Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемДарья Яцукова
2 Аристотель Платон Сократ ДОСОКРАТИКИ Введение в античную философию: Введение в античную философию:
3 Введение в античную философию: досократики Введение в античную философию: досократики Министерство образования и науки РФ Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет – УПИ» Министерство образования и науки РФ Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет – УПИ» Учебное электронное мультимедийное издание Подготовлено кафедрой философии и Центром Аудиовизуальных технологий и полиграфии Научный редактор: доцент, кандидат философских наук Л. А. Белоусова Учебное электронное мультимедийное издание Подготовлено кафедрой философии и Центром Аудиовизуальных технологий и полиграфии Научный редактор: доцент, кандидат философских наук Л. А. Белоусова ГОУ ВПО УГТУ УПИ, 2005 Екатеринбург 2005 ГОУ ВПО УГТУ УПИ, 2005 Екатеринбург 2005 Б. И. Джинджолия Учебно-методическое пособие по раннему периоду античной философии выполнено в виде слайд-презентации, в которой текстовый лекционный материал сопровождается графическими иллюстрациями. Предназначено для студентов всех специальностей всех форм обучения. УДК 1 (091)
4 Что такое античная философия? Античный мир в VI-V вв. до н. э. Основные периоды истории античной философии Досократики – кто они? Ранние досократики: Ионийская философия: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен Гераклит Италийская философия: Пифагор Ксенофан Парменид Зенон Поздние досократики: Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит Итоги досократического периода античной философии Вопросы и задания для самопроверки Литература Что такое античная философия? Античный мир в VI-V вв. до н. э. Основные периоды истории античной философии Досократики – кто они? Ранние досократики: Ионийская философия: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен Гераклит Италийская философия: Пифагор Ксенофан Парменид Зенон Поздние досократики: Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит Итоги досократического периода античной философии Вопросы и задания для самопроверки Литература Содержание:
5 Что такое античная философия? Античная философия – совокупность философских учений, возникших и развивавшихся в Древней Греции и Древнем Риме в период с VI в до н.э. по VI в. н.э. Античная философия возникает одновременно с философской мыслью Индии и Китая. Античная философия – совокупность философских учений, возникших и развивавшихся в Древней Греции и Древнем Риме в период с VI в до н.э. по VI в. н.э. Античная философия возникает одновременно с философской мыслью Индии и Китая.
6 Что такое античная философия? Для западной философии эпоха античной философии является уникальной - в это время задаются практически все направления дальнейшего развития философии, происходит оформление всех основных типов западного философствования. Учение Платона и неоплатоников стало идейной основой христианской философии, а логика Аристотеля заложила основу европейского стиля мышления. Эпоха античности и сама античная философия - это духовный исток, идейно-культурная прародина всей западноевропейской цивилизации. Для западной философии эпоха античной философии является уникальной - в это время задаются практически все направления дальнейшего развития философии, происходит оформление всех основных типов западного философствования. Учение Платона и неоплатоников стало идейной основой христианской философии, а логика Аристотеля заложила основу европейского стиля мышления. Эпоха античности и сама античная философия - это духовный исток, идейно-культурная прародина всей западноевропейской цивилизации.
7 Что такое античная философия? В истории духовной культуры человечества возникновение философии знаменует переход от мифологического мировоззрения к философскому. Мифологическое сознание – древнейшая образно- символическая форма постижения и объяснения мира. Главная функция мифа – объяснить миропорядок и регулировать общественные отношения. Миф объясняет все – происхождение и устройство природы, появление людей и животных, причины стихийных явлений, но все объяснения сводятся к рассказам, а не логическим суждениям. В истории духовной культуры человечества возникновение философии знаменует переход от мифологического мировоззрения к философскому. Мифологическое сознание – древнейшая образно- символическая форма постижения и объяснения мира. Главная функция мифа – объяснить миропорядок и регулировать общественные отношения. Миф объясняет все – происхождение и устройство природы, появление людей и животных, причины стихийных явлений, но все объяснения сводятся к рассказам, а не логическим суждениям.
8 Что такое античная философия? Античная мифология Хаос (зияние, пустота) Хаос (зияние, пустота) Космос Гея (Земля) Гея (Земля) Гея + Уран Кронос + Рея Прометей титаны Тифон циклопы Эхидна сторукие гиганты эринии Зевс + Гера Гестия Аид Деметра Посейдон Дионис Гефест Афродита Арес Афина Гермес Аполлон Артемида Тартар (подземный мир) Тартар (подземный мир) Эрос (Любовь, влечение) Эрос (Любовь, влечение) Эреб + Никта (тьма) (ночь) Эреб + Никта (тьма) (ночь) (небо) Смерть, сон, несчастье Эфир + Гемера (воздух) (день) Эфир + Гемера (воздух) (день)
9 Эдип и Сфинкс Что такое античная философия? Античная мифология Венера Милосская. 2 в. до н.э. Венера Милосская. 2 в. до н.э.
10 Что такое античная философия? Для мифа характерна антропоморфизация (очеловечивание) природы и наличие божественных и полубожественных существ. По сути, каждый бог в мифе – это персонифицированный ответ на любые вопросы о мире и по всем сферам жизнедеятельности людей. Возникновение философии означает невозможность более довольствоваться мифологической картиной мира. Для мифа характерна антропоморфизация (очеловечивание) природы и наличие божественных и полубожественных существ. По сути, каждый бог в мифе – это персонифицированный ответ на любые вопросы о мире и по всем сферам жизнедеятельности людей. Возникновение философии означает невозможность более довольствоваться мифологической картиной мира.
11 Что такое античная философия? В философии, в отличие от мифа: 1) мышление преимущественно понятийное, а не эмоционально-образное; знание опосредуется логическими рассуждениями и выражается в обобщенной форме; 2) истина и мудрость обретается в самостоятельном поиске, а не от богов или легендарных героев; 3) обязательна рефлексия – обращенность сознания на самое себя; разум выделяется в качестве особого объекта и делается предметом анализа. В философии, в отличие от мифа: 1) мышление преимущественно понятийное, а не эмоционально-образное; знание опосредуется логическими рассуждениями и выражается в обобщенной форме; 2) истина и мудрость обретается в самостоятельном поиске, а не от богов или легендарных героев; 3) обязательна рефлексия – обращенность сознания на самое себя; разум выделяется в качестве особого объекта и делается предметом анализа.
