Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАнна Торлопова
1 Развитие личностного потенциала на уроках литературы по принципу «от чувств к действию» Бочкарева Ирина Витальевна учитель русского языка и литературы Республика Саха (Якутия), с.Амга, Амгинского района, МБОУ «Амгинская СОШ 2 им. В.В. Расторгуева»
2 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предполагает, что одной из целей изучения литературы должно стать формирование «потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире» (ФГОС)
3 Новый образовательный результат ценностно-смысловые установки личностной позиции; основы российской и гражданской идентичности; социальные компетентности; Личностные результаты универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) - основа умения учиться; межпредметные понятия Метапредметные результаты опыт получения, преобразования и применения предметных знаний; система знаний – основа научной картины мира Предметные результаты Личность Подобное разделение результатов на личностные, метапредметные и предметные не обосновано, так как метапредметные и предметные образовательные результаты по своей сути являются результатом личности, а значит - все результаты можно считать личностными ( Хуторской А.В.)
4 Структура личности (по Н.И. Шевандрину): Что знает Что и как созидает Что ценит Каковы эстетические потребности С кем и как общается - Познавательный потенциал - объемом и качеством информации, которой располагает личность; - - Коммуникативный потенциал – характер и прочность контактов, устанавливаемых с другими людьми; - - Коммуникативный потенциал – характер и прочность контактов, устанавливаемых с другими людьми; - Эстетический потенциал – уровень содержания и интенсивности потребностей личности в прекрасном. - Творческий потенциал – Репертуар умений и навыков, способностями к действию (продуктивному, репродуктивному); - Морально-нравственный потенциал – приобретение личностью в процессе социализации нравственно- этических норм, жизненных целей, убеждений;
5 Проблематика Что делать? Отказаться от классики, перейти на современную литературу или найти новые приемы и подходы к ее изучению? Литература единственный школьный предмет, который может помочь научить понимать себя и других. «…Языковой примитивизм зачастую отражает примитивизм психологический. Упрощение языка в нашем обществе не случайно, оно связано с упрощением палитры чувств и мотиваций». (И.Л. Шолпо) То, что непонятно или не совпадает с их моделями поведения, не вызывают у подростков не только сочувствия, но даже интереса, причем авторская позиция волнует их меньше всего: Спад читательской активности классической литературы подростков
6 Анализ литературного произведения обычно на самом деле является оценкой морально-нравственных качеств героя и происходящих событий. С помощью психологического анализа можно воспитывать у детей способности осознавать и анализировать свои чувства, ощущения, внутренние переживания.
7 Д.Андрющенко: « Управлять чувствами можно, только если ты их осознаешь. Осознавать – это понимать свои чувства именно тогда, когда ты их чувствуешь, - ни до, ни после, а именно сейчас. Чтобы развивать эту способность, нужно уметь замечать эмоциональные переживания. Большая часть нарушений поведения у детей происходит, когда не формируется понимание связи между поступками и чувствами, переживаниями. И только литература может помочь детям в том, чтобы научиться осознавать связи между чувствами, опытом и действиями.
8 эмоции - чувства- потребности- мотивы действия и поступки анализ литературного героя эмоции - чувства- потребности- мотивы действия и поступки анализ собственных мотивов поведения Научившись понимать чувства и мотивы поведения литературного героя, ученик способен понять как собственные поступки, так и поступки других людей
10 Педагогические приемы «Поэтапное чтение» Вызов активного интереса к теме Осмысление, восприятие текста Рефлексия Способствует не только восприятию и осмыслению текста, но и включение эмоций, воображения, проявления реакций на содержание прочитанного, желание комментировать услышанное.
11 Педагогические приемы Анализ литературного героя с позиции его ярко выраженных эмоций, чувств, лежащих в основе эмоций, потребностей личности, осознания самооценки, самосознания героя «Кувшин эмоций» Эмоции ЧувстваПотребности Я - Концепция
12 Педагогические приемы Законы жизни, изложенные в притчах, можно понять только с помощью подсознания, только душой можно оценить их истинный смысл. Только пропустив их через свое сердце, вы сумеете получить Озарение и откровение, понять многие законы жизни и взойти на путь трансформации себя как личности «Притча как форма нравственного поучения» «Притча как форма нравственного поучения» Прочтение Работа с метафорами Осмысление притчи Самоанализ
13 Педагогические приемы Проводится как урок - обобщение. Кроме того, что урок заявляется как урок-игра, что уже вносит некоторое оживление у ребят, в процессе его проведения очень хорошо виден уровень понимания и собственного отношения ребят к литературному произведению. Секрет в том, что играть в эту игру невозможно не зная текста произведения, что уже ценно при современном отношении ребят к чтению. Но кроме этого, на таком уроке ни одному из учеников не удастся отмолчаться. «Шапка вопросов» Анализ знания текста Отношение Я - Концепция
14 Педагогические приемы Анализ литературного героя с позиции образных представлений учащихся. Понимание чувств формируется не из разрешения их выражать, а из подбора слов, образов, примеров к тому, что происходит внутри меня по отношению к литературному герою. «Ярмарка качеств» Собственные чувства Образное представление литературного героя Анализ действий литературного героя
15 Оценивание личностных результатов Категория Что оценивается Методы оценивания Уровень Знание Содержание произведения Сочинения- рассуждения Ролевые, деловые игры, Исследовательские работы Творческие работы Базовый уровень - Повышенный уровень - Высокий уровень - Коммуникативные навыки Письменная, устная речь Созидание (продукт)Творческие работы Ценности Выражение собственного мнения Эстетические потребности Отражение эстетических потребностей в творческих работах
16 Оценивание личностных результатов Использование данных педагогических приемов в практике позволяет: Повысить интерес к чтению у ребят; Развить коммуникативные навыки (ребята стали высказываться на уроке, отмечать свою авторскую позицию); Увеличить количество творческих работ учащихся; Учителю понимать, характер, поступки, жизненные ценности учащихся.
17 Графическое представление результатов за 6 класс (данные в процентах) Графическое представление результатов за 9 класс (данные в процентах)
18 Источники: Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под рел. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, – 159 с. Учебно-методический журнал для учителей словесности «Литература» г. (номер«Литература глазами психолога»), Издательский дом «Первое сентября».
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.