1 1 МАУ «ДИАЛОГ» Организация процедуры «Оценка регулирующего воздействия» Действующие правила (апрель-май 2012)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О внедрении оценки регулирующего воздействия муниципальных нормативных правовых актов в администрации Кондинского района ноябрь, 2015 год.
Advertisements

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН О перспективах внедрения института оценки регулирующего воздействия в Республике Башкортостан.
Подготовка заключений об оценке регулирующего воздействия.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 24 января 2013 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 24 января 2013 г.
Внедрение в Волгоградской области Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации Комитет экономики Волгоградской области.
М.А.Чулкова Первый заместитель начальника управления экономики администрации области О реализации Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики «Об организационных мероприятиях по внедрению оценки регулирующего воздействия» 28 ноября 2012 г.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ НПА ПО ВОПРОСУ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ. НПА ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСА МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ НПА по ВМЗ – это принятый представительным органом местного.
О внесении изменений в республиканскую целевую программу «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных.
2015 год 2015 год Комитет экономики Волгоградской области ПОРЯДОК проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Волгоградской.
1 1 Министерство экономического развития Российской Федерации Оценка регулирующего воздействия: внедрение на региональном уровне.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ Новый порядок разработки административных регламентов предоставления государственных услуг
Нормативное регулирование стратегического планирования в Волгоградской области Комитет экономики Волгоградской области Попова Мария Юрьевна.
Организация процесса оценки эффективности бюджетных расходов в Республике Карелия ДОКЛАД З аместителя Министра финансов Республики Карелия И.И. Ахокас.
О координации мероприятий региональной информатизации 1.
Государственная программа Республики Коми «Развитие системы государственного и муниципального управления» на годы (основные положения государственной.
Декабрь 2011 года Переход на межведомственное взаимодействие при предоставлении услуг как приоритетная задача органов местного самоуправления Негородов.
1 1 Значительно облегчает получение услуг гражданами и организациями Обеспечивается серьезный экономический эффект Предоставление государственных и муниципальных.
Прогнозирование социально- экономических и социально- политических последствий правотворческих решений. Оценка регулирующего воздействия законопроектов.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Аналитическое управление Москва – 2010.
Транксрипт:

1 1 МАУ «ДИАЛОГ» Организация процедуры «Оценка регулирующего воздействия» Действующие правила (апрель-май 2012)

Оценка регулирующего воздействия: основные элементы МАУ «ДИАЛОГ АНАЛИЗ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ПУБЛИЧНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ 2

Оценка регулирующего воздействия МАУ «ДИАЛОГ 3 Оценка регулирующего воздействия – (далее – ОРВ) представляет собой процедуру анализа проблем и целей государственного регулирования, поиска допустимых вариантов достижения этих целей, а также связанных с ними выгод и издержек социальных групп, подвергающихся воздействию регулирования, в том числе хозяйствующих субъектов, граждан и государства в целом, для определения наиболее эффективного варианта регулирующего решения. Оценка регулирующего воздействия проводится с целью выявления положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от N 94)Постановления

Оценка регулирующего воздействия: Суть процедуры МАУ «ДИАЛОГ 4 Суть данной процедуры – использование государственными органами при формировании государственной политики специальных аналитических процедур, направленных на выявление и оценку возможных выгод, издержек и эффектов от нового или существующего государственного регулирования, т.е. определение причинно- следственной связи между введением регулирования и решением проблемы, для устранения которой такое регулирование предлагается. Порядок подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия на проекты нормативных правовых актов определен приказом Минэкономразвития России от 29 августа 2010 г Указанный порядок предусматривает проведение оценки регулирующего воздействия в два этапа. На первом этапе проводится предварительная оценка (до 5 дней), а по ее результатам может проводиться углубленная оценка (до 30 дней). Цель первого этапа – отсечь проекты актов, которые не повлекут за собой существенных последствий, а следовательно, не требуют отвлечения серьезных ресурсов на их углубленную оценку.