12 Что такое античная философия? Гомер Древнегреческие мифы представлены в самых известных произведениях античной литературы - поэмы Гомера (VIII в. до н. э.) «Илиада» и «Одиссея» и поэмы Гесиода (VIII в. до н. э.) «Труды и дни» и «Теогония». Одиссей и Тиресий в подземном мире. Конец V в. до н.э. Одиссей и Тиресий в подземном мире. Конец V в. до н.э.
13 Средиземноморье Античная философия зародилась в полисах - политически независимых городах- государствах. Полисы состояли из города и его окрестностей и были небольшими по территории и числу жителей – тыс. человек, из них около трети - рабы. Античный мир в VI-IV вв. до н.э. СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ
14 Самос Абдеры о. Крит о. Кипр о. Сицилия Карфаген Афины Иерусалим Элея Акрагант Клазомены Эфес Рим Абдеры Милет Греческие колонии ок. 550 г. до н.э. Античный мир в VI-IV вв. до н.э. Средиземноморье
15 Античный мир в VI-IV вв. до н.э. С VIII в. до. н. э. греки стали основывать колонии по всему Средиземноморью и побережью Черного моря. Их колонизация носила не агрессивно- завоевательный, а переселенческий характер. В полисах колоний Малой Азии и Южной Италии и зародилась античная философия в лице досократиков… В управлении полисом могли принимать участие все свободные граждане-мужчины. При этом свобода понималась как жизнь сообща в соответствии с общим для всех законом. Возможно, именно свободное, управляемое законами общество древних греков было порождающей и питательной средой для философской мысли. Ведь философия – дело свободных духом людей… С VIII в. до. н. э. греки стали основывать колонии по всему Средиземноморью и побережью Черного моря. Их колонизация носила не агрессивно- завоевательный, а переселенческий характер. В полисах колоний Малой Азии и Южной Италии и зародилась античная философия в лице досократиков… В управлении полисом могли принимать участие все свободные граждане-мужчины. При этом свобода понималась как жизнь сообща в соответствии с общим для всех законом. Возможно, именно свободное, управляемое законами общество древних греков было порождающей и питательной средой для философской мысли. Ведь философия – дело свободных духом людей…
16 Основные периоды античной философии Условными временными границами истории античной философии принято считать 585 г. до н.э. (когда древнегреческий философ Фалес предсказал солнечное затмение) и 529 г. н.э. (когда византийским императором Юстинианом были закрыты философские школы). Основным языком античной философии был древнегреческий, со 2–1 вв. до н.э. началось развитие философской литературы также на латыни. Условными временными границами истории античной философии принято считать 585 г. до н.э. (когда древнегреческий философ Фалес предсказал солнечное затмение) и 529 г. н.э. (когда византийским императором Юстинианом были закрыты философские школы). Основным языком античной философии был древнегреческий, со 2–1 вв. до н.э. началось развитие философской литературы также на латыни.
17 Основные периоды античной философии Принято выделять три основных периода развития античной философии: Первый (6-5 вв. до н. э.) – досократический или натурфилософский период. «Досократическим» он назвается потому, что философы этого периода жили и творили либо до, либо вне русла учения Сократа, который является рубежной фигурой античной философии. Название «натурфилософский» связано с тем, что на первом плане для мыслителей этого периода были проблемы философии природы. Но обо всем этом подробнее у нас речь пойдет далее. Принято выделять три основных периода развития античной философии: Первый (6-5 вв. до н. э.) – досократический или натурфилософский период. «Досократическим» он назвается потому, что философы этого периода жили и творили либо до, либо вне русла учения Сократа, который является рубежной фигурой античной философии. Название «натурфилософский» связано с тем, что на первом плане для мыслителей этого периода были проблемы философии природы. Но обо всем этом подробнее у нас речь пойдет далее.
18 Основные периоды античной философии Второй (5-4 вв. до н. э.) – классический период - представлен школой софистов и именами С Сократа происходит обращение античной философии к проблемам человека; Платон соединяет в своем учении сократовский «поворот к человеку» с постижением предельных оснований бытия; Аристотель создает категориальный аппарат философии и превращает ее в вид научного знания. С Сократа происходит обращение античной философии к проблемам человека; Платон соединяет в своем учении сократовский «поворот к человеку» с постижением предельных оснований бытия; Аристотель создает категориальный аппарат философии и превращает ее в вид научного знания. Сократа, Платона и Аристотеля.
19 Эпикур Сенека Основные периоды античной философии Третий (3 в. до н.э. – 6 в. н. э.) – эллинистически- римский период, представленный школами эпикурейцев, скептиков, стоиков и неоплатоников. Выдающиеся философы этого периода – Эпикур, Пиррон и Цицерон, Сенека и Марк Аврелий, Плотин и Прокл. Фундаментальные идеи и самобытные учения не разрабатываются, главные проблемы этого периода – этические, делаются попытки осуществить синтез предыдущих философских учений. Марк Аврелий Плотин
20 Досократики – кто они? Досократики – это первые древнегреческие философы, жившие и творившие в раннем периоде античной философии в VI-V вв. до н. э., а также их преемники в IV в. до н. э., которые находились вне течения софистов и учения Сократа. Главный объект внимания досократиков – это мир, природа, космос. Эти понятия требуют пояснения. Досократики – это первые древнегреческие философы, жившие и творившие в раннем периоде античной философии в VI-V вв. до н. э., а также их преемники в IV в. до н. э., которые находились вне течения софистов и учения Сократа. Главный объект внимания досократиков – это мир, природа, космос. Эти понятия требуют пояснения.
21 Досократики – кто они? «Природа» понимается как все сущее, вселенная, мир в целом во всем его многообразии, а также как смысл и сущность явлений, происходящих в мире. Неслучайно почти все философские работы досократиков называются «О природе». Для досократиков человек, общество и все созданное человеком («искусственное» и «культурное») не выделяются в нечто отдельное. Человек и окружающий мир для них единосущны. Поэтому «природа» для досократиков – это не место, куда можно отправиться на отдых в выходные… Природа – это все мироздание, объемлющее все сущее. «Природа» понимается как все сущее, вселенная, мир в целом во всем его многообразии, а также как смысл и сущность явлений, происходящих в мире. Неслучайно почти все философские работы досократиков называются «О природе». Для досократиков человек, общество и все созданное человеком («искусственное» и «культурное») не выделяются в нечто отдельное. Человек и окружающий мир для них единосущны. Поэтому «природа» для досократиков – это не место, куда можно отправиться на отдых в выходные… Природа – это все мироздание, объемлющее все сущее.
