Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВладислав Ляпичев
1 Выполнила: Студентка АГУ, ФМЭиУ, специальности «Туризм» Иванникова Екатерина
3 Как часто нам приходится видеть родных братьев и сестер, неладящих друг с другом. Проблема взаимоотношений сиблингов стара как мир. С библейских времен человечеству известна история о злом Каине, из зависти убившем родного брата Авеля. Примеров тому в истории тысячи. С тех пор, несмотря на минувшие тысячелетия и на развитие научно - технического прогресса, братья и сестры продолжают жестокую борьбу за существование, за « место под солнцем ».
4 Пол ребенка. Большинство авторов утверждают, что однополые дети более конфликтны. На практике это в большинстве случаев подтверждается. Взаимоотношения между сиблингами зависят от их пола и возраста. Возрастной барьер. Многие родители предполагают, что чем меньше разница в возрасте между детьми, тем дружнее они будут жить в дальнейшем. Но ожидания оправдываются не всегда. Возрастной барьер. Многие родители предполагают, что чем меньше разница в возрасте между детьми, тем дружнее они будут жить в дальнейшем. Но ожидания оправдываются не всегда.
5 Чувство обделенности родительским вниманием Чувство обделенности родительским вниманием Игнорирование индивидуальности, разницы между детьми Игнорирование индивидуальности, разницы между детьми Роли « любимец » - « отвергнутый » Роли « любимец » - « отвергнутый » Отсутствие личного пространства Отсутствие личного пространства
6 Разрешение конфликта между сиблингами Избегайте роли арбитра в стычках между детьми Дайте возможность высказаться всем Покажите детям положительные стороны их совместной жизни Научите сиблингов использовать прямые контакты Избегайте роли арбитра в стычках между детьми Дайте возможность высказаться всем Покажите детям положительные стороны их совместной жизни Научите сиблингов использовать прямые контакты
7 В исследовании участвовали 20 детей : 10 из многодетных семей и 10 из семей с двумя детьми. Методики : « Рисунок семьи » ( Р. Ф. Беляускайте ). Цель : исследование восприятия ребенком своего положения в семье, его отношения к семье в целом и к отдельным ее членам. Методика САТ, или « Тест детской апперцепции ». Цель : выявление особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений. « Цветовой тест отношений » А. Эткинда. Цель : исследование эмоциональных взаимоотношений ребенка со значимыми близкими детьми ( сиблингами ) и взрослыми.
8 у половины детей проявляется эмоциональное отвержение сиблингов ; дети из многодетных семей испытывают чувство неполноценности в своей семье, ощущают напряженность семейных отношений ; у них выше уровень тревожности и конфликтности ; показатели конфликтности и благополучия семейной обстановки у детей из многодетных семей свидетельствуют о наличии взаимосвязи между семейной обстановкой и уровнем конфликтности : чем благоприятнее семейная ситуация, тем ниже уровень конфликтности в семье.
9 50% детей из многодетных семей оценивают уровень эмоциональной привлекательности одного или нескольких сиблингов в своей семье как низкий, что свидетельствует о наличии эмоциональных конфликтов, отсутствие близости в отношениях ; дети меньше стремятся ко взаимодействию с сиблингами, у них более выражено стремление соперничества и противоборства ; существует соревнование детей за родительскую любовь с сиблингами ( в 80% рисунках детей из многодетных семей величина фигуры рисовальщика по сравнению с другими фигурами не соответствует реальности, фигура испытуемого больше или равна остальным ).
10 « Сказки Дюсса ( Десперт )» проективная методика исследования. Она была предложена детским психологом Л. Дюссом в 1940 году и переведена на английский язык Десперт. Методика проводится с детьми 6-11 лет. Занятие с детьми не должно превышать 20 минут. Истории - сказки рассказываются испытуемому в определенном порядке, одновременно предъявляются иллюстрации. Испытуемый должен ответить на вопрос в конце каждой истории - сказки. Все ответы фиксируются в протоколе. Наблюдая за поведением сиблингов, зарубежные авторы ( Абрамович Р., Кортер К., Данн Дж. и др.) установили наиболее типичные характеристики их поведения и распределили их на категории. Все поведенческие категории могут быть либо просоциальными ( положительными ), либо враждебными ( негативными ).
