Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемtsg.ru
1 Конфереция СРО "СОВЛАДЕНИЕ"1 Правовые основы создания саморегулируемых организаций в России Презентация на Конференции «Формирование отраслевых саморегулируемых рынков – социально-экономическая основа гражданского общества» г., Мэрия Москвы, Арбат, 36.
2 Конфереция СРО "СОВЛАДЕНИЕ"2 Принятие федерального закона «О саморегулируемых организациях» ( 315 – ФЗ от г.) С подписанием президентом страны после почти 4-х летней дискуссии и вступлением в силу базового федерального закона «О саморегулируемых организациях» появилась правовая база для реализации заявленного правительством курса в части создания механизмов реальной защиты интересов субъектов предпринимательской деятельности, снижения степени давления государства на свободные рыночные предпринимательские и профессиональные отношения, практического перехода к дерегулированию экономики, эффективному сочетанию государственного регулирования экономики с саморегулированием субъектов экономической деятельности, становлению гражданского общества в Российской Федерации. Государство в свою очередь сможет в большей мере сосредоточиться на эффективном выполнении базовых функций: защиты безопасности, прав и свобод граждан, обеспечения гарантий соблюдения единых правил игры на основе Закона, чтобы постепенно избавить экономику от избыточных рычагов государственного регулирования, одновременно оптимизировав функции министерств и ведомств, освобождая их от необходимости осуществления функций всеобъемлющего контроля за участниками рынка.
3 Конфереция СРО "СОВЛАДЕНИЕ"3 Развитие правовой базы СРО Анализ правового регулирования саморегулируемых организаций свидетельствует о все большем развитии данного института. Создание аналогичных организаций предусмотрено в законодательстве с 1992 г. После этого правовой статус соответствующих организаций прошел долгий путь в своем развитии. В 1995 г. в законодательстве был предложен термин "саморегулируемые организации" для обозначения объединений юридических лиц, создаваемых с целью координации деятельности и защиты их прав. Первоначально создание саморегулируемых организаций предусматривалось только на рынке ценных бумаг, но в дальнейшем их статус распространился и на другие сферы. В законодательстве прослеживается идея распространения саморегулируемых организаций во сферах деятельности, подлежащих лицензированию. Кроме того, создание и вступление в саморегулируемую организацию становится обязанностью коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих лицензируемые виды деятельности. Данный процесс еще не закончен, но через несколько лет саморегулируемые организации станут обязательным участником предпринимательской деятельности.
4 Конфереция СРО "СОВЛАДЕНИЕ"4 Правовые основы функционирования саморегулируемых организаций в различных сферах предпринимательской деятельности. Данный этап развития правового статуса саморегулируемых организаций начался с 1998 г. и продолжается до сих пор. Основной целью данного этапа стало создание саморегулируемых организаций не только на фондовом рынке, но и во всех иных сферах предпринимательской деятельности. Начало анного этапа было ознаменовано принятием Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (с изменениями от 21 декабря 2001 г., 21 марта 2002 г.). Федеральным законом 135-ФЗ было зафиксировано право юридических лиц, осуществляющих оценочную деятельность, объединяться в саморегулируемые организации. Саморегулируемые организации оценщиков могут выполнять следующие функции: - защищать интересы оценщиков; - содействовать повышению уровня профессиональной подготовки оценщиков; - содействовать разработке образовательных программ по профессиональному обучению оценщиков; - разрабатывать собственные стандарты оценки; - разрабатывать и поддерживать собственные системы контроля качества осуществления оценочной деятельности. Данные функции аналогичны функциям саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, зафиксированных в Федеральном законе О рынке ценных бумаг. Это естественно, т.к. цель создания саморегулируемых организаций в различных сферах одна - защита прав своих членов. Обобщающее понятие саморегулируемой организации было закреплено в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". В соответствие с Законом саморегулируемая организация - это некоммерческая организация, созданная путем объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей и имеющая своей основной целью обеспечение добросовестного осуществления профессиональной деятельности членами саморегулируемой организации. Правом создавать саморегулируемые организации стали обладать субъекты предпринимательской деятельности в любой сфере. Следующим нормативным актом, установившим новый вид саморегулируемых организаций, стал Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах". Данным Законом было установлено право управляющих компаний объединяться в саморегулируемые организации. Управляющая организация - организация, осуществляющая пользование и распоряжение инвестиционным фондом исключительно в интересах собственников фонда или учредителей доверительного управления. Дальнейшее развитие института саморегулируемых организаций связано с принятием 27 сентября 2002 г. Государственной Думой Федерального закона N "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции Президента Российской Федерацией. В законе предусмотрен новый вид саморегулируемой организации - саморегулируемая организация арбитражных управляющих. При этом закреплено качественно новое положение о саморегулируемых организациях. Объединение арбитражных управляющих в такие организации является не правом, а обязанностью. Для того, чтобы участвовать в проведении процедуры банкротства арбитражный управляющий должен быть членом одной из саморегулируемых организаций. При чем это касается также временного управляющего, административного управляющего, внешнего управляющего и конкурсного управляющего. В законе зафиксировано очень подробное определение саморегулируемой организации в данной сфере. Это некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих. Статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих приобретается некоммерческой организацией с даты включения указанной организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
