Тема: Дети и развод родителей. Психологическое сопровождение. Презентацию подготовила Нестеренко Е. Н., практический психолог ДОУ 280.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: Дети и развод Составители: Воротникова Т.В, Комогорова М.Н.
Advertisements

Перспективы применения технологий социальной работы с естественным социальным окружением клиента.
Департамент общего образования Томской области ОГБОУ «Томский государственный педагогический колледж» (ОГБОУ «ТГПК») Влияние взаимоотношений детей и родителей.
РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА. « ОДИНОЧЕСТВО – САМОЕ СТРАШНОЕ НАКАЗАНИЕ », – ГОВОРИЛ ИЗВЕСТНЫЙ ПИСАТЕЛЬ XIX В. Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ.
«Взаимодействие педагога с семьями тревожных детей» Кругликова Юлия Михайловна воспитатель ДОУ 27 комбинированного вида г. Зеленогорск.
Системный подход в работе с учащимися, склонными к девиантному поведению.
Семейные конфликты ТЕМА 6. План лекции Сущность, виды, причины семейных конфликтов Психотравмирующие последствия Виды конфликтного поведения супругов.
Эмоциональные проблемы детей. Виды эмоциональных проблем Тревожность Агрессивность, постоянные конфликты со сверстниками Гиперактивность Необщительность,
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, направленной на формирование конструктивных механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста Винтаева.
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ПОСТРАДАВШИМИ ОТ НАСИЛИЯ.
Как хочется каждому родителю, чтобы проблемы обошли его ребенка стороной! На пути взросления ребенок сталкивается с неизбежными возрастными кризисами,
Повышение самооценки у младших школьников как одна из форм профилактики бродяжничества Составила: учитель начальных классов МБОУ средняя общеобразовательная.
РОЛЬ САМООЦЕНКИ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ПОДРОСТКА. « Самооценка человека-это его самоощущения, отношение к себе»
«Особенности деятельности психологической службы образования образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетнпих»
Подростковый возраст : Особенности контакта с подростком Нет детей - есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями,
Что влияет на моё здоровье ? Исследовательская работа на тему « Психологические расстройства : тревога, стресс, депрессия » Лукаш Анны.
Зажав кузнечика в руке, сидит ребёнок на горшке. Нельзя живое истязать! Нельзя живое истязать! Я пальцы стал ему ломать. Нельзя кузнечиков душить! Нельзя.
Педагогический совет Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Выполнил: Шишкин Иван С2413. Семья – это основная базовая инстанция воспитания ребенка, потому как здесь он проводит огромную часть своей жизни. Личность.
«Использование dans-терапии для гармонизации детско-родительских отношений» Министерство образования и науки Республики Марий Эл ГОУ Республики Марий Эл.
Транксрипт:

Тема: Дети и развод родителей. Психологическое сопровождение. Презентацию подготовила Нестеренко Е. Н., практический психолог ДОУ 280

План. Социально-психологический мониторинг проблемы разводов. Особенности поведенческих реакций детей на неблагополучие в семье. Когда нужна психологическая помощь. Практики и технологии оказания психологической помощи семьям и детям в ситуации пред разводного кризиса, развода и пост разводных конфликтных взаимоотношениях.

Правила работы в группах: общение на доверительной основе; принцип «здесь» и «сейчас» ( говорить о том, что важно в данный момент). «Я» высказывания (я думаю, я считаю). искренность общения (нет желания говорить-лучше промолчи); активное участие в том, что происходит (активно слушаем, смотрим, говорим; проявляем внимательность к окружающим) толерантность друг к другу; работа «от» и «до».

Развод – это разрыв супружеских отношений, затрагивающий реорганизацию всей семейной системы и практически всегда проходящий на фоне болезненных переживаний у всех, без исключения, членов семьи. Что такое развод?

СТАТИСТИКА ПО РАЗВОДАМ ПОКАЗЫВАЕТ: По расчетам, около половины мужчин и женщин в течение жизни расторгают брак: в среднем распадается два из каждых пяти зарегистрированных браков. Более 30 % разводов приходится на молодые семьи, просуществовавшие менее 5 лет.

