Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемМихаил Зырянов
1 Соколов Александр ЦЭМИ РАН НИУ ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ Научный семинар «Политическая экономика»
2 1.1. Рентоориентированное поведение российских управленцев Незаконная приватизация рост концентрации собственности, неформального контроля и рентоориентированного поведения; Отсутствие классического отделения прав собственности от функций управления, перераспределение активов, нестабильность; Высокий уровень «захвата государства» и коррупции среди управленцев (особенность периферийных сырьевых колоний); Воспроизводство рентоориентированного поведения неравенства на различных уровнях; Высокий уровень теневого сектора, олигархичности и расслоения; Снижение качества управления, незаинтересованность населения и бюрократии в развитии, краткосрочная временная ориентация. В результате инсайдерского контроля инвестиции остаются недостаточными даже для замедления деградации основного капитала 2
3 1.2. Реальный ВВП, промышленное производство и инвестиции: динамика и потери, 1990=100% 3
4 4
5 1.4. Инсайдеры и инсайдерский контроль в российских корпорациях 5
6 1.5. Определение госкорпораций и правовые особенности Государственная корпорация (ГК) – это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. 1)ГК образуются на основании отдельного федерального закона 2)ГК - образуется, контролируется и ликвидируется Правительством и Президентом РФ; 3)имущество, переданное ГК, становится ее собственностью; 4)ГК выведены из-под контроля ряда государственных органов; 5)на ГК не распространяются положения закона о банкротстве; 6)на ГК поначалу не распространялись положения о раскрытии информации, обязательные для публичных ОАО; 7)на ГК поначалу не распространялись положения о проведении конкурсов при госзакупках. 6
7 7 Гипотеза 1. В связи с передачей госкорпорациям колоссальных финансовых средств и активов на фоне низкого уровня ответственности, прозрачности и контроля за этими структурами, они становятся привлекательными для рентоориентированных групп лиц. Гипотеза 2. В госкорпорациях наблюдается инфраструктура неформального инсайдерского контроля над активами, нацеленная на изъятие ренты. Гипотеза 3. Извлечение ренты в госкорпорациях носит систематический характер. Гипотеза 4. Инсайдерский контроль ведет к негативным последствиям для инвестиционной деятельности, в частности подрывает спрос и предложение инвестиционных фондов. Как следствие - перерасход средств, увеличение сроков строительства, снижение рентабельности проектов Основные гипотезы исследования 7
8 2.1. Полномочия и возможности менеджмента ГК 8
9 2.2. Особенности контроля в госкорпорациях 9
10 2.3. Внешние и внутренние элементы инфраструктуры инсайдерского контроля в госкорпорации 10
11 2.4. Инсайдерский контроль над активами с помощью цепочек офшорных и фиктивных фирм 11 Более 80% (81 из 100) самых богатых российских миллиардеров по- прежнему контролируют основную часть своих активов через офшоры
12 Контроль активов в ОАО «Оборонительные системы» (ГК «Ростехнологии») в 2012 г. 12 Структура перекрестного контроля над активами в ОАО «Ижевский машзавод» (ГК «Ростехнологии») на г. Структура перекрестного контроля над активами в ОАО «АвтоВАЗ» (ГК «Ростехнологии») в 2007 г.
