Развертывание содержания знаний в программе структурировано таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими, а между частными и общими знаниями прослеживаются связи. 10. Соответствие способа развертывания содержания учебного материала в программе поставленным целям и задачам.
12 11.Соответствие форм, методов и приемов обучения поставленным в программе целям. Программа дает возможность проведения эвристических проб, что обеспечивается ее содержанием и использованием в преподавании активных методов обучения. 12.Наличие здоровьесберегающих характеристик. Соответствуют ли виды деятельности, предлагаемые в программе, возрастным особенностям обучающихся. Программа не создает учебных перегрузок обучающимся. 13.Контролируемость промежуточных и итоговых результатов реализации программы. Выраженность критериев и их показателей в программе. «Прозрачность» критериев и показателей для педагога и ученика.
13 14.Реалистичность программы. Программа реалистична с точки зрения использования учебно-методических и материально-технических средств, кадровых возможностей школы, временных затрат. 15.Наличие в структуре программы необходимых разделов. Выдержанность дидактической структуры программы.
14 Другие критерии: Степень интегрированности с другими образовательными программами, реализуемыми в образовательном учреждении. Наличие межпредметных и внутрипредметных связей. Чувствительность программы к сбоям. Технологичность программы (доступность для использования на практике другими педагогами, независимость от личности учителя).
15 Критерий «Мотивирующий потенциал программы». Предлагается следующее его содержание: I вариант Программа имеет содержание, вызывающее познавательный интерес у учащихся II вариант Программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся и представляющие ценность для определения ими профиля обучения в старшей школе.
16 III вариант Содержание курса ориентировано на развитие у учащихся мотивов образовательной деятельности, соответствует познавательным возможностям учащихся. IV вариант Содержание образования в программе может: - активизировать социальный или познавательный мотивы; - повысить уровень познавательного интереса учащихся старших классов; - способствовать самоопределению (уточнению профиля обучения профессиональному выбору); - способствовать формированию у учащихся классов ценностного отношение к собственному образованию.
17 Написание рецензии
18 Изложение рецензии должно иметь четкую смысловую группировку по разделам: заголовок; введение; констатирующая часть; аналитическая часть; заключение
19 Заголовок Заголовок рецензии должен содержать полное название учебной программы, определение ее вида, указание на то, кому она адресована, а также персональные данные автора (ФИО, квалификация, должность, место работы).
20 Пример: РЕЦЕНЗИЯ на авторскую (комбинаторную) программу специального курса для обучающихся 8 классов «ПРАКТИКУМ ПО ФИЗИКЕ», составленную Михайловой Еленой Александровной, учителем физики высшей квалификационной категории, Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» Братского района
21 Введение Во введении указывается наличие в структуре программы необходимых разделов: пояснительной записки, учебно-тематического плана, ожидаемых результатов, списка литературы и других компонентов по факту.
22 Пример: Представленная к рецензированию программа (12 стр.) содержит: пояснительную записку с описанием актуальности, новизны, целей и задач курса; разработку структуры и содержания лекционных, теоретических и практических занятий; прогноз ожидаемых результатов; информационно-справочный и методический материал; рекомендации учащимся для выполнения творческих заданий; рекомендации по оформлению и презентации портфолио; лист саморефлексии; список литературы для учителя и учащихся.
23 Формулируется аргументированная оценка актуальности, новизны содержания программы в сравнении с действующей типовой учебной программой, актуальность, потребность в программе с целью повышения эффективности образовательного процесса.
24 Пример: Предлагаемый автором курс, несомненно, актуален. Он дает учащимся представления об органической химии на уровне систематизации и обобщения, способствует объединению знаний, полученных на базовых уроках химии 9 и 10 классов. Актуальность программы обусловлена: практической и профориентационной направленностью; увеличением доли самостоятельной работы ученика; решением задач теоретической и прикладной химии; реализацией деятельностного подхода в обучении, опирающегося на психовозрастные особенности подростка.