Основные причины развода: 1. Личностные факторы риска. 2. История создания семьи. 3. Неблагоприятные условия функционирования семьи.

Основные причины развода в Украине: материальные, бытовые проблемы – 55 %; пьянство одного из супругов – 39 %; ослабление ценности семьи – 27 %; супружеская неверность – 19 %; психологическая несовместимость – 17 %; однообразие и скука семейной жизни – 12 %; новая любовь – 11 %; отсутствие детей – 7 %; другое – 2 %.

К. Витакер, Г. Фигдор, В. Сатир, Д. Видра, Д. Келли, Л. И. Савинов, А.Я.Варга, А. Фромм, И. Руденко, Е. К. Лютова, Т. Д. Зинкевич- Евстигнеева, Ч. Шефер, А.И.Захаров, В.А.Юницкий, Е.О.Смирнова, Н.Г. Обухова. Изучению психологических последствий развода в жизни семьи посвящены работы:

Диалектическая модель процесса развода по Маслоу: эмоциональный развод (крах иллюзий в супружеской жизни, неудовлетворенность браком, рост отчуждения, страх и отчаяние, утрата чувства любви); время размышлений и отчаяния перед разводом (шок, боль, страх перед будущим, попытки вернуть партнера и прежние отношения любви); юридический развод (юридическое оформление развода, депрессия, попытки суицида, угрозы); экономический развод (налаживание экономических, финансовых, хозяйственно-бытовых отношений в условиях реалий прекращения прежних брачно-семейных отношений); установление баланса между родительскими обязанностями и правом на опеку; самоисследование и установление нового внутриличностного, межличностного и социального баланса (одиночество и поиск новых друзей, печаль и оптимизм, противоречивость чувств, формирование нового стиля жизни, определение нового круга обязанностей для членов семьи); психологический развод знаменует восстановление уверенности в себе, самоценности и личностной автономии, поиск новых объектов любви и готовность к длительным отношениям.

Противоречия, возникающие при разводах С одной стороны разведенные супруги нашли выход из создавшейся ситуации, а с другой – семья становится неполной, и дети остаются без внимания одного из родителей, чаще без отца. Между желанием платить алименты и отсутствием рабочих мест. После развода только один из родителей сохраняет полное право на воспитание ребенка; другой родитель обязан только оказывать материальную помощь, но не имеет никакого права влиять на развитие ребенка. Женщина, издавна считавшаяся хранительницей домашнего очага, теперь всё чаще является инициатором развода.

Развод: влияние на ребенка Для детей расставание родителей – это всегда разрушение среды обитания. Одно из самых ближайших последствий после разводов ого стресса для детей – нарушение их адаптации к повседневной жизни. Дети разведенных родителей меньше всего дорожат сплоченностью семьи, не имеют навыков позитивного разрешения семейных конфликтов Дети из разведенных семей вступают в юность подавленными, озлобленными неуверенными в своих способностях.

Детские страхи при разводе родителей Дети боятся, что не смогут больше общаться с отцом или матерью, с некоторыми друзьями и членами семьи. Если же при разводе ребенок меняет место жительства – это тоже может стать для него дополнительным стрессом. Дети боятся, что, если они потеряли одного родителя, то они могут потерять и другого. Возникают опасения, что их могут отдать в детский дом. Споры и напряженность между родителями могут привести к тому, что дети будут чувствовать себя виновными в том, что произошло.

Общие реакции детей на развод Грудной ребенок: не понимает сути происходящего, но на уровне энергетики улавливает настроение родителей. Возможные детские реакции: потеря аппетита; расстройства желудка; беспокойное поведение; диатез.

Малыши 1,5 - 3 года (часто думают, что папа и мама расстались из-за них) Возможные детские реакции: проблемы со сном; внезапные приступы крика, плача и гнева без видимых на то причин; возврат к младенческому поведению (регрессия развития); проявление агрессивности (ребенок может кусаться, драться); возникновение панического страха, если родителя нет рядом.

