Правописание корней с чередованием Е-И 1. Выучи правило. 2. Умей перечислить корни. 3. Запомни исключение из правила. 4. Различай то, что предлагается.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок русского языка в 5 «А» классе. Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Кировская СОШ 2» Бочкова Татьяна Анатольевна.
Advertisements

Буквы Е – И в корнях с чередованием 5 класс. Цели урока Знать: - понятие «чередование звуков»; - условия выбора гласных е-и в корнях с чередованием; Уметь:
Чередование букв И-Е в корнях слов. 5 класс.. Вставьте в слова пропущенные буквы. Выр..стить на окне Морские водор..сли Ул..жить вещи Имя прил..гательное.
Бурцева Т. П. Учитель русского языка и литературы МБОУ «Сахарозаводская СОШ»
Тема урока Буквы е-и в корнях с чередованием Цели урока Знать: - понятие «чередование звуков»; - условия выбора гласных е-и в корнях с чередованием; Уметь:
Цели и задачи урока: Изучить данную орфограмму, применив свои знания при написании творческой работы. Задачи: 1. Повторить понятие вида глагола, как определяется.
Правописание корней с чередованием гласных Е - И.
Тест по русскому языку (повторение изученного в 5 и 6 классах)
Лексика и фразеология. Выполнила: учитель русского языка и литературы Базаркина Н.А.
«Правописание гласной в корне» чтобы не ошибиться необходимо: 1)определить, какой это безударный гласный: проверяемый ударением, непроверяемый, чередующийся;
Цель урока: Знакомство с новым орфографическим законом.
Цели урока: Научиться распознавать корни с чередованием по лексическому значению; познакомиться с условиями выбора гласной И-Е; научиться грамотно писать.
Корни с чередованием букв е-и, их правописание И Е.
Л…жится Сл…гаем. Буквы о-а в корнях -лаг-лож- ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАТЬ СЛОВА В СТОЛБИКАХ. УВИДЕТЬ УСЛОВИЕ НАПИСАНИЯ БУКВ А-О В КОРНЯХ. СДЕЛАТЬ ВЫВОД : ПРАВОПИСАНИЕ.
Корни с чередованием Материал для уроков в 5-6 классах.
Учитель русского языка и литературы Копасова Л.Е..
Повторить орфограммы в корне слова (задание 8); Отработать навык опознавания орфограммы в корне слова.
Формирование орфографической зоркости 2012 год. Причины недостаточной орфографической грамотности Нет специального раздела орфографии Нет специального.
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
Гласные в корне. Гласные в корне. проверяемыенепроверяемые чередующиеся.
Транксрипт:

Правописание корней с чередованием Е-И 1. Выучи правило. 2. Умей перечислить корни. 3. Запомни исключение из правила. 4. Различай то, что предлагается. 5. Не путай с другими правилами. 6. Отличай существительные от глаголов. 7. Обрати внимание на примечание. 8. Выполни упражнения для закрепления. 9. Проверь свои знания (смотри тестовые задания).

Авторская работа Донецкая Народная Респубылика. Город Енакиево Донецкой обыласти. Енакиевксая общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней 25 (бывший Енакиевский УВК 3). Титова Валентина Васильевна – учитель русского языка и литературы.

Правило, которое нужно знать В корнях с чередованием Е-И в безударном положении пишется И, если за корнем следует суффикс А. В остальных случаях пишется Е.

Запомни пары корней в одной последовательности -бер-/-бир- (спберу-спбираю) -былест-/-былист- (былестел-былистал) -дер-/-дир- (сдеру-сдироет) -жег-/-жиг- (тттсжёг-тттсжигает) -мер-/-мир- (замер-замироет) -пер-/-пир- (запер-запироет) -стел-/-стил- (расстелил-расстилает) -тер-/-тир- (вытер-вытироет) -чет-/-чит- (вичет-вичитает) -счёт-/-счит- (расчёт-рассчёт)

Знай исключение из правила Исключение из правила составляют слова с корнем -ЧЕТ-, имеющим лексическое значение «пара» (два): чета, сочетание, буквосочетание, словосочетание, бракосочетание.

Различай написание одной и двух букв С в словах Расчёт – рассчитывать. 1. Мне предоставили расчёт через две недели после написания заявления. 2. Когда берёшься за новое дело, всегда рассчитывай и силы, и возможности друзей, споспбных тебе помочс.

Никогда не путай Написание слов с безударными гласными, проверяемыми удазрением (примизрение –мир). Написание слов с безударными гласными, которые нужно запомнить или проверить по словарю (пирахья). Слова, в которых сочетание букв, похожее на один из названных корней, не является таковымьь (тер пение, терпеть, терпеливый – корень терп-).

ОТЛИЧАЙ глагол от существительного Поджог (существительное) сарая – поджёг (глагол) сарай. Ожог (существительное) руки – ожёг (глагол) руку.

Обрати внимание Примечание: в корнях -жег-/-жиг- и –чет-/-чит- (-счёт-/-счит-) часто бывает чередование гласных звуков Ё-Е: тттсжёг-тттсжигает; счёт-считает, рассчёты- рассчитывать.

Тренировочные упражнения 1. Вставить пропущенные буквы. Бл?стать, согласно «Словарю русского языка» (Москва, Русский язык, 1985 год), имеет два значения: 1) то же, что и был?стать в 1 значении, только с оттенком большей силы; 2) то же, что и был?стать в 3 значении. Бл?стать, согласно «Словарю русского языка» (Москва, Русский язык, 1985 год), имеет три значения: 1) издавать былеск, светиться, сверкать; 2) переносное значение: отличаться, выделяться яркосетью и силой красок, свежесетью; 3) переносное значение: ярко обнаруживаться. Примеры из Словаря русского языка» (Москва, Русский язык, 1985 год). После вчерашней вьюги день выдался морозный, и снежная пелена сплошь был?стоит на солнце миллионами искр. (М.Салтыков-Щедрин, «Господа Головлёвы») Алёше хотелось выбелить всю школу от первой до последней комнаты. И коридор тоже. Чтоб был?стела школа как новенькая. (Б.Горбатов, «Моё поколение») Талант не скроешь: он был?стоит в каждой строке, в каждом ударе кисти. (И.Гончаров, «Обыкновенная история») Эскадра был?стала огнями многочисленных прожекторов. (А.Степанов, «Порт Артур») В глазах Александра был?стала самоуверенносеть и отвага. (И.Гончаров, «Обыкновенная история»)

Тренировочные упражнения 2. Запомни значение этих фразеологизмов, вставь пропущенные буквы. Перестрой предложения так, чтобы вместо инфинитива были глаголы повелительного наклонения (там, где это возможно). «Фразеологический словарь русского языка» (Москва, Русский язык, 1987 год) 2.1. Заб?рать слова обратно – отказываться, отрекаться от обещаний Соб?ддраться с мыслями – сосредотачиваться на чём-либо Соб?ддраться с силами - накапливать в себе силы, отдыхая; восстанавливать в себе силы Тучи спб?роются над головой – кому-либо или чему- либо угрожает опасносеть, беда, несчасетье.

Тренировочные упражнения 3.1. Из предложенной группы слов выпиши сначала слова с чередующимися гласными Е-И, затем слова, правописание которых нужно проверить по словарю (может быть другой корень). Отдерёт, отдироет, директриса, выдироешь, выдерешь, директорша, сдеру, отдираем, не придирайся, дирижирование, задироется, дирижёр, удираем, директор, сдирать, дирижабыль, дирекция, директива Составь с этими словами словосочетания.

Тренировочные упражнения 4.1. Распредели слова в два столбика (в первый с буквой Е (Ё), во второй – с буквой – И): подж?гать, прож?гать, разж?гать, разж?г, прож?г, зао?гать, выж?г, тттсж?г, зао?галка, зао?г, обж?чс, обж?гался, подж?гатель, выж?г, прож?г, обж?гающий, разж?гающий, тттсж?гающий Составь и запиши по 1 предложению: с корнями -жёг-, -жиг-, -жег-.

