Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемМаксим Фалилеев
1 Использование информационных технологий на первой ступени обучения с учетом требований ФГОС второго поколения Худякова Юлия Александровна, учитель начальных классов МБОУСОШ 4 г. Советский
2 Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования – основные задачи государственных образовательных стандартов нового поколения.
3 В соответствии с новыми "Квалификационными характеристиками должностей работников образования" каждый педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав детей – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиа проектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет.
4 Грамотное использование информационных технологий для создания дидактических средств обучения школьников способствует переводу процесса обучения на качественно более высокий уровень. Организация эффективного обучения школьников возможна только при знании и умелом использовании разнообразных средств обучения в ходе педагогического процесса. В педагогической литературе нет однозначного определения понятия «средство обучения». Одни исследователи используют данное понятие в узком смысле, подразумевая под этим средства- инструменты, которые служат достижению целей обучения. Другие, наоборот, рассматривают данное понятие в широком смысле и обозначают им все содержание и все средства-инструменты обучения.
5 Основные возможности программного пакета MS Office по разработке дидактических средств обучения
6 Наиболее широко используемые в начальной школе дидактические средства и необходимые для их разработки программные продукты корпорации Microsoft ® представлены в таблице.
7 п/пДидактические средстваПрограммные продукты 1Печатный раздаточный материал (карточки-задания, кроссворды, ребусы, схемы, таблицы, инструкции, памятки и пр.) MS Word, Paint 2Печатный иллюстративный материалMS Word, Paint 3Печатный бланковый тест (открытый, закрытый)MS Word 4Электронный тест (открытый, закрытый), кроссворд, ребусы без автоматической обработки результатов MS Word 5Электронный тест (закрытый), кроссворд, ребусы с автоматической обработкой текущих результатов MS PowerPoint 6Электронный тест (открытый, закрытый), кроссворд, ребусы с автоматической обработкой текущих и итоговых результатов MS Excel 7Электронный дидактический материал для классификации предложенных объектов, конструирования объектов из готовых элементов MS Word, Paint 8Электронные шаблоны для обработки результатов эксперимента, наблюдений, анкетирования и т.д. MS Excel 9Мультимедийный демонстрационный материалMS PowerPoint 10Электронные справочники, справочные таблицыMS Excel, MS Access 11Электронные мультимедийные пособия для самостоятельного изучения материала MS PowerPoint
8 Использование на уроке печатного раздаточного материала способствует индивидуализации и дифференциации процесса обучения. Возможности текстового процессора MSWord (рис. 2), графического редактора Paint (рис. 1) позволяют не только создать красочный дидактический материал, но и распечатать необходимое количество экземпляров.
9 Рис. 1. Пример карточки-задания, разработанной в Paint
10 Рис. 2 Примеры карточек-заданий, разработанных в MSWord
11 Целью использования в обучении младших школьников печатного иллюстративного материала является демонстрация объектов и явлений окружающей действительности, достижений науки и культуры современного общества. Возможности информационных технологий в области цифровой фотографии, воспроизведения оцифрованных изображений, размещения их в документах помогают учителю самостоятельно разрабатывать данные дидактические средства (рис. 3).
12 Рис. 3. Пример иллюстративного материала, разработанного в MS Word
13 Особое внимание в последнее время уделяется тестам – дидактическим средствам, предназначенным для контроля и оценки знаний учащихся. Средства информационных технологий позволяют учителю разрабатывать бланковые и электронные тесты открытого и закрытого типа. Печатные бланковые тесты различного типа чаще всего разрабатываются с помощью текстового процессора MS Word. Это объясняется тем, что данное программное средство в настоящее время является самым популярным и наиболее освоенным учителями из всего пакета MSOffice. Несмотря на это, учителями используется лишь малая часть его широчайших возможностей. Это относится к разработке индивидуальных карточек-заданий и бланковых тестов (рис. 4).
14 Рис. 4. Пример фрагмента открытого и закрытого бланкового теста, разработанного в MS Word
15 Текстовый процессор MS Word позволяет также разрабатывать электронные тесты различных типов. Электронные тесты по сравнению с бланковыми тестами обладают рядом преимуществ, основным из которых является возможность их многократного использования в процессе обучения. Электронные тесты для младших школьников с целью сокращения времени их непосредственного пребывания перед экраном дисплея целесообразно оснащать кнопками выбора вариантов ответа (кнопочная форма) или флажками (флажковая форма) (рис. 5).
16 Рис. 5. Пример фрагмента кнопочного и флажкового электронного теста, разработанного в MS Word
17 Недостатком электронных тестов, разработанных в MS Word, является обработка текущих и итоговых результатов ответа учителем «вручную». Электронные тесты, разработанные в инструментальном средстве MS PowerPoint, позволяют достаточно просто организовать текущую проверку введенных ответов и используются чаще всего на этапе самоконтроля знаний. Полная автоматическая обработка текущих и итоговых результатов ответа учащихся на вопросы теста осуществляется при использовании табличного процессора MS Excel. В то же время необходимо отметить, что разработка электронных тестов в табличном процессоре представляет собой определённые трудности и требует от учителя гораздо большего количества времени, чем это требуется для разработки тестовых материалов в MS Word и MS PowerPoint.
18 Интересным для учителей начальных классов является разработка в MSWord электронных дидактических средств с элементами конструирования и классификации: Составь схему, Собери картинку, Что чему соответствует и т.д.(рис. 6) Работа с такими дидактическими средствами является для младшего школьника своеобразной игрой, повышает интерес к изучаемому предмету. В технологической основе выполнения таких заданий лежит умение ребенка управлять курсором мыши. Данное умение легко осваивается и способствует развитию координации движений руки ребенка.
19 Рис. 6. Пример фрагментов электронных дидактических средств на классификацию и конструирование, разработанных в MSWord
20 Табличный процессор MS Excel является мощным инструментальным средством, предоставляющим современному учителю широкие перспективы в плане повышения эффективности учебного процесса, контроля качества обучения. В основном учителя знакомы с применением табличного процессора MS Excel в качестве средства для создания одностраничных и многостраничных электронных тестов. Однако возможности MS Excel в обработке текстовой и числовой информации позволяют разрабатывать на его базе различные дидактические средства с автоматической проверкой введённых данных и визуализацией результатов их обработки в виде графиков и диаграмм: кроссворды, ребусы, и т.д. (рис. 7 и 8).
21 Рис. 7. Пример электронного кроссворда, разработанного в MS Excel
22 Рис. 8. Пример электронных ребусов, разработанных в MS Excel, с выводом результатов ответа в виде диаграммы
23 Для разработки мультимедийного демонстрационного материала целесообразно использовать возможности инструментального программного средства для создания презентаций MS PowerPoint. Power Point позволяет размещать на слайдах не только рисунки, отсканированные фотографии, но и видеоролики, звуковое сопровождение. Анимационные возможности MS PowerPoint делают демонстрацию отобранного текстового и графического материала наиболее яркой и запоминающейся. Для демонстрации таких слайдов на уроке лучше использовать проекционную систему, а не отдельные компьютеры. Данное дидактическое средство можно использовать как для проведения традиционных уроков, так и уроков-игр, уроков-путешествий, уроков-викторин (рис. 9).
24 Рис. 9. Пример фрагмента мультимедийного демонстрационного материала, разработанного в MS PowerPoint
25 С помощью средств, предоставляемых MS PowerPoint, учитель может разрабатывать не только отдельные мультимедийные демонстрационные материалы, но и мультимедийные пособия по изучению учебной темы или учебного предмета в целом с использованием элементов самоконтроля, звуковых и анимационных эффектов. Созданные электронные пособия можно использовать в начальной школе для самостоятельного изучения материала по всем учебным предметам.
26 Систематическое использование в учебной деятельности дидактических средств с применением информационных технологий позволяет:
27 активизировать познавательную активность учащихся, а, следовательно, желание учиться; повышать уровень развития психологических механизмов (воображения, внимания, памяти); активизируют мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.). делать занятия более наглядными; обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять свои творческие способности; приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом; обеспечивать моментальную обратную связь; повышать интенсивность учебного процесса; расширять кругозор учащихся; оптимизировать процесс обучения.
28 Использование мобильных кабинетов в нашей школе позволяет сформировать цифровую обучающую среду для широкого спектра учебных задач, информационного обеспечения уроков, традиционных внеклассных мероприятий, конкурсов. Учитель может проводить тестирование по различным предметам (в том числе с использованием собственных разработок) с получением отчетов по всему классу и по каждому учащемуся в отдельности. Технологии создания некоторых из рассмотренных средств обучения представлены в отдельной папке.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.