Оценка регулирующего воздействия: Суть процедуры МАУ «ДИАЛОГ 5 Уполномоченныйорган субъекта Разработчик Порядокподготовкизаключений 2. Предварительная оценка 3. Углубленная оценка 4. Подготовка заключения 1. Поступление проекта акта Бизнес– сообщество Направлениеуведомления о том, что ОРВ не требуется Направление положительного заключения Направлениеположительного или отрицательного заключения Размещениезаключения на сайте Проведениепубличных консультаций Разработкапроекта акта Проведениепубличных консультаций Население, юридические лица, общественные организации

Оценка регулирующего воздействия: область применения МАУ «ДИАЛОГ 6 Основной сферой применения оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации и органах местного самоуправления является установление порядков и процедур, направленных на выполнение требований, которые определяются на федеральном или региональном уровнях, установление требований к субъектам предпринимательской инвестиционной и (или) иной деятельности, а также принятие и исполнение региональных (муниципальных) целевых программ. Область оценки. Процедура проводится в отношении проектов актов, регулирующих отношения: - в области организации и осуществления государственного контроля (надзора); - в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или связанным с ним процессами проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, накладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; - в области установления, применения и исполнения обязательных требований к выполнению работ и оказанию услуг; - в области оценки соответствия; - в области безопасности процессов производства; - при принятии органов власти решений по вопросам: распределения ограниченных ресурсов и государственного регулирования инвестиционной деятельности; реализации государственных целевых программ; установления правил и порядка предоставления поддержки субъектам предпринимательской деятельности; установления требований для целей допуска хозяйствующих субъектов к осуществлению определенных видов предпринимательской и (или) профессиональной деятельности; лицензирования, аккредитации, аттестации, государственной регистрации.

Оценка регулирующего воздействия: внедрение ОРВ МАУ «ДИАЛОГ 7 Внедрение ОРВ в субъекте Российской Федерации включает следующие элементы: 1. Принятие решения о внедрении ОРВ, включая основные элементы: определение области нормотворчества, на которую распространяется ОРВ; выбор уполномоченного органа по ОРВ и иных участников процесса; 2. Установление порядка проведения ОРВ, включая процедуры: оценки целесообразности изменения регулирования (на ранней стадии – стадии возникновения идеи и подготовки проекта концепции регулирования); оценки эффективности проекта регулирования (проекта нормативного правового акта); оценки фактического воздействия регулирования (действующего нормативного правового акта); порядка проведения публичных консультаций; оценки качества исполнения процедур и подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия; отчетности о развитии и результатах ОРВ в субъекте Российской Федерации для Минэкономразвития РФ; 3. Организация выполнения процедур ОРВ: разработка и распространение среди участников процедур ОРВ информационно-методических материалов о проведении ОРВ в субъекте Российской Федерации, включая руководство по проведению ОРВ и стандарт проведения публичных консультаций; установление порядка взаимодействия регулирующих органов с уполномоченным органом по ОРВ; установление постоянных договоренностей (соглашений) между регулирующими органами и потенциальными участниками публичных консультаций (региональными объединениями предпринимательской, инвестиционной и (или) иной деятельности, потребителей, а также научно- экспертными организациями) об участии в публичных консультациях; организация процедур ОРВ в Интернет, включая проведение публичных консультаций; подготовка доклада о развитии и результатах ОРВ в субъекте Российской Федерации.