11 Две первые сказки являются вводными в тему взаимоотношений детей в семье, две последующие отражают эти отношения непосредственно, а заключительная сказка помогает уточнить выводы. «Ягненок» o «Ягненок» o «Проводы» o «Песочный домик» o «Прогулка» o «Дурной сон»
12 сказкаПросоциальное поведениеВраждебное поведение « Ягненок » - Готовность делиться с сиблингом - Невербальная угроза сиблингу - Положительное подчинение родителям - Ревность « Проводы » Нет категории - Агрессия к сиблингу, аутоагрессия « Песочный домик » - Готовность делиться с сиблингом - Ревность - Сотрудничество, помощь « Прогулка » - Поддержка, утешение, привязанность к сиблингу - Ревность - Сотрудничество, помощь « Дурной сон » Категории не выделяются
13 Метод исследования : интервьюирование Участники исследования : В исследовании принимали участие три человека : 1- й участник из семьи с двумя однополыми сиблингами 2- й участник из семьи с двумя разнополыми сиблингами 3- й участник из многодетной семьи Участникам предлагалось ответить на 9 вопросов о взаимоотношениях сиблингов.
14 У первого участника конфликты с сестрой происходят 3-4 раза в неделю. Причины конфликтов бывают разными : часто это плохое настроение одной из сестер либо просьба что - либо выполнить. Конфликты длятся недолго и заканчиваются тем, что кто - то из сестер просит извинения. Иногда конфликты проходят сами собой, забываются. Родители не принимают активное участие в разрешении конфликтов между сиблингами. Инициатором конфликта чаще выступает старшая сестра в силу своего характера, но и она же является инициатором примирения. Чувство того, что родители любят больше другую сестру, возникало только в детстве. Участница считает, что если бы они с сестрой не были сиблингами, то они вполне могли бы стать хорошими подругами.
15 У второго участника конфликты происходят приблизительно один раз в неделю. Причинами конфликтов могут быть просьба что - нибудь сделать, деление времени пользования компьютером, простое задевание друг друга. Конфликты быстротекущие и заканчиваются тем, что кто - нибудь просто перестает в них участвовать. Иногда родители помогают разрешать эти конфликты. Инициаторами выступают оба сиблинга. Участник видит в другом сиблинге конкурента в некоторых делах. И иногда думает, что родители любят его сиблинга больше, чем его. Также он исключает возможности быть с сиблингом хорошими друзьями, если бы они не были братом и сестрой.
16 Третья участница признает, что ежедневно вступает в конфликты со своими сестрами и братом и считает главной причиной этих конфликтов непослушание детей. Конфликты длятся недолго. Родители не участвуют в разрешении конфликтов. Чаще инициатором конфликтов являются младшие сиблинги. Участница иногда считала, что родители уделяют больше внимания другим сиблингам. Из - за того, что участница исследования намного старше своих сестер и брата, она не считает их конкурентами в каких - либо делах. А также думает, что они не смогли бы стать хорошими друзьями в случае, если бы они не были сиблингами.
17 Таким образом, можно сказать, что конфликты являются неотъемлемой частью жизни сиблингов. Частыми причинами являются простое задевание, просьба что - либо сделать, а также деление каких - либо вещей. Но эти конфликты не являются долговременными и разрешаются без помощи родителей. Хорошими друзьями могли бы стать только однополые сиблинги с небольшой разницей в возрасте.
18 Похоже, проблему ревности и конфликтов сиблингов, сколько бы ни существовало человечество, и, как бы ни развивалась наука психология, никогда не удастся решить до конца. Всегда будут существовать братья и сестры, Каины и Авели, ненавидящие друг друга. И задачей психологов и родителей остается лишь продление замечательной сказки под названием Детство.
19 Астрахань, 2011
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.