Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемСемен Шипицын
1 Международное космическое право
2 Международное космическое право это совокупность специальных норм современного общего международного права, регулирующих отношения субъектов международного права в связи с осуществлением ими деятельности по исследованию и использованию космического пространства (космическая деятельность), а также определением международно-правового статуса этого пространства, включая Луну и другие небесные тела
3 Практическое освоение космоса и сопутствующее этому становление новой отрасли международного космического права связывается с запуском 4 октября 1957 г. первого советского искусственного спутника Земли.
4 Источник Источниками международного космического права являются международные договоры и международно-правовые обычаи. Принципы Устава ООН действуют и в космическом праве. Главным источником этой отрасли является Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г.
5 Другими многосторонними договорами, закрепляющими основные положения космического права, являются: Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г., Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, от 22 апреля 1968 г., Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, от 29 марта 1972 г., Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, от 14 января 1975 г., Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах от 18 декабря 1979 г. (в силу не вступило). Страны, входящие в Содружество Независимых Государств, 30 декабря 1991 г. за ключили Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства, соглашения по Стратегическим силам от 30 декабря 1991 г., о статусе Стратегических сил от 14 февраля 1992 г., о порядке содержания и использования объектов космической инфраструктуры в интересах выполнения космических программ от 15 мая 1992 г.
6 Примером двусторонних соглашений между странами СНГ по вопросам космоса являются соглашения между Российской Федерацией и Украиной: о сотрудничестве в области исследо вания и использования космического пространства в мирных целях от 27 августа 1996 г., о средствах систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства от 28 февраля 1997 г. создали Межгосударственный совет по космосу.
7 Источники До заключения Договора 1967 г. основные правила космической деятельности имели статус обычных норм. Норма, определяющая границу между воздушным и космическим пространством на уровне низших перигеев искусственных спутников Земли, до сих пор является правовым обычаем.
8 Источники Существенное значение для реализации норм международного космического права имеет Закон РФ "О космической деятельности", принятый 20 августа 1993 г., с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 29 ноября 1996 г. Раздел VI Закона регламентирует вопросы междуна родного сотрудничества
9 Объектом отрасли международного космического права являются отношения государств, других субъектов международного права, связанные с деятельностью в космосе: установление режимов отдельных видов космического пространства, естественных и искусственных небесных тел; определение круга субъектов космической деятельности; вопросы контроля и ответственности. Предметами конкретных отношений, определяемых договорами и обычаями, являются действия, воздержание от действий, космос в целом и его части, например, космическое пространство, небесные тела, их ресурсы и др
10 Субъектами международного космического права являются государства и международные межправительственные организации. Объем правосубъектности государства не ограничен и распространяется на все сферы космической деятельности
11 Космические техника и технология связаны с совершенствованием средств использования космоса. Космическая техника, начало которой было положено запуском первого ИСЗ весом в несколько килограммов, поднялась до уровня создания орбитальных станций, полетов в дальний космос, постоянно действующих транспортных космических систем.
12 Космическая технология нацелена на использование и освоение уникальных свойств космического пространства и его процессов, которые могут быть использованы в различных областях деятельности на Земле -медицине, биологии, энергетике, металлургии. Космическая технология, используя отсутствие гравитации и почти абсолютный вакуум, может обеспечить бесконтейнерную зональную плавку монокристаллических веществ без ограничений, вызываемых на Земле силой тяжести; сварку электронным лучом; вакуумную очистку доставляемых с Земли металлов.
13 На основе принципов международного права установлен свободный доступ государств к получаемой метеоспутниками информации
14 Дистанционное зондирование Земли из космоса успешно используется в геологии, географии, геодезии, сельском хозяйстве и даже археологии. Применение дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) дает большие выгоды при проведении съемок в труднодоступных местах, при осуществлении контроля за состоянием окружающей среды, прогнозировании урожаев, учете стока вод при таянии снегов и ледников, дающих до 90% пресной воды на Земле.
15 Сотрудничество государств в области космической связи обусловлено как возрастающими потребностями человечества в средствах коммуникации на Земле, так и задачами поддержания связи в космосе между наземными станциями, ИСЗ, орбитальными станциями и пр. Активно развивается спутниковая служба радио- и телевещания, оперативная система прямой передачи программ через ИСЗ; СССР начал пользоваться прямой связью с 1976 г., позже ее стали использовать Франция, Канада, Индия, США, Япония, ФРГ. Применение космических компонентов повысило также надежность морской связи и сократило время на организацию спасательных работ. Государства сотрудничают в области космической связи через международные межправительственные организации МСЭ, ИНТЕЛСАТ, АРАБСАТ и др.; широко используются национальные системы спутниковой связи.
