Анализ предоставления общественных услуг в странах Евразийского региона Сергей Борисович Сиваев, Институт экономики города.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Инвестиционная привлекательность договоров ГЧП в коммунальном секторе Сергей Сиваев Институт экономики города 15 ноября 2013 г.
Advertisements

Аспекты финансирования развития инфраструктуры Сиваев Сергей Борисович Институт экономики города Москва 26 мая 2011г.
Сиваев Сергей Борисович Возможности и ограничения концессии в коммунальном секторе
Докладчик: Филиппов А. ФЭУТ IV-2 ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ГОРОДА Москва.
Основные принципы разработки и реализации долгосрочных программ реконструкции и развития систем водоснабжения и водоотведения Карлик Д.А. Заместитель генерального.
Владимир Владимирович ГРИШАНОВ Председатель РЭК Свердловской области Практика тарифообразования при комплексном освоении территории (КОТ) на примере жилого.
Студент 3 курса з/о Группы ЭЗ-31 Мамытов С.А 1. Предпосылки: высокий уровень физического износа коммунальных сетей государственная и муниципальная монополия.
Международная конференция «Модернизация российской экономики: роль институтов развития» Ключевые задачи модернизации и повышения энергоэффективности многоквартирных.
Реализация проектов развития городской инфраструктуры на основе публично-частного партнерства И. Запатрина Украинский центр содействия развитию публично-частного.
Установка и эксплуатация приборов учета в многоквартирных домах: требования и варианты реализации.
Некоммерческое партнерство содействия развитию жилищно-коммунального хозяйства «Развитие» НОВАЯ МОДЕЛЬ РЫНКА И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ Алексей Макрушин Москва,
Бюджетная реформа и развитие межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях Министерство финансов Удмуртской Республики Институт реформирования.
Модернизация теплового комплекса г. Шахты. Модернизация теплового комплекса г. Шахты предполагает проведение реконструкции и технического перевооружения.
Распоряжение Правительства РФ от Р МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственная программа РФ «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И РАЗВИТИЕ.
Пузанов Дмитрий Владимирович Заместитель Генерального директора ОАО «Евразийский» Перспективы рынка ГЧП-проектов и их участников в секторе водоснабжения.
1 Экономический меморандум для Республики Беларусь: энергетический сектор Стабильность структуры и управления сектором в течение последнего десятилетия.
Министерство регионального развития Российской Федерации1 Программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры (ПКР) Заместитель руководителя Федерального.
Г. Москва ОАО «Холдинг МРСК» Стратегия развития распределительного сетевого комплекса.
Экспертная группа г.. 2 Масштабы сектора Условия и вызовы Демографические – демографический спад (крайне важно для профобразования); – старение.
ЕБРР: Финансирование проектов в секторе ЖКХ. Финансирование проектов в области муниципальной инфраструктуры Водоснабжение и водоотведение Городское теплоснабжение.
Транксрипт:

Анализ предоставления общественных услуг в странах Евразийского региона Сергей Борисович Сиваев, Институт экономики города

Оценка уровня оказания в городах таких общественных услуг как : водоснабжение ; водоотведение ; электроснабжение ; централизованное водоснабжение ; городской общественный транспорт Роль местных органов власти в оказании общественных услуг Лучшие практики Заказчик работы – United Cities and Local Governments Цели исследования (1)

Что происходит с городами ? Доля населения, проживающего в городских населенных пунктах, (2010) Изменение доли городского населения за период , процентные пункты Доля численности населения столицы в численности городского населения, (2010) Большая часть населения постсоветских стран проживает в городах Доля городского населения за последнее десятилетие достаточно стабильна В значительном числе государств столицы доминируют в доле городского населения (2)

Доступ населения к коммунальным услугам Доля жилых помещений, обеспеченных доступом к канализации, (2009) Доля жилых помещений, обеспеченных доступом к центральному отоплению, (2009) Уровень доступа населения к коммунальным услугам во многих странах за последние 20 лет снизился Особенно критическая ситуация в вопросах централизованного теплоснабжения Качество предоставления коммунальных услуг низкое Состояние коммунальной инфраструктуры городов носит критический характер Общественных ресурсов на развитие инфраструктуры недостаточно Инвестиционная привлекательность сектора низкая Доля жилых помещений, обеспеченных доступом к водоснабжению, (2009) (3)

Пример : централизованное теплоснабжение в Республике Молдове Доля населения, имеющего доступ к централизованному ГВС На начало 90-х большая часть населения получала услуги централизованного теплоснабжения (ЦТС) Многократный рост стоимости импортируемых энергоресурсов – услуги ЦТС перестали быть доступными для потребителей Следствие: массовые неплатежи, переход населения и госучреждений на автономное теплоснабжение Реакция государства: граждане, имеющие задолженность по оплате услуг ЦТС, лишены права выезда за границу Результат: на начало 2011 года ЦТС осталось в 7 из 35 городов Молдовы; 97,7% многоквартирных домов с ЦТС расположены в 2 крупнейших городах Молдовы, Кишинёве и Бельцах (4) Доля населения, имеющего доступ к централизованному отоплению