22 Досократики – кто они? В то же время именно у досократиков впервые появляется понятие мироздания как Космоса. Космос – это мир, понимаемый как структурно организованное и упорядоченное (др. греч. kosmo порядок) целое.
23 Досократики – кто они? Итак, что есть этот мир-природа-космос, как он существует, каковы его происхождение и структура, в чем его вечные основания, первопричина и первопринцип (архе) – вот вопросы, которые задают и пытаются разрешить досократики. Единосущность человека и космоса, неотъемлемость человека от космоса означала для досократиков то, что решая вопросы о мироздании, они приходили к пониманию судьбы человека в этом мире Итак, что есть этот мир-природа-космос, как он существует, каковы его происхождение и структура, в чем его вечные основания, первопричина и первопринцип (архе) – вот вопросы, которые задают и пытаются разрешить досократики. Единосущность человека и космоса, неотъемлемость человека от космоса означала для досократиков то, что решая вопросы о мироздании, они приходили к пониманию судьбы человека в этом мире
24 Досократики – кто они? Практически ни одно из произведений досократиков не дошло до нас целиком, только во фрагментах, очень скудных и отрывистых, а порой и единственном. Поэтому дух и смысл их учений приходится восстанавливать по свидетельствам и цитатам, приводимым в сочинениях более поздних авторов. Большинство досократиков не были философами в чистом виде («профессионалами»), а были активно вовлечены в жизнь полиса – среди них были государственные деятели, законодатели, основатели колоний и флотоводцы… В досократическом периоде античной философии можно выделить два поколения мыслителей - ранних или «старших» досократиков (6-5 вв. до н.э.) и поздних или «младших» (5-4 вв. до н. э.). Практически ни одно из произведений досократиков не дошло до нас целиком, только во фрагментах, очень скудных и отрывистых, а порой и единственном. Поэтому дух и смысл их учений приходится восстанавливать по свидетельствам и цитатам, приводимым в сочинениях более поздних авторов. Большинство досократиков не были философами в чистом виде («профессионалами»), а были активно вовлечены в жизнь полиса – среди них были государственные деятели, законодатели, основатели колоний и флотоводцы… В досократическом периоде античной философии можно выделить два поколения мыслителей - ранних или «старших» досократиков (6-5 вв. до н.э.) и поздних или «младших» (5-4 вв. до н. э.).
25 Ранние досократики Общим для ранних досократиков (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Гераклит, Парменид и др.) является то, что они – монисты, то есть они ищут и находят одно первоначало мироздания (архе) или сущность всех вещей – Вода, Беспредельное, Воздух, Огонь, Число, Бытие… Философия ранних досократиков прдставлена двумя географическими ветвями - ионийской и италийской. Ионийская философия возникла в Ионии – области в Малой Азии, наиболее развитой и процветающей Греции в VI в до.н.э. (ныне это турецкий берег…) Италийская философия представлена философами, действовавшими в греческих колониях Южной Италии. Общим для ранних досократиков (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Гераклит, Парменид и др.) является то, что они – монисты, то есть они ищут и находят одно первоначало мироздания (архе) или сущность всех вещей – Вода, Беспредельное, Воздух, Огонь, Число, Бытие… Философия ранних досократиков прдставлена двумя географическими ветвями - ионийской и италийской. Ионийская философия возникла в Ионии – области в Малой Азии, наиболее развитой и процветающей Греции в VI в до.н.э. (ныне это турецкий берег…) Италийская философия представлена философами, действовавшими в греческих колониях Южной Италии.
26 о. Крит Анаксимен (VI в. до н.э.) Иерусалим Эмпедокл (V в. до н.э.) Парменид (ок гг. до н.э.) Демокрит (ок гг. до н.э.) Анаксагор (ок гг. до н.э.) Пифагор (ок гг. до н.э.) Гераклит (IV-V в. до н.э.) Анаксимандр (VI в. до н.э.) Зенон (V в. до н.э.) Фалес (ок гг. до н.э.) о. Кипр Карфаген Милет Абдеры о. Сицилия Афины Элея Акрагант Самос Рим Абдеры Клазомены Эфес Античный мир в VI-IV вв. до н.э. Средиземноморье РАННИЕ ДОСОКРАТИКИ: ИОНИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ РАННИЕ ДОСОКРАТИКИ: ИТАЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПОЗДНИЕ ДОСОКРАТИКИ
27 Ионийская философия ФАЛЕС Ионийская философия ФАЛЕС VII-VI вв. до н. э. Философ, математик, астроном Тексты не сохранились VII-VI вв. до н. э. Философ, математик, астроном Тексты не сохранились «Все из воды… и в воду все разлагается». ВОДА
28 Основную задачу философии выразил вопросом « Что есть все? » Предметом этого вопроса являются не отдельные конкретные вещи и явления, и даже не вся их сумма, а все сущее, все, что было и может быть – мир в целом, во всем его многообразии и единстве. Поэтому «Все» Фалеса имеет умозрительный характер, оно не дано в чувственном опыте, а может быть выделено и исследовано лишь мыслью, разумом. Ответить на основной философский вопрос, по Фалесу, означает найти животворящее начало всего сущего, поскольку Фалес утверждает, что жизнь есть во всем, существовать – значит быть живым Основную задачу философии выразил вопросом « Что есть все? » Предметом этого вопроса являются не отдельные конкретные вещи и явления, и даже не вся их сумма, а все сущее, все, что было и может быть – мир в целом, во всем его многообразии и единстве. Поэтому «Все» Фалеса имеет умозрительный характер, оно не дано в чувственном опыте, а может быть выделено и исследовано лишь мыслью, разумом. Ответить на основной философский вопрос, по Фалесу, означает найти животворящее начало всего сущего, поскольку Фалес утверждает, что жизнь есть во всем, существовать – значит быть живым Ионийская философия ФАЛЕС Ионийская философия ФАЛЕС
29 ВОДА - вот такое начало, полагает Фалес; под «водой» он понимает не просто одну из физических стихий, а саму основу мироздания Вода - субстанциальное начало всего сущего, из нее все состоит Вода – генетическое начало всего, из нее все произошло Вода – животворящее начало, благодаря ей все живет и существует ВОДА - вот такое начало, полагает Фалес; под «водой» он понимает не просто одну из физических стихий, а саму основу мироздания Вода - субстанциальное начало всего сущего, из нее все состоит Вода – генетическое начало всего, из нее все произошло Вода – животворящее начало, благодаря ей все живет и существует «В капле воды отражается весь мир» «В капле воды отражается весь мир» Ионийская философия ФАЛЕС Ионийская философия ФАЛЕС
30 Ионийская философия ФАЛЕС Ионийская философия ФАЛЕС Вода единственное вещество в природе, которое в нормальных условиях существует в трех агрегатных состояниях: твердом, Вода единственное вещество в природе, которое в нормальных условиях существует в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном.