13 2.6. Систематический вывод инсайдерской ренты из госкорпораций 13 Элементы исходных гипотез исследования / Госкорпорация Рос нано Олимп строй Рос атом Ростех Гипотеза III. Механизмы изъятия инсайдерской ренты Офшорные схемы++++ Сделки с аффилированными лицами++++ Схемы с цепочками подставных компаний и фирм-«однодневок» н/д+++ Трансфертное ценообразование++++ Фиктивные услуги++++ Прокрутка выделенных ресурсов через финансовые институты ++++ Откаты и взяткин/д+++ Необоснованный аутсорсинг+н/д + Необоснованное завышение стоимости сырья и материалов н/д++ Необоснованное завышение стоимости оборудования +н/д+ Необоснованно высокие непрофильные расходы ++++ Необоснованно высокие оклады, бонусы и т.д. ++++
14 3.1. Модель предложения и спроса на инвестиции в госкорпорациях в условиях инсайдерского контроля 14 C1 C1 С2С2 D F ГК 1. Бюджетные средства 3. Др. внешние источники 2. Внутренние источники D I ГК S F ГК B A ΔF/p B1B1 0 R, i, r A2 A2 A1 A1 Инвестиции 50-75% Потери от инсайдерского контроля и изъятия ренты 25-50% C ПЕРЕРАСХОД
15 15 Инвестиционный проект госкорпорации Мощность проекта Стоимость проекта в ценах 2012 года Капиталовложения / Мощность I«Роснано» План 2009План Группа из 15 аналогов (Норма) Δ (рента) 1 Производство солнечных модулей (ООО «Хевел») 130 МВт в год682,6 млн.$5,25 $/Вт3,41 $/Вт-35,1% 3.2. Контроль финансовых потоков проекта «Роснано» по производству солнечных модулей (ООО «Хевел»)
16 3.3. Контроль финансовых потоков и активов проекта ООО «Усолье-Сибирский Силикон» («Роснано») 16 ОАО «РОСНАНО» Россия ОАО «РОСНАНО» Россия ООО "Группа Нитол" Россия УК: 1662 млн.руб. ООО "Группа Нитол" Россия УК: 1662 млн.руб. Insqu Production Ltd. Кипр 99,9% Solaricos Trading Ltd. Кипр Конечные заказчики Nitol Solar Ltd. Джерси, Нормандские о-ва # 1. Ресурсы # 2.Продукция 100% Sherigo Resources Ltd. Британские Виргинские о-ва 79% # 3. Выкуп 100% акций 100% Ecolive Люксембург Д. Котенко – 32% А. Гончаров – 32% А.Рудик – 32% 8,6% 12,8% 25% До 2011 После 2011 и #3 50,3% # 4. Займ под 22,3% Инвестиционный проект госкорпорации «Роснано» Производство ПКК (ООО «Усолье- Сибирский Силикон») Мощность проекта: 5000 кг ПКК в год Стоимость проекта в ценах 2012 года План 2009: 109,2 млн.$/т Факт: 137,1 млн.$/т Перерасход: 25,5% Капиталовложения / Мощность План: 137,1 млн.$/т Группа из 10 аналогов (норма): 94,3 млн.$/т Δ (рента) : -31,2%
17 3.4. Анализ завышения капитальных затрат по инвестиционным проектам госкорпорации «Олимпстрой» Инвестиционный проект госкорпорации Мощность проекта Стоимость проекта в ценах 2012 года Капиталовложения / Мощность II«Олимпстрой» чел. вмест-ти План 2006 Факт Пере- расход Факт группа аналогов Δ (рента) млн.$ в ценах 2012 гтыс.$ / место (км) 1Главный стадион «Фишт» ,2778,7рост в 2,9817,306,16-64% 2Стадион для хоккея «Большой» ,2302,9рост в 1,5125,2410,76-57% 3 Ледовый дворец спорта «Айсберг» для фигурного катания и шорт-трека ,2277,7рост в 2,8023,149,95-57% 4 Стадион «Адлер-Арена» для конькобежного спорта ,9197,3рост в 4,3024,6616,45-33% 5 Комплекс для прыжков с трамплина «Русские горки» ,5145,1рост в 2,769,683,41-65% 6Санно-бобслейная трасса «Санки» ,1280,8рост в 1,9125,538,72-66% 7Главная Олимпийская деревня ,4н/д 270,83148,6-59% 8Трасса «Адлер - Красная Поляна»48,2 км3808,3 8076,7 рост в 2,1286,159,0-32% План 2006 Факт Пере- расход Факт группа аналогов Δ (рента) млрд.$ в ценах 2012 г Олимпийские расходы 5,146,70+30%6,704,06-39% Общие расходы на Программу Олимпиады и развития г. Сочи 13,150,9рост в 3,9н/д 17
18 ОБЪЕКТтип Длина, км млн.$ 2012 млн.$ / км 1 Плановая стоимость трассы «Адлер – Красная Поляна» ж/д, авто48,2+45,63808,340,6 2 Фактическая стоимость трассы «Адлер – Красная Поляна» ж/д, авто48,2+45,68076,786,1 3Перерасход (факт/план)ж/д, авто48,2+45,6 рост в 2,12 4Нормальная стоимость трассыж/д, авто48,2+45,6
19 3.6. Подрыв спроса и предложения инвестиций 19 Элементы исходных гипотез исследования / Госкорпорация Рос нано Олимп строй Росатом Ростех Гипотеза IV. Подрыв спроса и предложения инвестиций Количество рассмотренных проектов (предприятий) 3814*к/а Время завершения проектов н/д I. Текущее превышение затрат по сравнению с плановым объемом + н/д % + +43,5% план: -10% + н/д - перерасход у группы аналогов++121% +56% н/д - потери от ИК (1 подход)н/д17,5% -8,7% II. Превышение капитальных затрат по сравнению с группой аналогов + +44,2% % - -23% + н/д - N аналогов для сравнения н/д - потери от ИК (2 подход), % 25-35%50-60% н/д - общие потери, млрд.$ 2,5-3, н/д Прогноз итоговых потерь от ИК >35%>50%>25% Рост сроков / отмена реализации проектов, невыполнение планов ++++ * к/а - контент-анализ отдельных аспектов из доступных источников
20 3.7. Потери от инсайдерского контроля 1.Инсайдерский контроль ведет к а) потерям финансовых ресурсов от непосредственного изъятия ренты; б) потерям финансовых ресурсов от некомпетентных и предвзятых решений, бесхозяйственности; в) потерям на макроуровне (многократное падение совокупного спроса через механизм мультипликации); 2.Чем больше подрядчиков задействовано в проекте, тем больше масштабы потерь, т.к. каждый стремится присвоить свою долю ренты; 3.Чем более уникальный проект, тем легче менеджерам обосновать неэффективные затраты; 4.Чем сильнее инфраструктура контроля инсайдеров, тем выше безнаказанность и выше масштабы изъятия средств 20 от 25-35% (Роснано, Росатом, Ростехнологии) до более 50% (Олимпстрой) составляют прогнозные потери выделенных госкорпорациям финансовых средств от инсайдерского контроля и изъятия ренты к концу срока реализации проектов
21 4.1. Последствия инсайдерского контроля 21 Госкорпорация Рос нано Олимп строй Рос атом Ростех Нецелевое и неэффективное распоряжение ресурсами и активами ++н/д+ Рост себестоимости выпускаемой продукции +н/д++ Сокращение рабочих, ухудшение их социального положения ++++ Низкий уровень инновационной активности +н/д-+ Банкротство предприятий, сокращение активов +н/д + Переход активов под иностранный или офшорный контроль +н/д + Невыполнение планов и программ развития ++++ Сокращение рабочих, ухудшение их социального положения ++++ Уголовные дела против инсайдеров++++ Система инсайдерского контроля в госкорпорациях приводит к бесполезной растрате ресурсов, деградации управления активами и нарушению общественных интересов
22 4.2. Последствия инсайдерского контроля (2) 22
23 23 Подрыв спроса и предложения инвестиций (перерасход) Бесполезная растрата ресурсов, невыполнение гос. программ, многократные потери для экономики, др. негативные последствия 4.3. Инсайдерский контроль и подрыв развития
24 4.4. Почему российские государственные корпорации оказались неэффективными? 24
25 4.5. Как повысить эффективность госкорпораций 1.Принятие государством мер по устранению неформального контроля в госкорпорациях; 2.Ужесточение механизмов контроля за расходованием средств; 3.Проверка всех сомнительных сделок и принятие антикоррупционных мер; 4.Пересмотр кадровой политики (подбор на руководящие должности по степени профессионализма, а не лояльности и личным связям). 5.Усиление механизмов обратной связи и ответственности за результаты деятельности управленцев ГК (привязка окладов менеджеров ГК к достигнутым общественно полезным результатам); 6.Изменение механизма формирования и повышение ответственности наблюдательных советов; 7.Усиление государственного и общественного контроля за деятельностью ГК. 25 НО! В рамках существующей бесплановой, периферийно-сырьевой модели экономики существенное снижение рентоориентированного поведения и повышение эффективности госкорпораций маловероятно
26 Спасибо за внимание! Соколов Александр Тел.:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.