Экономическая доступность коммунальных ресурсов и услуг для населения Доля расходов по оплате ЖКУ в потребительских расходах, (2010) Расход по оплате ЖКУ, $/ чел. в месяц (2010) Доля расходов на ЖКУ в потребительских расходах относительно невелика Стоимость ЖКУ в большинстве стран не покрывает операционные расходы предприятий сектора Тарифная политика в секторе крайне политизирована Тарифное регулирования практически везде передано на национальный ( региональный ) уровень и не является полномочием местной власти при сохранении ответственности местной власти за предоставление общественных услуг. Стоимость 6 куб. м холодной воды для жителей столиц, $ (201 2 ) (5)

Институциональная ловушка местных властей : Есть ответственность Нет полномочий Нет ресурсов Международная практика развивающихся стран : Государственно - частное партнерство Приватизация Проблема общественных услуг (6)

Государственно - частное партнерство в секторе оказания общественных услуг Как правильно распределять риски между властью и бизнесом ? опыт Армении : сначала договоры управления, потом аренды, но инвестиции по - прежнему за властью, потому что низкие тарифы Повышение централизации ? опыт России : нет опыт Армении : да Вкладываются ли частные инвестиции в сектор общественных услуг ? опыт Китая : да опыт России : нет (7)

Лучшая практика : Россия, г. Новошахтинск Ростовской области (8) Договор аренды муниципальной системы централизованного теплоснабжения. В рамках договора переход на теплоснабжение города за счет использования альтернативного не углеродного источника энергии – низкопотенциальной энергии шахтных вод ( энергии земли ) с помощью тепловых насосов Теплонасосная энергетическая станция, производящая тепловую энергию и поставляющая ее потребителям города. Применение технологии тепловых насосов, использующих в качестве источника энергии подземную шахтную воду, которая находится в затопленных шахтах города и является по сути неисчерпаемым источником тепловой энергии.

Пример : город Шымкент, Республика Казахстан Проблема : низкое качество водоснабжения изношенные основные фонды низкое качество оказания услуг тарифы не покрывали эксплуатационных расходов хроническая убыточность деятельности предприятия Решение : приватизация заключение сервисного контракта привлечение кредита от ЕБРР частному оператору для осуществления инвестиционной деятельности Итог : новый уровень предоставления услуг водоснабжения модернизация объектов и сетей водоснабжения повышение качества услуги водоснабжения (9)

Пример : Республика Армения, « Армводоканал » Исходное состояние « Армводоканала »: изношенные сети массовые неплатежи населения поставка воды населению по графику Для решения проблем государство : провело международный тендер на право заключения договора управления привлекло международного частного оператора Saur ( Франция ) заключило договор, основанный на показателях результативности ( вознаграждение оператора зависит от результата его работы ) После проведенных реформ были достигнуты следующие результаты : (10) Исходное состояние Результат через 4 года Продолжительность периода водоснабжения, час/сутки 6,0412,10 Соответствие воды критериям бактериологической безопасности, %93,8%96,6% Доля абонентов, которым счет по оплате выставляется по приборам учета, %40,2%64,6% Уровень сбора платежей (без учета бюджетных организаций), %47,9%75,9% Численность персонала в расчете на 1000 абонентов, чел.9,456,85 Потребление электроэнергии в расчете на 1 куб. м, к Вт*ч 0,430,29

Необходимые условия привлечения частных инвестиций в рамках договоров концессии 1. операционные технологические критерии отбора победителя в конкурсной документации, то есть обязательства концессионера по улучшению показателей операционной деятельности или сроки достижения предполагаемых показателей операционной деятельности 2. экономические критерии, которые ограничивали бы финансовые потребности частных операторов для реализации принятых на себя обязательств. (11)

Пример тарифного плана в заявке участника (12) Темпы роста тарифа в приведенных ценах постепенно снижаются, к 2026 году становятся меньше единицы, что обеспечивает реальное снижение тарифа в этот период

Промежуточные выводы : Оказание общественных услуг в большинстве городов постсоветского пространства - в кризисном состоянии Местные органы власти находятся с институциональной ловушке, когда есть ответственность, но нет полномочий и ресурсов Решение этой проблемы в децентрализации полномочий и ресурсов Практика показывает перспективы привлечения бизнеса к оказанию общественных услуг через механизмы государственно - частного партнерства Развитие государственно - частного партнерства требует ухода от административного регулирования к договорным отношениям, включая тарифную политику 13