Решение задач с использованием понятия «доля» Бинарный урок по химии и алгебре и началам анализа 11 класс Подготовка к единому государственному экзамену.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нестандартные способы решения задач на смеси и сплавы Автор: Немченко Марина Германовна, учитель математики МАОУ лицея 6 г. Тамбова.
Advertisements

ЗАДАЧИ НА СМЕСИ И СПЛАВЫ В 13 МКОУ «Зыряновская СОШ» Заринский район Алтайский край Учитель математики Степина Татьяна Сергеевна золото серебро 2 3 ЕГЭ.
Сплавы – это системы из двух или нескольких металлов (или металлов и неметаллов), обладающие по сравнению с чистыми металлами как общими металлическими,
Решение задач на смеси, сплавы, растворы. Решение задач на смеси, сплавы, растворы. Обучающий проект по решению задач в 8-9 классах Подготовила: учитель.
а) все получившиеся смеси и сплавы являются однородными; б) смешивание различных растворов происходит мгновенно; в) объем смеси равен сумме объемов смешиваемых.
РАСТВОРЫ. КОНЦЕНТРАЦИЯ РАСТВОРОВ.. Растворимое вещество Растворитель Раствор.
Кавлакан Лариса Евгеньевна учитель химии БОУ г. Омска «СОШ 142» 2012.
Решение прикладных задач по математике Скрябина Валентина Витальевна учитель математики.
Задачи на смеси и сплавы Учитель математики Байгулова Нина Витальевна МАОУ СОШ 58 Посёлок Мулино Володарский район Нижегородская область.
Презентация к уроку по алгебре (11 класс) по теме: Презентация "Решение задач на растворы и сплавы"
Математика на 5 «+» Подготовка к ГИА (задачи 2 части) Задачи на процентное содержание и концентрацию Подготовила учитель математики Кашкаха Н.В. МБОУ СОШ.
Занятие 8 «Задачи на смеси, растворы, сплавы» элективного курса по математике «Процентные расчёты на каждый день» Учитель математики Чернитовского филиала.
Занятия с учащимися по теме: «Задачи на смеси, сплавы, растворы». Учитель математики Подгурская Н.А.
Математика представляет искуснейшие изобретения, способные удовлетворить любознательность, облегчить ремесла и уменьшить труд людей.
Система подготовки к ЕГЭ по математике Рулева Т.Г. МОУ СОШ 42 г. Петрозаводск Республика Карелия Решение задач на смеси, растворы и сплавы.
Решение задач на смеси и сплавы Выполнил: Рыбаченко Иван, ученик 8 Б класса, МБОУ «Промышленновская СОШ 56». Руководитель: Майорова Р.В.
Решение задач на смеси, растворы и сплавы. Учитель математики МОУ СОШ 2 г. Кирсанова И. А. Глушкова Кирсанов, 2006 г.
Различные виды задач на проценты Учитель-репетитор Екатерина Васильевна Карпенко
СМЕСИ, РАСТВОРЫ И СПЛАВЫ Экономический профессиональный лицей Санкт-Петербурга Преподаватель: Майя Васильевна Федорова.
Работа ученицы 7 класса Г МОУ «СОШ 24»г. Северодвинска Лысковской Татьяны Учитель математики Паршева В.В. 2008г.
Транксрипт:

Решение задач с использованием понятия «доля» Бинарный урок по химии и алгебре и началам анализа 11 класс Подготовка к единому государственному экзамену

Задачи из вариантов ЕГЭ 1.Определите массу воды, которую надо добавить к 20 г раствора уксусной кислоты с массовой долей 70% для получения раствора уксуса с массовой долей 3%. 2.Смешали 120 г раствора серной кислоты с массовой долей 20% и 40 г 50%-ного раствора того же вещества. Массовая доля кислоты в Полученном растворе равна ________%. 3.Какая масса азотной кислоты содержится в 1 л ее 20%-ного раствора с плотностью 1,05 г/мл? 4.К 120 г раствора, содержащего 80% соли, добавили 480 г раствора, содержащего 20% той же соли. Сколько процентов соли содержится в получившемся растворе?

