Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАлександра Петрикова
1 Тема курсовой работы : Манипулятивное речевое воздействие в средствах массовой информации Научный руководитель : Кокурина Инна Владимировна Выполнила: Студентка 3 курса факультета РГФ Соловьёва С. А.
2 Цель работы : Сначала ознакомление, затем выявление манипулятивных речевых приёмов и манипулятивного речевого воздействия в средствах массовой информации посредством тщательного изучения сущности, признаков, видов непосредственно самой манипуляции
3 Слово «манипуляция» происходит от латинского слова «manipulus» («manus» – рука, «manipulus» - пригоршня, горсть). Учёный Е.Л. Доценко определяет манипуляцию как «вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведёт к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями». Существует множество определений, но можно сделать общий вывод из терминов: все они ориентированы на раскрытие сущности манипуляции с большей или меньшей степенью расхождений в трактовках.
4 Основные признаки манипуляции: Манипуляция – это вид духовного, психологического воздействия, где мишенью воздействия являются психические структуры человеческой личности. Таким образом, манипуляция направлена на дух и психику человека, а не представляет собой физическое насилие. Манипуляция – это скрытое воздействие, где опорным пунктом служат сокрытие и утаивание информации. Следовательно, объект, на которого направлено манипулятивное воздействие, не должен этого заметить. Манипуляция удаётся лишь тогда, когда человек принимает решение, считая, что оно исходит от него самого, свободно и самостоятельно, когда это была лишь игра манипулятора. Манипуляция – это воздействие, требующее определённых знаний и значительного мастерства. К объектам, на которых ориентирована манипуляция, относятся как к марионеткам.
5 В отношении видов манипуляции исследователь Е. Л. Доценко выделяет 5 основных : 1. Манипуляция образами, суть которой заключается в предъявлении «таких стимулов, которые актуализируют необходимую манипулятору потребность». К этому близки приёмы, которые основаны на непосредственном управлении воображением адресата. Примером этому, по мнению Е. Л. Доценко, мы находим у А. С. Пушкина в «Сказке о царе Салтане», в которой князь Гвидон добился того, что царь навестил его город на острове, ограничиваясь при этом каждый раз лишь передачей приветственных поклонов. Расчёт Гвидона был направлен на то, что после рассказов удивлённых купцов об увиденных чудесах на острове Буяне царь сам пожелает нанести ему визит, поскольку большинство людей, во- первых, любопытны, и, во-вторых, им трудно удержаться от того, чтобы не рассказать другим об удивительных и увиденных ими самими вещах.
6 2. Конвенциональная манипуляция, где определяющую роль играет эксплуатация «конвенциональной силы» (например, нормы или правила), с помощью которой создаются нужные манипулятору ситуации, направляющие объект манипуляции по готовым образцам. Е. Л. Доценко описывает, например, эксперимент П. Г. Зимбардо. В этом эксперименте попросили принять участие студентов, одним из которых нужно было играть заключённых, а другим – охранников. При этом никто не говорил им, как нужно себя вести. Эксперимент был организован с предельным приближением реальности. Игравшие роль заключённых быстро впали в состояние апатии, в отличие от охранников, которые, не применяя физических наказаний, изобрели немало способов унижения заключённых. Эксперимент прекратили через 6 дней, так как его продолжение стало непозволительным из-за безжалостности охранников.
7 3. Операционно-предметная манипуляция, которая опирается на «такие автоматизмы, как инерция, сила привычек, особенности распределения внимания между элементами структуры деятельности». Суть этого типа манипуляции можно объяснить на обманном приёме, который часто используется в случае с младенцами: когда у ребёнка в руках каким-либо образом оказывается опасный для здоровья предмет, один из действенных способов забрать его у него – показать ему нечто более привлекательное. Тогда ребёнок тянется за новой вещью и сам разжимает ручонку.
8 4. Эксплуатация личности адресата. Суть данного вида заключается в переложении ответственности за совершаемые действия на адресата, причём так, чтобы у последнего сложилась иллюзия свободы в принятии решения. «Узаконенными» формами эксплуатации умозаключения Е. Л. Доценко называет высказывания типа «Вы выходите?» (Пропустите, пожалуйста.) Спрашивающий тем самым проявляет вежливость, а последний понимает намёк и выполняет нужное действие.
9 5. Манипуляция духовностью или духовное помыкание, где манипулятор прибегает к жизненным смыслам и ценностям объекта. По мнению С. Г. Кара-Мурзы, с манипулятивной целью могут использоваться не только визуальный образ, картинки, но и другие знаковые системы, в частности числа и звуки. В современной торговле на ценниках не пишут круглых чисел. Например, вместо 500 указывается цена 499. Таким образом, покупатель неосознанно реагирует на число 400, тем самым мысленно занижая стоимость товара.
10 Процесс речевого манипулирования проходит несколько этапов: организация или подбор ситуации, создание «мишени психологического воздействия» (подготовительный этап) - сбор информации об адресате - обнаружение / формирование мишеней воздействия - аттракция - понуждение адресата к действию - выигрыш инициатора воздействия
11 Определяющие понятия : - Манипулятивная речевая тактика – такое речевое воздействие, которое соответствует определённому этапу в реализации той или иной стратегии и направлено на скрытое внедрение в сознание адресата целей и установок, побуждающих его совершить поступок, выгодный манипулятору. - Манипулятивный речевой приём – способ построения высказывания или текста, реализующий ту или иную манипулятивную тактику.
12 Среди способов манипулирования информацией различают: Умолчание Селекция Искажение Среди способов подачи информации манипулятором отмечают следующие: Обилие информации в сыром и / или несистематизированном виде Дробление – локализация, фрагментация информации Придание сообщению характера неотложности и незамедлительности Использование сенсаций Смешение информации (фактов) и мнения
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.