5 Конфереция СРО "СОВЛАДЕНИЕ"5 Правовое регулирование деятельности институтов аналогичных саморегулируемым организациям Использование данных институтов для защиты и координации деятельности коммерческих организаций появилось не в 1994 г. с принятием Гражданского кодекса Российской Федерации, а намного раньше. 27 ноября 1992 г. был принят Закон РФ N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изменениями от 31 декабря 1997 г., 20 ноября 1999 г., 21 марта, 25 апреля 2002 г.), в соответствие с которым страховщики могут образовывать союзы, ассоциации и иные объединения для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ, если их создание не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации. Эти объединения не вправе непосредственно заниматься страховой деятельностью. Дальнейшее развитие идеи профессиональных объединений страховщиков нашло отражение в Федеральном законе от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", который пока не вступил в силу полностью. Объединяться в профессиональные союзы теперь вменяется в обязанность страховщикам, в этой части закон действует со дня официального опубликования. В Законе прямо определена организационно-правовая форма профессиональных объединений страховщиков - "профессиональное объединение страховщиков создается и действует в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, предусмотренными в отношении ассоциаций (союзов). Таким образом, правовой статус соответствующего объединения определяется в соответствие с Гражданским кодексом РФ. Порядок их создания и деятельности аналогичен саморегулируемым организациям арбитражных управляющих, о котором речь была выше. Институты, аналогичные саморегулируемым организациям, предусмотрены также в Федеральном законе от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности". В соответствие с ним профессиональное аудиторское объединение - это саморегулируемое объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов и защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности и профессиональной этики, осуществляющее систематический контроль за их соблюдением, получившее аккредитацию в уполномоченном федеральном органе.
6 Конфереция СРО "СОВЛАДЕНИЕ"6 Правовое регулирование деятельности институтов аналогичных саморегулируемым организациям в области рекламы Право юридических лиц объединяться в ассоциации и союзы закреплено в Федеральном законе от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе". Данные общественные организации (объединения), ассоциации и союзы юридических лиц являются органами саморегулирования в области рекламы. Их функции в некоторой степени отличаются от функций саморегулируемых организаций в других областях, но общие черты несомненно присутствуют. Они вправе: - привлекаться к участию в разработке требований к рекламе, в том числе проектов законов и иных нормативных правовых актов; - проводить независимую экспертизу рекламы на предмет установления ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе и направлять соответствующие рекомендации рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям; - привлекаться федеральным антимонопольным органом (его территориальными органами) при осуществлении им контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе; - направлять в органы прокуратуры материалы и обращаться в федеральные органы исполнительной власти в связи с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе; - предъявлять в установленном прядке иски в суд, арбитражный суд в интересах потребителей рекламы, в том числе неопределенного круга потребителей рекламы, в случае нарушения их прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации о рекламе. Понятие "саморегулирование в области рекламы" было дано на заседании Общественного совета по рекламе 15 ноября 1996 г., на котором рассматривался вопрос о состоянии и перспективах саморегулирования рекламы в России. "Саморегулирование рекламы, - говорится в пресс-релизе Совета об этом заседании от 15 ноября 1996 г., - представляет собой взаимодействие основных участников рекламного процесса - рекламодателей, рекламистов и СМИ - с целью выработки единых "правил игры", осуждения порочной практики в бизнесе и эффективного взаимодействия с представителями общественности, потребителей, органов государственной власти. Саморегулирование позволяет решать спорные вопросы в досудебном порядке, создает климат доверия и открытости, благоприятный как для рекламного сообщества, так и для потребителей. В основе механизмов саморегулирования лежат согласованные этические нормы, примером которых является Международный кодекс рекламной деятельности (Кодекс МТП)". "Cаморегулирование рекламы - это один из способов повышения качества рекламной продукции и устранения плохой рекламы", - говорится в "Материалах к заседанию Общественного совета по рекламе 15 ноября 1996 г.". В то время как законодательные механизмы являются консервативными и неповоротливыми, говорится в тех же "Материалах", система саморегулирования продемонстрировала во многих странах возможность своевременно, гибко и с меньшими затратами регулировать отношения внутри рекламного сообщества и обеспечивать его взаимодействие с общественностью, потребителями и государством. Более того, в отличие от законодательства, саморегулирование предполагает добровольное следование не только букве, но и духу своих принципов". В настоящее время в России существует целый ряд органов саморегулирования в области рекламы. К наиболее известным относятся Комитет по рекламе Торгово-промышленной палаты России, Российская ассоциация рекламодателей, Ассоциация рекламных агентств России. 