Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемpavlrimc.narod.ru
1 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В ПРОФОРИЕНТАЦИИ Методическая разработка в помощь школьным психологам. «Персонал Ресурс» Краснодар
2 "Персонал Ресурс" Нархова О.В ПРАВИЛА КОНСУЛЬТАТИВНОЙ БЕСЕДЫ Необходимое условие: установление контакта, доверительной атмосферы беседы, равных позиций собеседников (на вербальном и невербальном уровне). Во время консультативной беседы старайтесь избегать прямых советов, т.к. они с очень большой долей вероятности вызовут сопротивление. Соблюдайте правило «20 / 80». Ваше «время звучания» в диалоге должно составлять около 20 процентов от всего времени беседы, а «время звучания» вашего собеседника - около 80 процентов. Задача консультанта: помочь ученику найти ту зону интереса, которая вызывает у него энергию, прилив сил, желание действовать. Необходимо помочь ученику преодолеть ограничивающие рамки «взрослого» мышления. Свободный полёт фантазии может помочь значительно расширить зону поиска. «Отпусти умные рамки, пофантазируй! Представь, что можно всё! Что бы ты тогда выбрал?» Ученику дается возможность задать интересующие его вопросы. Помогите ему продумать план дальнейших действий, обозначьте возможные варианты вашего взаимодействия. Не навреди! Если вы или родители ребёнка не согласны с направлением деятельности, которое он считает своим призванием, не будьте категоричны. Так вы лишь разрушите доверие. Помогите ему расширить взгляд на ситуацию и, возможно, включить его мечту в образ желаемого будущего в другом качестве или в другой период времени. Кроме того, подобная ситуация является прямым указанием на необходимость беседы с родителями.
3 "Персонал Ресурс" Нархова О.В ПРОЕКТИВНЫЙ ВОПРОС ОЦЕНИВАЕМЫЙ ФАКТОР 1Что стимулирует людей к эффективной работе?Мотивация 2Что нравится людям в работе?Мотивация 3Почему человек выбирает ту или иную профессию?Мотивация 4Что может вынудить человека уволиться?Демотивирующие факторы 5В каком коллективе сотрудники чувствуют себя наиболее комфортно? Предпочтения по коллективу. 6Какие качества характера наиболее значимы для успешного общения с людьми? Предпочтения по окружению. Модель успешного общения. 7Зачем люди стремятся сделать карьеру? Мотивация карьерного роста 8В каких ситуациях оправдана ложь?Допущение обмана. 9Как вы думаете, почему люди возвращают взятый в банке кредит?Мотивы честного поступка, противоречащего материальным ценностям. 10Почему при одном и том же уровне доходов в одних компаниях люди воруют, а в других нет? Мотивы честного поступка и поведения 11За что следует уволить сотрудника сразу?Понятие об асоциальных поступках. 12Опишите самый типичный конфликт в коллективе? В чем его причины? «Болевые точки» с точки зрения конфликтности этого человека. 13Каких людей более охотно берут на работу на хорошие должности? Модель успеха 14Почему одни люди добиваются успеха, а другие терпят неудачу в жизни? Модель успеха ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОЕКТИВНЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ И МОТИВАЦИИ УЧЕНИКА
4 "Персонал Ресурс" Нархова О.В МОТИВАТОРИНТЕРПРЕТАЦИЯВЫВОДЫ 1.Деньги, материальный стимул, зарплата Не интерпретитуется 2Финансовые мотиваторы упоминаются больше двух раз. Слишком большой интерес к материальному аспекту Если основной мотиватор – деньги, то чрезвычайно важно формировать у ученика понимание того, что самые «близкие» по времени финансовые средства может обеспечить выбор рабочей профессии. 3Данные мотиваторы не упоминаются вообще Материальный фактор практически не имеет значения Нужно обратить внимание ученика на то, что он совсем упускает из вида материальную сторону вопроса выбора профессии. 4Оценка, похвала, вознаграждение и т.п. Внешняя референция, наиболее значимыми для человека являются факторы внешней оценки. Обратить внимание на то, что в реальной рабочей ситуации очень немногие профессии могут обеспечить положительную внешнюю оценку. 5Слава, почет.Ученик слишком ориентирован на признание. Часто такие мотиваторы говорят о наличии серьёзных комплексов. Возможно, это не до конца осознанное желание «быть на виду». Тогда следует подробнее рассмотреть с учеником возможности профессий, связанных с большим количеством социальных контактов. 6Карьера, карьерный рост, перспектива… Ориентация на карьерный рост, если встречается более одного раза – преувеличенная значимость карьерного роста. Помочь ребёнку соотнести его амбициозность с реальными чертами характера, проявившимися уже сейчас (см. «Выявление и осознавание базовых качеств»). АНАЛИЗ ВЫЯВЛЕННЫХ МОТИВОВ Здесь представлены наиболее часто встречающиеся группы ответов на проективные вопросы, касающиеся мотивации. Анализ карты мотиваторов позволяет дать более расширенные, и в то же время более точные рекомендации.