31 Ионийская философия ФАЛЕС Ионийская философия ФАЛЕС Вода является обязательным компонентом всего живого. 2/3 массы тела взрослого человека состоит из воды, а у новорожденных еще больше– 3/4. Кровь человека содержит 83% воды, клетки костной ткани - 20%. Потеря воды в количестве 1% от веса тела вызывает сильную жажду. Если потеря воды в 10% от веса тела, - это может привести к смерти. Вода является обязательным компонентом всего живого. 2/3 массы тела взрослого человека состоит из воды, а у новорожденных еще больше– 3/4. Кровь человека содержит 83% воды, клетки костной ткани - 20%. Потеря воды в количестве 1% от веса тела вызывает сильную жажду. Если потеря воды в 10% от веса тела, - это может привести к смерти.
32 Изречения: Старше всего существующего Бог, ибо он не рожден. Прекраснее всего мир, ибо он произведение Бога. Что трудно? – Познать самого себя. А что легко? – Дать совет другому. Как прожить наилучше и наисправедливее? – Не делать того, что порицаем в других. Мудрее всего время, ибо оно обнаруживает все. Изречения: Старше всего существующего Бог, ибо он не рожден. Прекраснее всего мир, ибо он произведение Бога. Что трудно? – Познать самого себя. А что легко? – Дать совет другому. Как прожить наилучше и наисправедливее? – Не делать того, что порицаем в других. Мудрее всего время, ибо оно обнаруживает все. Ионийская философия ФАЛЕС Ионийская философия ФАЛЕС
33 Ионийская философия АНАКСИМАНДР Ионийская философия АНАКСИМАНДР VI век до н. э. Ученик Фалеса. Сохранился фрагмент произведения «О природе» VI век до н. э. Ученик Фалеса. Сохранился фрагмент произведения «О природе» БЕСПРЕДЕЛЬНОЕ «А из чего возникают все вещи, в то же самое они и разрешаются согласно необходимости…»
34 БЕСПРЕДЕЛЬНОЕ (АПЕЙРОН) – вот высшее начало и субстрат всего сущего, оно есть причина всякого рождения и уничтожения Апейрон – вечное, бесконечно протяженное, живое тело, не ограниченное количественно и качественно, оно объемлет всё и всем правит Апейрон обладает неисчерпаемой творческой силой, которая созидает бесчисленные миры По Анаксимандру, в основе мироздания не может лежать какая-либо определенная субстанция – вода, огонь или воздух. БЕСПРЕДЕЛЬНОЕ (АПЕЙРОН) – вот высшее начало и субстрат всего сущего, оно есть причина всякого рождения и уничтожения Апейрон – вечное, бесконечно протяженное, живое тело, не ограниченное количественно и качественно, оно объемлет всё и всем правит Апейрон обладает неисчерпаемой творческой силой, которая созидает бесчисленные миры По Анаксимандру, в основе мироздания не может лежать какая-либо определенная субстанция – вода, огонь или воздух. Ионийская философия АНАКСИМАНДР Ионийская философия АНАКСИМАНДР
35 Ионийская философия АНАКСИМАНДР Ионийская философия АНАКСИМАНДР Ученик Фалеса, Анаксимандр, как и его учитель (а также Анаксимен – ученик Анаксимандра), происходил из города Милет, расположенный на территории современной Турции Милет Знаменитый театр Милета
36 Ионийская философия АНАКСИМЕН Ионийская философия АНАКСИМЕН VI век до н. э. Ученик Анаксимандра. Сохранились фрагменты произведения «О природе» VI век до н. э. Ученик Анаксимандра. Сохранились фрагменты произведения «О природе» ВОЗДУХ
37 ВОЗДУХ является безграничным, всеобъемлющим и всепроницающим началом всего сущего Воздух – это то, из чего все состоит Воздух – это то, чем все порождено и оживотворяется ВОЗДУХ является безграничным, всеобъемлющим и всепроницающим началом всего сущего Воздух – это то, из чего все состоит Воздух – это то, чем все порождено и оживотворяется Ионийская философия АНАКСИМЕН Ионийская философия АНАКСИМЕН Воздух – это то, из чего происходят все отдельные вещи и явления путем разряжения при нагревании или сгущения при охлаждении Воздух – активное начало мира, само его Дыхание Душа человека есть часть всеобъемлющего Воздуха Воздух – это то, из чего происходят все отдельные вещи и явления путем разряжения при нагревании или сгущения при охлаждении Воздух – активное начало мира, само его Дыхание Душа человека есть часть всеобъемлющего Воздуха Воздух Греции…
38 Ионийская философия ГЕРАКЛИТ Ионийская философия ГЕРАКЛИТ VI-V век до н. э. Сохранилось более ста фрагментов произведения «О природе» VI-V век до н. э. Сохранилось более ста фрагментов произведения «О природе» «…Мудрость в том, чтобы знать всё как одно». Это Одно, которым существует Всё, для Гераклита есть огонь. ОГОНЬ
39 Происходил из города Эфеса Ионийская философия ГЕРАКЛИТ Ионийская философия ГЕРАКЛИТ
40 Огонь – первооснова мира и сам этот мир: «Этот космос, тождественный для всех, не создал никто из богов, ни из людей, но он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами вспыхивающим и мерами угасающим». Вечное угасание и возгорание Огня, порождающее Вселенную и все живое, происходит не хаотично, а в соответствии с законом, который Гераклит называет ЛОГОС. Огонь – первооснова мира и сам этот мир: «Этот космос, тождественный для всех, не создал никто из богов, ни из людей, но он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами вспыхивающим и мерами угасающим». Вечное угасание и возгорание Огня, порождающее Вселенную и все живое, происходит не хаотично, а в соответствии с законом, который Гераклит называет ЛОГОС. Ионийская философия ГЕРАКЛИТ Ионийская философия ГЕРАКЛИТ