5 октября 1995 г. впервые в России был зарегистрирован Общественный совет по рекламе. К сожалению, деятельность всех этих организаций по реализации Закона "О рекламе" очень мало освещается средствами массовой информации. Распоряжением от 2 сентября 1994 г. N 1409-р Правительством Российской Федерации предложено ГАК России, ФСТР России при участии Роскомпечати рассмотреть вопрос о целесообразности создания межведомственного совета по рекламе и внести согласованные предложения в Правительство Российской Федерации.
7 Конфереция СРО "СОВЛАДЕНИЕ"7 Объединения и союзы СРО Анализируя законодательство, посвященное саморегулируемым организациям, нельзя не затронуть институты по своей сути являющиеся аналогичными данным организациям. Это некоммерческие организации, создаваемые с целью защиты прав и интересов их участников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей. Они в законодательстве могут называться по-разному, но создаются в организационно-правовой форме союза или ассоциации. Правовой статус данных организаций закреплен в Гражданском кодексе Российской Федерации, где сказано, что коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов.
8 Конфереция СРО "СОВЛАДЕНИЕ"8 Нормативные акты, регулирующие деятельность саморегулируемых организаций. В настоящее время правовую основу деятельности саморегулируемых организаций составляют следующие нормативные акты: 1. Конвенция о координации деятельности государств-участников Содружества Независимых Государств на рынках ценных бумаг (Москва, 25 ноября 1998 г.); 2. Гражданский кодекс Российской Федерации; 3. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изменениями от 31 декабря 1997 г., 20 ноября 1999 г., 21 марта, 25 апреля 2002 г.); 4. Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" 5. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изм. и доп. от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г.); 6. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 21 декабря 2001 г., 21 марта 2002 г.); 7. Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (с изм. и доп. от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.); 8. Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах"; 9. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"; 10. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности"; 11. Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"; 12. Проект Федерального закона N "О несостоятельности (банкротстве)"; 13. Указ Президента РФ от 4 ноября 1994 г. N 2063 "О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 22 марта 1996 г., 25 июля 2000 г., 18 января 2002 г.); 14. Указ Президента РФ от 1 июля 1996 г. N 1008 "Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 16 октября 2000 г.); 15. Распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 1 июня 1998 г. N 501-р "О повышении эффективности деятельности саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг"; 16. Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 1 июля 1997 г. N 24 "Об утверждении Положения о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг и Положения о лицензировании саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг" (с изм. и доп. от 14 июля 1998 г.); 17. Распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 20 марта 2001 г. N 219-р "Об утверждении Положения о Совете саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг при Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг"; 18. Распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 17 сентября 1998 г. N 982-р "О взаимодействии ФКЦБ России с саморегулируемыми организациями при проведении проверок деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг"; 19. Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 26 ноября 1996 г. N 21 "Об утверждении Временного положения об учетных регистрах и внутренней отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг" (с изм. и доп. от 3 ноября 1998 г.); 20. Распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 28 октября 1997 г. N 1439-р "Об утверждении Квалификационного минимума по базовому экзамену для руководителей и специалистов организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг" (с изм. и доп. от 2 апреля 1998 г., 11 мая 1999 г.); 21. Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 9 января 1997 г. N 2 "О системе раскрытия информации на рынке ценных бумаг"; 22. Положение Центрального банка России от 19 августа 1998 г. N 49-П "О порядке применения к кредитным организациям мер ответственности и иных мер воздействия за нарушения законодательства о рынке ценных бумаг"; 23. Временное положение о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений при Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 апреля 2002 г. N 38н 24. Решение Верховного Суда РФ от 22 июня 1999 г. "Верховный Суд Российской Федерации признал недействительным (незаконным) п.2.12 Положения о лицензировании различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации, утвержденного постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 23 ноября 1998 г. N 50" и др. В этом разнообразии нормативных актов можно выделить три основных уровня: правовая база деятельности саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг; правовые основы деятельности саморегулируемых организаций в различных сферах предпринимательской деятельности; правовое регулирование деятельности институтов аналогичных саморегулируемым организациям.
