Внедрение инструментов оценки регулирующего воздействия в Республике Северная Осетия - Алания Д.Б. Цыганков (Институт оценки программ и политик, Москва)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Внедрение инструментов оценки регулирующего воздействия в систему государственного управления в российских регионах (на примере Республики Северная Осетия.
Advertisements

О внедрении оценки регулирующего воздействия муниципальных нормативных правовых актов в администрации Кондинского района ноябрь, 2015 год.
Внедрение процедуры ОРВ в регионах России Внедрение процедуры ОРВ в регионах России.
Регламентация предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций) в Томской области в 2007 году Р.С. Радзивил председатель комитета.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики «Об организационных мероприятиях по внедрению оценки регулирующего воздействия» 28 ноября 2012 г.
Проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизма взаимодействия.
М.А.Чулкова Первый заместитель начальника управления экономики администрации области О реализации Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов.
О внесении изменений в республиканскую целевую программу «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных.
Цели проекта: совершенствование законодательства в сфере общего и дошкольного образования; устранение противоречий при подготовке нормативных правовых.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН О перспективах внедрения института оценки регулирующего воздействия в Республике Башкортостан.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 24 января 2013 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 24 января 2013 г.
МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ КАМЧАТСКОГО КРАЯ Итоги работы по оценке регулирующего воздействия и экспертизе за 2014 год за 2014 год Итоги работы по оценке регулирующего.
О Концепции ТПП России по совершенствованию законодательства на период до 2011 года Правление ТПП России Москва, 20 декабря 2007 года.
Интeгpaция инcтpyмeнтoв oцeнки в гocyдapcтвeнный ceктop Poccии: нeкoтopыe итoги paзвития дo 2009 г. и пepcпeктивы нa 2010–2014 гг.» Д.Б. Цыганков, к. с.
«Итоги работы по внедрению оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов в Камчатском крае за I квартал 2014 года»
Основные направления технического содействия реформам государственного управления в России Секретариат партнеров по развитию в области госуправления в.
Отдел инновационного сотрудничества и научно-технических программ.
Координация проектов организаций-доноров в области реформы государственной службы Секретариат доноров по реформе госслужбы, Всемирный Банк.
Областная целевая программа « Развитие муниципальной службы в Самарской области на 2012 – 2015 годы »
Разработка и оценка инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Транксрипт:

Внедрение инструментов оценки регулирующего воздействия в Республике Северная Осетия - Алания Д.Б. Цыганков (Институт оценки программ и политик, Москва) М.В. Прядильников (Московское представительство Всембанка) VII Всероссийская научно-практическая конференция «Мониторинг законодательства и правоприменительной практики» Москва, , Российская академия государственной службы

Оценка регулирующего воздействия: трудности перевода (на практические рельсы)

Оценка регулирующего воздействия / анализ регуляторного воздействия, ОРВ, АРВ (англ. Regulatory Impact Assessment (Analysis), RIA; нем. - Gesetzesfolgenabschätzung, GFA) - «…процесс определения проблем и целей регулирования, выбора альтернатив достижения этих целей: с целью исключения излишнего и необдуманного регулирования, с использованием научных и поддающихся последующей проверке техник, применяемых на всей имеющейся доступной информации, с учетом различных мнений, полученных в ходе консультаций, анализа издержек и выгод выбранных альтернатив…» (ОЭСР, 2004). Оценка регулирующего воздействия - определение

Тренд развития оценки регулирующего воздействия ОРВ родилось на волне реформы дерегулирования и дебюрократизации в англосаксонских странах ~ лет назад: анализ фокусировался на издержках частного сектора (прежде всего – малого и среднего бизнеса). Интерес эпохи: «меньше регулирования!» За последующие годы подходы и цели ОРВ были расширены: во-1-х, стали рассчитывать не только издержки, но и (по возможности) выгоды, и не только частного сектора; во-2-х, стало ясно, что регулирование ни плохо, ни хорошо само по себе, но в зависимости от целей данной отраслевой политики может быть хуже или лучше – с учетом комплексного воздействия на экономику, социальную сферу и окружающую среду. Интерес эпохи: «больше лучшего регулирования!»

«Во многих министерствах хромает работа по экспертизе законопроектов». (Д.А. Медведев, из выступления на конференции, посвященной 15-летию образования арбитражных судов, Москва, апрель 2007); «Каждая новая правовая норма требует детального анализа с точки зрения ее последствий для жизни людей… Считаю, что все законодательные инициативы и проекты других нормативных правовых актов должны проходить публичное обсуждение и общественную экспертизу». (Д.А. Медведев. Из выступления на V Экономическом форуме в Красноярске, февраль 2008); «У нас вся работа над законопроектами построена по- другому… Никогда не было комплексного взгляда, каковы последствия законопроекта». (Д.А. Медведев. Из выступления на встрече с новым составом Общественной палаты РФ, Москва, март 2008). Политическая поддержка наверху ? (несколько цитат)

Бюро экономического анализа / МГУ Институт экономики переходного периода / «Прогноз» «Бизнес-Тезаурус» / Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства Институт оценки программ и политик / Институт развития промышленной и экономической политики Разовые исследования или разработки – ГУ-ВШЭ, ФБК, ЦЭФК, Ассоциация менеджеров России и др. ОРВ - основные игроки на российском консалтинговом рынке

Разработки на федеральном и региональном уровне Федеральный уровень: ИЭПП + «Прогноз» (разработано в конце 2007 по заказу МЭРТа, так и не внедрено) Региональный уровень, в том числе: Проекты методики формирования Доклада анализа воздействия государственной политики и Методики и порядка проведения оценки последствий политики, подготовленные в Калмыкии в г. Опыт администрации г. Тольятти по проведению публичный консультаций в рамках оценки муниципальных социально- экономических программ ( ) Отрывочные данные из региональных администраций о поручениях разработать методики ОРВ (напр., Томская область, конец 2008 – принять правовой акт «Об утверждении списка ответственных в исполнительных органах государственной власти Томской области за качество оценки регулирующего воздействия политики»)