41 ЛОГОС – это слово в языке тех времен имело более 20-ти значений: «слово», «речь», «рассказ», «счет», «закон», «тон», «тембр», «ритм»… Логос Гераклита – всемирный разумный закон, царящий во Вселенной и управляющий миром и людьми, проявляющийся во всем и везде – в природе, обществе и душах людей; Логос – это разумная «речь» Вселенной, которая говорит способным ее услышать о единстве всего сущего: «Выслушав не меня, но Логос, мудро согласиться, что все едино»; Логос – всеобщий вселенский разум, приобщение к которому позволяет видеть вещи в истинном свете: «Хотя Логос всеобщ, большинство живет, как бы имея свое собственное разумение», «… не знают, что они, бодрствуя делают, подобно тому, как они забывают то, что происходит во сне». ЛОГОС – это слово в языке тех времен имело более 20-ти значений: «слово», «речь», «рассказ», «счет», «закон», «тон», «тембр», «ритм»… Логос Гераклита – всемирный разумный закон, царящий во Вселенной и управляющий миром и людьми, проявляющийся во всем и везде – в природе, обществе и душах людей; Логос – это разумная «речь» Вселенной, которая говорит способным ее услышать о единстве всего сущего: «Выслушав не меня, но Логос, мудро согласиться, что все едино»; Логос – всеобщий вселенский разум, приобщение к которому позволяет видеть вещи в истинном свете: «Хотя Логос всеобщ, большинство живет, как бы имея свое собственное разумение», «… не знают, что они, бодрствуя делают, подобно тому, как они забывают то, что происходит во сне». Ионийская философия ГЕРАКЛИТ Ионийская философия ГЕРАКЛИТ
42 Суть ЛОГОСА раскрывается в трех принципах: В принципе постоянной, всеобщей изменчивости; «…Не только ежедневно новое Солнце, но Солнце постоянно непрерывно обновляется» В принципе единства и борьбы противоположностей; «…Все возникает через нужду и заимообразно» В принципе всеобщей относительности: «…Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод – сытость, усталость - отдых» Суть ЛОГОСА раскрывается в трех принципах: В принципе постоянной, всеобщей изменчивости; «…Не только ежедневно новое Солнце, но Солнце постоянно непрерывно обновляется» В принципе единства и борьбы противоположностей; «…Все возникает через нужду и заимообразно» В принципе всеобщей относительности: «…Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод – сытость, усталость - отдых» Ионийская философия ГЕРАКЛИТ Ионийская философия ГЕРАКЛИТ Гераклит – прародитель диалектики, метода, с помощью которого внутренняя противоречивость всех явлений понимается как источник их развития и утверждается всеобщая изменчивость и относительность.
43 о. Кипр о. Сицилия Карфаген Афины Элея Акрагант Рим Италийская философия. Ряд городов-полисов в Южной Италии и о. Сицилия становятся в конце VI века до н. э. центрами древнегреческой философии К италийским философам относятся: Пифагор и его последователи – пифагорейцы; Ксенофан; Элеаты – Парменид, Зенон и Меллис – мыслители из города Элея. К италийским философам относятся: Пифагор и его последователи – пифагорейцы; Ксенофан; Элеаты – Парменид, Зенон и Меллис – мыслители из города Элея.
44 Италийская философия ПИФАГОР Италийская философия ПИФАГОР до н. э. Письменного наследия не оставил до н. э. Письменного наследия не оставил «…Счастье заключается в знании совершенства чисел». ЧИСЛО
45 Италийская философия ПИФАГОР Италийская философия ПИФАГОР Поиск ГАРМОНИИ, следование ей и проведение ее в жизнь – в центре всех усилий Пифагора. Гармония выражает соразмерность мира, присутствие в нем той меры, которая делает его истинным, благим и прекрасным; Обретение гармонии – вернейший путь к обретению благой участи; Задача жизни – провести в нее ту гармонию, которая есть в основе мироздания. Поиск ГАРМОНИИ, следование ей и проведение ее в жизнь – в центре всех усилий Пифагора. Гармония выражает соразмерность мира, присутствие в нем той меры, которая делает его истинным, благим и прекрасным; Обретение гармонии – вернейший путь к обретению благой участи; Задача жизни – провести в нее ту гармонию, которая есть в основе мироздания.
46 ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ЧИСЛО – вот что, по Пифагору, наиболее емко выражает присутствие гармонии, упорядоченность, соразмерность, пропорцию. Всё есть Число, и Число есть во всем – вся действительность выразима в виде математических законов; Число – это то, что определяет отношения, на которых покоится сущность Красоты; Число – это то, что выражает звук, вплоть до звучания небесной гармонии – музыки сфер. ЧИСЛО – вот что, по Пифагору, наиболее емко выражает присутствие гармонии, упорядоченность, соразмерность, пропорцию. Всё есть Число, и Число есть во всем – вся действительность выразима в виде математических законов; Число – это то, что определяет отношения, на которых покоится сущность Красоты; Число – это то, что выражает звук, вплоть до звучания небесной гармонии – музыки сфер. Италийская философия ПИФАГОР Италийская философия ПИФАГОР
47 Италийская философия КСЕНОФАН Италийская философия КСЕНОФАН VI-V век до н. э. Сохранились фрагменты стихотворений VI-V век до н. э. Сохранились фрагменты стихотворений «[Есть] один [только] бог, меж богов и людей величайший, Не похожий на смертных ни обликом, ни сознаньем. Весь целиком он видит, весь сознает и все слышит» «[Есть] один [только] бог, меж богов и людей величайший, Не похожий на смертных ни обликом, ни сознаньем. Весь целиком он видит, весь сознает и все слышит» БОГ ЕДИНЫЙ
48 Италийская философия КСЕНОФАН Италийская философия КСЕНОФАН Монета из г. Колофон, II в. до н.э. Ксенофан происходил из г. Колофон, поэтому его иногда называют Ксенофан Колофонский.
