Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемГлеб Лутошин
1 Лекция 3 Человек среди людей Коммуникативная деятельность- коммуникативный акт- модели коммуникации- мотивы коммуникативной деятельности- функции коммуникативной деятельности- вербальные и невербальные средства- дискурс
2 Человеческое общество – это не совокупность, не сумма людей, а система отношений, в которые люди вступают и которые часто ограничивают, направляют поведение людей в определенное русло. У человеческого поведения нет альтернативы в том смысле, что человек не может себя никак не вести. Даже находясь в одиночестве, человек ведет себя определенным образом. А если человек находится в обществе, то любое его поведение в ситуации взаимодействия имеет характер сообщения, то есть является коммуникацией или общением. Отсюда следует, во-первых, что, как бы человек не старался, он не сможет не общаться.
3 Деятельность и бездействие, слова или молчание - все это имеет ценность сообщения; они оказывают влияние на других, и, другие, в свою очередь, не могут не ответить на эти послания и, таким образом, сами общаются. Во-вторых, коммуникативная деятельность пронизывает все без исключения сферы человеческой жизни, причем процесс этот происходит постоянно. Коммуникативная деятельность с трудом поддается изучению, описанию, и анализу, поскольку, в силу своей широты всеохватности, она относится к так называемым эмергентным явлениям, то есть таким, которые предстают перед исследователем только во множестве конкретных проявлений, но не как одно целостное образование. Для анализа и изучения этого явления от исследователя требуется выделить его единицу, под которой в науке понимается неделимое далее образование, сохраняющее все без исключения свойства целого и обладающее большей наглядностью и доступностью для изучения.(Л.С. Выготский). Единицей коммуникативной деятельности является ее отдельное действие или коммуникативный акт.
4 Модель коммуникативного акта Г. Ласуэлла его модель включает пять элементов: кто? (передает сообщение)- коммуникатор; что? (передается) – сообщение ; как? (осуществляется передача)- канал; кому? (направлено сообщение)- аудитория (получатель) с каким эффектом?- эффективность. Модель Ласуэлла отражает не только структуру коммуникативного акта, но и направление его изучения. По поводу каждого элемента этой схемы было проведено большое количество исследований.
5 Например, всесторонне описаны характеристики коммуникатора, способствующие повышению эффективности его речи, в частности, выявлены типы его позиции во время коммуникативного процесса. Таких позиций может быть три: открытая- коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения; отстраненная- коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто; закрытая- коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее. Естественно, что содержание каждой из этих позиций задается целью, задачей, которая преследуется в коммуникативном воздействии, но важно, что принципиально каждая из названных позиций обладает определенными возможностями для повышения эффекта воздействия.
6 Модель Шеннона- Уивера Данная модель была предложена американским учеными Клодом Шенноном и Уорреном Уивером в 1949 году и сыграла значительную роль в развитии многих наук, связанных с изучением обмена информацией. Окончательный вариант их модели включал шесть компонентов: источник, кодирующее устройство, сообщение, канал, декодирующие устройство и приемник (по аналогии с телефонной связью). Под избыточностью понимается повторение определенных элементов сообщения для предотвращения коммуникативной неудачи, что имеет место в любом языке. Клод Э́лвуд Ше́ннон ( ) американский инженер и математик, его работы являются синтезом математических идей с конкретным анализом чрезвычайно сложных проблем их технической реализации.
7 Считается, что все языки приблизительно наполовину избыточны: можно залить кляксами половину текста или стереть половину слов в радиовыступлении, но при этом все же сохранится возможность понять их. Любая модель коммуникативного акта так или иначе претендует на свою универсальность каждая из моделей и их изучение помогает получить новые знания о наблюдаемом явлении. Кроме того, абсолютно любая модель позволяет понять связь теории межкультурной коммуникации с другими областями человеческого знания. Соотнесение элементов модели друг с другом позволяет сделать вывод о том, данные какой науки можно использовать в конкретном случае. Warren Weaver ( ) Он был соавтором (вместе с Клодом Шенноном) всех работ по установлению связи, математической теории связи. В то время как Шеннон обращал больше внимания на инженерные аспекты математической модели, Уивер на философскую часть.
8 Возьмем в качестве примера модель Г. Ласуэлла. Так, соотношение «отправитель- сообщение» и «получатель- сообщение»- знания лингвистики, психолингвистики и прагматики, и т.д. В этом проявляется и взаимосвязь теории МКК с другими отраслями научного знания и одновременно многомерность и сложность изучаемой ею проблематики.
9 Мотивы и функции коммуникативной деятельности. Всего в пирамиде А. Маслоу пять уровней необходимость самореализации (быть самим собой, самовыражение). необходимость уважения (самоуважение, признание, власть); потребности взаимоотношений (любовь, дружба, семья, принадлежность к группе людей); нужды безопасности (крыша над головой, одежда, чувство безопасности); физиологические потребности (пища, питье, секс);
10 Приведенная выше классификация мотивов коммуникативной деятельности на основании концепции а Маслоу есть лишь один из возможных вариантов того, что движет человеком в его жизнедеятельности. Таких вариантов может быть много, но в каждом случае необходимо помнить, что любая деятельность представляет собой преобразование человеком окружающей среды, ее приспособление под собственные нужды. Это значит, что в деятельности человеком движет элементарное стремление обустроить свою жизнь путем воздействия на окружающий мир. В процессе коммуникативной деятельности человек также изменяет среду своего обитания, только на этот раз человеческую среду. Общаясь с другими, мы всегда и постоянно воздействуем на них, стараясь убедить или разубедить, склонить, повлиять, уверить, проинформировать, предупредить, развлечь и т.д., то есть сделать сосуществование с другими людьми более «удобным» для нас.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.