9 Конфереция СРО "СОВЛАДЕНИЕ"9 Список литературы 1. Плескачевский В.С. Концепция законодательного регулирования деятельности саморегулируемых организаций (СРО): Материалы к парлам. слушаниям: "Саморегулирование профессиональной деятельности как элемент гражданского общества", 26 нояб г. 2. Крючкова П.В. Саморегулирование хозяйственной деятельности как альтернатива избыточному государственному регулированию. -М., Три исследования по конкурентной политике/ Под ред. Шаститко. - М., Хинкин П. Саморегулирование на рынке ценных бумаг // Журн. для акционеров C Тарачев В. Саморегулируемые организации: принципы и практика их воплощения // Рынок ценных бумаг C Хинкин П. Саморегулирование на рынке ценных бумаг // Рынок ценных бумаг C Петров Ю. Финансово-кредитная политика России в контексте мирового кризиса конца 1997 года: либерализация или дедолларизация? // Российский экономический журнал C Браун К. "Третий сектор" и проблемы общественной самоорганизации в современной России // Общество и экономика C Абрамов А. Саморегулируемые организации: идеи, практика и предложения // Право и экономика C Алехин Б.И. Защита инвесторов в США и Канаде // США. Канада: Экономика. Политика. Культура C Коломина-Труман М. Опыт регулирования фондового рынка в Великобритании // Финансы и кредит C Баташов Д. Система регулирования рынка ценных бумаг в России и за рубежом/ // Рынок ценных бумаг C Гудков Ф.Неэмиссионные ценные бумаги // Рынок ценных бумаг C Хромушкин И. Как помирить рынок и право? // Рынок ценных бумаг C Чаплыгина Т. Третейский суд саморегулируемой организации: теория и практика // Рынок ценных бумаг C Миркин Я. Множественность СРО // Рынок ценных бумаг C Лазарко И.О саморегулировании на финансовых рынках // Рынок ценных бумаг C Плескачевский В. Саморегулируемых организаций может быть много, а регулятор, наверное, один // Рынок ценных бумаг C Алешина А.В. Регулирование фондового рынка: проблемы и перспективы // Современные тенденции развития финансовой системы: Сб. работ. -М., C Шурганова Н.Э. Объективно обусловленные границы государственного вмешательства в функционирование рынка ценных бумаг // Современные тенденции развития финансовой системы: Сб. работ. -М., C Россошинская Т. Основные формы государственного регулирования рынка ценных бумаг в России // Проблемы эффективности банковской системы: Сб. тр. молодых ученых. - Владивосток, Вып C Хиценко В.Е. Социальная самоорганизация и новая концепция управления // Самоорганизация и организация власти: Материалы четвертого Всерос. постоянно действующего науч. семинара "Самоорганизация устойчивых целостностей в природе и обществе". -Томск, C Крючкова П. Саморегулирование: понятие, условия развития, преимущества // О саморегулировании: Информ. бюл. -М., (Вестн. НАУФОР; вып. 4)). - C Пахутко О. Саморегулируемые организации: проблемы и перспективы// О саморегулировании: Информ. бюл. -М., (Вестн. НАУФОР; вып. 4)). - C Самарина Т.П. Проблемы регулирования финансовых рынков // Аналитический вестник /Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации N C
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.