Задачи из вариантов ЕГЭ 5.Кусок сплава меди с оловом массой 15 кг содержит 20% меди. Сколько чистой меди необходимо добавить к этому сплаву, чтобы новый сплав содержал 40% олова? 6.Первый сплав меди содержит 70 г меди, а второй сплав г серебра и 90 г меди. Взяли 225 г первого сплава и кусок второго сплава, сплавили их и получили 300 г сплава, который содержит 82% серебра. Сколько граммов серебра содержалось в первом сплаве? 7.В каждую из нескольких пробирок налили по две щелочи. Первую щелочь наливали по 1,2 мл в каждую пробирку. Вторую щелочь наливали по такой схеме: 0,8 мл в первую пробирку, а в каждую следующую пробирку на 0,8 мл больше, чем в предыдущую. Всего разлили 56 мл щелочей. Сколько миллилитров щелочи налили в последнюю пробирку? 8.Первый сплав серебра и меди содержит 430 г серебра и 70 г меди, а второй сплав г серебра и какое-то количество меди. Сплавили кусок первого сплава с куском массой 75 г второго сплава и получили 300 г сплава, который содержит 82% серебра. Определите массу (в граммах) второго сплава.

Доля Доля - обыкновенная дробь, числитель которой равен единице. доля – дробь (прикладные науки) ω = 0,4

Проценты Процент – одна сотая часть чего-либо. Перевод доли в проценты: 0,556 0,634 0,762 Перевод процентов в доли : 34% 45,89% 23,6%

Растворы Растворы – однородные смеси двух или большего числа веществ (компонентов).

Бесцветное вещество, без вкуса и запаха, плотность 1 г/см 3, температура кипения С, температура плавления (замерзания) – 0 0 С. Вода – единственное вещество в природе, которое в земных условиях существует в трех агрегатных состояниях: жидком, газообразном и твёрдом.

Вода – хороший растворитель. В ней растворяются твёрдые, жидкие и газообразные вещества. Вода – хороший растворитель для многих веществ

Сплавы Сплавы – это системы из двух или нескольких металлов (или металлов и неметаллов), обладающие по сравнению с чистыми металлами как общими металлическими, так и новыми ценными свойствами. Количество сплавов намного больше, чем чистых металлов. Применение их разнообразно.

Сталь – сплав железа с добавками углерода, кремния и других металлов и неметаллов (до 2,5%)

Бронза – сплав меди и олова

Бронзовые предметы обихода

Дюралюминий – сплав алюминия с небольшими добавками меди, магния, марганца и кремния

Золото используется в сплавах, обычно с серебром или медью

Томпак – поддельное золото – сплав меди и цинка, часто используемый для имитации золота

Латунь – сплав меди и цинка

Сплав Вуда (висмут, свинец, олово, кадмий) используется при пайке

Монель-металл (медно-никелевый сплав) используется для изготовления химического оборудования, а также в промышленности, например в паровых турбинах

Олово Пластинки из бронзы Медь

Теоретические основы решения задач

При решении задач о смесях, сплавах, растворах используют следующие допущения : все полученные смеси, сплавы, растворы считаются однородными; не делается различия между литром как мерой вместимости сосуда и литром как мерой количества жидкости (или газа); смешивание различных растворов происходит мгновенно; объем смеси равен сумме объемов смешиваемых растворов; объемы растворов и массы сплавов не могут быть отрицательными.

Определения и обозначения Массовая доля растворенного вещества в растворе - это отношение массы этого вещества к массе раствора. где ω (в-ва) - массовая доля растворенного вещества в растворе; m (в-ва) - масса растворенного вещества в растворе ; m (р-ра) - масса раствора.

Определения и обозначения Введем обозначения: ω 1 (в-ва) - массовая доля растворенного вещества в первом растворе; ω 2 (в-ва) - массовая доля растворенного вещества во втором растворе; ω(в-ва) - массовая доля растворенного вещества в новом растворе, полученном при смешивании первого и второго растворов; m 1 (в-ва), m 2 (в-ва), m(в-ва) – массы растворенных веществ в соответствующих растворах; m 1 (р-ра), m 2 (р-ра), m(р-ра) - массы соответствующих растворов.