Оценка регулирующего воздействия: примерный Порядок проведения ОРВ МАУ «ДИАЛОГ 8 Примерный порядок проведения оценки регулирующего воздействия (выдержки) (Приложение к Методическим рекомендациям по внедрению процедуры и порядка проведения оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации) Состоит из: 1. Общие положения (процедура, цели, задачи, предмет ОРВ, применяемые определения) 2. Функции участников процедуры оценки регулирующего воздействия (права (обязанности) уполномоченного органа, регулирующих органов, объединений предпринимателей, инвестиционной и (или) иной деятельности, участников публичных консультаций) Уполномоченный орган: разработка порядка и процедур проведения ОРВ в субъекте Российской Федерации; нормативно-правовое и информационно-методическое обеспечения ОРВ; контроль качества исполнения процедур и подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия регулирующими органами субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая контроль качества проведения публичных консультаций; оценка фактического воздействия регулирования; проведение оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов; подготовка мониторинга регулирующего воздействия в субъекте Российской Федерации; подготовка периодического доклада о развитии и результатах оценки регулирующего воздействия в субъекте Российской Федерации. Регулирующие органы: подготовка заключений об оценке регулирующего воздействия проектов концепций регулирования; подготовка заключений об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов в установленной сфере; проведение публичных консультаций. 3. Оценка целесообразности регулирования (направлена на выявление и обоснование существующих проблем в определенной сфере предпринимательской, инвестиционной или иной деятельности и разработку концептуальных подходов к их решению. Основанием для проведения оценки целесообразности регулирования является выявление наличия проблем в сферах предпринимательской, инвестиционной или иной деятельности, в том числе в результате: -мониторинга регулирующего воздействия в субъекте Российской Федерации; -поступления неоднократных обращений граждан и организаций в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, свидетельствующих о наличии проблемы в определенной сфере предпринимательской, инвестиционной или иной деятельности; -проведения оценки эффективности осуществления государственного контроля (надзора) в определенной сфере предпринимательской, инвестиционной или иной деятельности; -проведения мониторинга реализации государственных программ; -поступления предложений от других органов государственной власти, органов местного самоуправления.)

Оценка регулирующего воздействия: примерный Порядок проведения ОРВ МАУ «ДИАЛОГ 9 Примерный порядок проведения оценки регулирующего воздействия (продолжение) 4. Оценка эффективности регулирования (анализ по следующим направлениям: -описание проблемы: какими нормативными правовыми актами или их отдельными положениями установлено регулирование? на решение какой проблемы направлено регулирование? каковы риски, связанные с текущей ситуацией? что произойдет, если никаких действий не будет предпринято? на какие группы оказывается воздействие? -цели регулирования: обоснование соответствия проекта регулирования 1) решению описанной проблемы; 2) принципам правового регулирования, а также стратегическим и программным документам субъекта Российской Федерации. -доказательство невозможности достигнуть цели с помощью вариантов, связанных с отменой регулирования, заменой регулирования информационными, организационными или иными правовыми способами решения проблемы, заменой действующего регулирования более мягкими формами регулирования, оптимизацией действующего регулирования. При описании возможности решения проблемы иными правовыми, информационными или организационными средствами могут приниматься во внимание сведения о существующем опыте решения данной или аналогичной проблемы соответствующими средствами в иных субъектах Российской Федерации и иностранных государствах; -подробное описание выгод и издержек проекта регулирования: социальные группы, экономические сектора, территории, на которые будет оказано воздействие; ожидаемое негативное и позитивное воздействие, качественное описание соответствующего воздействия и, если возможно, его количественная оценка, а также период соответствующего воздействия (кратко-, средне- или долгосрочный). -ожидаемые результаты, риски и ограничения проекта регулирования; -индикаторы (показатели) мониторинга достижения целей регулирования, отражающие состояние выявленной проблемы, значения данных индикаторов к моменту проведения анализа проблемы в сфере регулирования и источники данных о значениях индикаторов.) 5. Оценка фактического воздействия регулирования (Оценка фактического воздействия регулирования осуществляется Уполномоченным органом путем сопоставления данных подготовленного на стадии разработки проекта нормативного правового акта заключения об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов с фактическими данными для определения фактической степени достижения цели регулирования. Результаты оценки фактического воздействия регулирования оформляются в форме заключения об оценке фактического воздействия регулирования и могут являться основанием для изменения данного регулирования. Оценка фактического воздействия регулирования также может проводиться участниками публичных консультаций и (или) иными лицами и направляться в установленном порядке в Уполномоченный орган, в этом случае Уполномоченный орган осуществляет контроль качества представленного заключения.) 6. Отчетность о развитии и результатах оценки регулирующего воздействия в субъекте РФ (Уполномоченный орган ежегодно не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, готовит доклад о развитии и результатах оценки регулирующего воздействия в субъекте Российской Федерации и представляет его в Минэкономразвития России. Представленный в Минэкономразвития России доклад о развитии и результатах оценки регулирующего воздействия в субъекте Российской Федерации подлежит опубликованию Уполномоченным органом на официальном сайте в Интернет)