Дошкольники 3 года - 6 лет (могут винить себя в разводе родителей ) Возможные детские реакции: неприятные фантазии; появление неуверенности относительно будущего; ощущение ответственности за произошедшее; желание наказания; повышенный травматизм; появление агрессивности, направленной против родителя, с которым он живет; во сне часто мучают кошмары.

Ребенок лет Ребенок лет (понимает, что его родители не будут жить вместе, потому что они не любят друг друга) Возможные детские реакции: ребенок чувствует себя обманутым; надеется, что родители еще будут вместе; чувствует себя брошенным тем родителем, который уехал; игнорирует школу и избегает дружбы; жалуется на головные боли или боли в желудке; у него появляются тревожные сны; могут появиться: потеря аппетита, проблемы со сном, диарея, частое мочеиспускание.

Видеоролик Взгляд детей на развод родителей

Подростки Подростки (Они понимают, но не принимают развод) Возможные детские реакции: ребенок чувствует разочарование, обиду; чувствует себя брошенным тем родителем, который не живет с ним рядом; пробует манипулировать родителями, используя сложившуюся ситуацию; становится «идеальным», или, наоборот, ведет себя вызывающе, прогуливает школу и занимается тем, что связано с риском (наркотики, кражи в магазинах и т.д.); игнорирует одного или обоих родителей; у ребенка возникает чувство неспособности иметь долгосрочные отношения.

Психологическая игра «Дети и развод»

5 выводов о разводе Необходимым остается общение с обоими родителями - «папины дни»; После развода у ребенка могут возникать разные чувства к папе и маме; Необходимо принимать эти чувства (в том числе и агрессию негативизм); Важно сохранять положительный миф о том из родителей, кто будет жить отдельно, уважать его право на это; Дать понять ребенку, что родители будут продолжать его любить независимо от места проживания; Любовь к родителям невозможно поделить на 2

Основные задачи практического психолога в работе с детьми Определение актуального психологического состояния (диагностика); Объяснение реальной ситуации на доступном для ребенка языке; Работа с эмоциональным состоянием, принятие и поддержка; Обнаружение ресурсов для преодоления трудностей и реагирования на проблемы.

Рисунок семьи Дети из разведенных семей Дети из полных семей

Терапевтические методы помощи детям в ситуации развода сказка терапия Игровая терапия Арттерапия Песочная игротерапия

СКАЗКОТЕРАПИЯ Сказкотерапевтическая работа с ребенком может быть проведена различными способами: Может использоваться существующая авторская или народная сказка. Терапевт и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.

Игровая терапия Метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Арттерапия Этот термин использовался по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья. Основная цель арт терапии состоит в гармонизации личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Использование элементов арт терапевтических методик в работе с разведенными семьями

Положительная динамика в эмоциональном, психологическом состоянии у клиента (матери).

Положительная динамика в эмоциональном, психологическом состоянии у клиента (отца).

Песочная игротерапия Песок и вода – естественные символы, относящиеся к двум первоэлементам, из которых, как верили древние философы, состоит мир. Подобно душе они текут и перемещаются, изменяясь постоянно. Для детей песочная терапия – естественная форма экспрессии, обладающая мощным ресурсом для коррекционной работы.

РАБОТА СО ВЗРОСЛЫМИ Многие люди при разводе неожиданно сталкиваются с негативными реакциями в своем социальном окружении. В дальнейшем это может привести к критическому обострению и без того напряженной ситуации. Поддержка и понимание друзей и родственников существенно облегчают последствия развода.

Характерные ошибки родителей при разводе Агрессивное поведение, направленное на бывшего супруга. Манипулятивное поведение с использованием ребенка для того, чтобы вернуть бывшего супруга. Потеря привычных для семьи контактов. Ослабление связи с общими знакомыми. Осложнение взаимоотношений с членами семьи. Организация коалиции одного родителя с собственным ребенком. Мать, оставшаяся с ребенком, выполняет отцовскую роль, а материнскую делегирует родственникам.

Выводы и рекомендации 2 информации, которые беру для использования в своей практике; 1 информацию, которая удивила, была для меня новой.

Спасибо за внимание!