5 "Персонал Ресурс" Нархова О.В МОТИВАТОРИНТЕРПРЕТАЦИЯВЫВОДЫ 7СтатусОриентация не столько на реальные, сколько на статусные моменты. Чаще всего высокая ориентация на статус также связана с определёнными «комплексами». Необходимо углубляющими вопросами помочь ребёнку глубже осознать, какие потребности стоят за желанием статуса. 8Профессиональный рост, мастерство, развитие… Ориентация на профессиональное развитие и рост как самостоятельную ценность. Универсальная мотивация, нужно только помочь ученику выбрать направление. 9Четкая цельНеобходимость формирование четких целей и задач. Чаще всего эта мотивация говорит о готовности отвечать только за себя. Она исключает управленческие виды деятельности. 10ИнтересОриентация на интересную работу.Обычно соотносится с высокой обучаемостью. Ученику необходимо показать возможности параллельного образования, совмещения работы с учёбой. 11Хороший руководитель, личность руководителя Ориентация в значительной степени на личность руководителя. Она говорит и об ориентации на похвалу. Стоит обратить внимание на то, что у такого ребёнка может быть высокий уровень тревожности, неуверенность в себе, что ограничивает его мотивацию на будущую работу. Ему было бы полезно рекомендовать участие в коммуникативных тренингах. 12Отношения, коллектив, хороший коллектив, микроклимат…. Значительная степень ориентации на отношения с людьми как на один из важнейших факторов Обычно у людей с такой мотивацией низкий уровень конфликтоустойчивости. Следует обратить на это внимание при выборе вида деятельности. Избегать выбора работы с большим количеством социальных контактов. 13СамореализацияВысший уровень мотивацииПрекрасно для работ, предполагающих творчество, не приемлемо - для рутинных работ. АНАЛИЗ ВЫЯВЛЕННЫХ МОТИВОВ
6 "Персонал Ресурс" Нархова О.В ФАКТОР ПРИЗНАКИНАПРАВЛЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ Нет ярко выраженных перепадов активности. Успешен в учёбе. Высокая загруженность не влияет на результаты обучения. Активно принимает участие в жизни класса и школы. Отдых не является самоцелью. Выбирает активные формы отдыха (активность может быть не только физическая, но и интеллектуальная). Часто ли ты чувствуешь себя усталым? Что утомляет больше всего? Какой бы режим своей будущей работы ты выбрал? Какой вид отдыха предпочитаешь? Каким тебе представляется идеальный вариант твоей будущей работы? РЕАЛИСТИЧНОСТЬ Способен представить будущую работу всесторонне: не только позитивные и интересные стороны, но и трудности, и способы их преодоления. Говоря о предстоящей работе, хорошо осознаёт уровень действий: что именно нужно будет делать? Способен описать среднестатистический рабочий день. Как ты думаешь, какие трудности могут возникнуть у тебя в твоей будущей работе? (Или не «у тебя» а в общем, какие трудности возможны в этом виде деятельности?) Как будет проходить твой обычный рабочий день? КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ«Слышит» вопросы, отвечает по существу. Спрашивает, влияет на ход разговора. Смотрит на собеседника во время беседы. Не прерывает собеседника, умеет слушать. Специальных вопросов не предусмотрено, т.к. указанные признаки можно отследить при разговоре на любую тему. ВНЕШНЯЯ ПРЕЗЕНТАБЕЛЬНОСТЬ Опрятный внешний вид. Уверенное поведение. Выразительная речь. Хорошая дикция. Также, как и «Коммуникабельность» не нуждается в дополнительных вопросах. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БАЗОВЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
7 "Персонал Ресурс" Нархова О.В ФАКТОР ПРИЗНАКИНАПРАВЛЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ ОБЩАЯ ОСВЕДОМЛЁННОСТЬ Может назвать конкретные навыки и знания, необходимые в предполагаемой профессии. Знает и использует различные способы самообразования (книги, семинары, собственный опыт, Интернет, общение с экспертами, и т.д.). Имеет потребности в саморазвитии. Может определить область своего ближайшего развития. Где и как ты планируешь получить необходимые для этой работы знания и навыки? Чему ты мог бы научиться в ближайшее время? УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ Свободная поза. Умеренная подвижность. Адекватная громкость голоса. Задаёт уточняющие вопросы. Умеет соглашается с мнением других людей. Как ты считаешь, справишься ли ты с выбранной работой? Почему ты так считаешь? ЛИЧНАЯ ОРГАНИЗОВАННОСТЬ Пунктуальность в учебном процессе. Понимает важность планирования и сам старается использовать планирование в распорядке учебного дня, недели, месяца. Часто ли ты опаздываешь куда-нибудь? От чего это зависит? Как ты запоминаешь необходимые дела на день, неделю, месяц? ПОЗИТИВНОСТЬ Открыто отвечает на вопросы. Преобладает позитивная оценка одноклассников, окружающих взрослых, событий своей жизни. Тебе одинаково нравятся все твои одноклассники? Что влияет на твою оценку? У тебя трудная жизнь? (Счастливая? Лёгкая?) Почему? ОПРЕДЕЛЕНИЕ БАЗОВЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
8 "Персонал Ресурс" Нархова О.В ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ: Не знаю, чего хочу Не уверен, справлюсь ли Не могу выбрать Родители хотят одного, а я другого
9 "Персонал Ресурс" Нархова О.В «Не знаю, чего хочу» 1. Кем работают твои родители? 2. Что ты знаешь об этих профессиях? 3. Что нравится, что нет? 4. Почему? 5. О каких ещё профессиях ты знаешь, имеешь более подробное представление? 6. Что в них тебе нравится (не нравится)? 7. О каких профессиях не знаешь, но тебе было бы интересно узнать? 8. Где и как ты мог бы узнать об этом подробнее? 9. Что для этого нужно сделать? 10. Когда ты это сделаешь? 11. Спланируй первые 2 – 3 шага в этом направлении (что сделаешь в первую, вторую, третью очередь; кто или что для этого потребуется; когда ты это сделаешь?)