Оценка регулирующего воздействия: действия разработчиков НПА МАУ «ДИАЛОГ 10 Процедура оценки регулирующего воздействия предполагает последовательное осуществление разработчиком следующих действий: 1) описание общего контекста и целей введения регулирования, в первую очередь четкое определение проблемы, решение которой требует принятия нормативного правового акта; 2) выявление и описание всех возможных вариантов решения проблемы, включая варианты, которые позволят достичь поставленные цели без введения нового регулирования; 3) выявление и количественная оценка последствий, к которым приведут предлагаемые варианты, включая затраты, выгоды и распределительные эффекты (распределение благ между различными заинтересованными группами); 4) разработка стратегий, обеспечивающих реализацию таких вариантов на практике и их соблюдение потенциальными адресатами регулирования, оценка их эффективности и результативности; 5) разработка механизмов мониторинга достижения целей регулирования и сбора информации, которая может потребоваться при дальнейшем совершенствовании регулирования; 6) публичные консультации, проводимые на систематической основе, чтобы обеспечить всем потенциальным адресатам регулирования возможность принять участие в выработке решения, включая предоставление информации о возможных затратах и выгодах предлагаемых альтернатив, в том числе их эффективность. Результатом процедуры является формирование обосновывающих материалов, прилагаемых к предложению о введении регулирования и представляемых на рассмотрение должностного лица или органа, несущего ответственность за принятие эффективных решений в области формирования государственной политики. Отличие оценки регулирующего воздействия от обычной деятельности государственных органов по обоснованию предлагаемых ими инициатив состоит в том, что указанный процесс является формализованным, проводится по определенным методикам и (или) стандартам и предполагает участие в нем третьей стороны, дающей заключение о качестве приводимых обоснований.

Оценка регулирующего воздействия: действия разработчиков НПА / / пояснительная записка МАУ «ДИАЛОГ 11 Пояснительная записка, направляемая разработчиком проекта регулирования, для проведения оценки регулирующего воздействия 1. Примерный перечень сведений о расчетах, обоснованиях и прогнозах последствий реализации предлагаемых решений, имеющих значение для проведения оценки регулирующего воздействия, представляемых разработчиком проекта акта. 2. Краткое описание предлагаемого правового регулирования в части положений, которыми изменяется содержание прав и обязанностей субъектов предпринимательской и иной деятельности, изменяется содержание или порядок реализации полномочий органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления в отношениях с субъектами предпринимательской и иной деятельности. 3. Сведения о проблеме, на решение которой направлено предлагаемое правовое регулирование, оценка негативных эффектов, порождаемых наличием данной проблемы. 4. Сведения о целях предлагаемого правового регулирования и обоснование их соответствия принципам правового регулирования, посланиям Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, программе социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, основным направлениям деятельности Правительства субъекта Российской Федерации, долгосрочным целевым программам субъекта Российской Федерации, концепциям, стратегиям и иным утверждаемым высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации или Правительством субъекта Российской Федерации документам, в которых формулируются и обосновываются цели и приоритеты политики области, направления реализации указанных целей, задачи, подлежащие решению для их реализации, поручениям высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации или Правительства субъекта Российской Федерации органам исполнительной государственной власти области. 5. Описание предлагаемого правового регулирования в части положений, которыми изменяется содержание или порядок реализации полномочий органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления в отношениях с субъектами предпринимательской и иной деятельности. 6. Описание рассмотренных альтернативных вариантов регулирования (способы, необходимые мероприятия, результат оценки последствий).

