Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЗинаида Рудалева
1 МКДОУ БГО «Борисоглебский детский сад 7 комбинированного вида» Ключенович Наталья Валерьевна Воспитатели Теория Решения Изобретательских Задач - ТРИЗ Девиз: Воспитай ребенка так, чтобы было у кого учиться.
2 Воспитатель должен стать сегодня педагогом широкого профиля – проектировщиком разнообразных методов и приемов, способным оказать педагогическую поддержку каждому ребенку в соответствии с его психическими особенностями и потребностями, уметь проводить коррекционную диагностику, находить верное решение проблемной педагогической ситуации.
4 Сперва любить, потом учить. Полноценное общение ребенок- взрослый, на равных. Принимать ребенка таким, каков он есть. Признавать право ребенка на ошибку. Адекватность и единство требований взрослых к ребенку. Полноценное общение ребенок – ребенок. Положительные межличностные отношения. Создание благоприятного климата в группе. Обеспечение вариативности выбора. Помогать ребенку, действовать самостоятельно. Специально организовывать деятельность, направленную на коррекцию негативных эмоций. Условия реализации методов ТРИЗа.
5 Методы и приемы ТРИЗа : Метод «погружений». Метод «открытий». Методы ТРИЗа: Метод сравнений. Метод «Постановка проблемного вопроса». Метод «Превращений». Метод «Решения проблемных ситуаций». Метод «Ассоциаций».( что + и -, кому лучше, почему?) Метод « Решения противоречий». Метод « Оператор РВС».( размер. Время стоимость). Метод « ИКТ» ( идеальный конечный результат). Метод « Выявление противоречий». ( хорошо – плохо) Метод « Цепочки противоречий». ( положительное и отрицательное). Метод проектирования. ( что…. если…). Метод « Импатии» ( оживления). Методы нетрадиционного изображения предметов.
6 Животные Птицы 1. Рассматривание картинок, иллюстраций, живого объекта, видов и разных особей вида. Например, используя метод выявления противоречий ( хорошо – плохо) и метод цепочки противоречий ( что положительного и отрицательного). травоядные хищники вольные дикие (на воле) домашние (в неволе) хищники насекомоядные зерноядные водоплавающие зимующие кочующие перелетные домашние 2. Беседа о хищниках и травоядных. 2. Беседа о зимующих, перелет¬ных и кочующих птицах. Например, используя метод вызывания стойких ассоциаций(хищник: что положительного v что отрицательного? кому лучше хищнику или травоядному?) и метод проектирования (что делать, если у травоядного вырастут клыки, а у хищника они выпадут?). Используя метод универсалии¬зации и специализации объекта. (с выяснением зависимости называния и образа жизни: ты -зимующая птица, но вдруг оказалась на юге. Что ты будешь делать?)
7 Чем питаются хищники травоядные Особенности зубов Клыки резцы Образ жизни Ночной дневной
8 Ознакомление дошкольников с растениями используя элементы ТРИЗа 1. Целевые прогулки в лес, парк, к водоему для ознакомления с растениями родного края. 2. Используя методы выявления противоречий (хорошо - плохо) и цепочки противоречий, рассматриваем картинки с изображением растений пустыни, тропиков, тайги, тундры отдельно и в среде произрастания (если... то...). Соотнесение внешнего и условий обитания. 3. Используя метод представления и метод проблемных ситуаций, побеседовать о защитных свойствах растений и их внешнем виде. Дать понятия о хищных растениях. Если бы у кактуса не было иголок, то... Зачем кактусу колючки? Почему росянка такая красивая? 4. Используя изобразительные методы и метод противоречий, побеседовать о взаимосвязи насекомых и растений: насекомые опыление плоды (ягоды) - семена. 5. Используя метод проблемных ситуаций, решить проблему «Как растения размножаются?» Семена (клен), ягоды (рябина), споры (мак), корневыми отростками (малина, ландыш). 6. Используя метод проблемных ситуаций и метод эмпатии, решить проблему «Как передвигаются растения?» (Животные, птицы, ветер.) «Ты - кактус, как ты передвигаешься?» 7. Используя методы эмпатии и представлений, побеседовать о культурных и дикорастущих растениях. Представь, что ты - пшеница, где тебе лучше расти и почему? 8. Используя проблемные методы, решить проблемную ситуацию «Зачем нужны растения?» Если бы растения исчезли, то что бы произошло на Земле? 9. Используя метод выявления противоречий, выявить, что хорошего и плохого в растительном мире (полезные растения, сорняки /но среди них могут быть лекарственные растения/). Побудить детей прийти самостоятельно к выводу, что среди растений нет бес полезных или вредных, в природе все кому-то нужно, все взаимосвязано. 10. Используя метод эмпатии решаем проблему «Чем растения похожи на человека (животных) и не похожи на камень?» И. Используя метод представления и проблемной ситуации решаем проблемы «Нужна ли растениям маскировка?» и «Как растения защищаются?».
9 ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С МИРОМ РЫБ ИСПОЛЬЗУЯ ЭЛЕМЕНТЫ ТРИЗа. 1. ИСПОЛЬЗУЯ ПРЕДСТАВЛЕНЧЕСКИЕ МЕТОДЫ побудить дошкольников к анализу сходств и отличий "живого -не живого". 2. ИСПОЛЬЗУЯ М-Д ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ (похоже -не похоже) нацелить на неординарный подход к рассмотрению сходств и отличий человека и рыб. 2. ИСПОЛЬЗУЯ М-Д ЦЕПОЧКИ ПРОТИВОРЕЧИЙ (хорошо -плохо) нетрадиционно подойти к рассмотрению видов рыб (морские -речные; хищные -травоядные). 3. ИСПОЛЬЗУЯ М-Д ДИВЕРСИОННОГО ПОДХОДА(наоборот) нацелить на нетрадиционный способ решение вопроса о месте обитания и зависимости жизнедеятельности рыб от времени года. - Необходимо ли рыбам солнце ? Почему ? а)особенности строения для жизни в воде (жабры, форма тела, чешуя, слизь, плавники, плавательный пузырь). б)помощь рыбам со стороны человека (разведение мальков, проруби зимой, исследования ученых -окольцовывание, взвешивание). 4. ИСПОЛЬЗУЯ М-Д ВЫЗЫВАНИЯ СТОЙКИХ АССОЦИАЦИЙ (+/-) побудить к анализу особенностей размножения рыб (мальки - живородящие; икра -искрометные).-сравниваем с земноводными [лягушками, раками]. 5. ИСПОЛЬЗУЯ М-ДЫ ИМПАТИИ И "ЗА СЕКУНДУ ДО..." способ¬ствовать инициативному мышлению, умению находить выход из экстремальной ситуации при анализе и сравнении жизни крупных и мелких рыб. ( мелкие -косяк[птицы-рыбы], зачем рыбам собирать¬ся в косяки крупные -одиночные). нацелить на выявление значимости маскировки для рыб, животных, птиц.
10 6. ИСПОЛЬЗУЯ М-Д ИМПАТИИ отождествить себя с китами, выяв¬ля особенности жизнедеятельности.( - млекопитающие;[чем отли¬чаются от рыб?];-теплокровные; -кормят молоком детенышей; -живут семьями; - живородящие). б.ИСПОЛЬЗУЯ М-Д ИЗОБРАЖЕНИЯ И М-Д ПРОБЛЕМНЫХ СИ¬ТУАЦИИ выяснить "говорят ли рыбы?" ( почему они "молчат"? "нем как рыба"[ультразвук]), 7. ИСПОЛЬЗУЯ М-Д СТОЙКИХ АССОЦИАЦИЙ И М-Д ДИВЕР¬СИОННОГО ПОДХОДА нацелить на выявление значимости маскировки для рыб, животных, птиц. 8. ИСПОЛЬЗУЯ М-Д СОМНЕНИЙ вызвать сомнения в отношении условий места жительства рыб ( воля -не воля [аквариум и его обитатели]. Нужны ли растения Б аквариуме?). 9. ИСПОЛЬЗУЯ М-Д РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ решить проблему: "Чтобы случилось на Земле, если бы не стало рыб?"
12 Процентные показатели развития личности детей дошкольного возраста при применении методов ТРИЗа.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.