Основные методы решения задач на смешивание растворов с помощью расчетной формулы правило смешения правило креста графический метод алгебраический метод

С помощью расчетной формулы Масса полученного при смешивании раствора равна: т(р-ра) = т 1 (р-ра) + т 2 (р-ра) массы растворенных веществ в первом и втором растворах: т 1 (в-ва) = ω 1 (в-ва)·т 1 (р-ра), т 2 (в-ва) = ω 2 (в-ва)·т 2 (р-ра) масса растворенного вещества в полученном растворе вычисляется как сумма масс веществ в исходных раствopax: т(в-ва) = m 1 (в-ва) + т 2 (в-ва) = ω 1 (в-ва)·т 1 (р-ра) + ω 2 (в-ва)·т 2 (р-ра)

С помощью расчетной формулы Таким образом, массовая доля растворенного вещества в полученном растворе равна:

«Правило смешения» Исходя из формулы:

«Правило креста» ω I раствор ω1 ω – ω2 Массовые части I раствора ω1 – ω Массовые части II раствора II раствор ω2

Грaфuческий метод

Алгебраический метод Задачи на смешивание растворов решают с помощью составления уравнения или системы уравнений.

методы решения задач с помощью расчетной формулы Нахождение ω правило смешения Нахождение масс исходных растворов или сплавов правило креста Нахождение масс исходных растворов или сплавов графический метод Нахождение ω алгебраический метод Нахождение всех величин

Решение задач Приготовление растворов или сплавов 1.В воде массой 400 г растворили 50 г серной кислоты. Какова массовая для серной кислоты в полученном растворе? 2.Найти массу воды и соли, необходимых для приготовления 500 г 25%-ного раствора этой соли. 3.Сплавили 60 г серебра и 240 г меди. Найти массовую долю серебра в полученном сплаве.

Решение задач Приготовление растворов или сплавов 4.Какую массу алюминия и магния необходимо взять, чтобы приготовить образец сплава массой 300 г, содержащий 45% алюминия? 5.Массовая доля солей в морской воде достигает 3,5%. Определите массу соли, остающейся после выпаривания морской воды объемом 8,93 л с плотностью 1,12 г/мл. 6.Какая масса карбоната натрия потребуется для приготовления 0,5 л 13%-ного раствора плотностью 1,13 г/мл?

Решение задач Сложные проценты Задача 1 К 100 г 20%-ного раствора соли добавили 300 г её 10%-ного раствора. Определите процентную концентрацию полученного раствора.

Решение Алгебраический метод m 1 (р-ра) = 100 г m 2 (р-ра) = 300 г ω 1 (в-ва) = 0,2 ω 2 (в-ва) = 0,1 ω(в-ва) - ? Первый раствор: m 1 (р-ра) = 100 г, m 1 (в-ва) = ,2 = 20 (г) Второй раствор : m 2 (р-ра) = 300 г, m 2 (в-ва) = ,1 = 30 (г) Полученный раствор : m(р-ра) = = 400 (г), m(в-ва) = =50 (г) Тогда, Ответ: 12,5%.

Решение С помощью расчетной формулы m 1 (р-ра) = 100 г m 2 (р-ра) = 300 г ω1(в-ва) = 0,2 ω2(в-ва) = 0,1 ω(в-ва) - ? Используем формулу: Получаем: Ответ: 12,5%

Решение Графический способ m 1 (р-ра) = 100 г m 2 (р-ра) = 300 г ω1(в-ва) = 0,2 ω2(в-ва) = 0,1 ω(в-ва) - ? Ответ: 12,5%

Решение задач Сложные проценты Задача 2 Смешали 10%-ный и 25%-ный растворы соли и получили 3 кг 20%-ного раствора. Какое количество каждого раствора в килограммах было использовано?

Решение Алгебраический метод ω 1 (в-ва) = 0,1 ω 2 (в-ва) = 0,25 m(р-ра) = 3 кг ω(в-ва) = 0,2 m 1 (р-ра) - ? m 2 (р-ра) - ? Первый раствор: m 1 (р-ра) = x кг, m 1 (в-ва) = 0,1. x (кг) Второй раствор : m 2 (р-ра) = (3 – x) кг, m 2 (в-ва) = (0,25. (3 – x)) кг Полученный раствор : m(р-ра) = 3 кг, m(в-ва) = 3. 0,2 = 0,6 (кг) Так как масса вещества в полученном растворе 0,6 кг, можно составить уравнение: 0,1x + 0,25(3 - x) =0,6 0,1x + 0,75 – 0,25x =0,6 0,1x – 0,25x =0,6 - 0,75 - 0,15x = - 0,15 X=1 Масса первого раствора 1 кг, масса второго раствора 3 -1 = 2 (кг) Ответ: 1 кг, 2 кг.

Решение Графический способ ω 1 (в-ва) = 0,1 ω 2 (в-ва) = 0,25 m(р-ра) = 3 кг ω(в-ва) = 0,2 m 1 (р-ра) - ? m 2 (р-ра) - ? Ответ: 1 кг, 2 кг.