10 "Персонал Ресурс" Нархова О.В «Не знаю, чего хочу» (Вариант «В») Если предыдущая схема по каким-то причинам не сработала: 1. Какая зона деятельности привлекает тебя с позиции здравых рассуждений? А с позиции желаний? 2. А мечты? Есть профессии, о которых ты мечтал когда-то, но ничего не знаешь о них точно? 3. Где и как ты мог бы узнать об этом подробнее? 4. Что для этого нужно сделать? 5. А что тебе вообще нравится делать? (Продолжение в случае конструктивного ответа): 6. Как ты думаешь, есть профессии, в которых требуется делать именно это? 7. Как ты мог бы об этом узнать? 8. Что для этого нужно сделать? 9. Когда ты это сделаешь? (В случае неконструктивного ответ, мы понимаем, что это сопротивление, и работаем предварительно на установление контакта)
11 "Персонал Ресурс" Нархова О.В «Не уверен, справлюсь ли». 1. Какая профессия тебя привлекает? 2. Какие нужны качества для успешности в ней? 3. Есть ли у тебя эти качества? 4. Почему ты так считаешь? 5. Как можно узнать подробнее о профессионально важных качествах (ПВК)? 6. Что ты хотел бы узнать о себе в плане соответствия ПВК? (предложить соответствующую диагностику) 7. Что ты хотел бы изменить в себе, чтобы соответствовать ПВК? В случае, если знает: 1. Как ты мог бы это сделать? 2. Кто тебе мог бы в этом помочь? 3. Что для этого нужно? 4. Когда ты готов начать действия в этом направлении? 5. Какими будут первые 2 – 3 шага? В случае, если не знает: 1. Как ты мог бы об этом узнать? 2. Что ты будешь делать для этого? 3. Когда начнёшь?
12 "Персонал Ресурс" Нархова О.В «Не могу выбрать». 1. Из чего выбираешь? 2. В чём проблема выбора? 3. Что ты знаешь об этих профессиях? 4. Как можешь узнать подробнее? 5. Что тебе в каждой из них нравится? Есть ли эти параметры в каких-нибудь других профессиях? 6. Что не нравится? Есть ли профессии, в которых нет этих неприятных для тебя параметров? 7. Есть ли профессии, объединяющие желаемые для тебя параметры в обеих этих профессиях? 8. Есть ли профессии, где неприятные для тебя параметры минимизированы? 9. Где ты мог бы об этом узнать? 10. Что для этого нужно сделать? 11. Когда ты это сделаешь?
13 "Персонал Ресурс" Нархова О.В «Родители хотят одного, а я другого» 1. Чего хотят для тебя родители, а чего хочешь ты? 2. Чем мотивируют родители? 3. А ты? 4. Что ты знаешь об этой профессии (профессиях)? 5. Что тебя в каждой из них привлекает, а что не нравится? 6. Опиши, как ты видишь своё профессиональное будущее в случае, если примешь выбор родителей? 7. То же самое про свой выбор. 8. Какие ощущения вызывает каждое из этих описаний? 9. Можно ли совместить эти 2 профессии? 10. Может ли одна из них занять в твоей жизни место хобби? 11. Ты планируешь получить только 1 образование? 12. Что ты знаешь о возможности получения одновременно 2 образований (профессий). 13. Где ты мог бы об этом узнать? В случае предъявления этой проблемы необходима также беседа с родителями этого ученика.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.