Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЛюдмила Яснова
1 Урок по региональному компоненту. Русский язык 9 класс. По программе М. Разумовской. Лингвистический анализ текста( с применением печатных страниц).
2 Страничка « Из истории лингвистики» Виктор Владимирович Виноградов ( ) был одновременно лингвистом и литературоведом, человеком энциклопедических знаний, родоначальником двух лингвистических наук истории русского литературного языка и науки о языке художественной литературы
3 Ходил человек по земле уральской, Камешек узорчатый найдёт - в сумку находку спрячет. Словцо меткое услышит- в книжечку запишет. Много лет человек разные разности собирал, а шкатулку до верха так и не наполнил.
4 Топонимия- наука о чём? Аргаяш- озеро. От башкирских слов яр- « берег», кояш- « солнце». В говоре местных башкир- Яргояш. В переводе означает солнечный берег. Бреды- рабочий посёлок. Основан в 1843 году как опорный пункт оренбургского казачьего войска. Название дано по местечку Бреда на юге Нидерландов, где в 1813 году произошло сражение русских войск с французскими, окончившееся победой первых.
5 Сказы Уральской земли
6 Серафима Константиновна Власова( ) Родилась 28 июля 1901 года в городе Томске. Дом её детства располагался на Симбирском тракте, часто по нему шли арестанты, гремя кандалами, останавливаясь на короткий отдых, рассказывали легенды, пели песни. Училась в церковно- приходской школе, затем- в Высшем начальном училище города Томска. Учительствовала, работала завучем, затем директором школы В 1955 году Власова создала свой первый сказ, а в 1957 году вышла её первая книга- « Уральские сказы». В 1965 году её приняли в Союз писателей Урал она действительно очень любила и хорошо знала. В её сказах звучит тема дружбы издавна населяющих Урал русского, башкирского и татарского народов.
7 Работа по тексту Там, где шумит голубая волна Увильды и ветер по соснам гуляет, свою бесконечную песню поёт, родилась эта легенда. В те поры спал наш Урал, как могучий богатырь- великан. Не будили его гудки паровозов, не дымили заводские трубы, не сверкали огни больших городов, трактора на полях не гуляли. Тихо было в горах, безлюдно в степях, только воды рек и озёр неумолчно шумели. Травы цвели, птицы в лесах гнёзда вили. Не было в те времена озера Увильды- большой чаши с хрустальной и чистой водой, только речка в логу между гор пробивалась. Жил в землянке старый рыбак с дочерью, которая славилась своею красотою. Звали её Сайма. Полевым цветком Сайма росла. Рано утром она просыпалась, студёной водой умывалась. Варила уху, диким мёдом лакомилась и за работу бралась.
8 Работа на печатных листах Определите, к какому стилю относится данный текст? Назовите все изобразительно- выразительные средства, которые вы обнаружили в тексте. Сколько типов речи в тексте? Как можно обозначить тему данного микротекста? Найдите мне предложение, в котором заключена основная мысль.
9 Схема для морфемного анализа. -Продолжите синонимичный ряд: бесконечный,… -Найдите и прочитайте мне предложения, которые соответствуют данным схемам: 1) [, ( где - и - -), - -]. 2)[ ], [ ], [ ], [ ]. 3) [ ], ( которая -).
10 Полный синтаксический анализ предложения Жил в землянке старый рыбак с дочерью, которая славилась своей красотой.
11 Проверь себя [Жил в землянке старый рыбак с дочерью,] ( которая славилась своей красотой.) Предложение по типу строения –сложное, сложноподчиненное. Состоит из двух частей- главной и придаточной. Главная часть- Жил в землянке старый рыбак с дочерью (грамматическая основа-рыбак жил). Придаточная часть - которая славилась своею красотой( грамматическая основа-которая славилась).
12 Схема сложноподчиненного предложения Сложноподчиненное с придаточным нерасчленённой структуры, определительное какой? Жил рыбак с дочерью которая славилась
13 Продолжите лингвистический анализ текста Морфологический анализ. 1.Славилась- глагол. Фонетический анализ. Красотой Морфемный анализ: Жил Старый Рыбак Землянке
14 Проверь себя Морфологический анализ. 1.Славилась- глагол. 2.Н.Ф.- славиться. 3.Пост. морфологические признаки: возвратный, несовершенный вид, непереходный, 2 спряжение. 4. Непостоянные морфологические признаки: изъявительное наклонение, прошедшее время, ж. род ( лицо не определяем- почему?). 5.Сказуемое
15 Фонетический анализ. Красотой кра-со –той ( к р ъ с а то j) Назовите мне следующий звук: согласный, твёрдый парный; звонкий непарный( сонорный); согласный, мягкий непарный, звонкий непарный( сонорный); гласный, безударный, неполного образования, непереднего ряда,верхние- среднего подъёма.
16 Морфемный анализ Жил Старый Рыбак Землянке Назовите мне слова, имеющие нулевое окончание. Подберите самостоятельно слово или слова к данной схеме:
17 Составьте словообразовательную цепочку. Что мы должны помнить при выполнении данного задания? Словообразовательный анализ: рыба, рыбак, рыболов, рыбача, рыбачащий Какое слово не будет принимать участие в словообразовательной цепочке? Почему?
18 И с тех пор там, где когда-то речка бежала, озеро с прозрачной, будто хрусталь водой засияло. Народ это озеро с той поры стал называть Увильды- голубой жемчужиной, а деревню, что возле озера родилась, и по сей день называют Саймой.
19 Напишите, какое впечатление произвёл на вас этот небольшой отрывок. Индивидуальное задание найти продолжение легенды, объяснить, почему же озеро Увильды называют голубой жемчужиной.
20 Ребята, мы сегодня с вами проделали большую работу по лингвистическому анализу текста, но на самый-то главный вопрос ответа не дали: « Так почему так важно изучать литературу родного края?»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.