25 Констатирующая часть В констатирующей части рецензии указывается объем рукописи учебной программы (хотя он может быть указан и в самом начале рецензии и в самом конце). Затем дается всесторонняя и объективная оценка по пунктам: соответствие названия и содержания учебной программы действующему учебному плану, государственным образовательным стандартам по предмету; соответствие указанных целей и задач предмету и содержанию программы; отличие от содержания базовых и профильных программ, реализуемых в рамках федерального компонента БУП:
26 Пример: Программа не дублирует содержание школьных курсов, а развивает их практическую значимость, опирается на доступные учебные и научно- популярные пособия и имеет реальный опыт успешной апробации.
27 научность содержания программы, соответствия его современному состоянию науки (отражение современных достижений науки по данной дисциплине); оптимальность соотношения между теоретическими и практическими компонентами; использование активных методов обучения, обоснованность их выбора:
28 Пример: Программа построена на использовании современных личностно- ориентированных технологий - исследовательских, групповых, информационных, которые позволяют подготовить учеников к выпускным экзаменам (ЕГЭ) и ознакомить их с основными видами деятельности в рамках будущих профессий, связанных с естественнонаучными методами исследования и решения задач в промышленности и области естественных наук.
29 Пример: Содержание программы соотносится с целями образования на современном этапе: способствует развитию у учащихся самостоятельности мышления и способности к самоорганизации; формированию у них готовности к творческому обучению, развивает познавательную активность, повышает мотивацию учению. - развивающий потенциал:
30 -связность и логичность структурирования учебного материала: Пример: Содержание программы отражает целостность системы учебного материала и позволяет показать его полноту, внутренние связи учебного материала в курсе.
31 -Диагностичность и критериальный аппарат для определения качества освоения данной программы учащимися: Пример: Требования, которые предъявляются к ученику в результате изучения материала спецкурса, описаны подробно и основательно. Это поможет учителю контролировать качество усвоения спецкурса.
32 здоровьесберегающие характеристики программы (соответствие содержания учебной программы уровню подготовленности учащихся; наличие/ отсутствие угрозы перегрузки учащихся, соотношение между объемом предлагаемого материала и временем, необходимым для его освоения; соответствие предполагаемых результатов обучения возрастным особенностям школьников возможности индивидуализации и дифференциации процесса обучения); учебно-методический комплект для реализации данной программы:
33 Пример: В программе спецкурса уместно даются рекомендации по подготовке рефератов и правила участия в дискуссии.
34 Аналитическая часть В аналитической части, по сути, указывается на наличие или отсутствие фактических ошибок, даются рекомендации автору по устранению замеченных недостатков.
35 Пример: Вместе с тем, программа требует определенной доработки по следующим аспектам: формулировка цели и задач; определение актуальности данного курса уточнение типа и вида программы
36 Обязательна оценка соответствия содержания программы представленному учебно-тематическому плану и обоснованности планируемого учебного времени для изучения тем, разделов, курса в целом.
37 Рецензенту следует сформулировать мотивированные рекомендации по совершенствованию программы, например, исключения (сокращения, дополнения или переработки) отдельных частей, изменения учебно- методического комплекса, содержания практических работ и семинаров и др.
38 Заключение В заключении формулируется вывод о возможности утверждения программы для учебно-методического обеспечения образовательного процесса в представленном виде либо после доработки по устранению указанных рецензентом недостатков. Рецензент может указать на необходимость последующего рецензирования исправленного варианта программы.
39 Пример: Программа профильного курса (Ф.И.О. автора) «Органическая химия», рассчитанная на 68 часов, характеризуется комплексным, глубоким подходом к разработке УМК, является комбинаторной, соответствует требованиям, предъявляемым к профильным курсам, и может быть рекомендована к реализации в ходе профильной подготовки в 11 классах.
40 Эксперт высказывает свои предположения в форме одного из заключений: может быть использована в соответствии с целевым назначением; материалы программы требуют доработки по замечаниям и предложениям рецензента и последующей экспертизы; не рекомендована к использованию в учебном процессе.
41 Подпись эксперта Эксперт подписывает рецензию. Подпись должна быть расшифрована с указанием полного наименования его должности, уровня квалификации, званий, научных степеней, фамилии, имени, отчества и должна быть заверена в установленном порядке по месту его работы должностным лицом и печатью организации, проводящей рецензирование программы.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.