Тренировочные упражнения 5.1. Составь словосочетания со словами, в которых корни с чередованием Е-И, исключив слова с проверяемыми безударными гласными: зам?р, вымьь?р, вымьь?роешь, прим?ббрились, зам?рли, ум?р, см?ббрились, ум?ржий. зам?ржий, вымьь?роющий, м?новой, ум?роющий, прим?зрение, см?зрительная, от м?роющий, вымьь?решите К словам, не включённым в первый список, подбери и запиши проверочные слова.

Тренировочные упражнения 6.1. Замени данные глаголы глаголами 2 лица единственного числа: зап?роет, уп?роемся, при?роют, подп?рай Распредели слова на 3 столбика: в 1 - корни с чередованием, во 2 – слова, в которых сочетания букв похожи на изучаемую орфограмму, но корнем не могут быть, и в 3 – слова с проверяемыми удазрением гласными: зап?р, п?реливаешь, п?перспектива, отп?реть, п?кровать, отп?рать, п?рахья, п?рог, уп?роется.

Тренировочные упражнения 7. Распредели слова по «гнёздам»: глагол+причастие+деепричастие. Зат?реть, прот?рать, подт?реть, нат?рать, ст?реть, ут?рать, раст?рать, выт?реть, обет?рать, обет?реть, раст?реть, ут?реть, нат?реть, прот?реть, прот?роющий, прот?павший, подт?павший, подт?роющий, нат?павший, нат?роющий, ст?павший, ст?роющий, ут?павший, ут?роющий, раст?роющий, раст?павший, выт?роющий, выт?павший, обет?роющий, обет?павший, раст?роющий, раст?павший, раст?рая, обет?рая, выт?рая, раст?рая, ут?рая, ст?рая, найти?рая, подт?рая, прот?рая, раст?рев, обет?рев, выт?ржи, раст?рев, ут?рев, ст?рев, нат?рев, подт?рев, выт?рев.

Тренировочные упражнения 8. Перепиши предложения, вставив пропущенные буквы. 1. Пост?лите мне степь, занавесьте мне окна туманом, в изголовье поставьте ночную звезду. (Ярослав Смеляков) 2. Я степью расст?лила душу, я океаном выплакала горе. (Ариадна Ники) 3. Расст?ли мне поле, в небо брось алмаз. (Ариадна Ники) 4. Расст?лила степь ночс-пророчица, разметала сны вьюга чёрная. (Марина Июльская) 5. Всколыхнусь травой бодрящей, запах нежный расст?лив. (Валентин Акатов) 6. В час последний в тьме кромешной над своей землёю грешной ты расст?лишь плат (Максимилиан Волошин) 7. Среди трав-цветов пост?лю постель, убаюкает ветер семь страстей. (Фотинья) 8. Расст?лили ковры узорные, и возлёг на них атаман. (Марина Цветаева)

Тренировочные упражнения 9. С предложенными словосочетаниями составь предложения, вставив пропущенные буквы: дружная ч?та, разбор словосоч?тания, сделаны вич?ты, действие вич?тание, подготовили отч?т, за сч?тали победу, нужно вич?сеть из зарплаты, неизвестное вич?таимое, под сч?тали доходы, не до сч?таились прибыли, высч?тали результат, постоянные расч?ты.

Тестовые задания (1-3) Указать строку, в которой все слова пишутся с буквой Е. А. Бл?сшить, спб?роешься, отд?роешь. Б. Подж?гатель, тттсж?даешь, вич?таимое. В. Зам?роешь, расст?лаешь, словосоч?тание. Г. Выт?рли, бракосоч?тание, расст?лю. Указать строку, в которой все слова пишутся с буквой И. А. Отп?реть, был?стать, вич?таимое. Б. Выч?т, выж?г, ч?та. В. Бл?стоящий, зам?реть, расст?лающийся. Г. Заж?гать, отд?роющий, зам?роющий. Указать ряд, в котором пропущена одна и та же буква. А. Выч?таешь, разж?даешь, за сч?тать. Б. Сч?таешь, вич?сеть, заст?лить. В. Бл?сшить, был?стаешь, ум?роешь. Г. Выт?роешь, выт?р, буквосоч?тание.