Оценка регулирующего воздействия: действия разработчиков НПА / / пояснительная записка МАУ «ДИАЛОГ Сведения о предлагаемом порядке введения регулирования (наличие переходных положений: распространение на действующие отношения, сроки введения регулирования, соотнесенные со сроками готовности инфраструктуры, необходимость выпуска иных нормативных правовых актов для введения регулирования). 8. Оценка необходимости применения исключений по введению регулирования в отношении отдельных групп лиц с соответствующим обоснованием. 9. Оценка расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на организацию исполнения и исполнение полномочий, необходимых для реализации предлагаемого правового регулирования. 10. Описание обязанностей, которые предполагается возложить на субъекты предпринимательской и иной деятельности предлагаемым правовым регулированием, и (или) описание предполагаемых изменений в содержании существующих обязанностей указанных субъектов. 11. Описание основных групп субъектов предпринимательской деятельности, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием. 12. Оценка изменений расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности на осуществление такой деятельности, связанных с необходимостью соблюдать обязанности, возлагаемые на них или изменяемые предлагаемым правовым регулированием. 13. Оценка рисков невозможности решения проблемы предложенным способом, рисков непредвиденных негативных последствий. 14. Сведения о результатах консультаций с субъектами предпринимательской и иной деятельности. 15. Иные сведения, позволяющие оценить обоснованность вводимых административных и иных ограничений и обязанностей для субъектов предпринимательской и иной деятельности, обоснованность расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, возникновению которых способствуют положения Проекта акта.

Оценка регулирующего воздействия: публичные консультации МАУ «ДИАЛОГ 13 Типовая форма опросного листа при проведении публичных консультаций по проекту предлагаемого нормативного правового регулирования: ______________________________________________________________________________________________________________________ Настоящим (название регулирующего или уполномоченного органа) уведомляет о проведении публичных консультаций в целях оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта Проект акта: проект приказа, распоряжения, постановления, решения Думы, областного закона (далее – проект акта). Разработчик проекта акта: ____________________________________ Сроки проведения публичных консультаций: (пример г г) (1 месяц) Способ направления ответов: Направление по электронной почте на адрес (выбрать определенный эл.адрес) в виде прикрепленного файла. Контактное лицо по вопросам заполнения формы запроса и его отправки: (Пример: Департамент оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России, Михаева Ксения Сергеевна, тел 8(499) , с 9-30 до по рабочим дням) Прилагаемые к запросу документы: Проект акта Ответственные подразделения (название регулирующего или уполномоченного органа) : (Пример: Департамент оценки регулирующего воздействия.) Комментарий В целях оценки регулирующего воздействия проекта акта и выявления в нем положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 14 Положения о порядке подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 31 августа 2010 года 398 проводит публичные консультации. В рамках указанных консультаций все заинтересованные лица приглашаются направить свое мнение.

Оценка регулирующего воздействия МАУ «ДИАЛОГ 14 Опыт регионов РФ

Оценка регулирующего воздействия МАУ «ДИАЛОГ О выработке предложений по определению сфер правотворчества для проведения Оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации Позиция Минэкономразвития России по данному вопросу заключается в том, что при выборе предметной области оценки на региональном уровне, прежде всего, необходимо руководствоваться критериями целесообразности: сфера оценки должна распространяться на те области, в которых регионы действительно заинтересованы в разработке собственного правового регулирования, в которых региональные органы власти ведут разработку нормативных актов. Данная сфера должна быть также преимущественно связана с регулированием деятельности бизнеса на региональном уровне. Хотя проведение оценки регулирующего воздействия является полезным при разработке большинства регулятивных решений, при внедрении процедур оценки регионам необходимо учитывать ограниченность кадровых и организационных возможностей в данной сфере: при недостатке ресурсов предпочтительно сосредоточить усилия на отдельных пилотных сферах в целях накопления необходимого опыта и компетенций. По мнению представителей субъектов Российской Федерации, предметная область оценки во многом задается региональными стратегиями развития и региональными программами. В этих сферах сосредоточены как региональные правомочия по поддержке бизнеса, так и возможности формирования региональной структурной политики. Через региональные программы распределяется значительное количество средств, предназначенных для поддержки приоритетных региональных проектов. Обсуждение расстановки приоритетов в этой области является значимой сферой для проведения публичного обсуждения и оценки. При составлении Перечня полномочий субъект ориентируется на Приложение 1 Методических рекомендаций по внедрению процедуры ОРВ.