49 Италийская философия КСЕНОФАН Италийская философия КСЕНОФАН Битва богов с гигантами, фрагмент. Мрамор. Около 180 год до н. э. Оригинальность и смелость учения Ксенофана состоит в его монотеизме – философ высказал идею единого для всех Бога. Ксенофан отвергает человеческий облик и поведение богов. Бог у него – единая всевластная разумная сила, наполняющая и объемлющая все; будучи сам недвижен, Бог правит миром силой своей мысли. Оригинальность и смелость учения Ксенофана состоит в его монотеизме – философ высказал идею единого для всех Бога. Ксенофан отвергает человеческий облик и поведение богов. Бог у него – единая всевластная разумная сила, наполняющая и объемлющая все; будучи сам недвижен, Бог правит миром силой своей мысли.
50 Италийская философия ПАРМЕНИД Италийская философия ПАРМЕНИД «[Сущее] никогда не существовало и не будет существовать, так как оно [всегда] находится в настоящем целиком во всей своей совокупности, единое и непрерывное…» БЫТИЕ VI- V век до н. э. Ученик Ксенофана. Сохранился фрагмент сочинения «О природе» VI- V век до н. э. Ученик Ксенофана. Сохранился фрагмент сочинения «О природе»
51 Парменид впервые ставит две важнейшие философские проблемы: вопрос об отношении бытия и небытия и вопрос об отношении бытия и мышления. Бытие у Парменида – это понятие, выражающее всеобщую связь всего сущего в его беспредельной совершенной целостности. Бытие – это то, что существует и не может не быть. Небытие – то, что не существует и не может быть. Так решается у Парменида первый вопрос, и из этого решения следует следующие основные признаки бытия: бытие вечно и неизменно, оно не возникло и не исчезает; бытие неподвижно и закончено; бытие целокупно, едино и единственно; бытие самосуще, т.е. не имеет ничего иного своим началом. Парменид впервые ставит две важнейшие философские проблемы: вопрос об отношении бытия и небытия и вопрос об отношении бытия и мышления. Бытие у Парменида – это понятие, выражающее всеобщую связь всего сущего в его беспредельной совершенной целостности. Бытие – это то, что существует и не может не быть. Небытие – то, что не существует и не может быть. Так решается у Парменида первый вопрос, и из этого решения следует следующие основные признаки бытия: бытие вечно и неизменно, оно не возникло и не исчезает; бытие неподвижно и закончено; бытие целокупно, едино и единственно; бытие самосуще, т.е. не имеет ничего иного своим началом. Италийская философия ПАРМЕНИД Италийская философия ПАРМЕНИД
52 Решение вопроса об отношении бытия и мышления выражено у Парменида тезисом о тождестве бытия и мышления. Во-первых, существует только то, что мыслимо и выразимо в словах: «Можно лишь то говорить и мыслить, что есть». А во-вторых, существование означает – мыслимость: «То же самое – мысль и то, о чем мысль возникает, Ибо без бытия, о котором ее изрекают, мысли тебе не найти». Тезис о тождестве бытия и мышления у Парменида означает, что бытие – умопостигаемо, оно есть объект умозрительный. Вкупе с характеристкой бытия как вечного, неизменного и самосущего это приводит к выводу о том, что в сущности лишь бытие познаваемо, истина может быть обретена и высказана о бытии и только о нем, обо всем остальном – о том, что есть по-видимости - возможно лишь мнение… Решение вопроса об отношении бытия и мышления выражено у Парменида тезисом о тождестве бытия и мышления. Во-первых, существует только то, что мыслимо и выразимо в словах: «Можно лишь то говорить и мыслить, что есть». А во-вторых, существование означает – мыслимость: «То же самое – мысль и то, о чем мысль возникает, Ибо без бытия, о котором ее изрекают, мысли тебе не найти». Тезис о тождестве бытия и мышления у Парменида означает, что бытие – умопостигаемо, оно есть объект умозрительный. Вкупе с характеристкой бытия как вечного, неизменного и самосущего это приводит к выводу о том, что в сущности лишь бытие познаваемо, истина может быть обретена и высказана о бытии и только о нем, обо всем остальном – о том, что есть по-видимости - возможно лишь мнение… Италийская философия ПАРМЕНИД Италийская философия ПАРМЕНИД
53 Античная философия в лице Парменида утверждает о наличии за поверхностью преходящего чувственного мира того, что является абсолютным гарантом самого существования мира. Опора на мышление, которому только и доступно постижение бытия – единого, вечного и совершенного, компенсирует потерю веры в традиционны богов и мифологию Италийская философия ПАРМЕНИД Италийская философия ПАРМЕНИД Атлант Фарнезе. Мрамор. Около 180 год до н. э.
54 Италийская философия ЗЕНОН Италийская философия ЗЕНОН АПОРИИ V век до н. э. Ученик Парменида. Сохранились небольшие фрагменты сочинения «О природе» V век до н. э. Ученик Парменида. Сохранились небольшие фрагменты сочинения «О природе» «…Если сущее множественно, то оно должно быть и малым, и большим: настолько малым, чтобы [вовсе] не иметь величины, и настолько большим, чтобы быть бесконечным»
55 Зенон отстаивает воззрения своего учителя о единстве, неизменности, неподвижности и недилимости бытия. Для доказательства их верности Зенон использует логические затруднения – апории, которые должны показать немыслимость, а, следовательно, и нереальность движения и множественности. К примеру, в апории «Стрела». Зенон отстаивает воззрения своего учителя о единстве, неизменности, неподвижности и недилимости бытия. Для доказательства их верности Зенон использует логические затруднения – апории, которые должны показать немыслимость, а, следовательно, и нереальность движения и множественности. К примеру, в апории «Стрела». Италийская философия ЗЕНОН Италийская философия ЗЕНОН Зенон утверждает: в каждый момент полета стрела занимает равное себе место и находится в нем в покое, значит, во время всего полета она – неподвижна! Ведь движение не может быть суммой состояний покоя… :
56 «Движенья нет», - сказал мудрец брадатый, Другой смолчал, но стал пред ним ходить. Сильнее бы не мог он возразить; Хвалили все ответ замысловатый…» А.С. Пушкин «Движенья нет», - сказал мудрец брадатый, Другой смолчал, но стал пред ним ходить. Сильнее бы не мог он возразить; Хвалили все ответ замысловатый…» А.С. Пушкин Италийская философия ЗЕНОН Италийская философия ЗЕНОН
57 Поздние досократики (Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит) - плюралисты, то есть они вводят множество начал, которые образуют мироздание и все происходящее в нем. Поздние досократики (Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит) - плюралисты, то есть они вводят множество начал, которые образуют мироздание и все происходящее в нем.
58 Поздние досократики ЭМПЕДОКЛ Поздние досократики ЭМПЕДОКЛ ЧЕТЫРЕ ЭЛЕМЕНТА V век до н. э. Ученик Парменида. Философ, поэт, ученый, врач и проповедник. Сохранились фрагменты сочинений «О природе» и «Очищения». V век до н. э. Ученик Парменида. Философ, поэт, ученый, врач и проповедник. Сохранились фрагменты сочинений «О природе» и «Очищения». «…Изо всех смертных вещей ни у одной нет ни рожденья Ни какой бы то ни было кончины от проклятой смерти, А есть лишь смешение и разделение смешанных [элементов]».
59 Выдвигает в качестве основы всего сущего не один, а четыре элемента, «корни всех вещей» - Выдвигает в качестве основы всего сущего не один, а четыре элемента, «корни всех вещей» - Поздние досократики ЭМПЕДОКЛ Поздние досократики ЭМПЕДОКЛ Четыре основных элемента – вечны и неизменны, не рождаются и не исчезают. Движимы они силами Любви и Вражды, взаимодействие которых приводит к возникновению из основных элементов путем смешения и разделения конкретных вещей и всего мира. воду, землю, огонь и воздух.
60 Поздние досократики АНАКСАГОР Поздние досократики АНАКСАГОР ГОМЕОМЕРИИ V век до н. э. Первый афинский философ. Сохранились фрагменты сочинения «О природе». V век до н. э. Первый афинский философ. Сохранились фрагменты сочинения «О природе». «Все [вещи] содержат долю всего, Ум же есть нечто неограниченное и самовластное и не смешан ни с одной вещью, но единственный – сам по себе».
61 В качестве первоначал мира выдвинул мельчайшие, невидимые частицы, «семена всех вещей» - гомеомерии. Каждая гомеомерия – невозникшая и неисчезающаая частица какого-то вещества: земли, воды, огня, золота… Гомеомерии составляют любое вещество, более того, во всех вещах есть все гомеомерии, преобладание какой-то одной дает соответствующее вещество. Гомеомерий бесконечное множество и делиться они могут до бесконечности, сохраняя при этом свои свойства. Абсолютную силу, которая производит смешение и разделение гомеомерий, то есть, в конечном счете, творит все реальные веши, анаксагор называет Умом (др. греч. Нус, возм. перевод - Дух) В качестве первоначал мира выдвинул мельчайшие, невидимые частицы, «семена всех вещей» - гомеомерии. Каждая гомеомерия – невозникшая и неисчезающаая частица какого-то вещества: земли, воды, огня, золота… Гомеомерии составляют любое вещество, более того, во всех вещах есть все гомеомерии, преобладание какой-то одной дает соответствующее вещество. Гомеомерий бесконечное множество и делиться они могут до бесконечности, сохраняя при этом свои свойства. Абсолютную силу, которая производит смешение и разделение гомеомерий, то есть, в конечном счете, творит все реальные веши, анаксагор называет Умом (др. греч. Нус, возм. перевод - Дух) Поздние досократики АНАКСАГОР Поздние досократики АНАКСАГОР
62 Поздние досократики ДЕМОКРИТ Поздние досократики ДЕМОКРИТ АТОМЫ И ПУСТОТА ок гг. до н. э., из Абдер От сочинений сохранились фрагменты в виде цитат ок гг. до н. э., из Абдер От сочинений сохранились фрагменты в виде цитат «Ни одна вещь не происходит попусту, но все в силу причинной связи и необходимости…»
63 Для Демокрита существуют и бытие, и небытие. Бытие – это атомы: множество вечных, неделимых, абсолютно плотных и непроницаемых частиц, различных по форме и величине. Небытие – это пустота: неподвижное, беспредельное, бесформенное, единое пространство без плотности. Для Демокрита существуют и бытие, и небытие. Бытие – это атомы: множество вечных, неделимых, абсолютно плотных и непроницаемых частиц, различных по форме и величине. Небытие – это пустота: неподвижное, беспредельное, бесформенное, единое пространство без плотности. Поздние досократики ДЕМОКРИТ Поздние досократики ДЕМОКРИТ
64 Поздние досократики ДЕМОКРИТ Поздние досократики ДЕМОКРИТ Атомы находятся в постоянном движении в пустоте, их комбинации образуют вещи нашего мира. Разрушение вещи есть распад комбинации атомов, сами же атомы не возникают и не исчезают. Демокрит и его последователи, атомисты, объясняли все происходящее в мире не божественными вляниями (боги находятся где-то в своих мирах), а законами, главный из которых – необходимость. Все имеет свою причину, случай – это событие, причины которго пока неизвестны. Даже возникновение всего живого и людей атомисты объясняли естественными причинами. Атомы находятся в постоянном движении в пустоте, их комбинации образуют вещи нашего мира. Разрушение вещи есть распад комбинации атомов, сами же атомы не возникают и не исчезают. Демокрит и его последователи, атомисты, объясняли все происходящее в мире не божественными вляниями (боги находятся где-то в своих мирах), а законами, главный из которых – необходимость. Все имеет свою причину, случай – это событие, причины которго пока неизвестны. Даже возникновение всего живого и людей атомисты объясняли естественными причинами. Примечательно, что существование атомов было доказано наукой лишь в XX веке. Структура атома, совр. изображение Структура атома, совр. изображение
65 Поздние досократики ДЕМОКРИТ Поздние досократики ДЕМОКРИТ Незадолго до того, как ее валюта была вытеснена евро, Греция увековечила образ основоположника атомистической теории Демокрита на монете достоинством 10 драхм. На лицевой стороне монеты изображен портрет Демокрита, а на оборотной схематическая модель атома. Незадолго до того, как ее валюта была вытеснена евро, Греция увековечила образ основоположника атомистической теории Демокрита на монете достоинством 10 драхм. На лицевой стороне монеты изображен портрет Демокрита, а на оборотной схематическая модель атома.