16 Космическая навигация - чрезвычайно перспективная и гуманная область сотрудничества государств по оказанию помощи морским и воздушным судам, терпящим бедствие в любом месте на поверхности Земли. В последние годы простейшими средствами космической навигации - через метеоспутники - ежегодно спасается до 400 судов, т.е. почти половина из терпящих бедствие. В России широко используются ИСЗ на низких орбитах, обслуживающие по нескольку сот судов, буровых платформ и плавучих баз. Для целей ориентирования судов в условиях плохой видимости ИСЗ могут использоваться как небесные тела.
17 Космическая навигация
18 Другие виды сотрудничества. В последние годы развиваются новые виды космической деятельности. Так, подсчитано, что энергетические запасы Земли будут исчерпаны уже к концу XXI в.; в связи с этим повышенный интерес вызывает возможность добычи лунного грунта - реголита.
19 Харрисон Шмит (Harrison H Schmitt), член миссии Apollo 17, один из последних людей, кто побывал на Луне три десятилетия назад.
20 В последнее время все активнее заявляет о себе такой вид сотрудничества, как космический туризм.
21 В целях интенсификации сотрудничества государств в космосе 29 января 1998 г. в Вашингтоне правительствами России, США, Японии, Канады и Европейским космическим агентством (ЕКА) было подписано Соглашение о создании международной космической станции гражданского назначения. Участники Соглашения договорились объединить усилия в конструировании, выводе на орбиту и использовании пилотируемой космической станции. Соглашение, как указано в преамбуле, соответствует принципам Договора по космосу 1967 г., создает правовую основу для мирного сотрудничества государств, гарантирует каждому участнику права на использование станции и управления ею (ст. 1), регистрацию предоставляемых им орбитальных элементов в качестве своего космического объекта и сохранение юрисдикции над ним и своими гражданами, составляющими персонал станции (ст. 5).
23 Для усиления коллективного компонента в управлении и использовании станции участники обеспечивают доступ друг друга к своим элементам и возможность их использования при условии, что такое использование является мирным (ст. 9, п. 3 "в"). Таким образом, космические виды сотрудничества знаменуют новую эру в развитии цивилизации, в освоении богатств космоса. Международное право должно своевременно определять правовые рамки сотрудничества, с тем чтобы обеспечить использование нового вида осваиваемой человечеством территории в соответствии с принципами международного права, под международным контролем, на благо всего человечества
24 В разработке правовых основ космического сотрудничества большую роль играют ООН, ее главные органы, специализированные учреждения. Так, Генеральная Ассамблея ООН имеет Комитет по использованию космического пространства в мирных целях с юридическим (правовым) и научно-техническим подкомитетами, Комитет экспертов ООН по применению космической техники. Специализированные учреждения МСЭ, ВМО, ИКАО, ЮНЕСКО, ЮНИДО, МАГАТЭ, ФАО участвуют в различных программах по космосу. ЮНЕСКО имеет свои программы дистанционного зондирования для археологических исследований, ФАО участвует в программах обнаружения плантаций наркотиков, специальный Центр при ней обеспечивает раннее предупреждение о чрезвычайных ситуациях по продовольственной безопасности в мировом масштабе
25 Масштабы космической деятельности, ее высокая стоимость, известный риск при использовании ракет-носителей в качестве средств запуска космических объектов предопределили особую ответственность государства в деятельности по запуску космических объектов на околоземную орбиту и по их прикладному использованию. Отсюда специфическая особенность международного космического права состоит в том, что контроль и ответственность государства за деятельность физических и юридических лиц в регулируемой им сфере поднята на уровень межгосударственных отношений. Государство выдает лицензии частным коммерческим компаниям на определенный вид космической деятельности, осуществляет постоянный контроль за этой деятельностью и несет международную ответственность за всю национальную деятельность в космическом пространстве.
29 Государство несет также международную ответственность за ущерб, причиненный космическими объектами, принадлежащими частным компаниям. Как известно, по общему международному праву государства несут ответственность только за деятельность, вме ненную их органам, и не несут международной ответственности за деятельность своих юридических и физических лиц. В данном вопросе нормы международного космического права не противоречат нормам общего международного права, а лишь учитывают специфику предмета своего регулирования.
30 Некоторые авторы обосновывают точку зрения международной космической правосубъектности отдельных индивидов (физических лиц). В подтверждение делаются ссылки на ст. V Договора по космосу 1967 г., в которой говорится, что «государства участники Договора рассматривают космонавтов как посланцев человечества в космос». Следует, однако, иметь в виду, что понятие «посланец человечества в космос» в контексте Договора по космосу 1967 г. не означает признания космонавтов субъектами международного права.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.