Оценка регулирующего воздействия: выдержки из перечня полномочий субъектов МАУ «ДИАЛОГ 16 Нормативный правовой акт федерального уровня Установленные полномочия субъектов РФ Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую Установление случаев перевода земель из одной категории в другую (до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления) Федеральный закон от 6 октября 2003 г. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации Федеральный закон от 6 октября 2003 г. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» Установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса В то же время не представляется возможным взять за основу предметную область, ОРВ на федеральном уровне, поскольку ее пересечение с региональным нормотворчеством распространяется только на проекты актов, регулирующих отношения в сфере государственного контроля (надзора) и оценки соответствия.

Оценка регулирующего воздействия МАУ «ДИАЛОГ 17 Представители Вологодской области, где начата процедура оценки проектов актов региональных органов власти, так определяют приоритетные сферы оценки: 1. Предоставление мер поддержки субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности: - порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, производящим и (или) реализующим товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта; - порядок предоставления из областного бюджета субсидий крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам; - порядок предоставления субсидий на возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях; - порядок осуществления информационной поддержки деятельности по развитию инвестиционного потенциала Вологодской области и по привлечению отечественных и иностранных инвестиций в экономику области; - порядок и условия предоставления в аренду имущества области, включенного в перечень имущества области, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. 2. Осуществление разрешительных действий в отношении указанных категорий субъектов: - порядок выдачи разрешения (дубликата разрешения), переоформления разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, определения платы за выдачу разрешения, дубликата разрешения и порядок ведения реестра выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси; - порядок организации ярмарок и требований к организации продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории Вологодской области.

Оценка регулирующего воздействия МАУ «ДИАЛОГ 18 По мнению представителей Республики Коми, минимальная предметная область оценки должна включать следующие нормативные акты: - в области государственного контроля (надзора), - определяющие порядок выдачи разрешительных и согласительных документов (справок, разрешений, лицензий, результатов экспертизы, регистрационных документов, согласований), - административных регламентов по оказанию государственных услуг, - определяющих порядок и условия выделения бюджетных средств. Опыт проведения ОРВ в регионах также свидетельствует о возможности формирования предметной области оценки исходя из отраслевого признака. Так в Республике Башкортостан приоритет оценки отдается нормативным актам, регулирующим следующие приоритетные сферы и отрасли экономики региона: туризм, строительство, сельское хозяйство, информационные технологии, землеустройство и землеотвод, участие в государственных программах. Представители многих регионов отмечали также необходимость отнесения к приоритетным нормативных актов, регулирующих социальную сферу и затрагивающих не только предпринимательское сообщество, но и население региона в целом. В Ульяновской области предметную область оценки на начальном этапе решено ограничить областью целевых программ и предоставления государственных услуг (административные регламенты). Было высказано предложение о создании шаблонного набора областей регулирования, которые было бы целесообразно принимать за основу при введении процедур оценки регулирующего воздействия на региональном уровне. По мнению представителей экспертного сообщества риски при выборе предметной области ОРВ связаны с тем, что ее сужение может привести к потере значимых сегментов, а чрезмерное расширение – к тому, что орган проводящий оценку не справится с количеством поступающей информации.

Оценка регулирующего воздействия: Соглашение МАУ «ДИАЛОГ 19 О проекте соглашения между Минэкономразвития России и субъектами Российской Федерации при проведении оценки регулирующего воздействия на региональном уровне Обязательства субъекта при заключении Соглашения: субъект Российской Федерации должен соответствовать двум или более из перечисленных условий: 1) В субъекте Российской Федерации определен уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации по оценке регулирующего воздействия; 2) В субъекте Российской Федерации до конца 2012 года будет утвержден типовой порядок (стандарт) проведения органом государственной власти субъекта Российской Федерации публичных консультаций с региональными объединениями предпринимателей; 3) В субъекте Российской Федерации заключено или до конца 2012 года будет заключено соглашение между органом государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственным за проведение оценки регулирующего воздействия и региональными объединениями предпринимателей о взаимодействии при оценке регулирующего воздействия; 4) В субъекте Российской Федерации утверждено или до конца 2012 года будет утверждено положение о порядке проведения оценки регулирующего воздействия; 5) В субъекте Российской Федерации до конца 2012 года будет принято не менее 3-х нормативных правовых актов в соответствии с порядком проведения оценки регулирующего воздействия.

Оценка регулирующего воздействия: Соглашение МАУ «ДИАЛОГ 20 В рамках Соглашения Минэкономразвитие России оказывает субъектам Российской Федерации необходимую методическую и консультационную поддержку при выстраивании организационной и технической инфраструктуры проведения процедур оценки. В частности, предусматривается экспертное сопровождение и мониторинг реализованных региональных систем оценки регулирующего воздействия. В рамочном соглашении необходимо также предусмотреть участие в обучающих мероприятиях, направленных на повышение компетенции государственных служащих региональных органов власти и иных заинтересованных лиц в вопросах проведения оценки регулирующего воздействия, а также внедрения современных практик нормотворчества, повышения прозрачности законотворческой деятельности, оптимизации взаимодействия бизнеса и власти в вопросах правового регулирования.

Оценка регулирующего воздействия: опыт определения приоритетов МАУ «ДИАЛОГ 21 О подходах к определению региональных приоритетов при формировании плана экспертиз действующих нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти на второе полугодие 2012 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2011 г. 633 «Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Предложение от представителей Вологодской области, которое разделяет МЭРТ в качестве критериев отбора установить следующие: 1. Определение перечня НПА, которые, по мнению органов власти, являются приоритетными на данный момент времени; 2. Выбор заинтересованными лицами (представителями бизнеса) из данного перечня наиболее проблемных и спорных НПА; 3. Формирование плана проведения экспертизы действующих НПА с учетом мнений заинтересованных сторон.

22 Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных актов: результаты МЭРТ РФ Министерство экономического развития Российской Федерации 22

23 Министерство экономического развития Российской Федерации Оценка регулирующего воздействия: публичные консультации 23 Субъекты РФ 2014 год Муниципаль- ные образования РФ 2015 год

МАУ «ДИАЛОГ Оценка регулирующего воздействия Административные регламенты: ключевые проблемы 24 отсутствие требований к проектированию разные определения процедуры подтверждение соответствия компромисс на основе действующего регулирования переходные периоды ответственность нормативные акты, не отнесенные к регулированию Пример. Причины проведения процедуры ОРВ Административных регламентов

Оценка регулирующего воздействия: Великий Новгород МАУ «ДИАЛОГ 25 Развитие ситуации в Администрации (Думе) Великого Новгорода Алгоритм внедрения // Роль МАУ «ДИАЛОГ»* Этапы // Варианты: I – организатор процесса ОРВ – структурное подразделение Администрации Великого Новгорода, ответственное за процедуру оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов Великого Новгорода Целесообразность регулирования: Выбирается определенное направление деятельности (сферы) и готовятся заключения на первом этапе на небольшое количество, затем на все принимаемые акты о полноте и объективности проведенных оценок регулирующими органами. Также обеспечивается круглосуточный бесплатный и открытый доступ в сети Интернет к списку поступивших предложений, предлагаемым на публичное обсуждение вопросам, результатам обсуждений и текстам заключений об экспертизе. II – осуществление контроля за процессом ОРВ III – участник (инструмент процедуры) ОРВ Методологическое сопровождение, анкетирование (мониторинг ситуации) по анализируемым направлениям, отслеживание индикаторов достижения целей регулирования, заявленных разработчиками правовых актов при первоначальной оценке обучение (выработка соответствующих компетенций у муниципальных служащих, ответственных за разработку решений в области муниципального регулирования, осуществления прав и полномочий при решении вопросов местного значения). ____________________________________________________________________ * Во всех вариантах должны быть определены (переданы) права.

Оценка регулирующего воздействия: Великий Новгород МАУ «ДИАЛОГ 26 Шаги по внедрению института ОРВ в органах местного самоуправления Великого Новгорода Шаг 1. Создание рабочей группы. Изучение материалов и документов. Подготовка и принятие плана мероприятий по организации процедуры ОРВ. Согласование с Администрацией Новгородской области (уполномоченным органом ОРВ) порядка взаимодействия. Проработка вопроса заключения Соглашения с МЭРТ РФ. Срок 3 месяца; Шаг 2. Определения перечня документов, необходимых для организации процедуры ОРВ в органах местного самоуправления Великого Новгорода. Назначение ответственного за организацию ОРВ в органах местного самоуправления Великого Новгорода. Определение предметной области (сферы, направления) ОРВ. Срок 1 месяц; Шаг 3. Подготовка организационных, нормативных, методических предложений и нормативных правовых актов, иных актов по организации ОРВ, в том числе публичных консультаций. Создание Консультативного совета. Подготовка и принятие регламента работы. Обучение*. Срок 3 месяца; Шаг 4. Подготовка заключения на определенный НПА в принятой предметной области. Срок 1 месяц; ___________________________________________________________________ *обучение может проходит на любом этапе (шаге)

Оценка регулирующего воздействия Диаграмма МАУ «ДИАЛОГ 27 Шаг 4 Шаг 3 Шаг 2 Шаг 1 Т мес 3 мес 4 мес 7 мес 8 мес % готовности

Оценка регулирующего воздействия МАУ «ДИАЛОГ 28 Нормативные правовые акты, документы и материалы по ОРВ: 1. Регламент Правительства Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. 260; 2. Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, (постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. 1009; 3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. 336 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» 4. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 2011 г. 633 «Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». 5. Приказ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ от «Об утверждении Положения о Порядке подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия 6. Проект Соглашения о взаимодействии между Министерством экономического развития Российской Федерации и [высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации] при проведении оценки регулирующего воздействия, разработанный МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ 7. Заседания Правительственной комиссии по административной реформе от 20 марта 2012 г. 131 (IХ. Оценка регулирующего воздействия: текущее состояние и перспективы) 8. Методические рекомендации по внедрению процедуры и порядка проведения оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации (одобрены решением Правительственной комиссии по проведению административной реформы, протокол от ). 10. Перечень полномочий субъектов Российской Федерации в области нормативно правового регулирования, в отношении которых может проводиться оценка регулирующего воздействия (Приложение к Методическим рекомендациям)11. Примерный порядок проведения оценки регулирующего воздействия в субъекте Российской Федерации 11. Пояснительная записка, направляемая разработчиком проекта регулирования, для проведения оценки регулирующего воздействия 12. Типовая форма опросного листа при проведении публичных консультаций по проекту предлагаемого нормативного правового регулирования 13. Перечень вопросов в рамках проведения публичных консультаций; 14. Типовая структура Доклада о развитии и результатах оценки регулирующего воздействия в субъекте РФ.

Оценка регулирующего воздействия: Департамент ОРВ МЭРТ РФ МАУ «ДИАЛОГ 29 Адрес и телефоны Департамент оценки регулирующего воздействия Адрес: , Москва, Трубниковский пер, д.19 Директор Департамента Живулин Вадим Александрович Приемная: гл. cпециалист-эксперт Машковская Наталья Владимировна (495) специалист 2-го разряда Галынова Валерия Александровна (499) Заместитель директора Департамента Наговицын Роман Александрович (495) Заместитель директора Департамента Бельская Елена Владимировна (495) Отдел оценки регулирующего воздействия в сфере промышленности, строительства, транспорта и связи (499) Отдел оценки регулирующего воздействия в сфере сельского и лесного хозяйства, пищевой промышленности, торговли и услуг (495) Отдел методического и организационного сопровождения оценки регулирующего воздействия (499) Отдел нормативно-правового обеспечения оценки регулирующего воздействия (499)

Оценка регулирующего воздействия МАУ «ДИАЛОГ 30 Спасибо за внимание! Информацию подготовил Чириманов Сергей Васильевич, и.о. директора МАУ «ДИАЛОГ» тел.( ) ,