66 ИТОГИ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ДОСОКРАТИКОВ Общими тенденциями и итогами античной философии эпохи досократиков являются следующие: I. Для доскратиков характерен космоцентризм – понимание и ощущение мироздания как Космоса, то есть упорядочнной, гармонической связи всего сущего. Космос – главный предмет внимания досократиков, а общие темы их размышлений - космологическая и космогоническая темы, то есть устройство, возникновение и развитие мироздания. Космос – абсолютен, то есть включает в себя все сущее, и божественен; отдельные боги – проявдения и принципы действия разнообразных сторон космоса. Космос – не механическая совокупность вещей и процессов, а организм - живое и одушевленное всеобъемлющее целое. Общими тенденциями и итогами античной философии эпохи досократиков являются следующие: I. Для доскратиков характерен космоцентризм – понимание и ощущение мироздания как Космоса, то есть упорядочнной, гармонической связи всего сущего. Космос – главный предмет внимания досократиков, а общие темы их размышлений - космологическая и космогоническая темы, то есть устройство, возникновение и развитие мироздания. Космос – абсолютен, то есть включает в себя все сущее, и божественен; отдельные боги – проявдения и принципы действия разнообразных сторон космоса. Космос – не механическая совокупность вещей и процессов, а организм - живое и одушевленное всеобъемлющее целое.
67 ИТОГИ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ДОСОКРАТИКОВ От досократиков идет художественное понимание Космоса как выражения высшей симметрии, гармонии, меры, красоты и ритма. Утверждается принцип единства Человека и Космоса. Убежденность в разумности Космоса в своей основе – всеобщее, закономерное и разумное начало Космоса есть Логос, управляющий всем во всем, миром и жизнью людей. От досократиков идет художественное понимание Космоса как выражения высшей симметрии, гармонии, меры, красоты и ритма. Утверждается принцип единства Человека и Космоса. Убежденность в разумности Космоса в своей основе – всеобщее, закономерное и разумное начало Космоса есть Логос, управляющий всем во всем, миром и жизнью людей.
68 ИТОГИ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ДОСОКРАТИКОВ II. Постановка проблемы подлинного бытия – что действительно есть? Понимание бытия как всей беспредельной совокупности и связи всего сущего в его целостности. Понимание подлинного бытия как неизменного, необходимого и единого в отличие от чувственно зримого, данного как преходящее, случайное и множественное. III. Утверждается достижимость истинного знания только разумом, мышлением, умозрением. IV. Философия не отделяется от других форм знаний – религии, науки и от опыта самой жизни; философия - это то, что служит усовершенствованию человека, способствует его добродетели и достижению счастья. II. Постановка проблемы подлинного бытия – что действительно есть? Понимание бытия как всей беспредельной совокупности и связи всего сущего в его целостности. Понимание подлинного бытия как неизменного, необходимого и единого в отличие от чувственно зримого, данного как преходящее, случайное и множественное. III. Утверждается достижимость истинного знания только разумом, мышлением, умозрением. IV. Философия не отделяется от других форм знаний – религии, науки и от опыта самой жизни; философия - это то, что служит усовершенствованию человека, способствует его добродетели и достижению счастья.
69 1.Как вы полагаете, почему античная философия возникает в колониях? 2.Что, по-вашему, означает фраза Гераклита: «…Люди не знают, что они, бодрствуя, делают, подобно тому, как они забывают то, что происходит с ними во сне»? 3.Как вы понимаете тождество бытия и мышления у Парменида? 4.Верно ли «пушкинское» опровержение апории Зенона о движении? 5.Дайте сравнительную характеристику решения проблемы «бытие-небытие» у Парменида, Гераклита и Демокрита. 1.Как вы полагаете, почему античная философия возникает в колониях? 2.Что, по-вашему, означает фраза Гераклита: «…Люди не знают, что они, бодрствуя, делают, подобно тому, как они забывают то, что происходит с ними во сне»? 3.Как вы понимаете тождество бытия и мышления у Парменида? 4.Верно ли «пушкинское» опровержение апории Зенона о движении? 5.Дайте сравнительную характеристику решения проблемы «бытие-небытие» у Парменида, Гераклита и Демокрита. Вопросы и задания для самоконтроля Вопросы и задания для самоконтроля
70 1.Асмус В.Ф. Античная философия. / Асмус В.Ф. М., Кесседи Ф.Х. От мифа к логосу. / Кесседи Ф.Х. М., История философии: Энциклопедия. М., Маковельский А.О. Досократики. / Маковельский А.О. Минск, Перевезенцев С.В. Практикум по истории западноевропейской философии. / Перевезенцев С.В. М., Пролеев С.В. История античной философии. / Пролеев С.В. М., Скирберкк Г., Гилье Н. История философии. / Скирбек Г., Гилье Н. М., Асмус В.Ф. Античная философия. / Асмус В.Ф. М., Кесседи Ф.Х. От мифа к логосу. / Кесседи Ф.Х. М., История философии: Энциклопедия. М., Маковельский А.О. Досократики. / Маковельский А.О. Минск, Перевезенцев С.В. Практикум по истории западноевропейской философии. / Перевезенцев С.В. М., Пролеев С.В. История античной философии. / Пролеев С.В. М., Скирберкк Г., Гилье Н. История философии. / Скирбек Г., Гилье Н. М., Литература
71 Учебное электронное мультимедийное издание Джинджолия Беслан Ирадионович ВВЕДЕНИЕ В АНТИЧНУЮ ФИЛОСОФИЮ: ДОСОКРАТИКИ РедакторЛ. Д. Селедкова Компьютерная верстка Б. И. Джинджолия Рекомендовано РИС ГОУ ВПО УГТУ-УПИ Разрешен к публикации Электронный формат – PPS Формат 60х90 1/8Объем 0,5 уч.-изд. л. Издательство ГОУ-ВПО УГТУ-УПИ , Екатеринбург, ул. Мира, 19 Информационный портал ГОУ ВПО УГТУ-УПИ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.