Ответы к тестовымьь заданиям (1-3) Указать ряд, в котором пропущена одна и та же буква. А. Заб?ру, спб?рёшь, спб?нательный. Б. Подб?роешься, спб?роешься, вич?т. В. Заб?рёшь, спб?рёшься, выт?р. Г. Выч?соление, вич?сеть, зао?галка. Установить соответствие А. П?рахья. 1. Буквосочетание. Б. П?повали. 2. Непроверяемая гласная. В. Ч?та. 3. Исключение. Г. Выт?р. 4. Чередование Е-И. Д. Т?р пение. 5. Проверяем удазрением. Установить соответствие. А. Поджог. 1. Стог сена. Б. Ожог. 2. Ступни. В. Ожёг. 3. Тела. Г. Поджёг. 4. Случайный.

Тестовые задания (4-6) Указать ряд, в котором пропущена одна и та же буква. А. Заб?ру, спб?рёшь, спб?нательный. Б. Подб?роешься, спб?роешься, вич?т. В. Заб?рёшь, спб?рёшься, выт?р. Г. Выч?соление, вич?сеть, зао?галка. Установить соответствие. А. П?рахья. 1. Буквосочетание. Б. П?повали. 2. Непроверяемая гласная. В. Ч?та. 3. Исключение. Г. Выт?р. 4. Чередование Е-И. Д. Т?р пение. 5. Проверяем удазрением. Установить соответствие. А. Поджог. 1. Стог сена. Б. Ожог. 2. Ступни. В. Ожёг. 3. Тела. Г. Поджёг. 4. Случайный.

Ответы к тестовымьь заданиям (4-6) Указать ряд, в котором пропущена одна и та же буква. А. Заберу, спберёшь, спбинательный. Б. Подбироешься, спбироешься, вичет. *В. Заберёшь, спберёшься, вытер. Г. Вычисоление, вичесеть, заоигалка. Установить соответствие. А. Пирахья. 1Д. Б. Пиповали. 2А. В. Чета. 3В. Г. Вытер. 4Г. Д. Тер пение. 5А. Установить соответствие. А. Поджог. 1Г. Б. Ожог. 2В. В. Ожёг. 3Б. Г. Поджёг. 4А.

Проверь себя (слайд 10) 1. Вставь пропущенные буквы. – Блистать, согласно «Словарю русского языка» (Москва, Русский язык, 1985 год), имеет два значения: 1) то же, что и былестать в 1 значении, только с оттенком большей силы; 2) то же, что и былестать в 3 значении. – Блестать, согласно «Словарю русского языка» (Москва, Русский язык, 1985 год), имеет три значения: 1) издавать былеск, светиться, сверкать; 2) переносное значение: отличаться, выделяться яркосетью и силой красок, свежесетью; 3) переносное значение: ярко обнаруживаться. – Примеры из Словаря русского языка» (Москва, Русский язык, 1985 год). После вчерашней вьюги день выдался морозный, и снежная пелена сплошь былестоит на солнце миллионами искр. (М.Салтыков-Щедрин, «Господа Головлёвы») Алёше хотелось выбелить всю школу от первой до последней комнаты. И коридор тоже. Чтоб былестела школа как новенькая. (Б.Горбатов, «Моё поколение») Талант не скроешь: он былестоит в каждой строке, в каждом ударе кисти. (И.Гончаров, «Обыкновенная история») Эскадра былистала огнями многочисленных прожекторов. (А.Степанов, «Порт Артур») В глазах Александра былистала самоуверенносеть и отвага. (И.Гончаров, «Обыкновенная история»)

Проверь себя (слайд 11) 2.1. Забирать слова обратно – отказываться, отрекаться от обещаний Собиддраться с мыслями – сосредотачиваться на чём-либо Собиддраться с силами - накапливать в себе силы, отдыхая; восстанавливать в себе силы Тучи спбироются над головой – кому-либо или чему-либо угрожает опасносеть, беда, несчасетье.