Проект Всемирного банка «Внедрение инструментов оценки регулирующего воздействия в Республике Северная Осетия – Алания» (2008 – 2009)

Общая характеристика проекта в Сев. Осетии 1 фаза: ноябрь 2008 – июнь С 1 июля - продление проекта Всемирным банком еще на 6-8 месяцев; Группа консультантов Всемирного банка (2 из Москвы + 1 из РСО-А), в т.ч. – ежемесячные командировки во Владикавказ; Рабочая группа по ОРВ при республиканской комиссии по административной реформе (возглавил вице-премьер); 1 семинар для заинтересованных лиц (3-й месяц) + два обучающих модуля для госслужащих (6-й месяц); Основные задачи 1 фазы проекта: Исследование и дополнение существующих подходов Идентификация госорганов для проведения эксперимента Разработка методических указаний и минимального пакета НПА для «запуска» внедрения

1 этап: Сбор информации и выбор алгоритма Декабрь 2008: 12 интервью в республиканских органах исполнительной и законодательной власти, терр. органе Минюста РФ, их расшифровка и получение комментариев К середине января 2009 – анализ существующих процедур прохождения НПА (в т.ч. составлен список НПА, имеющих фрагменты или аналоги ОРВ в законодательной практике); Основная дилемма: Минфин ГПУ Головной орган по ОРВ в аппарате правительства (Администрации Главы) Разработка вариантов алгоритма проведения ОРВ: Головной орган проводит экспертизу ОРВ «после» Минфина и «параллельно» с ГПУ Головной орган проводит экспертизу сразу «после» госоргана-разработчика, до рассылки законопроекта на согласование в другие министерства

2 этап: Разработка прототипа методических рекомендаций, определение площадки эксперимента К началу марта 2009 – разработка прототипа Методических указаний, включая шаблон Отчета по ОРВ; получение комментариев от экспертов и из госорганов; Госорган, в котором проводится эксперимент: Комитет по развитию предпринимательства и сопровождению инвестиционных проектов РСО-А Головной орган по ОРВ: Управление по вопросам адм. реформы Администрации Президента и Правительства РСО-А Основная проблема: финансовые ограничения

3 этап: Разработка пакета НПА, необходимых для запуска Проект постановления правительства РСО-А "О проведении в 2009 году эксперимента по внедрению оценки регулирующего воздействия на базе Комитета Республики Северная Осетия- Алания по развитию предпринимательства и сопровождению инвестиционных проектов", а также: Приложение 1: Порядок проведения эксперимента по внедрению ОРВ в деятельность органов исполнительной власти РСО-А Приложение 2: Временные методические рекомендации по подготовке отчета об оценке регулирующего воздействия 2) Проект распоряжения администрации Главы РСО-А и правительства РСО-А "О наделении дополнительными полномочиями Управления по вопросам административной реформы и местного самоуправления", а также: Приложение 1: Временные методические рекомендации по проведению экспертизы отчетов об оценке регулирующего воздействия и проектов нормативных правовых актов в уполномоченном органе Администрации Главы РСО-Алания и Правительства РСО-Алания.

4 этап: Обучение исполнителей и принятие постановлений 30 марта: обобщённое обучение по вопросам ОРВ для группы государственных служащих представителей республиканских министерств (32 человека). 31 марта: отдельный обучающий модуль для группы госслужащих, отвечающих за внедрение ОРВ в республике (4 человек); Апрель – май: согласование документов в заинтересованных государственных органах 22 мая 2009 – пройдена «точка невозврата»: республиканское правительство принимает Постановление и Временные методические рекомендации по подготовке отчетов об ОРВ Начало июля – принятие Распоряжение рук. Администрации, включает создание отдела по ОРВ в головном органе

Планы на 2 фазу проекта Создание IT-оболочки для разработанных Методических рекомендаций (к сентябрю 2009 г.) Пилот: Региональная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в РСО- Алания на гг.», разработчиком которой является Комитет по развитию предпринимательства и сопровождению инвестиционных проектов (площадка, на которой проводится эксперимент) Создание библиотеки лучших практик ОРВ стран с переходной экономикой (Восточная Европа, СНГ) Проведение конференции для госслужащих ЮФО по итогам пилота (конец 2009 – начало 2010 гг.) Переход от фазу эксперимента к постепенному повсеместному внедрению (в течение 2010 г.)

Выводы Примеры внедрения ОРВ не только в странах Восточной Европы, но и ряде стран СНГ (Молдова, Украина, Узбекистан и т.д.) показывают, что данный подход имеет все шансы на приживление в пост-советских странах. По-прежнему существует серьезный разрыв между юристами, воспринимающими ОРВ в терминах «более лучшей» юридической техники и мониторинга законодательства, с одной стороны, и экономистами и социологами, выступающими за переход от «нормативного юридического идеализма» к методикам законопроектной работы, основанных на эмпирических исследованиях, - с другой. Наконец, и в России сделан шаг от разговоров к делу, пусть и на региональном уровне. Алгоритм внедрения ОРВ в РСО- А имеет хороший потенциал преодоления вышеуказанных дефицитов и может быть рекомендован его к тиражированию в других регионах страны и учету на федеральном уровне.

Контактная информация Цыганков Даниил Борисович – директор Института оценки программ и политик Тел.: +7 (499) Веб-сайты: Прядильников Михаил Владимирович – координатор по регуляторной реформе и ОРВ Московского представительства Всемирного Банка Тел.: +7 (495) Веб-сайт: