Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwiki.ippk.ru
3 «Ребенок - непризнанный гений средь будничных серых людей» М.Волошин «Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины» Протагор
4 Актуальность Хроническая школьная неуспеваемость – наиболее острая проблема детей младшего школьного возраста. Трудности усвоения различных школьных предметов являются основной причиной неуспеваемости, школьной дезадаптации. На первом месте из них стоят нарушения чтения и письма. По самым общим подсчетам (Е.А.Соболева) таких детей сегодня 25% от всех школьников. Среди специфических затруднений письменной речи выделяется группа ошибок оптического характера, которые носят стойкий характер. Своевременно неисправленные дефекты письменной речи тормозят языковое и интеллектуальное развитие, не исчезают без специально организованного обучения и «благополучно» переходят в среднее звено школы.
5 Соотношение оптической и аграмматической дисграфии по данным разных авторов: Л.В.Парамонова, О.Л.Кубанова
7 Количественное соотношение замен и смешений букв
8 Распространённость сложной дисграфии
9 Профилактика - совокупность предупредительных мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Профилактика дисграфии- совокупность мер, направленных на предупреждение речевых нарушений на письме. Коррекция- исправление каких-либо нарушений. Коррекция речи- исправление нарушений устной и письменной речи. Профилактика - совокупность предупредительных мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Профилактика дисграфии- совокупность мер, направленных на предупреждение речевых нарушений на письме. Коррекция- исправление каких-либо нарушений. Коррекция речи- исправление нарушений устной и письменной речи.
10 «Дисграфия – это специфическое нарушение процесса письма без каких-либо критериев ограничения». «Дисграфия -частичное расстройство процессов письма. Их основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок, не связанное ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения»( Р.И. Лалаева ) «Дисграфией следует называть стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графики (т.е. руководствуясь фонетическим принципом письма), несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствие грубых нарушений зрения или слуха»(А. Н. Корнев)
11 Исследования учёных и практиков Изучением и разработкой проблемы дифференциальной диагностики нарушений письменной речи, а также их устранения у детей занимались Р.И.Лалаева, А.Н.Корнев, И.Н. Садовникова, Л.Н.Ефименкова, А.В. Ястребова, Т.П.Бессонова и др.
12 Р.И. Лалаева причины оптической дисграфии связывает с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений, что проявляется в заменах и искажениях букв на письме. И.Н.Садовниковой удалось установить новый тип специфических графических ошибок - смешение букв по кинетическому сходству. Она доказала, что смешение букв по кинетическому сходству носят закономерный и стойкий характер, снижают в целом качество письма, имеют выраженную тенденцию к росту и при отсутствии профилактических и коррекционных мер тормозят развитие речемыслительной деятельности школьников. И.Н.Садовникова также выделила так называемую ложную дисграфию, которая является проявлением естественных затруднений детей в ходе начального обучения письму. А.Н.Корнев дополнил симптоматику диспраксической (моторной) дисграфии, оптическую дисграфию отнёс к неспецифическим нарушениям письма.
13 Основные направления коррекционной работы по преодолению оптической дисграфии у младших школьников. (Р.И.Лалаева ) Развитие зрительного восприятия и узнавания(гнозиса, в том числе и буквенного). Уточнение и расширение объема зрительной памяти (мнезиса). Формирование пространственного восприятия и пространственных представлений. Развитие зрительного анализа и синтеза. Формирование речевых обозначений зрительно- пространственных отношений. Дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.
14 Развитие зрительного гнозиса 1. Назвать предметы по их контурам. 2. Назвать недорисованные предметы. 3. Назвать перечеркнутые изображения. 4. Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга. 5. Определить, что неправильно нарисовал художник. 6. Распределить предметы по величине. 7. Распределить предметы по их реальной величине. 8. Подбор картинок к определенному цветовому фону. 9. Игра «Геометрическое лото». 10. Подбор одинаковых полосок. 11. Определение правой и левой части разноцветных полосок. 12. Подбор парных карточек с геометрическими фигурами.
15 13. Нахождение фигуры среди других. 14. Срисовывание изображений, состоящих из фигур и стрелок. 15. Срисовывание серии полукругов и линий. 16. Рисование серий по представлению. 17. Узнавание одной из серий среди сходных изображений. 18. Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых тождественно предъявленному, второе представляет его зеркальное отражение. 19. Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников. 20. Дорисовывание симметричных изображений. 21. Составление разрезанных на части картинок. 22. Игра «Открывание окошек в домике». 23. Дополнение рисунка. 24. Выполнение текстов Равена. 25. Конструирование из кубиков Кооса. 26. Конструирование фигур из спичек. 27. Анализ нелепых картинок.
16 Образцы упражнений
17 Развитие буквенного гнозиса 1. Найти букву среди ряда других букв. 2. Сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом. 3. Назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями. 4. Определить букву в неправильном положении. 5. Обвести контурные изображения букв. 6. Дописать букву. 7. Выделить буквы, наложенные друг на друга. 8. На фоне контурных изображений предметов найти «спрятанные» буквы. 9. Конструирование печатных и рукописных букв из элементов. 10. Реконструирование буквы.
19 Называние всех букв алфавита, предъявляемых в любом порядке. Это позволит выяснить не только возможность различения сходных букв, но и знание букв вообще.
20 Называние написанных рядом сходных по начертанию букв
22 Развитие зрительной памяти Запомнить 4-5 картинок, а затем найти их среди других Запомнить буквы, цифры, фигуры в первоначальной последовательности. Игра «Чего не стало». Игра «Что изменилось?»
23 Формирование пространственных представлений, зрительно- пространственного анализа и синтеза 1. Ориентировка на собственном теле, дифференциация правых и левых его частей. 2. Ориентировка в окружающем пространстве в определенной последовательности(сбоку, спереди, напротив). 3. Дифференциация правых и левых частей букв, элементов других графических изображений. 4. Работа с предлогами, обозначающими пространственные отношения. 5. Работа по развитию зрительного анализа графических изображений и букв, составляющих их элементов; определение сходства и различия между сходными графическими изображениями и буквами.
25 Если положить руки перед собой, то справа будет правая рука, а слева - левая. Если скрестить руки и положить их перед собой, то кисть правой руки окажется слева, а кисть левой руки – справа
26 Пририсуй левым рукам браслеты. Пририсуй правым рукам колечки на безымянном пальце.
27 Черепахи расползлись по классу и по ошибке стерли буквы А-О со своих листочков. Помоги им.
28 Игра: «Каждой картинке свое место» Цели: 1. Дифференцировать кинетически сходные буквы «б» и «д» путем выработки четкой зрительно- моторной координации. 2. Развивать навыки звукового анализа. 3. Развивать зрительную память. 4. Закреплять навыки пространственной ориентировки на листе бумаги. Оборудование: таблица, предметные картинки (ягода, грибы, рубашка, жеребенок, ведро, гнездо, дыня, воробей, пирамида), тетради, цветные карандаши.
29 Описание игры 1. Прикрепи картинку, докажи свой выбор места в таблице количественным анализом слова и определением места «дежурного» звука в слове. 2. Назови картинку в верхнем левом углу, под ней, справа от нее, на пересечении 2-го столбика и первой строчки и т. д. 3. Вспомни место картинок, опираясь на «дежурные» буквы. 4. Запиши слова в тетрадь, распределяя их в два столбика, выдели цветными карандашами буквы Б и Д.
30 Д - 4Д - 5Д - 1 Д -3Б - 4Б - 5 Б - 3Д - 7
31 Диктант: «Буквы-невидимки» Цель: 1. Проверить сформированность навыка различения букв а-о. 2. Развивать зрительную память, логическое мышление, координацию речи с движением. 3. Воспитывать орфографическую зоркость. Оборудование: карточка с заглавием диктанта, тексты диктантов.
32 Описание работы 1. Расшифровать название диктанта по карточке. 2.Чтение текста логопедом. Весной. Вот и прошл_ зим_. Наступила весн_. С_лнце греет все ж_рче. По дор_гам журч_т ручейки. Из д_льних стр_н возвращ_ются дом_й птицы. В1В1 Е2Е2 Й6Й6 Н4Н4 О5О5 С3С3
33 3. Чтение текста детьми по предложениям и вставка пропущенных букв А-О. 4. Орфографический анализ текста. 5. Повторное чтение текста логопедом. 6. Текст на доске закрывается, и дети пишут его под диктовку. 7. Самопроверка. 8. Проверка логопедом.
34 Игра: «Муха»
35 Выводы: Предложенные упражнения и игры способствуют развитию зрительного гнозиса и мнезиса, формированию пространственных представлений. Одной из приоритетных задач логопедов и педагогов является своевременное выявление, профилактика и коррекция оптической дисграфии, что не позволит допустить перехода ошибок в среднее звено школы.
36 «Нельзя возвратить юношу в школу для доразвития, «доделки». Процесс развития есть в известном смысле необратимый процесс». Д.Б. Эльконин
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.