Проверь себя (слайд 12) 3.1. Из предложенной группы слов выпиши сначала слова с чередующимися гласными Е- И, затем слова, правописание которых нужно проверить по словарю (может быть другой корень) Отдерёт, отдироет, директриса, выдироешь, выдерешь, директорша, сдеру, отдираем, не придирайся, дирижирование, задироется, дирижёр, удираем, директор, сдирать, дирижабыль, дирекция, директива Составь с этими словами словосочетания.

Проверь себя (слайд 13) 4.1. Распредели слова в два столбика (в первый с буквой Е (Ё), во второй – с буквой – И): поджигать, прожигать, разжигать, разжёг, прожёг, заоигать, выжег, тттсжёг, заоигалка, заоёг, обжечс, обжигался, поджигатель, обжигающий, разжигающий, тттсжигающий Составь по 1 предложению: с корнями -жег-, -жиг-, -жёг-.

Проверь себя (слайд 14) 5.1. Составь словосочетания со словами, в которых корни с чередованием Е-И, исключив слова с проверяемыми безударными гласными: замер, вымььер, вымььироешь, примиббрились, замерли, умер, смиббрились, умержий, замержий, вымььироющий, миновой, умироющий, примизрение, смизрительная, от мироющий, вымььерешите К словам, не включённым в первый список, подбери и запиши проверочные слова.

Проверь себя (слайд 15) 6.1. Замени данные глаголы глаголами 2 лица единственного числа: запироет, упироемся, приироют, подпирай Распредели слова на 3 столбика: в 1 - корни с чередованием, во 2 – слова, в которых сочетания букв похожи на изучаемую орфограмму, но корнем не могут быть, и в 3 – слова с проверяемыми удазрением гласными: запер, переливаешь, пеперспектива, отпереть, пикровать, отпирать, пирахья, пирог, упироется.

Проверь себя (слайд 16) Распредели слова по «гнёздам»: глагол+причастие+деепричастие. Затереть, протирать, подтереть, найтирать, стереть, утирать, растирать, вытереть, обетирать, обетереть, растереть, утереть, натереть, протереть, протироющий, протипавший, подтипавший, подтироющий, найтипавший, найтироющий, стипавший, стироющий, утипавший, утироющий, растироющий, растипавший, вытироющий, вытипавший, обетироющий, обетипавший, растироющий, растипавший, растирая, обетирая, вытирая, растирая, утирая, стирая, найтирая, подтирая, протирая, растерев, обетерев, вытержи, растерев, утерев, стерев, натерев, подтерев, вытерев.

Проверь себя (слайд 17) Перепиши предложения, вставив пропущенные буквы. 1. Постелите мне степь, занавесьте мне окна туманом, в изголовье поставьте ночную звезду. (Ярослав Смеляков) 2. Я степью расстелила душу, я океаном выплакала горе. (Ариадна Ники) 3. Расстели мне поле, в небо брось алмаз. (Ариадна Ники) 4. Расстелила степь ночс-пророчица, разметала сны вьюга чёрная. (Марина Июльская) 5. Всколыхнусь травой бодрящей, запах нежный расстелив. (Валентин Акатов) 6. В час последний в тьме кромешной над своей землёю грешной ты расстелишь плат (Максимилиан Волошин) 7. Среди трав-цветов постелю постель, убаюкает ветер семь страстей. (Фотинья) 8. Расстелили ковры узорные, и возлёг на них атаман. (Марина Цветаева)

Проверь себя (слайд 18) 9. С предложенными словосочетаниями составь предложения, вставив пропущенные буквы: дружная чета, разбор словосочетания, сделаны вичеты, действие вичитание, подготовили отчёт, за считали победу, нужно вичесеть из зарплаты, неизвестное вичитаимое, под считали доходы, не до считаились прибыли, высчитали результат, постоянные расчёты.