Решение «Правило смешения» ω 1 (в-ва) = 0,1 ω 2 (в-ва) = 0,25 m(р-ра) = 3 кг ω(в-ва) = 0,2 m 1 (р-ра) - ? m 2 (р-ра) - ? Воспользуемся формулой: Получаем: m 1 = 0,5m 2 m 1 + m 2 = 3, следовательно, m 1 = 1 кг, m 2 = 2 кг. Ответ: 1 кг, 2 кг.

Решение «Правило креста» ω 1 (в-ва) = 0,1 ω 2 (в-ва) = 0,25 m(р-ра) = 3 кг ω(в-ва) = 0,2 m 1 (р-ра) - ? m 2 (р-ра) - ? следовательно, m 1 : m 2 = 0,1 : 0,05 = 2 : 1. Ответ: 2 кг, 1 кг. 0,2 II раствор 0,25 0,2-0,1=0,1 Массовые части II раствора 0,25- 0,2=0,05 Массовые части I раствора I раствор 0,1

Решение задач Сложные проценты 1. К 300 г раствора, содержащего 10% соли, добавили некоторое количество раствора, содержащего 30% той же соли. Получили раствор, содержащий 15% соли. Какую массу второго раствора взяли? 2. Имеются два слитка сплава серебра и олова. Первый слиток содержит 360 г серебра и 40 г олова, а второй слиток г серебра и 150 г олова. От каждого слитка взяли по куску, сплавили их и получили 200 г сплава, в котором оказалось 81 % серебра. Определите массу (в граммах) куска, взятого от второго слитка.

«Правило креста» ω I раствор ω1 ω – ω2 Массовые части I раствора ω1 – ω Массовые части II раствора II раствор ω2

Решение задач Сложные проценты 3. Имеется сталь двух сортов с содержанием никеля 5% и 40%. Сколько тонн стали первого сорта нужно взять, чтобы в смеси со вторым сортом получить при плавке 140 т стали с содержанием никеля 30%? 4. Имеются два сплава, в первом из которых содержится 40%, а во втором - 20% серебра. Сколько килограммов второго сплава необходимо добавить к 20 кг первого сплава, чтобы получить сплав, содержащий 30% серебра? Проверить Дальше

Решение Алгебраический метод m 1 (сп-ва) = 20 кг ω 1 (Ag) = 0,4 ω 2 (Ag) = 0,2 ω(Ag) = 0,3 m 2 (сп-ва) - ? Первый сплав: m 1 (сп-ва) = 20 кг, m 1 (Ag) = 20. 0,4 = 8 (кг) Второй сплав: m 2 (сп-ва) = x кг, m 2 (Ag) = (x. 0,2) кг Полученный сплав: m(сп-ва) = (20 + x) кг, m(Ag) = (8 + 0,2x) кг Так как ω(Ag) = 0,3, то 8 + 0,2x = 6 + 0,3x 0,2x – 0,3x = ,1x = -2 x=20 Ответ: 20 кг.

Решение «Правило смешения» m 1 (сп-ва) = 20 кг ω 1 (Ag) = 0,4 ω 2 (Ag) = 0,2 ω(Ag) = 0,3 m 2 (сп-ва) - ? Воспользуемся формулой: Получаем: m 1 = m 2 = 20 кг. Ответ: 20 кг.

Решение «Правило креста» m 1 (сп-ва) = 20 кг ω 1 (Ag) = 0,4 ω 2 (Ag) = 0,2 ω(Ag) = 0,3 m 2 (сп-ва) - ? следовательно, m 1 : m 2 = 1 : 1, m 1 = m 2 = 20 кг. Ответ: 20 кг. 0,3 II сплав 0,2 0,4-0,3=0,1 Массовые части II сплава 0,3-0,2=0,1 Массовые части I сплава I сплав 0,4

Решение задач Сложные проценты 5.Имеются два слитка сплава золота с медью. Первый слиток содержит 230 г золота и 20 г меди, а второй слиток г золота и 60 г меди. От каждого слитка взяли по куску, сплавили их и получили 300 г сплава, в котором оказалось 84% золота. Определите массу (в граммах) куска, взятого от первого слитка. 6.К 120 г раствора, содержащего 80% соли, добавили 480 г раствора, содержащего 20% той же соли. Сколько процентов соли содержится в получившемся растворе.

Спасибо за работу!!!